Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Воронова Ариадна Александровна, канд. искусствоведения, зав. кафедрой истории и теории христианского искусства
ПСТГУ
2016. Вып. 4 (24). С. 7-32
variadna2@yandex.ru
Раннехристианские базилики Северной Далмации и островов Кварнера:
ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ
А. А. Воронова
На территории Северной Далмации в 1У—У1 вв. пересекались художественные направления римского Востока и Запада, что создавало сложные формы в местной архитектуре, хотя в целом ее типологические особенности укоренены в позднеантичной архитектуре адриатического культурного круга. Встречаются как традиционные для того времени типы, так и те, что отражают региональные особенности. Епископальные комплексы, городские соборы и кладбищенские базилики представляют в основном стандартные адриатические типы: трехнефные базилики с одной или тремя апсидами, однонефные базилики с вписанной апсидой, однонефные базилики и двойные церкви. Локальный феномен трансформации приватных меморий на виллах рустиках в сельские приходские церкви представлен типом триконхов. При этом большинство базилик всех типов основано на фундаментах античных сооружений.
Анализируя типологические особенности раннехристианского архитектурного наследия Далмации в целом, можно утверждать, что они укоренены в позднеантичной архитектуре адриатического культурного круга (ил. 1). На этой территории пересекались художественные направления римского Востока и Запада. До берегов Далмации они достигали морскими путями (непосредственно из Италии и в некоторой степени с македонских земель, а также опосредованно — с христианского Востока и Африки), в основном через гавани равеннско-аквилейского побережья и эгейского акватория. Эти памятники близки друг другу по их типологическим и конструктивным особенностям, способам строительства и пространственным решениям, однако базилики Северной Далмации и островов Кварнера служат выразительным примером архитектуры локального культурного круга, который оставил ясные следы собственных типологических особенностей.
Самые распространенные в регионе трехнефные одноапсидные базилики представляют стандартный чертеж христианского храма того времени: трехнеф-ное деление наоса и полукруглая апсида. Этот тип храма сложился на основе римских христианских базилик и стал основой ранней культовой архитектуры, например в Равенне или Салоне. Родоначальником этого типа в регионе приня-
Ил. 1. Далмация и острова Кварнера
то считать базилику Св. Анастасии (в хорватском варианте Св. Стошии)1 (ил. 2) епископального комплекса Ядера, современного Задара2. Первоначальная базилика, посвященная, по преданию, св. апостолу Петру, возникла в IV в. на городском форуме (кон. I — нач. III в.), где находились капитолий с храмом, главная городская базилика, а вокруг площади стояли портики с рядом таберн (небольших торговых лавок или складов)3. В отличие от других адриатических городов
1 Базилика получила посвящение Св. Анастасии в IX в., после того как в 808 г. местный епископ Донат принес из Константинополя в дар от императора Никифора реликвии этой мученицы (см.: Vezic P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru. Split, 2002. S. 22, 29-30).
2 Город Иадер, или Ядер (Colonia Julia Jader) — важнейший центр на перекрестке морских и сухопутных дорог между востоком и западом Европы. С VIII в. до Р. Х. город был иллирийским поселением, а с IV в. до Р. Х. — греческой колонией. Завоеванный римлянами во II в. до Р. Х., он стал центром Либурнии (часть Далмации от полуострова Истрия до р. Крки), названной по имени племени либурнов, вошедшего в римский мир. Вскоре Задар из деревянного либур-нийского поселения преобразился в современный античный город, построенный по римской ортогональной планировочной модели. Мощные стены Задара с воротами обороняли город и залив со стороны материка. Внутри стен по ортогональной сетке улиц располагались общественные здания: рынок в гавани, городские термы и театр. Очевидно, первоначально христиане Задара, как и в других городах той эпохи, собирались в домовой церкви (domus ecclesiae), а первый задарский епископ упоминается в документах церковного собора в Риме 341 г., однако лишь с титулом, без имени (см.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. Zadar, 2005. S. 11-13).
3 На площади стояли две триумфальные колонны, а при них, вероятно, и два городских источника. На плите с решетчатым декором одного из них сохранилась надпись с именем Тамфи-
1 шнч j2k: 1 j.
11 öii 1 м
- l j
□□от i □□□ □ □□ □□□l 1 □ □ 1Л- 1=1
— -го-
_ГГЗ_—__ ■ __ f==l
г-—ii [ 1 - ь &
1 0 ZS 5dm
Ил. 2. Задар. План форума и епископального комплекса IV—Vвв. По П. Вежичу
(Римини, Аквилея, Пореч, Пула, Салона), где христианские центры возникали вдали от языческих, в Задаре он возник прямо на форуме, вскоре после Миланского эдикта 313 г. Некоторые части структуры форума постепенно отмирали, а их помещения меняли предназначение, что и произошло с тремя табернами на северной границе форума, соединенными в одно прямоугольное помещение, ставшее христианским ораторием — ядром будущего епископального комплекса. Дьяконник4 был устроен в таберне на углу вровень с западной стеной базилики, а на месте двух соседних таберн был построен баптистерий5. К юго-восточному углу базилики на месте трех следующих таберн примыкает катехуменион с син-троном в апсиде, полукруглой внутри и пятигранной снаружи6.
ла Ваала, проконсула Иллирика, основателя римского Ядера в его урбанизированном облике. В романский период одна из сохранившихся колонн стала т. наз. «позорным столбом» — коммунальным сооружением, увенчанным скульптурой грифона. На колонне тогда был укреплен фрагмент позднеантичного саркофага с каменным рельефом, где среди пальметт изображен крест между двумя колоннами, соединенными аркой. На этом столбе записывались имена должников — граждан города (см.: Vezic P. Episkopalni kompleks u Zadru. Zadar, 2013. S. 25, 92).
4 В раннесредневековый период в дьяконнике была устроена цистерна, для чего был встроен ряд колонн с архитравами (и колонны, и архитравы являются римскими сполиями с латинскими надписями), соединенными с новым слоем периметральных стен, несущих два продольных свода. Стены и пол помещения покрыты водонепроницаемой штукатуркой, а в нижней точке пола устроен слив. Документ 1092 г. упоминает цистерну в епископской резиденции (см.: Ibid. S. 40).
5 Баптистерий представляет собой две поставленные одна на другую шестигранные призмы, повернутые на 30° относительно друг друга. Внутреннее пространство баптистерия образует шестиконх (см.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 41-47).
6 В апсиде катехумениона сохранился трифорий и следы преграды с двумя проходами между двумя половинами катехумениона. К востоку от базилики на небольшом расстоянии
Границы комплекса были четко вписаны в ортогональную структуру городской ткани и строго соответствовали планировке городских улиц этого района. Первоначальная трехнефная базилика с одной полукруглой апсидой имела размеры примерно 30 х 20 м (ил. 3). Раскопками раскрыты основания двух мощных
D
Ил. 3. Задар. План главной части епископального комплекса IV—Vвв.
По П. Вежичу
пилонов перед апсидой, на которые, очевидно, опиралась триумфальная арка в виде трибелона. От одного до другого пилона полукругом располагался синтрон, пространство деамбулатория за которым было покрыто напольной мозаикой7. В существующей романской базилике в качестве сполий были использованы колонны зеленого и белого мрамора из первоначального сооружения, описанные императором Константином Порфирогенитом в его труде De administrando Imperio. Автор также упоминает о том, что церковь была украшена фресками и напольными мозаиками, и сравнивает ее с храмом Богородицы Халкопратий-ской в Константинополе8.
стояла октагональная мемория, а с запада, вероятно, был пристроен нартекс и атриум. Рези-денциальные помещения составляли епископский двор и хозяйственные помещения с садом, а также жилые и служебные постройки (см.: Уе&с Р. Ер1$кора1ш кошрккз и Zadru. 8. 32—34).
7 Способ сложения мозаики, ее колорит и выбор орнамента говорит о ее происхождении из аквилейского культурного круга V в. На северной стене, на высоте 6 м, открыт вложенный в качестве сполии в толщу поздней стены античный карниз классического профиля. Также хорошо сохранилось основание катехумениона с полигональной снаружи и подковообразной внутри апсидой, с субселием и напольной мозаикой в западной части на псаломский сюжет «Источник жизни» (см.: Уе&с Р. Zadar па ргаяи кксаш^а. 8. 41, 49—51).
8 В конце IV в., т. е. когда первая базилика была уже построена или строилась, задарский епископ Феликс пребывал в Аквилее, где участвовал в соборе 381 г., а также десятилетием
Одним из главных композиционных признаков раннехристианских трех-нефных одноапсидных базилик Далмации является соотношение пропорций основных частей плана. В первую очередь это более широкий главный неф по сравнению с боковыми, а также соотношение ширины апсиды и среднего нефа. Ширина апсиды могла превышать ширину среднего нефа, как в рассмотренном примере базилики Св. Анастасии, или они могли быть равными, как в другой задарской базилике Св. Марии Малой (Рождества Богородицы) (ил. 4), которая после своего возникновения в VI в. впоследствии многократно перестраивалась, а с XI в. принадлежит женскому бенедиктинскому монастырю. Показательно, что большая романская базилика, построенная в 1090 г., вернулась на матрицу первоначальной раннехристианской церкви. Использование элементов прежних сооружений в качестве сполий является характерным признаком архитектурного континуитета на территории всей Далмации всех строительных периодов. В частности, в раннехристианской базилике были использованы античная каннелированная колонна в северной колоннаде и позднеантичная мраморная капитель в южной. Найденный саркофаг с изображением креста на передней грани также подтверждает позднеантичное происхождение9.
позже он ехал через Аквилею на собор в Милане. Вероятно, эти контакты повлияли на идею преобразования римского форума в Задаре и строительства в V в. нового епископального комплекса на месте первоначального ядра. После эдикта императора Феодосия 380 г., провозгласившего христианство единственной религией Империи, в 395 г. Далмация вместе с Италией вошла в состав Западной Империи, где находилась до 476 г. В этот период государственная и церковная власть способствовали созданию таких развитых епископских комплексов с величественными базиликами, осуществляя часть идеологической программы усиления Церкви и ее связи с Империей. Поэтому в период от Феодосия до Теодориха в каждом значительном городе такого важного для государства региона, как Адриатика, возникали подобные сооружения (см.: Ibid. S. 13, 40).
9 См.: Ibid. S. 72-74; Petricioli I. Umjetnicka bastina samostana Sv. Marije u Zadru // Kultur-na bastina samostana Sv. Marije u Zadru. Zadar, 1968. S. 61-69. Согласно источникам, в 1066 г. аббатисса Чика, внучка задарского приора Мадия и сестра хорватского короля Петра Кре-шимира IV, купила землю, построила дом с кельями для сестер и гостей, получила церковку Св. Марии для основания монастыря. Предполагается, что еще раньше на этом месте тоже был женский монастырь, угасший в Х в. Король Петр Крешимир IV дал монастырю некоторые владения и королевские свободы, взяв его под свою защиту. Лет двадцать спустя это покровительство подтвердил король Звонимир. Привилегии монастыря подтвердил задар-ский синод 1095 г., когда последний раз упоминается аббатисса Чика, которую сменила ее дочь Веченега. Она была столь же успешна в управлении монастырем, которому венгерско-хорватский король Коломан, захвативший Задар в 1102 г., подтвердил королевские свободы. Имя Коломана многократно встречается в надписях по всему комплексу: на капителях колонн второго яруса колокольни, на эпитафии Веченеги, на кресте над киворием главного алтаря, на стене монастырского двора. Во время многократных нападений венецианцев 1115-1125 гг. на Задар и Биоград, причем последний в конце концов был разорен до основания, сестры монастыря Св. Марии приняли биоградских монахинь в свой монастырь. После разгрома самого Задара крестоносцами в 1202 г. были разорены и задарские монастыри Св. Николая (о его архитектуре ничего не известно), Св. Фомы (трехнефная базилика с широкой полукруглой апсидой, семью парами столбов и деревянной кровельной конструкцией), Св. Димитрия (женский доминиканский монастырь, изображение на гравюре XV в.) и Св. Хрисогона (бенедиктинский монастырь IX в., трехнефная трехапсидная церковь 1175 г. с деревянной кровельной конструкцией, плоскими аркадами на стенах и под карнизами, наружной галереей
Ил. 4. Задар. Базилика Св. Марии Малой (Рождества Богородицы): а) совмещенные планы IXв., 1090—1105гг., ХУ—ХУ1 вв. По И. Петрициолли; в) реконструкция плана первоначальной базилики У1 в. По П. Вежичу; с) раскопки в существующей базилике. По П. Вежичу
на аркадах в верхнем ярусе апсиды). Бывшая аббатисса монастыря Св. Димитрия Виола была принята в монастырь Св. Марии, следовательно положение последнего было лучшим (см.: Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus ar-hitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacij a. Split; Zagreb, 2009. S. 310-321; Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 58-59). В 1105 г. была построена колокольня, точно датированная ктиторской надписью на ней венгерского короля Коломана и эпитафией аббатиссы Веченеги в зале капитула. Считается, что крестово-реберный свод в нижнем ярусе колокольни имеет французское происхождение, чему есть историческое обоснование. Французские влияния могли прийти в Далмацию через француза Одиля, аббата бенедиктинского монастыря в Шомодьваре (Венгрия), которого Коломану в 1096 г. послал папа Урбан II, француз и бенедиктинец. Одиль прибыл в Венгрию из французского монастыря Сен Жиль. Однако кубичные капители больше характерны для архитектуры Ломбардии; таким образом, при французском влиянии в интерьере колокольни, в целом в ее архитектуре доминирует ломбардский компонент. В результате построенная для демонстрации политического успеха Коломана колокольня привнесла в далматинскую архитектуру первый памятник зрелой романики и один из первых в Европе крестово-реберных сводов (см.: Pericic E. Samostan Svete Marije u Zadru od njegova osnutka do danas // Kulturna bastina samostana Sv. Marije u Zadru. Zadar, 1968. S. 7-19).
Следующая задарская базилика раннехристианского происхождения относится к_тому же типу трехнефных одноапсидных и первоначально имела посвящение Св. Стефану (ил. 5), позднее Св. Симеону (Шиме). Церковь многократно перестраивалась вплоть до начала ХХ в. Первая базилика возникла на месте крупного, вероятно общественного, сооружения в восточной части города, вблизи городской стены и главных городских ворот. Она размещена по линии главной городской улицы (декумануса), ведущей к городскому собору и епископальному центру, т. е. в начале главной городской оси. Можно полагать, что постройку церкви сопровождали обширная перепланировка территории и значительная подсыпка почвы.
т т ш оо оо ш т п ......п
ТПШТГ ННЯЯН
11." -1 1- 1........,
0 1. 10 20т —1—1—1—1—1—1—1_1_,_1
Ил. 5. Задар. Базилика Св. Стефана, Vв. Боковой фасад, продольный разрез и план. По П. Вежичу
От первоначального римского здания сохранились четыре стены фундамента шириной 90 см на глубину 3 м ниже уровня пола базилики, а также множество сполий. Размеры базилики 30,7 х 20,3 м. На высоту 5 м сохранились остатки южного пилястра, пара которых вместе с их колоннами составляли опору для триумфальной арки; также открыты остатки синтрона в алтаре. Северную колоннаду составляет ряд восьми колонн-сполий и девяти арок. Каннелированные колонны классической формы с энтазисом, с прекрасными коринфскими капителями и развитыми базами с плинтом, двумя торусами и трохилусом вытесаны из белого камня. Под слоем прежней штукатурки открыты хорошо сохранившиеся арки колоннады, выложенные в той же технике, что и арки порталов. Над аркадами, скрытые в толщине стены, положены деревянные связующие балки по всей длине стен. Южная колоннада полностью сохранилась, она также состоит из восьми колонн-сполий и девяти арок, только две арки и две капители под ними заменены в Средние века. Колонны (кроме первой от запада, голубоватого мрамора, с каннелированной базой) из известняка с битумом, первая от запада — мраморный монолит. Капители и базы колонн простого тосканского типа10.
Кровельные конструкции над нефами были деревянными, а апсида могла быть перекрыта конхой или, скорее всего, также деревянной конструкцией, т. к. толщина стены апсиды всего 70 см, а ее ширина более 10 м. Все стены и арки сложены одним способом — правильным чередованием камня и кирпича, причем стены перед оштукатуриванием были обработаны затиркой, но так, что в свежем растворе образовались бороздки, так наз. вписанные швы. Все эти способы строительства известны в раннехристианской архитектуре, как в Задаре и Далмации, так и во всем Средиземноморье. В частности, такое использование материалов и конструкций, в том числе распорных арок, можно сравнить с аналогичными приемами в кладке стен и арок церквей Санта Констанца в Риме и Сан Салваторе в Сполето11.
К тому же типу трехнефных одноапсидных базилик относится задарская церковь Св. Фомы V в. (ил. 6), от которой сохранились фрагменты стен в здании банка. Наос имеет размеры 15 х 23 м; из апсиды глубиной пять метров сильно вдается в пространство наоса алтарная преграда. Церковь имела деревянную кровлю. В верхнем ярусе южной стены от раннехристианского периода остался ряд из пяти бифориев с колонкой и импост-капителью; в стены вложено множество античных сполий. Первоначальная расстановка и форма опор между нефами неизвестны, но сохранился ленточный фундамент под бывшими колоннадами и остатки пилястров перед апсидой и западной стеной. По этим деталям можно определить, что средний неф вдвое шире боковых (ширина среднего нефа около 7 м, боковых около 3,5 м), а также наличие семи пар колонн и более широкую по сравнению со средним нефом апсиду (8 м)12.
10 Сейчас нижние части колонн скрыты под новым мощением пола (см.: Vezic P. Starokrscanska bazilika Sv. Stjepana u Zadru. Zadar, 1989. S. 7-10).
11 См.: Ibid. S. 16-17.
12 См.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 61-62. Церковь впервые упоминается в 918 г., затем в 1036 г., когда появилась новая резьба, алтарная ограда и киворий. Еще раз церковь перестраивалась в 1320 г., а в 1822 г. была превращена в школу, причем на этом плане у церкви показаны полигональная апсида и колокольня. Остатки церкви открыты после бомбардиро-
fflfflfflfflffl п п
3 + ♦ + + ♦ + + Cj1
0 1 10 20 m
Ил. 6. Задар. Базилика Св. Фомы, VIв. План и боковой фасад. По П. Вежичу
В малых городских центрах, тяготеющих к Задару, также был распространен тип трехнефных одноапсидных базилик, примером чему может служить базилика Св. Марии в Нине (античная Аэнона) V—VI вв., с признаками влияния архитектуры Равенны: полигональной снаружи апсидой и капителями кивория кор-зинчатого типа. Размеры наоса 20,5 х 13,5 м, глубина апсиды 3,5 м равна ширине среднего нефа (ил. 7). В Новалье на о. Паг открыта большая базилика Св. Марии с семью парами опор, полукруглой апсидой с синтроном и деамбулаторием с мозаичным полом. Другая церковь в Новалье на Старом кладбище в Язе имеет такую же длину, но зауженные пропорции и девять пар опор. В отличие от других церквей в регионе этого периода, она имеет пилястры на внешних стенах и два контрфорса на апсиде13, что для местных памятников стало характерным признаком уже в средневековый период.
На островах Кварнера также представлен рассматриваемый тип, например базилика Св. Иоанна Евангелиста в г. Раб (римская Арба) (ил. 8) на острове Раб14,
вок 1944 г., но расчистка руин была произведена только в 1966 г., а консервация — в 1970 г. На чертеже XIX в. видна сохранная триумфальная арка (см.: Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2. Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 312-314).
13 См.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 118, 121-123.
14 См.: Suic M. Anticki grad na istocnom Jadranu. Zagreb, 2003. S. 379.
Ил. 7. 1) Нин, базилика Св. Марии, Vв. 2) Остров Паг, Новалья, базилика Св. Марии, Vв. 3) Базилика на Старом кладбище, Vв. Планы по П. Вежичу
возникшая в V—VI вв. на остатках античного общественного здания, с широкой полукруглой апсидой (шире среднего нефа), где сохранились остатки синтро-на, и плоской деревянной кровлей15. От раннехристианского собора Св. Марии в
15 Уникальной особенностью этой церкви является деамбулаторий, сооруженный в апсиде при основании женского бенедиктинского монастыря и перестройке церкви во 2-й пол. XI в. Деамбулаторий состоит из семи колонн на полукруглых аркадах, причем одна из колонн является раннехристианской сполией и имеет полигональное сечение. Ширина апсиды позволила устроить круговой обход вокруг алтаря в духе новых церковных реформ XI в., проводимых бенедиктинским орденом (см.: Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno gradite-ljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. 2009. S. 129-132; Domijan M. Rab u srednjem vijeku. Split, 2004. S. 18-22.
Ил. 8. Остров Раб, г. Раб, базилика Св. Иоанна Евангелиста, V—XIвв.
План по М. Домияну
г. Раб на о. Раб (ил. 9) осталась полигональная апсида, характерная для адриови-зантийского круга, и две композитные капители, а также прямоугольный в плане баптистерий V в. с крестообразной купелью16.
На острове Крк трехнефный одноапсидный тип представлен собором Св. Марии в г. Крк (ил. 10), комплекс которого занимает одну инсулу античного Курикума вдоль главного кардо. На участке к северу открыты римские термы, в одном из помещений которых был устроен первоначальный ораторий с баптистерием. Над палестрой терм в V—VI вв. была построена трехнефная базилика с полукруглой апсидой, частично втянутой в объем церкви. Стена над колоннадами с архивольтами несла деревянную конструкцию кровли. Возможно, изначально было три апсиды, как в последующий романский период, а также нартекс или атриум; сохранились раннехристианские капители с мотивами рыб и птиц и коринфские капители. Кладка стен выполнена притесаным камнем с включением кирпича17, что характерно для архитектуры византийских провинций.
На о. Црес этот тип сформировался постепенно в соборе Св. Марии в г. Осор (ил. 11). Первоначальное христианское сооружение в виде однонефной базилики без апсиды возникло на месте репрезентативного дохристианского здания, возможно путем адаптации части прежней виллы рустики, а около IV—V вв. был построен баптистерий. Комплекс был радикально обновлен в V—VI вв. пристройкой апсиды к базилике, трехнефным делением ее интерьера и возведением с юга
16 См.: Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 138-143.
17 См.: Ibid. S. 42-47; Suic M. Anticki grad na istocnom Jadranu. S. 37.
Ил. 9. Остров Раб, г. Раб, базилика Св. Марии с баптистерием, У в. План по К. Рончевичу
Ил. 10. Остров Крк, г. Крк, собор Св. Марии, У—Х111 вв. План по С. Пуришичу
и А. Мохоровичичу
Ил. 11. Остров Црес, г. Осор, собор Св. Марии, Vв.
Современный план по М. Шильак и М. Чаушевич
еще одной церкви с полукруглой апсидой, что образовало двойные базилики. К баптистерию также была пристроена апсида18.
Трехнефный трехапсидный тип представлен в Северной Далмации лишь одним памятником, базиликой Св. Марии Великой (Вознесения Богородицы) (ил. 12) близ пристани Задара. Как и другие церкви этого города, она стоит на участке одной инсулы, причем ее западная стена отодвинута от улицы, образуя перед церковью площадь, или атриум, которая впоследствии включалась в состав церкви в качестве нартекса, т. обр. римская планировка города сохранялась. Остались только фрагменты фундаментов базилики (20 х 30 м) со следами опор
18Комплекс полностью перестраивался вплоть до XIX в. (см.: Marasovic T. Dalmatia prae-romanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 86-93).
Ил. 12. Задар, базилика Св. Марии Великой (Вознесения Богородицы), V в.
План по П. Вежичу
(восемью парами колонн или пилонов), несущих деревянную кровлю, и фрагменты престола, соответствующие позднеантичному периоду19.
Ряд трехнефных базилик региона имеют ровную восточную стену и вписанную апсиду со свободно стоящим синтроном, что считается аквилейским признаком или даже «базиликой сирийского типа». В Задаре такую композицию имеет церковь Св. Иоанна Крестителя V в. на городском кладбище (ил. 13), где арки колоннады и триумфальная арка опирались на два пилястра перед апсидой, а по сторонам от апсиды, которая несколько шире среднего нефа, образовались два пастофория, дьяконник и жертвенник. Базилика имеет размеры 19 х 40 м, необычное множество опор (12 пар) и, возможно, нартекс (западная часть не изучена)20.
Второй характерный пример подобной композиции находится на о. Крк, однако он обладает некоторыми отличиями. Базилика в античном городе Фулфи-
19 Церковь была перестроена в IX в., а затем в XI в. (см.: Ibid. S. 342—344; Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 56).
20 В апсиде была напольная мозаика (см.: Ibid. S. 75; Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 362-364).
. ♦ ♦ .¡СИ
•': ir а
о
10
20 m
Ил. 13. Задар, базилика Св. Иоанна Крестителя на кладбище, Vв. План по П. Вежичу
нуме21 (ил. 14) построена в V—VI вв. на месте городских цистерн, и после этого с форума сюда был перенесен городской центр. Пропорции основных элементов плана церкви построены в ритмичном модуле, составляющем сто стоп (29,54 м). Базилика имеет трансепт, и поэтому ее почти крестообразный план вызывал у ученых ассоциации с миланским Апостолеоном, как симбиоз церкви и марти-риума. Это впечатление усиливает крестообразная конфессия для реликвий, находившаяся под престолом. Уровень пресбитерия с триумфальной аркой в виде трибелона был повышен подиумом и отделен от остального интерьера алтарной преградой (ил. 15). Для функций дьяконника и жертвенника были устроены отдельные боковые пастофории. Артикуляцию интерьера создают импостные консоли, с которыми гармонируют поверхности наружных стен, расчлененных пилястрами, с множеством вложенных в них сполий с форума античного города.
Базилика имеет нартекс, через южную стену которого осуществлялся вход в примыкавшую квадратную в плане башню с погребальными функциями (в ней найдены захоронения). Южные стены башни и трансепта соединялись открытой колоннадой на аркадах с наклонной кровлей, что образовывало боковой атриум. Такой проект с опорой северной стены башни на южную стену нартекса, несомненно, был выбран для статической прочности этого высокого сооружения. Кроме того, наличие мощной башни, обращенной к морю, могло иметь также сторожевые функции, что вкупе с множеством контрфорсов, закрепляющих
21 Фулфинум известен по свидетельству Птолемея и других античных авторов. Надпись последней четв. I в. вытесана на южно-истрийском известняке и прославляет инвестицию Лу-ция Сестия Декстера, ветерана III когорты, финансировавшего строительство общественного водопровода Фулфинума. Это произошло в промежутке между 85 г., когда император Домициан получил упомянутый в надписи титул постоянного цензора, и 96 г., последним годом его правления. После казни слишком склонного к абсолютизму Домициана на надписи удалено его имя, что было сделано на основе решения римского сената о стирании памяти. Надпись найдена встроенной в качестве сполии в башню базилики (см.: Bradanovic M. Nepoznati Omisalj. Katalog zbirke Lapidarij, pregled povijesti i kulturnopovijesni vodic gradica i okolice. Omisalj, 2002. S. 7-9).
Ил. 14. Остров Крк, Фулфинум, базилика, Vв. План по С. Чурчичу. Наружные пилястры
углы базилики, и расчленяющими ее стены пилястрами свидетельствует о фортификационных признаках в архитектуре этого сооружения.
Между нефом и рукавами трансепта стояли арки, несущие деревянную кровельную конструкцию (ил. 16). По способу опирания этой арки на стену рукава трансепта и по консолям основания поперечной аркады на северной стене, а также сохранившемуся основанию северо-восточной колонны предполагается,
Ил. 16. Остров Крк, Фулфинум, базилика, Vв. Северный рукав трансепта, основания арки
что свободное от опор пространство базилики было преобразовано в трехнеф-ную композицию по аналогии с Аквилейским комплексом начала IV в. Тесная связь с Аквилеей обусловлена тем, что епископ о. Крк на соборе 585 г. упоминается как суфраган аквилейского патриарха, а также существует свидетельство блж. Иеронима Стридонского 396 г. о заселении аквилейскими христианами далматинских островов и строительстве там монастырей22.
На островах Кварнера есть и другие примеры однонефных базилик с вписанной апсидой: на о. Паг в Новалье и на о. Крк, в Мире близ Башки — последняя возникла путем адаптации части прежней виллы рустики (ил. 17).
22 По датировке фрагмента столбика алтарной преграды считается, что базилика использовалась в раннесредневековый период (IX—XI вв.), что также подтверждается историческими сведениями о бенедиктинском аббатстве (XI-XVI вв.) на этом месте с церковью Св. Николая (см.: NovakN., Brozic A. Starokrscanski kompleks na Mirinama u uvali Sapan kraj Omislja na otoku Krku // Starohrvatska prosvjeta, br. 21, Zagreb, 1996. S. 29-51; Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 26-27).
Ил. 17. 1) Остров Паг, Новалья, кладбищенская базилика в Гае, V—VIвв.
2) Остров Крк, базилика в Мире близ Башки, V—VIвв. Планы по П. Вежичу
Особый архитектурный тип Северной Далмации представляют однонефные триконхи, что обусловлено происхождением этих памятников от погребальных меморий в составе приватных римских вилл. Наиболее изученным из них является комплекс в Мулине на о. Углян (ил. 18). Хорошо видно расположение про-фанной части виллы (жилых и хозяйственных сооружений) по отношению к сакральной, в сотне метров друг от друга. Более ранней является мемория с двумя глубокими полукруглыми апсидами, с востока и с юга (в ней найден саркофаг), и с пристройкой с севера (второй саркофаг был под полом наоса). Перед главным западным входом был атриум с портиком на двух колоннах (протирон), остальные помещения пристроены позже. Трехнефная базилика с глубокой апсидой с синтроном и двумя боковыми пастофориями в нартексе, возможно, тоже сначала имела погребальную функцию, а потом стала приходской церковью с расширенной апсидой, баптистерием и другими пристройками. На полпути между базиликой и меморией расположена эдикула-мавзолей. Мемория в Мулине с пристроенными к первоначальной целле эдикулами и умножением могил подобна ядру христианского некрополя в Манастирине близ Салоны23.
23 См.: Ibid. S. 397-398; Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 82; Dyggve E. Povijest saloni-tanskog krscanstva. Split, 1996. S. 98.
Ил. 18. Остров Углян, Мулине. Комплекс приватной виллы 1У—У1 вв. Планы базилики и мемории. По П. Вежичу
В отличие от рассмотренного памятника, церковь Св. Мартина в Придраге (ил. 19) представляет собой уже не постепенно сложившийся, а первоначально задуманный триконх, но пространственное расположение всего комплекса виллы близко предыдущему примеру. Первоначально триконх был, вероятно, меморией в приватном владении кон. V или нач. VI в., переоборудованной из римского хозяйственного сооружения. Все его апсиды перекрыты конхами, а центральная часть, возможно, завершалась призматическим куполом. Позднее были пристроены нартекс, окта-гональный баптистерий с проти-роном, шестигранной купелью (позднее и с апсидой) и другие помещения, образовавшие с трех сторон церкви круговой обход, деамбулаторий. В результате этого мемория стала комплексной базиликой с приходскими функциями, возникшей вместе с селом вокруг античной виллы рустики и ее бывшей мемории24.
В Билице, недалеко от Скра-дина, также сохранились скромные остатки виллы рустики и триконхальной мемории, которая тоже впоследствии стала комплексным сооружением и приходской церковью, с аналогичным размещением окружающих наос нартекса и боковых помещений, южное из которых служило баптистерием25. Близкий пример видим в трикон-хальной мемории в Гате, близ Омиша (ил. 20), где открыты остатки виллы рустики. Центральный триконх с ровными наружными стенами первоначально был отдельной меморией с конфессией в главной апсиде. В послеюстиниановский
Ил. 19. 1) Мемория в Билице, V—VIвв. 2) Церковь Св. Мартина в Придраге, IV—VIвв. Планы по П. Вежичу
24 Найдены раннехристианские фрагменты каменной пластики, главного портала и колонки бифор с импост-капителями. На передней стороне колонок и капителей вырезаны кресты (см.: Ibid. S. 85-94; Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. S. 238-242).
25 См.: Vezic P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Casopis Odjela za povij est umjetnosti Sveucilista u Zadru. Zadar. 2011. № 1. S. 37, 42.
период триконх был окружен стенами с мощными контрфорсами, что образовало деамбулаторий вокруг ядра; также был пристроен нартекс, в боковых отсеках которого присутствуют признаки примыкания профанных сооружений с обеих сторон комплекса. Апсиды, очевидно, были перекрыты конхами, а центральный квадрат — куполом. Аналогами могут служить мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, баптистерий в Пуле и погребальные капеллы базилики св. Марии Формозы в Пуле, хотя эти памятники и не являются триконхами. Трансформация всех северо-далматинских триконхов датируется периодом не ранее 2-й трети VI в., когда началась волна массовых крещений и многие ранние церкви стали ядром новых комплексов. Так подобные церкви становились приходскими26.
Самым распространенным простейшим типом церквей Северной Далмации является однонефный тип, который, однако, иногда принимал особые формы, превращаясь в двойные церкви. Это произошло в Сриме близ Шибеника (ил. 21), где сначала возникла северная церковь с баптистерием, затем южная, с цистерной между ними. Найдено множество захоронений внутри церкви и вне ее, в том числе погребальные камеры с входами, скамьями и костницами. В баптистерии первоначальная крестообразная купель позднее была заменена круглой. Цистерна возникла путем перестройки южного продольного пастофория церкви, который предположительно служил катехуменионом27. Сложение комплекса двойных базилик Св. Троицы в Нине (ил. 22) началось с возникновения первоначальной церкви в IV в. у стены римского жилого дома, к которой была пристроена полукруглая апсида и наос с притвором. В течение V и VI вв. перед апсидой появилась крестообразная купель, а параллельно удлиненному ораторию была поставлена еще одна церковь с севера28.
Итак, в раннехристианской архитектуре Северной Далмации присутствуют определенные типологические признаки, большинство из которых позволяет говорить о группе характерных задарских базилик. Первая из этих особенностей — пропорции плана базилики, а именно соотношение ширины к дли-
26 См.: Ibid. S. 32-33, 44; Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljst-vo u Dalmaciji. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. Split; Zagreb, 2011. S. 478-480.
27 См.: GunjacaS. Cisterna starokrscanske dvojne baziliki na Srimi // Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru. Sv. 13. Zadar, 1991. S. 269-287.
28 См.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 113-118.
Ил. 20. Триконх в Гате, V—VI вв. План по Й. Еличич-Радонич
@~5
ПС
О 5 Ют
I—,—J—,—,—|—,—,—,—,—|
Ил. 21. Двойные базилики в Сриме, ТУ—УТвв. План по П. Вежичу
Ил. 22. Двойные базилики Св. Троицы (Св. Ансельма) в Нине, ТУ—УТ вв. План по П. Вежичу
не 2:3 (без апсиды). Эта черта проявилась в таких памятниках Задара, как собор Св. Стошии, базилика Св. Фомы и Св. Марии Великой. Вторая черта — общие размеры здания 20 х 30 м (без апсиды). Это верно для собора Св. Стошии и базилики Св. Марии Великой. Третья черта — ряд бифориев на боковых фасадах, что мы видим в задарской базилике Св. Фомы и церкви Св. Мартина в При-драге. Это придает бульшую освещенность раннехристианским базиликам по сравнению с последующими средневековыми памятниками региона. Подобные бифории в этом контексте присутствуют в базилике Св. Димитрия в Салониках, тогда как для базилик Италии и Далмации более характерны монофории (Пула, Градо, Аквилея, Равенна).
Четвертая характерная черта северодалматинских базилик — способ постановки арок на колоннады: непосредственно на капители, что характерно для римского раннехристианского строительства в отличие от византийского (с импостами). Очень важна пятая черта — большая ширина внутреннего пролета апсиды по сравнению в шириной главного нефа. Такое пространственное решение применено в соборе Св. Стошии, базилике Св. Фомы и некоторых церквах в окрестностях Задара (есть некоторые примеры в Малой Азии и Сирии). Это решение происходит от античной архитектуры и встречается в профанных базиликах на римских форумах. Шестая черта — колонны перед апсидой под триумфальной аркой. Данный прием также происходит из античной архитектуры, но используется и в императорских христианских базиликах Рима IV в. В дальнейшем эта черта проявилась в следующем поколении итальянских базилик: Св. Апостолов и Св. Анастасии в Риме, Сан Салваторе в Сполетто, Сан Джованни Евангелиста в Равенне; а затем в Истрии: собор Св. Марии и церковь Св. Николая в Пуле, базилика Св. Марии на Бриюнах; и в Далмации: базилика в Фулфинуме и базилика на некрополе Манастирине в Салоне.
Раннехристианская архитектурная пластика Северной Далмации имеет отличительные стилистические особенности в задарском регионе. Фрагменты алтарной преграды (колонки и плиты) с одинаковым набором декора и аналогичным способом обработки камня демонстрируют базилики Св. Стефана и Св. Фомы в Задаре и базилика в Биограде на Мору; один фрагмент открыт на о. Раб, в Супе-тарской Драге. Декор колонок базилики Св. Стефана в Задаре также близок тому, что на бифориях церкви Св. Фомы, хотя и скромнее репертуаром. Между тем, в базилике Св. Стефана прямоугольная форма опор бифорных арочек с колоннообразными лицевыми сторонами является уникальной среди известного до сих пор наследия этого культурного слоя в Задаре. По этому признаку их можно сравнить с теми, что присутствуют на бифориях базилик Ахиропиитос и Св. Димитрия в Салониках, а также в целом на землях позднеантичной Македонии29.
Большинство рассмотренных памятников, судя по их архитектурным, типологическим и конструктивным особенностям, возникли в V в. На это время и способ строительства указывают как близкие пространственные решения, так и некоторые отдельные элементы архитектуры раннехристианских базилик широкого круга адриатического бассейна, а именно Италии, Истрии, Далмации, Эпи-
29 См.: КгаШкщшвг R., Сыте 8. Ranohriscanska 1 и/ап^ка аЛИекШга. Веояга^ 2008. 8. 99103, 124-128; Ув&с Р. 81агокгесашка Ъа/Шка 8У. В^ерапа и Zadru. Zadar, 1989. 8. 20-24.
ра и Македонии. На них отразились формы Востока и Запада того пространства и времени. И хотя по разделению Империи IV и V вв. Далмация оказалась на Западе, а Македония на Востоке, тем не менее префектура Иллирика была в Салониках, а с ней и церковный викариат провинций Иллирика. Таким образом, в период с IV по VII в. здесь возникло переплетение форм сакральной архитектуры, характерной для тогдашнего культурного круга. Эти обстоятельства объясняют культурные течения и формы, проявившиеся в раннехристианской архитектуре Северной Далмации и островов Кварнера. Между тем эти памятники прежде всего служат выразительным примером архитектуры локального культурного круга, что можно увидеть и в скульптуре, которая является не только импортом из других регионов, но и продуктом местной среды. Более того, с учетом активного строительства культовых сооружений и типологической близости деталей раннехристианских алтарных преград (плит и колонок) этих базилик можно предположить существование каменорезной мастерской в Задаре того времени30.
Главным фактором развития раннехристианской архитектуры Северной Далмации и островов Кварнера, безусловно, была античная строительная традиция, сложившаяся в условиях особой политической ситуации в этой отдаленной провинции Империи. Античные города здесь строились как в струе общей имперской политики романизации и в торговых целях, так и для поселения ветеранов. Однако эти города оказались ареной варварских вторжений V—VII вв. в регионе столкновения Византии и остготов, что обусловило фортификационные тенденции в оформлении внешних стен базилик. Нередко не только византийским крепостям, но и раннехристианским церквам и монастырям приходилось принимать под свою защиту и монахов, и местное население. Прилив беглецов из Паннонии, а затем во 2-й четв. VI в. попытка императора Юстиниана вернуть западную половину Империи, отняв ее у варваров-остготов, знаменовали конец позднеантично-го периода и заселение восточно-адриатических островов. Быстрее развивалось заселение контрольных точек на морских путях вдоль побережья31.
Кладбищенские базилики на городских некрополях — особый феномен раннехристианской архитектуры. Со времен гонений они строились на местах захоронений христианских мучеников, а также простых христиан. В тех обстоятельствах первые литургии на гробах совершались в небольших капеллах, так наз. эдикулах, мемориях или мартириях, на месте которых позднее строились большие базилики. Мощи некоторых особо почитаемых святых переносились с загородных некрополей в город, епископов-мучеников — в базилики епископальных центров. В Задаре раскопан некрополь у самой пристани — около тысячи захоронений I—IV вв.32 Зачатки культа почитания первых христианских мучеников уходят глубоко в IV век, и к этой традиции относится особая форма триконхальной мемории в Придраге и Билицах, а также кладбищенская бази-
30 См.: Ibid. S. 24-25.
31 Местные либурнийские племена с IV в. до н.э. контактировали с греческими колонистами. Либурны, как опытные моряки, владели морскими путями, а покорившие их римляне унаследовали от них либурну — тип быстрого военного корабля (см.: Novak N. Kulturno-po-vij esni sinopsis uvale Sepen. Omisalj, 2014. S. 1; Bradanovic M. Nepoznati Omisalj. Katalog zbirke Lapidarj, pregled povijesti i kulturnopovijesni vodrn gradiжa i okolice. Omisalj, 2002. S. 40-41).
32 См.: Vezic P. Zadar na pragu krscanstva. S. 75-77.
лика с утопленной апсидой в Задаре и Новалье. Все эти примеры подтверждают развитый погребальный культ, значимый в культуре и раннехристианской традиции, подтвержденный во всех значительных христианских центрах на Адриатике в IV и V вв.
Примеры трансформации базилик в комплексные сооружения датируются периодом не ранее 2-й трети VI в., когда началась волна массовых крещений. Тогда многие ранние церкви, в том числе триконхи, стали ядром новых комплексов. Подобные сооружения сложно назвать базиликами по их внутреннему однонефному пространству, однако их наружный облик напоминает базилику. Боковые помещения покрыты односкатной кровлей, а средний между ними — двускатной, причем высота среднего пространства больше их и имеет световые проемы в боковых стенах, образуя клеристорий, или так называемое базили-кальное освещение. Источником этого типа можно считать эгейский регион, что говорит о греческих влияниях. Это можно связать с обновлением императорской и церковной власти в Далмации в эпоху Юстиниана. Возможно, подобные церкви лучше подходили для антифонного пения в раннехристианской и ранневизантийской литургии33.
Таким образом, в раннехристианской архитектуре Северной Далмации находим как традиционные для этой эпохи типы, обусловленные активными средиземноморскими контактами, так и те, что отражают региональные особенности, связанные с историческими обстоятельствами распространения христианства в данном регионе. Епископальные комплексы, городские церкви и кладбищенские базилики представляют в основном стандартные адриатические типы, тогда как триконхи демонстрируют локальный феномен постепенной трансформации приватных меморий на рустичных виллах в приходские церкви. Однако в обоих случаях механизмы формирования этих памятников тесно связаны с позднеан-тичной основой — либо непосредственно, когда христианские церкви строятся на фундаментах или даже в стенах существующих профанных сооружений, либо с использованием их фрагментов в качестве сполий.
Ключевые слова: Северная Далмация, раннехристианская архитектура, архитектурная типология, базилики, триконхи.
Early Christian Basilicas of Northern Dalmatia
AND THE KvARNER ISLANDS! THE PROBLEMS OF TYPOLOGY
A. VORONOVA
On the territory of Northern Dalmatia in the 4th through the 6th centuries artistic trends of the Roman East and West intersected, thus complex forms were developed in
33 Cm.: Vezic P. Dalmatinski trikonhosi. S. 41.
31
local architecture, though, overall, its typological features were rooted in the late Antique architecture of the Adriatic cultural circle. There are types traditional for the given period as well as those representing local traits. Episcopal complexes, city cathedrals, and cemetery basilicas generally belong to the standard Adriatic types: single-aisle basilicas with one or three apses, single-nave basilicas with an inscribed apse, single-nave basilicas and double churches. Local phenomenon of transformation of burial memoria at villae rusticae into village parish churches is represented by a triconch type. Along with that the majority of basilicas of all types were established on the foundations of Antique structures.
Keywords: Northern Dalmatia, Early Christian architecture, architectural typology, basilicas, triconches.
Список литературы
1. Bradanovic M. Nepoznati Omisalj. Katalog zbirke Lapidary, pregled povijesti i kulturnopovijesni vodic gradida i okolice. Omisalj, 2002.
2. Domijan M. Rab u srednjem vijeku. Split, 2004.
3. Dyggve E. Povijest salonitanskog krsdanstva. Split, 1996.
4. Gunjaca S. Cisterna starokrsdanske dvojne baziliki na Srimi // Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru. Sv. 13. Zadar, 1991.
5. Krauthajmer R., Curcic S. Ranohrisdanska i vizantijska arhitektura. Beograd, 2008.
6. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacija. Split - Zagreb, 2009.
7. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. Split - Zagreb, 2011.
8. NovakN., Brozic A. Starokrsdanski kompleks na Mirinama u uvali Sapan kraj Omislja na otoku Krku // Starohrvatska prosvjeta, br. 21, Zagreb, 1996.
9. Pericic E. Samostan Svete Marije u Zadru od njegova osnutka do danas // Kulturna bastina samostana Sv. Marije u Zadru. Zadar, 1968.
10. Petricioli I. Umjetnicka bastina samostana Sv. Marije u Zadru // Kulturna bastina samostana Sv. Marije u Zadru. Zadar, 1968.
11. Suic M. Anticki grad na istocnom Jadranu. Zagreb, 2003.
12. Vezic P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Casopis Odjela za povij est umjetnosti Sveucilista u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011.
13. Vezic P. Episkopalni kompleks u Zadru. Zadar, 2013.
14. Vezic P. Starokrsdanska bazilika Sv. Stjepana u Zadru. Zadar, 1989.
15. Vezic P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru. Split, 2002.
16. Vezic P. Zadar na pragu krsdanstva. Zadar, 2005.