Научная статья на тему 'К вопросу о возможности восстановления триумфальной арки в Пальмире'

К вопросу о возможности восстановления триумфальной арки в Пальмире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элемент градостроительного ансамбля / необычная объемно-планировочная композиция / графическая реставрация / реставрационные дополнения / научное обоснование воссоздания памятника / element of an urban-planning ensemble / unusual spatial-planning composition / graphic restoration / restoration additions / scientific justification for the reconstruction of the monument

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голобородский Михаил Венидимович

Целью исследования стало рассмотрение вопроса о возможности разработки научно обоснованного проекта восстановления Триумфальной арки в Пальмире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the possibility of restoring the Arc de Triomphe in Palmyra

The purpose of the study was to consider the possibility of developing a scientifically sound project for the restoration of the Arc de Triomphe in Palmyra.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности восстановления триумфальной арки в Пальмире»

Список цитируемой литературы:

1. АВОК СТАНДАРТ-2-2004 / Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха. - Москва, 2004 // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200054098.

2. Микроклимат церковных зданий / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации (ГосНИИР). Лаб.

музейной климатологии; Р. А. Девина [и др.]. - Москва : Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации, 2000. -119 с. : ил.

3. Фомин, И. В. Использование аэрационных устройств в системах естественной вентиляции церковных зданий-памятников архитектуры / И. В. Фомин, Б. Т. Сизов // Природные условия строительства и сохранения храмов православной Руси : Материалы 4-го международного научно-практического симпозиума. Сборник тезисов. - Сергиев-Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2009. - С. 400-406.

М. В. Голобородский 10.24412/cl-35672-2022-1-0064

M. V. Goloborodsky

К вопросу о возможности восстановления триумфальной арки в Пальмире To the question of the possibility of restoring the Arc de Triomphe in Palmyra

Ключевые слова: элемент градостроительного ансамбля, необычная объемно-планировочная композиция, графическая реставрация, реставрационные дополнения, научное обоснование воссоздания памятника. Keywords: element of an urban-planning ensemble, unusual spatial-planning composition, graphic restoration, restoration additions, scientific justification for the reconstruction of the monument.

Аннотация: Целью исследования стало рассмотрение вопроса о возможности разработки научно обоснованного проекта восстановления Триумфальной арки в Пальмире.

Abstract: The purpose of the study was to consider the possibility of developing a scientifically sound project for the restoration of the Arc de Triomphe in Palmyra.

Пальмира - один из красивейших когда-то городов Древнего Востока, его называют городом-сказкой, эфемерно пролетевшей метеором по страницам истории человечества [8].

В январе 2015 года, боевики ИГИЛ взорвали центральную часть амфитеатра, храм Баала, тетрапилон, часть башенных гробниц и т. н. Триумфальную арку Большой колоннады.

В августе 2018 года было объявлено о намерениях восстановить разрушенные объекты культурного наследия. Восстановление варварски разрушенной Триумфальной арки имеет символическое для Сирии и России значение. Российские реставраторы имеют большой опыт восстановления, казалось бы, навсегда уничтоженных варварами уникальных памятников архитектуры и искусства.

При возвращении к жизни столь древнего и уникального по своей архитектуре памятника, конечно, возникнут проблемы, требующие для своего решения глубоких натурных и библиографических исследований.

Состояние вопроса

Первым доступным для европейцев изданием о Пальмире стала книга английских исследователей Роберта Вуда и Х. Девкинса, опубликованная в 1753 году. Помимо текста в книге были представлены замечательные гравюры с видами руин Пальмиры и описание города древнеримским писателем Плинием Старшим (рис. 2). Вслед за Р. Вудом целый ряд ученых и художников посетили Пальмиру в XVIII и XIX веках.

Так, французский художник Луи-Франсуа Касас кроме гравюр и акварелей с видами руин Пальмиры выполнил и проект реставрации Триумфальной арки.

Результаты своего исследования опубликовал в 1882 году и российский ученый С. С. Абамелик-Лазарев.

Целый ряд статей о Пальмире опубликовали ученые Русского археологического института в Константинополе. В течении XX века в Пальмире велись обширные археологические и реставрационные работы наиболее выдающимися специалистами из России, Германии, Франции, Швеции, Польши, Сирии и других стран.

Краткая история Пальмиры (Тадмор)

Судьба Пальмиры трагична. Гордясь своим могуществом и процветанием, город-государство восстал против римского господства и, как говорят, погиб в одну ночь. Город в течение многих веков постепенно разрушался и засыпался песком. Открытый европейцами в конце XIX века, он стал притягателен для ученых и туристов.

Стройные, благородные сооружения античной Пальмиры поражают тем, что находятся среди пустыни. Тишина и одиночество делают эти памятники еще более удивительными, а восхищение ими еще более сильным.

Откликнувшись на намерения сирийского правительства восстановить поруганный варварами объект культурного и исторического значения, в 2020 году российской группой специалистов под началом Ассоциации предприятий каменной отрасли России «Центр камня» начата работа по сохранению и реставрации «Триумфальной арки. Ассоциация «Центр камня» при поддержке Российской академии архитектуры организовала и направила в апреле 2021 года в Сирию научную экспедицию. В коллектив исследователей вошли специалисты по античной археологии, арабистике, истории

архитектуры, архитектурной реставрации и топографии.

Задаче возвращения к жизни памятника мировой архитектуры - триумфальной арки Пальмиры в результате её реставрации посвящается данная статья, выполненная на основе изучения библиографических материалов и первичных натурных обследований.

Культура средиземноморского мира в ¡-III веках

Следуя примеру Рима, административные центры римских провинций стали отличаться большим разнообразием архитектурных сооружений. Устраиваемые

в процветающих провинциальных городах каменные мостовые, системы водопроводов и канализации, монументально оформленные парадные городские ворота и триумфальные арки стали отличительной чертой ¡-III веков н. э.

В процветавших благодаря посредничеству в торговле провинциальных центрах были созданы выдающиеся памятники искусства и архитектуры. Широкие и прямые улицы в таких городах, как Баальбек, Гераса, Тим-гад и Пальмира обрамляли ряды высоких и стройных колонн, украшенных статуями; появились арки, ворота и различные культовые изваяния.

Рис. 1. Триумфальная арка в Пальмире: а - состояние арки до ее подрыва; б - план улицы Колонн и связанных с нею ансамблей; - план трехпролетной триумфальной арки на улице Колонн; г - улица Колонн в к. XVIII в. Источники: а - фото из сети Интернет; б-г -Бунин А. В. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Т. 1. М., 1979. С. 92.

а) б)

Рис. 2. Гравюры с видами Пальмиры: а - вид на Триумфальную арку с улицы Колонн; б - вид на Триумфальную арку со стороны храма Баала Источник: Wood, R. The Ruins of Palmira, otherwise Tadmor, in the Desert. London, 1753.

Римляне верили, что porta triumphalis обладают магическими «очистительными свойствами». Для Рима триумфальные арки были своего рода священными воротами, за которыми собиралась триумфальная процессия. Прохождение через арку было религиозным обрядом для триумфатора, необходимым, для того чтобы он мог вступить на священную землю Рима.

Вслед за арками триумфаторов, возводившимися в Риме, началось устройство арок в других городах империи. Арки возводили в память какой-либо заслуги императора, как памятник гражданского устройства, по поводу включения этого города в состав Империи, по поводу дарования городу налоговых привилегий.

Особенностью провинциальной римской архитектуры II-III вв. н. э. явилось воздействие на творчество работавших здесь римских и греческих мастеров и их учеников местных восточных художественных вкусов. Так, орнаментальная, довольно глубокая по сравнению с римскими образцами, порезка камня придавала особенную декоративность сооружениям. При этом перегруженный декором архитектурный ордер в руках провинциальных зодчих часто терял свои материальные и конструктивные характеристики (рис. 7).

Усиление декоративности было свойственно и для работ столичных архитекторов III века. Одним из наиболее характерных столичных образцов архитектуры времени правления династии Северов стала арка Сеп-тимия Севера, возведенная на Римском форуме в 203 году н. э.

Трехпролетная арка Северов украшена по обеим сторонам четырьмя колоннами с капителями композитного ордера, несущими раскрепованный антаблемент, завершенный высоким аттиком. Всю поверхность стен арки сплошь покрывают рельефы, повествующие о победах императора. Глубокие арочные пролеты сооружения образовывают самостоятельные пространства, перекрытые полуциркульными сводами. В двух пилонах, отделяющих центральный пролет от боковых, устроены проходы, в результате чего внутри арки Северов образовалась живописная система пространств (рис. 4) [2].

История Пальмиры: расцвет, крушение и вторая жизнь

Город Пальмира расположен в 240 км на северо-восток от Дамаска на краю Сирийско-Аравийской пустыни. В течение многих веков город Пальмира (Тадмор до 130 г. н. э.) сохранял нейтралитет в частых конфликтах соседних государств. Долгое мирное существование Пальмиры определило поразительный для относительно небольшого города масштаб строительных работ, высокое архитектурное и художественное мастерство его строителей и художников.

Страстный путешественник и ценитель искусств, император Адриан, прибыв в Пальмиру в 129 году, был поражен ее богатством и великолепием. К периоду правления императора Адриана (117-138 гг.), его преемников Антонина Пия (138-161 гг.) и Марка Аврелия (161-180 гг.) относится наивысший расцвет Пальмиры. Облик Пальмиры в этот период особенно преобразило

строительство колоннады вдоль главной улицы, протянувшейся с востока на запад. По обеим сторонам улицы выросли крытые портики с двумя рядами колонн из золотистого известняка.

Благоприятным для Пальмиры стало и время правления императорской династии Северов (193-235 гг.). В период пребывания у власти наиболее известного представителя этого семейства Каракаллы (212 г.) Пальмира официально стала римской провинцией, полностью признав над собой власть Рима [5].

Через тысячу лет после падения Рима, когда у европейцев возник интерес к культуре стран, лежащих за пределами их маленького мира, о Пальмире вспомнили.

В XIX веке лежащий в руинах античный город стал привлекать к себе не только исследователей, но и туристов. В XX веке в Пальмире на площади в 6 кв. километров расположился колоссальный археологический музей. Его экспонатами под открытым небом стали храмовый комплекс Бела, Большая колоннада, руины терм, театр, мозаичные панно жилых домов и другие здания античного периода. Визитной карточкой Пальмиры была триумфальная арка Северов.

Градостроительная ситуация и планировка Пальмиры

Пальмира родилась и расцвела в пустынном оазисе, в середине караванного пути между Хомсом (бывшей Эмессой) и местностью Абу-Камаль. С юга город окружает гряда невысоких гор. Окруженный крепостной стеной город имеет план, напоминающий полуовал, вытянутый в направлении с юго-востока на северо-запад. От пересекающей городскую территорию главной городской магистрали, так называемой Большой колонной улицы (Большая колоннада), расходятся улицы жилых кварталов и две Малые колонные улицы. Колонные улицы с обеих сторон обрамляли купеческие лавки и общественные здания.

Большая колоннада имеет в плане два излома, но при этом является композиционной осью всей застройки Пальмиры. Особенностью плана города является сочетание в нем свободной унаследованной у древнего поселения Тадмор планировки, подчиненной рельефу местности, и наложенной на неё римлянами регулярной сетки улиц (рис. 1б).

Слегка изгибаясь, колоннада тянулась до монументальной трехпролетной арки, средний огромный пролет которой был, перекинут через проезжую часть улицы, два других меньших по размеру пролета оформляли проходы в тенистые портики. Архитектурное и скульптурное оформление арки, отличающееся пышностью декора,_характерно для сооружений времени Северов.

Монументальная по своему масштабу и лаконичности форм арка была поставлена так, что сквозь ее пролеты открывался эффектный вид на парадный фасад святилища Бела. За аркой колоннада продолжалась, но только немного сворачивала на юг к входу в святилище. Таким градостроительным приемом стихийно сложившаяся в древности застройка Пальмиры была приведена к регулярной схеме, в которой тетрапилон, триум-

фальная арка и храм Бела выполняли композиционные функции пространственных ориентиров [3].

Архитектурный анализ Триумфальной арки, или арки Северов в Пальмире

Триумфальная арка была построена в 129 году по случаю визита в Пальмиру императора Адриана. Композиционные и декоративные принципы оформления арок, возводившихся в память военного триумфа, часто переносились на фасады городских ворот [10].

Римские архитекторы всегда обрамляли арочные проемы и пилоны антаблементом с раскреповками. При этом обрамляющие арки архивольты опирали непосред-

ственно на пилястры, а капителям пилястр могли придавать вид карниза. Все существенные части фасадов образовывали единое уравновешенное целое.

Неотъемлемой принадлежностью завершающей части арки был располагавшийся над карнизом аттик с посвятительной надписью. На образованной аттиком площадке обычно ставилась статуя триумфатора.

В застройке Пальмиры места поворота Большой колонной улицы и ее пересечения с Малыми колонными улицами отмечены различного типа арками (рис. 1б). Разделение протяженной колоннады на три участка создавало дополнительный эффект. Арки, замыкавшие перспективы участков улицы, сохраняли ее масштаб-

Рис. 3. Триумфальная арка в Пальмире в рисунках и чертежах Луи-Франсуа Касаса (к. XVII - нач. XIX в.): а - вид на храм Бела сквозь Триумфальную арку; б - южный фасад (графическая реконструкция); в - поперечный разрез (графическая реконструкция); г - чертеж скульптурного убранства фасадов Источник: Руины на картинах Луи-Франсуа Касаса. - кир$: ги-Ыййеп.1пе)оигпа1.сот>102243.Ыт1

Рис. 4. Триумфальная арка Северов в Древнем Риме. 203 г. Источник: Иирз:// tapluan.wordpress.com/tag/kien-truc-the-gioi-2/

Рис. 5. Триумфальная арка в Пальмире до её разрушения. Фото из сети Интернет

Рис. 6. План Триумфальной арки. Реконструкция автора

ность и устраняли монотонность зрительного восприятия, что было бы неизбежно при нерасчлененности столь протяженной магистрали.

Из всех арок Пальмиры выделялась наиболее интересная большая «Триумфальная арка» (рис. 1а). Очевидно, что место воздвижения этого монумента в городском пространстве было выбрано с глубоким художественным расчетом. Соответствуя повороту Колонной улицы, арка получила необычный для подобных сооружений близкий по форме к треугольнику план. Благодаря такому композиционному решению фасады арки оказались расположенными перпендикулярно по отношению к направлению обоих участков колонной улицы. Если от храма Баала жители и гости города смотрели на север, то арка воспринималась ими парадными воротами, ведущими в центральную часть города [14, 15]; обратно, при подходе к арочным воротам из центра города, можно было видеть главную святыню города - храм Баала, вписанный в арочный проем как в декоративную раму (рис. 1б).

Так называемая Триумфальная арка Северов в Пальмире, воздвигнутая в 229 году н. э., необычна по объемной-планировочной композиции: три сквозных пролета соединяли поперечные сквозные проходы. Подобное решение организации внутреннего пространства в массе арки имеет и построенная в Риме 26 годами раньше триумфальная арка Септимия Севера. Из двух главных фасадов пальмирской арки, когда-то составлявших единую объемно-планировочную композицию, к 2015 году сохранился только северный фасад, от южного фасада оставались лишь крайние пилоны (рис. 8).

Интерес к образованию внутренних пространств, крупный масштаб, насыщенность орнаментом архитектурных деталей Триумфальной арки в Пальмире в полной мере соответствуют особенностям римской архитектуры времен правления династии Северов (III в. н. э.) [3].

Сама же технология возведения арки, как и всей колоннады, из тесанного камня без использования связующего вещества (сухая каменная кладка) восходит к строительной практике классической греческой архитектуры. Рождающееся при взгляде на арку чувство легкости и невесомости диаметрально противоположно полновесности близких по композиции фасадов триумфальных арок в других городах восточных римских колоний, таких как: арка Адриана в Петре (Иордания) или арка Траяна в Тимгаде (Нубия). Вернее, эту неотъемлемую часть пальмирской колоннады следовало бы называть не триумфальной аркой, а парадными воротами, ведущими в центральную часть города или направляющими из него к храму Баала. Возможно, подобные арочные ворота, когда-то стояли и у храма, в начале давно утраченной части колоннады.

К середине XVIII века Триумфальная арка уже имела значительные утраты, ее практически аварийное состояние зафиксировали в своих зарисовках первые европейские исследователи: англичанин Роберт Вуд в 1753 г. [16] и француз Луи-Франсуа Касас в 1799 году [9].

Кроме зарисовок Л.-Ф. Касс опубликовал и свою довольно амбициозную графическую реконструкцию пальмирской арки. Правда, эту элегантную гипотезу, выполненную с привлечением изысканного арсенала архитектурных средств французского классицизма, современные критики не советуют воспринимать буквально (рис. 3 а-г) [13]. Библиографические источники и фотографии, сохранившие нам многочисленные изображения триумфальной арки до ее разрушения, позволяют в научных целях выполнить ее графическую реконструкцию.

Как было сказано выше, монументальная арка оформляла поворот Большой колонной улицы, ведшей от храма Баала (Бела) к центру в город. При одинаковой композиционной схеме северный и южный фасады арки имели отличия в деталях. Ко всем четырем пилонам северного фасада арки примыкала ограждавшая улицу колоннада, разделявшая северный фасад на три самостоятельных композиции. К южному фасаду колоннада примыкала только крайними рядами колонн, образуя перед триумфальной аркой прямоугольную площадь (рис. 1 г). С этой стороны фасад триумфальной арки воспринимался целостно.

Имеющую высоту около 17 м трехпролетную арку украшают пилястры коринфского ордера с филенками, заполненными орнаментом.

Размещение ордерных форм было глубоко продуманным и соответствовало архитектурной теории того времени. Пилоны, поддерживающие архивольты, были увенчаны богато декорированными импостами в виде усеченной четырехгранной пирамиды, заменяющей капитель.

Четыре пары пилястр большого ордера несли раскре-пованный антаблемент и придавали облику сооружения образ особого величия и надежности. Лежавший на архитраве фриз был уподоблен пышной гирлянде из листьев лавра. В римской символике подобный «лавровый венок» был эмблемой, воспевающей славу римских походов. Вероятно, центральный пролет арки был завершен треугольным фронтоном.

Гладь стен, поднимавшихся над боковыми пролетами, прорезали эдикулы - ниши, обрамленные ордерными наличниками, увенчанными фронтонами.

Неотъемлемой частью архитектуры Триумфальной арки является ее резной декор. Орнаментальная глубокая порезка придала особую декоративность фасадам и интерьеру монумента (рис. 7).

Глубокая резьба и высокий профиль орнаментов придавали арке эффект легкости и создавали впечатление нематериальности декорированных поверхностей пилястр, архивольт и фризов. Филенки пилястр, архивольты и их софиты были украшены стилизованными ветвями винограда, розетками и гирляндами из пальметт. Замковых камней архивольты не имели, что было свойственно постройкам восточных провинций Рима [10]. Внутренние поверхности сводов сквозных проходов заполнены резьбой в виде комбинаций кессон с розетками. Поверхности таких тектонических элементов, как фризы и карнизы, сплошь покрывают листья аканта

или лавра, а также ионики, овы, кимы и извивающиеся стебли винограда.

Идейное назначение Триумфальной арки раскрывала скульптура. В эдикулах помещались статуи местных богов и правителей. На южном фасаде маскароны в форме головы льва поддерживали кронштейны, на которые опирались крайние архитравы примыкающей к арке Большой колоннады. При своеобразном, полном непо-

средственности почерке исполнителей декора, композиция выполненных ими резных элементов восходит к традиционной орнаментике греческого и римского искусства (рис. 3 б-г).

Триумфальная арка устояла при землетрясении 1138 года, но продолжала разбираться жителями. От юго-восточной части сооружения сохранились только пилоны, поддерживавшие боковые арочные пролеты.

Рис. 8. Руины Триумфальной арки в Пальмире. Фото автора

Северо-западная сторона сооружения сохранилась лучше, стена над центральным арочным пролетом утратила только карниз. Утраты на этом не закончились. Уже в XX веке были сбиты маскароны с головами львов. Боковые, малые арочные пролеты утратили верхние части стен, своей массой противодействовавших горизонтальным распирающим силам в пятах центральной арки. В результате нарушения уравновешенной конструктивной системы произошла подвижка пят центральной арки, что привело к раскрытию швов в ее верхней зоне и просадке верхнего сегмента (замкового камня). В результате природных воздействий и потребительского отношения местного населения, к началу XX века памятник истории и культуры «Триумфальная арка» в Пальмире превратился в руину, способную разрушиться в любой момент. Аварийное состояние сооружения зафиксировала в фотографиях и обмерных чертежах научно-исследовательская экспедиция берлинского археологического института, работавшая в Пальмире в 1902-1917 годы [4].

В 1937 году обмеры и последовавшую за ними консервацию Триумфальной арки провели французские археологи и реставраторы [14]. Реставрация полуразрушенной арки была проведена со свойственным для реставраторов античных памятников благоговейным отношением к реставрируемому объекту, выразившемуся в подчеркнутом стремлении к сохранению и выявлению подлинных частей памятника. Перед началом реставрационных работ были тщательно выполнены обмерные чертежи арки. При реставрации было необходимо остановить процесс саморазрушения постройки, проявившийся в вертикальном смещении верхнего блока архивольты в результате утраты верхних частей стен, ранее удерживавших распор центрального арочного проема. Реставраторами были сохранены все каменные блоки, несмотря на их значительные повреждения и утраты. С целью стабилизации распорной системы были частично воссозданы утраченные боковые пилоны малых арочных пролетов и участки стен над ними. При этом данные реставрационные дополнения были выполнены в упрощенном характере моделировки и без резного декора. Ошибкой технического характера следует признать применение в восстанавливаемой каменной кладке вяжущего материала - цементного раствора.

Возможные методы реставрации Триумфальной арки в Пальмире

При реставрации такого значительного памятника античности, как Триумфальная арка в Пальмире требуется соблюдение абсолютной научной строгости и сдержанности в принятии методов по восстановлению и сохранению памятника. Восстановление данного памятника истории и культуры требует не только удовлетворения научных запросов, но и завершения всего архитектурного ансамбля Пальмиры как памятника античного градостроительства.

После подрыва Арки на своих местах сохранились только крайние пилоны. Каменные блоки, составлявшие до взрыва арочные конструкции, лежат грудой камней, при этом выполненные французскими реставраторами в 1937 реконструктивные дополнения устояли и не дали рухнуть пилонам.

Разработке проекта реставрации объекта культурного наследия предшествует этап предварительных работ. Археологам и архитекторам-реставраторам предстоит произвести бережную разборку каменного навала, замаркировать все целые и пострадавшие при взрыве детали. Легко узнаваемые фрагменты следует рассортировать по их принадлежности местам сооружения. Вслед за этим необходимо пронумеровать все блоки, создать их трехмерные модели, указав особенности каждого блока и его предполагаемое местоположение в арке.

Результаты полученного натурного исследования позволят реставраторам выполнить научно обоснованную графическую реконструкцию памятника с выделением его подлинных частей. При этом, как свидетельство жизни памятника, следует сохранить реставрационные дополнения, выполненные французскими реставраторами в первой половине XX века. Разрабатывая инженерный раздел проекта, необходимо руководствоваться принципом укрепления памятника за счет полного включения в работу его собственной конструкции.

Восстановление Триумфальной арки в Пальмире подчеркнет ее историческую и эстетическую ценность, роль и значение в ансамбле городской застройки Пальмиры.

Список цитируемой литературы:

1. Абамелик-Лазарев, С. С. Пальмира. Археологическое исследование князя С. Абамелик-Лазарева I С. С. Абамелик-Лазарев. -Москва : Архитектура-С, 2019. - 120 с.

2. Брунов, Н. Очерки по истории архитектуры. В 2 т. Т. 2 I Николай Брунов. - Москва : Центрполиграф, 2003. - 540 c.

3. Бунин, А. В. Архитектурная композиция городов I А. В. Бунин, М. Г. Круглова. - Москва : Академия архитектуры СССР. - 1941.- 198 с.

4. Всеобщая история архитектуры : В 12 т. Т. 2: Архитектура античного мира. (Греция и Рим) I Под ред. В. Ф. Маркузона (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Стройиздат,1973. - 712 с.

5. Древняя Пальмира : [Альбом] I Авт.-сост. : И. И. Саверкина. -Ленинград : Аврора, 1971. - 42 с. : ил.

6. История Древнего Рима I В. И. Кузищин, Н. В. Павлова, А. В. Алексеев, Т. А. Коленкова.; под ред. В. И. Кузищина. -Москва : Высшая школа, 1981.- 133 с.

7. Михайловский, К. Пальмира I К. Михайловский. - Варшава : Аркады, 1968. - 91 с.

8. Можейко, И. 7 и 37 чудес I И. Можейко. - Москва : Наука, 1980. - 258 с.

9. Обмерные чертежи 1920-х годов, выполненные французской группой реставраторов. Пальмира. - URL: https:IIdisk.yandex. ruIdI5CtkI7Z0Bb4ywg - Доступ свободный.

10. Рончевский, К. Варианты римских капителей. Материалы к изучению декоративного искусства I К. Рончевский. - Москва : Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935.- 80 с.

11. Ростовцев, М. И. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж I М. И. Ростовцев. - Санкт Петербург, 1908. - 143 с.

12. Соколов, Г. И. Искусство Древнего Рима I Г.И. Соколов. -Москва : Искусство, 1971. - 231 с. : ил. - (Очерки истории и теории изобразительных искусств).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Cass, L. F. Voyage Pittoresque de la Syrie, de la Phenicie, de la Palestine, et de la Basse Egypte : [250 рисунков, которые вошли в изданный в 1799 году труд] I Louis-François Cass II Livejournal : интернет-платформа. - URL: ru-hidden.livejournal.com>102243.html.

14. Palmyra. Ergebnisse der Expeditionen von 1902 und 1917 I D. Kreucker, O. Puchstein, B. Schulz [et al]. - Berlin, 1932.

15. Watkin, D. A history of Western Architecture Originalausgabe I David Watkin. -Laurence King Publishing. Calman & King, 1986.

16. Wood, R. The Ruins of Palmira, otherwise Tadmor, in the Desert I Robert Wood. - London, 1753. - URL: https:IIarchive.orgIdetailsI ruinsPalmyraoth00WoodIpageIn13ImodeI2up

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.