Научная статья на тему 'Пути формирования личности ребенка дошкольного возраст'

Пути формирования личности ребенка дошкольного возраст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЗНАКИ / СИМВОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURE / CULTURAL EVENTFULNESS / CULTURAL IDENTITY / VALUES / SYMBOLS / CHARACTERS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Анна Вячеслава

В статье рассматриваются теоретические основы формирования личности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения к ценностям культуры. Культурная идентификация в исследовании определяется как путь развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка, выступает в качестве особой сферы личности, в которой отражается мир идей, культурные ценности, традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of formation of a preschool child personality

The article discusses the theoretical basis for the formation of the child of preschool age personality during initiation to culture. Cultural identity is defined in the study as a way of value orientations and personal-semantic spheres of the child, acting as a special sphere of personality, which reflects the world of ideas, cultural values ​​and traditions.

Текст научной работы на тему «Пути формирования личности ребенка дошкольного возраст»

УДК 37.014.3+373.2 ББК 74.102 М 47

Мелехина Анна Вячеслава, ассистент кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного Федерального университета, т.: 89188967614.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(рецензирована)

В статье рассматриваются теоретические основы формирования личности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения к ценностям культуры. Культурная идентификация в исследовании определяется как путь развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка, выступает в качестве особой сферы личности, в которой отражается мир идей, культурные ценности, традиции.

Ключевые слова: культура, культурная событийность, культурная идентификация,

ценности, знаки, символы, образовательное пространство.

Melekhina Anna Vyacheslavovna, assistant of the Department of Preschool Pedagogy of the Pedagogical Institute of Southern Federal University, tel: 89188967614.

WAYS OF FORMATION OF A PRESCHOOL CHILD PERSONALITY

(reviewed)

The article discusses the theoretical basis for the formation of the child ofpreschool age personality during initiation to culture. Cultural identity is defined in the study as a way of value orientations and personal-semantic spheres of the child, acting as a special sphere ofpersonality, which reflects the world of ideas, cultural values and traditions.

Key words: culture, cultural eventfulness, cultural identity, values, symbols, characters, educational environment.

Воспитательное пространство в системе дошкольного образования выступает социокультурной средой, в которой формируются микрогруппы детей и педагогов, объединенных культурными ценностями и личностными смыслами вокруг определенных культурных событий. В исследованиях Р.М. Чумичевой «культурная событийность - это концентрация идей, ценностных отношений, раскрытых в конкретной тематике и взаимодействии заинтересованных лиц. В ней формируются позиции участников этого события на фоне мировоззренческих идей, раскрываются отношения к обсуждаемым объектам и предметам, утверждается «Я - концепция». Воспитательный эффект культурного события состоит в том, что они обеспечивают развитие эмоционального, интеллектуального и поведенческого образа культурного человека, идентифицирующего себя или с образом реального человека, или художественным образом, созданным в культуре своего народа». [1, 174]. В таком пространстве создается особый личностный психологический климат доверительного общения, который порождает определенные ценности, смыслы и типы общения, активизирующие творческие возможности личности. Культурная событийность - это, с одной стороны, коллективные виды творческой деятельности, порождающие общность чувств, отношений, а с другой - индивидуальное пространство самовыражения, ценностей и смыслов где каждый участник события выражает свой внутренний мир и собственные возможности в утверждении своего «Я».

Перед современным образованием стоит задача приблизить культуру и личность, соединить ценности первой и личностные смыслы второй, что создаст единое пространство духовного развития личности, ее сопричастности к другим. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. В связи с тем, что наше исследование ориентировано на развитие внутреннего мира ребенка, его ценностных отношений и смыслов, рассмотрим некоторые понятия культуры, ее ценностную основу.

Культуру, ее ценности называл Н.К. Рерих древом, питающим творчество человека. Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижины и дворца: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и

красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты». [2, 63].

М.С. Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящий из двух граней (продукт и технология) и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). На этих же позициях стоит и Г.Н. Волков: «... Культура - это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию!) приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому». [3, 5]

Отличительным свойством культуры, составляющей само существо этого понятия, его специфику, является нераздельная связь культуры и человека. Культура транслирует ценности от поколения к поколения, человек, является носителем и субъектом ценностного отношения к миру. Там, где возникает ценностное отношение, проявился позитивный или негативный культурный процесс жизни. Ценность - это факт культуры и она социальна по своей сути. Ценности рождаются в системе субъектно-объективных отношений, отсутствующих на биологическом уровне движения материи, отношений специфически социальных, принадлежащих миру культуры. Именно ценности регулируют деятельность человека, обуславливают его культурную идентификацию и реализуются: в социально-психологических ценностных ориентациях (установках) обыденного сознания людей; в идеологических конструкциях, являющихся плодом осознания и теоретического выражения этих ориентаций; в искусстве, воплощающем ценностное сознание общества, различных социальных групп и творческой личности, в нераздельном единстве с добыванием ею знаниями о мире, других людях и т.д.

Ориентация образования на ребенка, культуру, творчество, определяет стратегию управления культурной идентификацией личности, в направлении развития личностно-смысловой сущности ребенка, его интересов, способностей, возможностей. Воспитание в аспекте культурологического подхода, позволяет понимать ребёнка как субъекта жизни; обеспечивает ему условия для социализации и культурной идентификации; оказывает педагогическую помощь и поддержку в развитии личностно-смысловой сферы ребенка; определяет отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способного ввести его в мир общечеловеческой, национальной культуры, оказывает ребенку помощь в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей. Сегодня образование необходимо рассматривать как культурный процесс, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, А.А. Греков). Культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет в диалоге прошлое, настоящее и будущее. Обращение к исторической памяти народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у детей представление о нравственных нормах, развивать культуру чувственного восприятия, художественного переживания, опыт поведения, идентифицировать себя с образом человека, культурой является одним из важнейших направлений гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения, составляет духовную основу личности.

В нашем исследовании «культурная идентификация» определяется как путь развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка. Словарь по психологии дает следующее определение идентификации (от лат. Ыепййсаге - отождествлять) - опознание чего-либо; отождествление с кем-либо, чем-либо. Суть культурной идентификации состоит в освоении человеком ценностей, норм и традиций определенной культуры, в осознании чувства принадлежности к данной культуре, в утверждении своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих взглядов, интересов, способностей.

Многие исследователи изучали понятие «культурная идентификация» с разных позиций. Так, по мнению О.В. Степанова стержнем национальной идеологии является тенденция к самосохранению общества, его национально-культурной идентичности, исходя из идеи выживания. С точки зрения автора, образование сегодня пересматривает факторы, которые обеспечивают воспитание культурной идентификации. Именно в гуманистических тенденциях образования он видит возможности нахождения более эффективных средств изменения социокультурной практики. Основным фактором, по мнению О.В. Степанова, выступает содержание образовательного процесса как гуманитарного знания, которое может способствовать формированию таких черт личности как терпимость и

понимание, уважение к иной культуре и чужому мнению, умение вести конструктивный диалог, добиваться разумных решений, мыслить широко, опираясь на достижения национальной и мировой науки и искусства. На решение вопросов воспитания культурной идентификации дошкольников нацеливает образовательная политика России, положения которой зафиксированы в «Законе об образовании» (99, гл. 1, ст. 2): «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Мы констатируем факт, что вопросы, связанные с культурной идентификацией дошкольников в дошкольной педагогике остаются за пределами внимания учёных и практиков. Однако ряд работ, посвящённых вопросам развития дошкольников, косвенно отражали изучаемую нами проблему (Р.С. Буре, С.А. Дудникова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, И.Э. Куликовская, Д.В. Менджерицкая, Э.Я. Суслова, С.В. Петерина, Р.М. Чумичева и др.). Р.С. Буре и С.А. Дудникова рассматривая вопросы воспитания и социализации ребёнка в процессе игры и общения, обратили внимание на специфику проявления самооценок и самоконтроля в процессе взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Эти особенности были обусловлены ситуацией общения, отношениями друг к другу и эмоциональным состоянием ребёнка.

В работах учёных, занимающихся изучением проблем художественно-эстетического образования и воспитания детей (Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Р.М. Чумичева и др.), вопросы воспитания ребёнка на культурных ценностях изучены наиболее широко. Авторы утверждают, что эстетическое восприятие мира, отношение к нему формируется благодаря активному включению ребёнка в познание ценностей, содержания, средств выразительности искусства. Изобразительная деятельность формирует прочные представления о характеристиках национальных произведений искусств и культурной идентификации ребёнка.

Наибольшее развитие вопросы воспитания основ миропонимания, образа "Я" ребёнка нашли отражение в работах С.В. Петериной, Л.В. Грабаровской, В.С. Степовой, О.В. Сенько, Н.Е. Татаринцевой и др. С.В. Петерина указывает на то, что современный детский сад на Юге России являет собой многонациональное детское сообщество, в котором происходит становление образа "Я" на лучших культурных традициях народа. Процесс воспитания она рассматривает в контексте культурной идентификации личности, понимая его как условие формирования представлений о своей нации, опыта отношений детей различных национальностей. Основным средством авторы выделяют различные виды детской деятельности, где особое место занимает общение, в которых происходит обмен ценностными представлениями детей об окружающем мире. В работах И.Э. Куликовской изучается проблема становления русской картины мира у детей дошкольного возраста, отмечается, что относительно российского образования культуросообразный контекст его содержания обеспечивается благодаря тому, что оно отражает жизнь определённой группы людей - русских, их специфичный быт, традиции, символику и др., создавая, таким образом, неповторимую, своеобразную национальную картину мира. По мнению И.Э. Куликовской, русская картина мира формируется у детей дошкольного возраста путём сохранения и поддержания семейных традиций, воспитания и обучения, образования, что создает в целом славянский тип личности и образ человека. Однако, понимая многонациональный и культурный состав дошкольных образовательных учреждений, необходимо, отбирая общий концепт культуры, отображать в содержании воспитания общие и специфические ценности русской и национальной культуры, общие и специфические ценности семьи в воспитании ребенка. Именно диалог культур обеспечивает ценностно-смыслового развития личности ребенка.

Изменение содержания дошкольного образования в аспекте ценностного компонента позволит организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами нашего времени, определить дошкольнику своё место в современном мире, ощутить восхищение, сострадание, симпатию к героическим событиям, творцам истории родного края. В такой социокультурной и культурно-исторической среде образовательные учреждения будут осуществлять процесс воспитания личности ребенка, обеспечивающий культурную идентификацию, обуславливающий ценностно-смысловое развитие ребенка.

Таким образом, культурная идентификация - это путь развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка, она выступает в качестве особой сферы личности, в которой отражается мир идей, культурные ценности, традиции. Культурная идентификация придаёт личности целостность и выступает чертой мировидения, своеобразной памятью народа. Культурная

идентификация является глубинным ядром личности, формирование которого происходит благодаря познанию совокупности символов, закреплённых в коллективном сознании и культуре, готовности человека действовать определённым образом. Основными условиями процесса культурной идентификации является язык и культура народа, которые благодаря индивидуальному опыту определяют национальный аспект мировоззрения. Процесс культурной идентификации личности ребенка обусловливает целостное становление мировоззрения личности, с раннего возраста открывает картину жизни народа, к которому он принадлежит. Основное назначение образования на современном этапе заключается в том, чтобы воспитывать личность как носителя ценностей своей нации и культуры, в движении к общечеловеческим ценностям.

Литература:

1.Чумичева Р.М. Культурная событийность в воспитательном процессе вуза // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конф. Ростов н/Д: РГПУ, 2004. 192 с.

2. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. 156 с.

3. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 92.

References:

1.Chumicheva R.M. Cultural eventfulness in the educational process of the university/ / Raising a citizen, a man of culture and morality, as a condition for the constructive development of modern Russia: materials of the conferentce. Rostov-on - Don: RSPU, 2004. 192 p.

2. Roerich N.K. Gates to the future. Riga: Vieda, 1991. 156p.

3. Volkov G.N. Three Faces of Culture. M.: Young Guard. 1986. P. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.