УДК 373.2.016:37.037 ББК 74.100+74.200.55 А 13
Абдульманова Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, ПИЮФУ, г. Ростов-на-Дону, т. 89281852166.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ В КУЛЬТУРОСООБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(рецензирована)
Рассматривается процесс разработки технологии формирования физической культуры детей дошкольного возраста в культуросообразном пространстве дошкольного учреждения. Представлены теоретические и методические подходы к разработке личностно - ориентированной, развивающей, игровой технологии «Твори здоровье сам», раскрыт педагогический алгоритм ее построения. Определены виды деятельности, интеграция которых обеспечила разработку форм организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника в направлении формирования физической культуры, раскрыты методы и приемы формирования физической культуры детей 4-7 лет.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, педагогическая технология, педагогический алгоритм, содержание, формы, методы формирования физической культуры детей дошкольного возраста.
Abdulmanova Lubov Vitalievna, Candidate of Pedagogics, associate professor, head of the Department of Pre-school Pedagogy, PI SFU, Rostov-on-Don, tel.: 8 9281852166.
THEORETIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPING TECHNOLOGY OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE IN CHILDREN OF 4-7 YEARS IN CULTURAL SPACE OF A PRESCHOOL INSTITUTION
(reviewed)
The process of development of the physical culture formation technology ofpreschool children in the preschool space of cultural conformity has been considered. The theoretical and methodological approaches to the development of personally - oriented, developing game technology "Create your health yourself have been presented, pedagogical algorithm for its construction has been disclosed. The types of activities, which provide the integration of the development offorms of organization of life of a preschooler towards the formation of physical culture have been defined, methods and techniques for the formation of physical education of children of 4-7 years have been disclosed.
Keywords: physical education, physical culture, physical training, educational technology, teaching ability, content, forms, methods of formation of physical education of children of preschool age.
На рубеже тысячелетий образованию отводится главная роль в воспроизводстве и повышении интеллектуального, духовного и культурного потенциала общества, что является одним из основополагающих факторов экономического и социального прогресса. Образование является процессом (или результатом) освоения определённых обществом уровней культурного наследия и связанных с ним уровня индивидуального развития личности. Основными функциями образования является: воспроизводство общественного интеллекта, экономики, исторического здоровья нации, культуры, формирования социального человека, укоренённого в национальной культуре, в ценностях цивилизации. Образование является одним из механизмов преодоления «кризиса семьи» и «кризиса здоровья» через изменение системы ценностных приоритетов, а также человековедческого, историка
- этнического, валеологического просвещения.
Культуросообразные, личностно-ориентированные концепции на современном этапе развития образования являются наиболее эффективными в воспитании здорового подрастающего поколения в силу их гуманного характера и ценностной ориентации. В этом процессе возникает проблема становления новых концепций физического образования Физическое образование в контексте культуры связано с осмыслением феномена физической культуры, с выделением здоровья и
здорового образа жизни как доминирующих идей и ценностей человечества. Стратегия выживания связана с развитием у подрастающего поколения физической культуры как относительно самостоятельной области общей культуры человека. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов отмечающих большую роль физической культуры и спорта в оздоровлении нации, воспитании молодежи.
Содержание физкультурного образования дошкольников реализуется посредством культуросообразных технологий, которые конструируются на основе общих параметров характерных для всех развивающих педагогических технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста:
- игровая природа: в игровой деятельности и детском экспериментировании проявляется активность ребенка;
- рефлексивная направленность: использование приемов и методов, обеспечивающих
самостоятельное понимание, осмысление и осознание ребенком собственной позиции, прошлого опыта;
- необходимость педагогически организованного взаимодействия: максимальная эффективность личностного развития в детском саду достигается в совместной деятельности путем создания в группе особой эмоциональной психологической тональности общения и доверительного отношения педагога к детям; при этом взрослый выступает в роли не только организатора, но и соучастника;
- диалогичность: под диалогом понимается определенная коммуникативная среда,
заключающая в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественности культур;
- учет индивидуальной траектории развития ребенка, особенностей психических процессов воспитания, памяти, мышления, воображения, а также его личностных свойств и качеств -целеустремленности, мотивационно-потребностной сферы, направленности, состояния активности;
- смысловая полифония: в ходе интерпретации какого-либо культурного текста происходит выявление, реконструирование значений, смыслов сказочных образов, смыслового содержания, их действий и поступков;
- обязательность системы диагностирования эффективности приемов, используемых в работе с детьми;
- карнавальность: развитие творчества ребенка происходит в праздничном действии, в фантазийном «выварачивании наизнанку» повседневного мира: отношение к празднику как к интегрированному способу становления социокультурного опыта детей (О.В. Дыбина, М.В. Корепанова, И.Э. Куликовская, В.И. Ляскало, Л.А. Парамонова, Т.Н. Таранова, Р.М. Чумичева и др.)
При разработке культуросообразной технологии формирования физической культуры детей 47 лет мы ориентировались на данные определения понятия «педагогическая технология»: как совокупность методов, как научное описание способов. Как профессиональная категория педагогическая технология появляется в нашей стране и за рубежом с начала шестидесятых годов двадцатого века. В отечественной и зарубежной педагогике происходит эволюция понятия «педагогической технологии». В.И. Боголюбов, подчеркивая многозначность изучаемого понятия, показывает путь его развития: от технической интерпретации до «научного описания
педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату» [2, с. 123]. Возрождение в отечественной педагогике гуманистических традиций обусловил утверждение в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий. В книге В.В. Серикова «Личностно-ориентированное образование: Поиск новой парадигмы» выделены сущностные характеристики личностно-ориентированной педагогической технологии: жизненная контекстность, диалогичность и игровое взаимодействие участников [3, с. 120].
В современном понимании конструирование педагогической технологии как построение системы операций, ведущих к разрешению некоторого противоречия, принимает следующий вид:
- анализ противоречия в педагогической практике как источника проблемы;
- определение дидактической цели и критериев ее достижения;
- выявление психолого-педагогического механизма, ожидание новообразований в личности (опыте, знании, поведении) воспитанника;
- проектирование модели дидактической ситуации (ее содержательного и процессуального аспектов), способной обеспечить функционирование данного механизма личностных новообразований; механизма личностных новообразований;
- разработка «предметно-коммуникативного «поля»», структуры и движущих сил развития ситуации как последовательности генетически связанных эпизодов взаимодействия учителя и учащихся;
- управленческое (информационное), методическое, психологическое обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности.
В нашем исследовании логика построения культуросообразной технологии формирования физической культуры детей дошкольного возраста «Твори здоровье сам» представлена как определенный педагогический алгоритм, побуждающий ребенка к выполнению действий (интеллектуальных, двигательных, рефлексивных), обеспечивающих достижение достаточного уровня физической культуры: «познай двигательный образ - вырази свой образ движением - осознай смысл движения - самостоятельно организуй двигательную деятельность - рефлексируй культуру телосложения, двигательную культуру и культуру здоровья». Каждая составляющая педагогического алгоритма реализовывалась в соответствующих формах организации вида деятельности, методах, средствах и среде, совокупно представляющих педагогическую технологию, направленную на преодоление основного противоречия между традиционно сложившейся моделью физического образования, ориентированного на развитие двигательных умений и навыков ребенка и развивающейся гуманистической культуросообразной парадигмой современного образования, изменившей теорию и практику дошкольного образования.
Моделируя культуросообразную технологию, в качестве универсальной единицы мы определили деятельность как путь вхождения в физическую культуру и как педагогическое условие развития у ребенка культуры телосложения, двигательной культуры и культуры здоровья. В нашем исследовании определились три основные вида деятельности, доступные ребенку дошкольного возраста, каждая из которых обеспечивала ему активность, самостоятельность и возможность творческой самореализации: двигательная, позволяющая ребенку активно, посредством движения познавать мир, преобразовывать его и самоизменяться в ней; народная подвижная игра как носитель социальных и культурных кодов, определяющих сознание ребенка; диалог как речевая деятельность, обуславливающая ритм, гармонию во взаимодействии взрослых и детей.
Целью двигательной деятельности ребёнка выступает развитие его физической культуры, ориентация или переориентация сознания на здоровье, здоровый образ жизни, обеспечение выбора, принятие и апробация в собственном опыте ценностей своего организма, тела и его движений. Двигательная деятельность интегрировалась во все другие формы организации жизнедеятельности ребенка - игровую, познавательную, художественно-творческую. В ней ребенок познавал двигательный образ и смысл движений, способы кодирования, раскодирования и перекодирования социальных и культурных кодов, приобретал опыт организации самостоятельной двигательной деятельности, что обуславливало развитие ценностного отношения к своему телу, здоровью, физической культуре. Нами она определяется как механизм обеспечения процесса включения ребёнка в физическую культуру. Ее характеристиками выступают: единство содержательного и процессуального компонентов, взаимосвязь целеполагающей и целеисполняющей деятельностей. Основной характеристикой выступает цель, обуславливающая разнообразные виды двигательной деятельности ребенка - оздоровительные, релаксирующие, тренирующие, развивающие и др. Ценностным потенциалом двигательной деятельности, с нашей точки зрения, являются ее возможности введения ребенка в мир физической культуры: наличие двигательного и игрового образов, социальных и культурных кодов фольклорной основы, разнообразных игровых движений, ритмообразующей и песенной составляющих. Двигательная деятельность доступна и адекватна возможностям самого ребенка и особенностям его развития -первичная и естественная потребность в движении, тактильные способы постижения мира, нагляднодейственный и наглядно-образный типы мышления, эмоциональная насыщенность и экспрессивность движений ребенка.
Народная подвижная игра как вид деятельности предоставляет ребенку самостоятельно творить собственный мир движений, создавать особое личностное двигательное пространство, «проигрывает» роли, двигательные образы и модели здорового образа жизни. Народные подвижные игры, с одной стороны, являются свободной деятельностью, а с другой - регламентирующей, где правила определяют способы деятельности, обуславливающие достижение результата. В них отражены чётко сформулированная цель деятельности, способы ее достижения, реализация самого процесса. Народная подвижная игра с помощью правил позволяет ребёнку осуществить выбор того способа жизнедеятельности, который сохраняет здоровье. В данном виде деятельности регулирующим и
дисциплинирующим началом являются правила и те ценности, которые направляют ребенка на достижение поставленных им целей. По мнению Р.М. Чумичевой, правила помогают человеку осуществлять выбор ценностей и способов жизнедеятельности. На наш взгляд, именно правила обеспечивают достижение результатов деятельности, если ребенком осознан смысл движений и правил в установлении гармоничного ритма взаимодействий, в ограничении свободы личности в ситуациях конфликта и в возможности осуществления успешного и свободного выбора способов развития физической культуры. Ценностно-смысловой потенциал народной подвижной игры состоит в том, что она аккумулирует культурно-исторический опыт выживания народа, социальные и культурные коды, посредством которых передаются новому поколению способы саморазвития культуры телосложения, двигательной культуры и культуры здоровья, стимулирует проявление ребенком нравственно-волевых качеств, обеспечивающих в детском сообществе согласованность действий, дружеские взаимоотношения и др.
С точки зрения М.М. Бахтина, культура есть пространство и горизонт диалога культур, личностей, ценностей, смыслов. Относительно дошкольного возраста в нашем исследовании в качестве метатекста выступает фольклор как явление культуры, определяющий содержание физического образования, культуросообразную технологию развития физической культуры и педагогическое средство, интегрированное в различные виды деятельности. Фольклорные тексты представляют собой пространство диалога образов, движений, слов, событий, действий, ценностей (добро-зло, прекрасное-безобразное, нравственное-безнравственное и т.д.). Особенностью фольклора является то, что в нём заложена интеграция речевого, двигательного и музыкального образа. В диалоге взрослые и дети раскрывают социальные и культурные коды, интерпретируют способы жизни народа, раскрывая самые существенные ее связи и закономерности. Диалог ребенка, основанный на фольклорном тексте, позволяет ему выполнять художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке
- движение его тела (мимика, жест, танец), звуки его голоса (интонация, слово, напев). Внимание к слову в детском фольклоре способствует развитию ощущений механизмов превращения речевой интонации в музыкально - двигательную. Через своеобразие музыкально - двигательной интерпретации образа передаётся национальный характер. Этому способствует синкретизм элементов художественной выразительности. В связи с речью музыка и движение приобретают коммуникативность, становятся такими же средствами общения, как и слово.
В нашей технологии диалог определяется как речевая деятельность, представляющая специфический способ обмена личностными ценностями и смыслами, социальными и культурными кодами, собственными представлениями о мире и способах согласованного взаимодействия между взрослыми и детьми. Диалог предоставляет ребенку широкие возможности вербального и невербального самовыражения доступными ему средствами - словом, движением, жестом, мимикой и т.д. В этом виде речевой деятельности диалог создает ситуацию размышлений, суждений, противоречий, где взрослый и ребенок выступают равноправными партнерами коммуникаций в поиске и проверке истины - «движение приводит к здоровью», «в здоровом теле - здоровый дух», «здоровому - все здорово», «красота - залог здоровья» и т.п. Ценностный потенциал диалога состоит в мотивации ребенка к исследованию своего организма и его состояний, тела и его движений, способов взаимодействия с окружающим миром. Диалог может существовать как самостоятельная речевая деятельность и интегрированная в познавательно-двигательную форму организации жизнедеятельности ребенка; как педагогическое средство, побуждающее ребенка к активному поиску смысла движений в тех или иных событиях жизни.
При разработке культуросообразной технологии доминирующей формой организации деятельности являлась двигательно-игровая, где первая - обеспечивала здоровьетворящий эффект, а вторая - содержала ценности культуры. В данной форме организации деятельности обеспечивалась интеграция культурных и социальных кодов - образов и слов, обеспечивающих познание мира; движений (игровых, тренирующих, релаксирующих, оздоровительных и др.), обуславливающих самовыражение ребенка. В совокупности в образовательном пространстве они создавали ритм и гармонию взаимодействия. На основе единства символического содержания слова и движения ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние, осознаёт значимость телодвижения, отражающего эмоциональный мир, отношение к миру, другим людям и т.д. С нашей точки зрения, осознание ребёнком связи смысла слова и движения является одним из факторов становления произвольного управления своим состоянием. Интеграция музыки и движения помогает ребёнку через музыкально - двигательный образ постичь своё внутреннее состояние, приобрести способы его раскрытия.
Выше изложенные виды деятельности как основа культуросообразной технологии реализовывались в интегрированных формах организации специально-организованной, совместной и индивидуальной деятельности: интеллектуально-двигательная, двигательно-игровая; тре-нирующе-познавательная, диалогово-оздоровительная.
Интеграция видов деятельности осуществлялась на основе общих принципов:
- обусловленности одних видов другими, предполагающий единство содержания двигательной деятельности, народных подвижных игр, самостоятельной двигательной активности ребенка и специально организованной интеллектуально-двигательной, двигательно-игровой; тренирующе-оздоровительнойя, диалогово-оздоровительной;
- системности, обуславливающий проектирование в различных видах деятельности системы двигательных целей, задач, ситуаций, ценностных ориентировок, социальных и культурных кодов и т.п., обеспечивающих развитие физической культуры ребенка;
- последовательности, создающий ритмообразующее пространство развития ребенка, алгоритмизирующий педагогическую деятельность по моделированию образовательного пространства и внедрению технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения;
- ценностно-смысловой деятельности, определяющий насыщение деятельности смысловым контекстом движений, мыслительных операций по самооцениванию, самоконтролю, самореализации, самовыражению ребенка в знаково-символической системе двигательных видов деятельности;
- совместности, создающий общее пространство взаимодействия взрослых и детей по постижению смысла физической культуры в жизни;
- мотивационного обеспечения двигательной деятельности, основанного на осознании субъектами смысла движений в самореализации на пути к достижению физической культуры.
Таким образом, культуросообразный подход определил особенности педагогической технологии, направленной на развитие физической культуры детей дошкольного возраста, где основной единицей является деятельность. Определяющими в технологии выступили двигательная, игровая и диалоговая деятельности, интеграция которых определила формы организации жизнедеятельности ребенка. Каждому виду деятельности соответствовали определенный тематический цикл и методы и приемы, классифицированные нами как развивающие, диалоговые, смыслооткрытия, рефлексивные, накапливающие двигательный опыт.
Литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
2.Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Педагогика. 1991. №9. С.
123.
3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
4.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
5.Яковлева Т.С., Сагайдачная Е.А. Научные основы проектирования творчески развиваю-щих технологий физического воспитания дошкольников // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / под ред. В.Т. Кудрявцева, Н.А. Смирновой. Дубна, 1995. С. 68-82.
References:
1. Bespalko V.P. The terms of educational technology. M.: Pedagogics, 1989. 190 p.
2. Bogolyubov V.I. Educational technology: evolution of the concept / / Pedagogy. 1991. № 9. P.
123.
3. Serikov V.V. The personal approach in education. Volgograd: Change, 1994. 152 p.
4. Yakimanskaya I.S. Technology of a person-centered education. M.: September, 2000. 176p.
5. Yakovleva T.S., Sagaidachnaya E.A. Scientific principles of designing creatively developing physical technologies of physical education of preschoolers / / Developmental Education in early childhood education/Ed. V.T.Kudryavtsev, N.A.Smirnova. Dubna, 1995. P. 68-82.