Теория и методика дошкольного образования
195
воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в образовательной деятельности, но ив самостоятельной деятельности.
Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2006.
2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 1991.
3. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Д/В. -1996. - № 5. - С. 21-27.
4. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. - М., 2007.
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М.: Владос, 2003.
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
© Меньшикова О.А.*
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.
Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, культура, культурная идентификация, национальный компонент.
В настоящее время всё более явно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания народа. Первым таким социальным институтом является семья, а
Аспирант кафедры Дошкольной педагогики и психологии.
196
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
потом уже - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к культуре своего народа.
Понятие «культура» как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. В данной статье отражен подход, основанный на исследованиях В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А. Сергунина, рассматривающий, ее как модель жизни, как объект культурного пространства, в которую с раннего детства включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста [5].
«Культура, - отмечал Д.С. Лихачев, - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [3].
Культура является средой развития и воспитания ребенка. «Человек, -подчеркивал И.А. Ильин, - родится в лоне своей семьи и своего народа; он -их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Освоение культуры - длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, материнский фольклор, художественный и образный мир традиционной культуры, ее ценности и нормы. Интеграция ребенка в национальное культурное пространство - не только важнейшее условие его полноценного развития, но и залог жизненной силы и душевного здоровья [1].
Попов Б.Н. связывает культуру с этническим своеобразием народа. «Этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, быте, вообще культуре, которая, прежде всего, аккумулируется в семье, получает в ней стартовое» положение. Характерными чертами традиций является их всеобщность, массовость. Они устойчивы и долговечны. Сущность их состоит в сохранении унаследованных норм поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследию прошлого [4].
Национальные обычаи и традиции занимают особое место в числе факторов, постоянно и систематически воздействующих на формирование личности ребенка. Они несут в себе богатейший национальный опыт народа,
Теория и методика дошкольного образования
197
осуществляют преемственность его духовной культуры. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Эти задачи направлены на удовлетворение потребностей общества в разносторонней развитой личности, так как развитие ребенка, его интересов и потребностей, способствуют развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина.
Специфическими средствами народного воспитания являются компоненты культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость народного воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно'-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Рассматривая процесс этнокультурного образования дошкольников, обратились к психологическим основам становления личности ребенка.
Дошкольный возраст, по мнению А.Н. Леонтьева, является первым периодом рождения личности и вхождением его в социум. Усвоение социального опыта предшествующих поколений поможет ребёнку не только принять определённые ценностные основы бытия, значимый для данного общества стиль поведения, в том числе опыт взаимодействия людей различной этнической принадлежности, но и вырабатывать собственный, лично-стно значимый стиль сотрудничества.
Человек сочетает в себе родовые черты, национальные и индивидуальные качества. Национальные особенности и индивидуальные характеристики представляет сложную многомерную систему взаимосвязи, общего, особенного и единичного. Личность развивается и проявляет себя во взаимодействии с другими людьми, поскольку необходимым условием жизнедеятельности человека является межличностное общение. В процессе общения ребёнок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки. Культура общения, как составляющая культуры поведения, предполагает гуманные отношения, формирует доверие и доброжелательность к другим людям. Подрастающее поколение вовлекается в определённую систему отношений, сложившуюся внутри народа. Эти отношения оказывают определяющее влияние на формирование у людей культуры межнационального общения и создают условия для формирования «культурной идентификации» у детей дошкольного возраста.
Понятие «идентичность» всегда является «социокультурным конструктом», поскольку воплощает в себе самоопределение личности по отноше-
198
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
нию к другим (другому), своим или чужим. Имя, половая принадлежность, расовая и этническая принадлежность, родной язык, место рождения и др. -все это компоненты идентичности. К началу младшего школьного возраста у ребенка формируется первое представление о своей национальности (этнической принадлежности), стране, в которой он живет. Он уже знает, что его Родина - большая страна Россия, историей, культурой, традициями и обычаями которой гордятся многие поколения людей [2]. Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия с взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку дошкольного возраста познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, как наиболее значимые элементы культуры своего народа; позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, также раскрыть яркую самобытность других культур, их внутренне сущностное сходство. Таким образом, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Бондаревская Е.В., Крылова Н.Б., Ямбург Е.А., Коломийченко Л.В. и другие отмечают, что культура, являясь системой ценностно-смысловых, нормативно'-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик, воспроизводится, модифицируется и транслируется в процессе и результате культурной идентификации личности. Поэтому, в отличие от социализации (которая включает человека в нормативно-ролевую структуру социума), культурная идентификация формирует человеческую индивидуальность, актуализирует ее творческий потенциал, исходя из особенностей самой культуры и возможностей выбора тех ценностей, которые индивид идентифицирует в своем жизненном пространстве.
Большинством исследователей поддерживается мнение, что «культурная идентификация» - это процесс духовного единения личности со своим народом, установления чувства принадлежности к национальной культуре, инте-риоризации ее ценностей и построения собственной жизни с их учетом.
Целью процесса культурной идентификации в образовании, по нашему мнению, является воспитание человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей российской культуры.
Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Теория и методика дошкольного образования
199
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Разработка и реализация программ на национальной основе создает уникальный формат освоения детьми дошкольного возраста: богатства национальных культурных традиций, уклада жизни народа, системы традиционных духовных ценностей.
Результатом целенаправленной образовательной деятельности станет освоение культурного содержания образования, возможность личностной самоидентификации воспитанника как представителя той или иной национальной культуры и традиций, а также создание условий для вступления личности в равноправный диалог с инокультурным окружением [2].
Дошкольное детство - начальный этап становления личности. Именно в дошкольном возрасте, с трёх - четырёх лет, ребёнок вступает в первую стадию политического развития, у него начинает формироваться отношение к национальной символике (С.К. Рощин). Для ребёнка пяти лет, по мнению ряда исследователей (И.З. Хабибулина, С.А. Козловой, О.Н. Юденко), национальный фактор не является решающим. Однако много этическое ближайшее окружение входит в жизнь ребёнка звучанием иноязычной речи, колоритом национальных мелодий, многоликостью имён. Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С. Джунусов, Э.К. Суслова). Как подтверждают исследования М.И. Богомоловой, З.А. Богатеевой, Э.К. Сусловой и др., при специально организованной деятельности у старших дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения.
В процессе воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерирует свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, способ жизни. Естественное вхождение ребенка в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, носителя языка в условиях дошкольной образовательной организации, позволит сохранению и развитию национальной культуры, региональных культурных традиций. Способствовать формированию основ личности, наделенной национальным сознанием, достоинством и стремлением сохранить и умножить национальную культуру как элемент культуры общечеловеческой.
Список литературы:
1. Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. - М., 1993.
2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - М.: Издательство «Планета 2000», 2002.
200
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
3. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8.
4. Радионова О., Орлова Л. Работаем по программе «Воспитание ребен-ка-дошкольника. РОСИНКА. В мире прекрасного» // Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель». - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. -№ 4. - С. 5-12.
5. Степанова И.А., Колодезникова З.Г., Готовцева С.С. Этноальбом как средство приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/979/13397.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Туркина А.Н.*
Негосударственное учреждение дополнительного образования «Мурманская языковая школа», г. Мурманск
Данная статья посвящена применению различных видов наглядности при обучении младших дошкольников английскому языку. Рассмотрены психофизиологические особенности детей данного возраста, основные требования к их обучению, принцип наглядности. На основе анализа занятий делается вывод о более эффективном усвоении материала при одновременном использовании зрительных, слуховых, кинестетических опор.
Ключевые слова: зрительная, визуальная, слуховая, аудиальная, кинестетическая наглядность, комплексная наглядность, младшие дошкольники, сенсорное развитие, обучение дошкольников, английский язык, подражание, жестовой язык, обучение счету, развивающее обучение, игровая, исследовательская деятельность, виды деятельности дошкольников.
«Эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем его изучение к раннему возрасту» и «овладение двумя-тремя языками не замедляет овладения каждым из них в отдельности», -Л.С. Выготский. Работая с младшими дошкольниками (далее МД) 3-4 лет, отметим их психофизиологические особенности: дети интересуются не только родителями, но и другими людьми. Общение становится внеситуативным, взрослый человек - носитель определенной общественной функции [10, с. 59]. Кризис трех лет сменяется стабильным состоянием, ребенок
Старший преподаватель иностранного языка.