УДК 372.217
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
ETHNIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICS
Л. М. Захарова L. M. Zakharova
ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск
Аннотация. Статья представляет ретроспективный анализ развития проблемы этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике (конец XIX века - по настоящее время). Особое внимание уделяется взаимосвязи педагогических проблем с философскими направлениями и социополитической ситуацией в стране.
Abstract. The article covers retrospective analysis of the development of the problem of ethnic education of the children of pre-school age in Russian pedagogics (end of XIX century - up to now). Special attention is given to correlation of philosophic trends and socio-political situation in the country.
Ключевые слова: этнопедагогическая направленность, этнокультурное содержание, национальное, интернациональное воспитание дошкольников, ценностные основания педагогики.
Keywords: ethno-pedagogical orientation, ethno-cultural content, national, international education of pre-school children, value basis of education.
Актуальность исследуемой проблемы. Процессы интеграции, охватившие европейские страны, новая социально-экономическая реальность в России, национальная активность народов России повышают интерес человека к национальным культурным ценностям, способствуют осмыслению ценностно-смысловых ориентиров в образовании.
Стратегия развития российского образования среди приоритетных выделяет задачи, связанные с формированием у подрастающего поколения культуры межнационального общения, этнической толерантности, гуманных чувств и отношений. Решению поставленных задач во многом способствует придание образовательному процессу этнопедагогической направленности (М. И. Богомолова, З. А. Богатеева,
Л. С. Бабунова, Т. Ф. Бабынина, Г. Н. Волков, Г. Д. Дмитриев, М. Б. Кожанова, Э. К. Суслова, О. В. Степанова, Т. В. Поштарева и др.). Этнопедагогическая направленность дошкольного образования рассматривается нами как смыслообразующий компонент образовательного процесса, предполагающий последовательное включение ребенка в систему этнонациональных и общечеловеческих ценностей в целях разви-
тия у него понимания и принятия этнокультурного многообразия, формирования этнокультурной компетентности с использованием народных и традиционных факторов воспитания.
Анализ существующих исследований в области этнопедагогической направленности дошкольного образования показывает недостаточную разработанность системы работы с учетом прогрессивного опыта прошлого, народной мудрости, поступательных тенденций современности.
Материалы и методика исследований. Поскольку данное исследование носит историко-теоретический характер, то основными методами исследования были выбраны анализ историографических работ, изучение периодических педагогических изданий, первоисточников; метод моделирования, конкретизации, реконструирования, индуктивных и дедуктивных заключений.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение историко-педагогической литературы показало, что вторая половина Х1Х века характеризуется включением России в процесс европейского развития, поиском национальной идеи, открытием первых детских садов. Основу педагогики России в рассматриваемый период в ее лучших образцах и достижениях составляла концептуальная идея, предполагавшая наличие общечеловеческого начала и национального элемента как одинаково необходимых для своего плодотворного развития. Духовные национальные ценности были обусловлены новыми социально-экономическими условиями развития России, общественно-педагогическим движением, идеями выдающихся мыслителей и общественных деятелей, педагогов и философов. Педагогическая мысль России этого периода представлена разноплановыми педагогическими течениями: педагогической антропологией, православной педагогикой, неокантианской педагогикой, каждое из которых рассматривало ценностные основания образования [3, 4].
Антропологическая позиция в педагогике представлена, прежде всего, работами К. Д. Ушинского, который подчеркивал, что ценностной основой воспитания должна стать идея народности, предполагающая учет в образовательном процессе культурноисторических традиций, духа народа. Такой подход, считал К. Д. Ушинский, должен способствовать развитию у ребенка нравственных качеств: гуманности, честности, патриотизма, деятельной любви к окружающим людям. Пристальное внимание педагог обратил на специфику работы с детьми дошкольного возраста. В своих письмах «Педагогическая поездка по Швейцарии» К. Д. Ушинский анализирует воспитательный процесс в функционирующих в то время в Европе детских садах, которые в России еще являлись «малодоступной роскошью». Важнейшим воспитательным и развивающим средством для 4-7летних детей в детском саду педагог считал народные игры, подметив в них характерную для разных народов и веков общность. Для детского развития, писал Ушинский, необходимы игры, «которые придуманы уже веками и в которые играет и русский мальчик, и маленький итальянец, и маленький индиец на берегах Ганга, в которые играют наши дети и играли дети древних греков и римлян».
Антропологическое направление, заявленное Ушинским в отечественной педагогике, продолжил П. Ф. Каптерев. Особенно велика его заслуга в определении задач и направлений работы первых детских садов. Климатические особенности, географические условия проживания народа, его культурно-исторический опыт должны определять своеобразие воспитательной работы в детских садах, замечал русский педагог, поскольку на-
циональные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. П. Ф. Каптерев выделил основные условия, которые необходимо учитывать при создании детских садов в России. К ним он отнес: уважение личности ребенка, создание атмосферы духовности, насыщение ее народным духом, обязательное построение работы в детском саду на языке народа, в среде которого он создается, учет традиционного подхода в воспитании, тщательный подбор занятий на основе принципов народности, наглядности, доступности, активности. Учитывая особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах должны стать природа родного края, родной язык, историко-этнографические рассказы, подвижные игры и новые языки [3].
Представители еще одного философско-педагогического направления в отечественной педагогике рассматриваемого периода - религиозного - были в поиске общественного идеала укрепления нравственных устоев общества, повышения его духовности. В основе православной педагогики лежит идея, согласно которой бытие человека понимается через такие категории, как «вечность», «бессмертие», в результате чего воспитание должно развивать в человеке ответственность перед Богом не только за себя, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа [4]. Русские религиозные мыслители (И. А. Ильин, В. В. Зеньковский) основой педагогики определяли мировоззренческие положения о том, что человек, к какой бы культуре (этнической, политической, социальной) он ни принадлежал, - драгоценное создание, высшая ценность бытия. В начале ХХ века в педагогике формируется еще одна ценность - свобода, которая лежит в основе теории свободного воспитания Л. Н. Толстого. По мысли Л. Н. Толстого, воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях и развивать в детях лучшие нравственные качества, здоровые нравственные потребности, побуждающие личность к творению добра людям. Основой нравственности, которая должна формироваться в детские годы, Л. Н. Толстой считал религию. Глубоким чувством уважения, любви к людям пронизаны созданные писателем рассказы для детей. В одной из бесед с детьми о нравственности Л. Н. Толстой рассказывал им библейскую притчу о милосердном самаритянине, тем самым пытаясь пробудить в детях сострадание и милосердие ко всякому нуждающемуся человеку, какой бы веры он ни исповедовал, к какому бы народу он ни принадлежал.
С точки зрения православной педагогики, образование - это восстановление целостности человека, ведущее к такому устроению личности, при котором образ Божий может быть раскрыт во всей силе и полноте (Е. В. Шестун). Образование (общественное и семейное) должно обеспечить вхождение каждого человека в культурно-образовательное пространство, которое включает:
- национальные традиции (освоение национальных традиций, языка, нравственных предписаний);
- цивилизационные традиции (освоение общей для всех государствообразующей культуры, знание жизни государствообразующего народа);
- традиции мирового сообщества.
Несмотря на многочисленность направлений в развитии педагогической мысли России Х1Х - начала ХХ в., их представителями были сформулированы такие ценностные ориентиры образования - идея свободы человека, самоценности личности, гу-
манизма, добра, справедливости, гражданского самосознания, высокой ответственности за судьбу отечества, духовно-нравственного совершенствования личности, - которые созвучны современным идеям модернизации отечественного образования. Основы гуманного отношения к окружающим людям вне зависимости от их этнической и расовой принадлежности, по глубокому убеждению отечественных мыслителей, педагогов, должны быть заложены в детстве, в условиях общественного и домашнего воспитания.
Основные направления философской мысли конца Х1Х - начала ХХ столетия являлись методологическим основанием педагогических течений и определяли тенденции развития проблемы этнокультурного воспитания детей в практике первых детских садов России. Этнопедагогическая направленность дошкольного образования в большей степени реализовывалась на содержательном уровне, характеризующемся ситуативным отбором знаний, родиноведческой направленностью книг и учебной литературы для детей, поиском эффективных средств и форм работы с детьми. Целью этнопедагогиче-ской направленности дошкольного образования (семейного и общественного воспитания) являлось:
- развитие патриотических чувств, формирование «образа многонациональной Родины»;
- воспитание «братских» чувств к людям иной этнической принадлежности (немцы, французы, украинцы, евреи и т. д.);
- развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в совместной деятельности (играх, занятиях).
После политической реконструкции и смены идеологической направленности российского общества в 1917 году происходит переосмысление культурных ценностей с позиций классового подхода. Методологической основой педагогики провозглашалась «единственно правильная философия марксизма-ленинизма», с точки зрения которой человек - это представитель социума, поведение и мышление которого должно определяться его классовой принадлежностью. Основанная на этом учении советская педагогика становилась монистичной в своей основе. Вместо множества концепций (со-циогенетической, биогенетической, культурно-исторической) утверждалась советская педагогическая теория, провозглашающая ценности и нормы, которые определяли поведение советского человека, его личностные характеристики как строителя светлого будущего. Интернационализм становится главной чертой советского человека и неотъемлемой частью коммунистического воспитания. Мораль и основные нравственные ценности с позиций марксизма носили строго классовый характер. «Вся социальная доктрина марксизма, все представления о будущем обществе были направлены против общечеловеческой морали и ее принципов, сложившихся в течение тысячелетий человеческой истории. Отсюда и фактическое игнорирование проблем нравственного воспитания», - замечает Б. Л. Вульфсон [1, 9]. В 20-30 гг. двадцатого столетия понятие «нравственное воспитание» в педагогической терминологии было вытеснено, его заменил термин «общественно-политическое воспитание». Использование словосочетания «национальное воспитание» считалось проявлением шовинизма и национализма. Этно-педагогическая направленность воспитания детей в этот период просматривается через призму общественно-политического воспитания как составляющая интернационального. На протяжении 1920-1930-х гг. определялись принципы коммунистического воспи-
тания, в которых реализовалась этнопедагогическая направленность воспитательного процесса: использование родного языка в дошкольных учреждениях, обязательное изучение языка большинства населения данной области, связь воспитательной работы с окружающей действительностью, принцип изучения социального окружения ребенка. Этнокультурный аспект интернационального воспитания в данный период реализовывался за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада. Именно в этот период закладывались основы методики интернационального воспитания детей дошкольного возраста.
В советский период этнопедагогическая направленность дошкольного образования определяется двойственно:
- с позиций национального воспитания (создание детских садов для национального меньшинства, обучение на родном языке);
- с позиций классового подхода.
Информация для детей в большей степени была политизирована, культурный аспект представлен незначительно, выборочно. Данные тенденции преобладали в педагогическом процессе дошкольных учреждений в 20-3 0-е годы XX века. На определенных этапах развития российского общества, в разных социополитических условиях преобладала одна из составляющих. К примеру, в 40-е годы культурная составляющая национального воспитания и патриотическая направленность образовательного процесса усиливается, что характерно и для 90-х годов двадцатого столетия.
В годы Великой Отечественной войны главнейшей задачей, стоящей перед работниками дошкольных учреждений, являлась забота о детях, оказание им моральной (а иногда и материальной), психологической помощи. Учитывая разный контингент детей (дети из прифронтовой полосы, беженцы, потерявшие отцов и т. д.), воспитатели стремились найти индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать чувство коллективизма, чувство ответственности и взаимопомощи. Заведующая детским садом П. Дурядина (г. Слободской Кировской области) рассказала на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1941, № 12) о проявлении таких чувств к эвакуированным из Эстонии и Латвии детям, не говорившим по-русски. Ребята окружили их заботой, вниманием, поделились одеждой, игрушками, стали учить русскому языку. В этот период усиливается национальная составляющая патриотизма. Особое внимание в повседневной воспитательной практике обращалось на использование народного творчества, которое рассматривалось в нескольких аспектах: и как воспитание любви к родине, к своему народу, и как воспитание нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.
В 60-е годы двадцатого столетия наблюдается «оттепель» в политической жизни страны, набирает силу институционально не оформленное движение творческой интеллигенции - шестидесятников, издаются книги философского, исторического содержания, не зажатые в тиски идеологии. Акцент смещается на традиционно народные средства воспитания, на совершенствование методики нравственного воспитания.
В программных документах этого периода определялись, конкретизировались и распределялись по отдельным темам знания и представления о народах нашей страны, при этом подчеркивалась необходимость учета специфики климатогеографических, экономических, культурно-национальных условий союзных респуб-
лик. Народное творчество определялось важным средством развития нравственных и эстетических чувств дошкольников. В 1970-1980-е годы велся поиск путей и средств воспитания дружеских чувств к народам СССР и зарубежных стран (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова). В эти же годы появились исследования, посвященные изучению различных аспектов патриотического воспитания, которые увязывались с воспитанием интернациональных чувств (Л. Н. Беляева, С. Г. Журат, Г. А. Григо-ренко и др.). Под интернациональным воспитанием дошкольников подразумевалось «формирование дружеского отношения к народам СССР, развитие интереса к их жизни, труду и искусству, воспитание уважения к трудящимся всех национальностей и ненависти к угнетателям» [1, 17]. Дружелюбие между детьми разных национальностей в этот период определялось как одно из проявлений социалистического интернационализма, и оно формировалось при общении с детьми и взрослыми разных национальностей посредством детской литературы, игр, национальной куклы. Этнопедагогическая направленность воспитания в 70-80-е годы двадцатого столетия прослеживалась в патриотическом и интернациональном воспитании.
Со сменой политического устройства в 1990-е годы происходит процесс деидеологизации образования, построение его на личностно ориентированной основе. Актуализируется идея создания национальной системы образования, осуществляется поиск национальной идеи, в основе которой лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. На современном этапе развития общества наблюдается интерес к философии образования, которая занимает ведущие позиции в осознании ценностных оснований педагогической мысли.
Для современной социокультурной ситуации характерной становится тенденция востребованности ценностных ориентиров в содержании образования. Вновь поднимается проблема духовно-нравственного воспитания детей, рассматриваются возможности религиозного воспитания. Среди средств ознакомления с культурой разных народов, также как и в Х1Х веке, определяется иностранный язык, прежде всего английский, конкретизируются методические аспекты его изучения в дошкольном возрасте. Усиливается роль народных традиций воспитания, дошкольников «погружают» в атмосферу народной культуры, народных обычаев, обрядов.
Появляются и «новые» направления - воспитание толерантности, развитие ментальности дошкольника (Л. В. Коломийченко, О. В. Сенько).
Этнопедагогическая направленность дошкольного образования на современном этапе представлена: на уровне организации образовательного процесса - в дошкольном учреждении; на уровне содержания - в разработке и внедрении этнопедагогических технологий, на уровне педагогической поддержки, связанной с созданием этнокультурной развивающей среды, с использованием педагогического диагностического инструментария - в готовности воспитателей к этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Резюме. Исследование подтвердило мысль о том, что ретроспективный анализ проблемы, связанной с приданием образовательному процессу этнопедагогической направленности на разных исторических этапах развития российского общества, имеет большое значение для современной теории и образовательной практики детей дошко-
льного возраста, позволяет оптимизировать педагогическую деятельность в сфере национального, патриотического воспитания и воспитания культуры межнационального общения.
Этнопедагогическая направленность дошкольного образования в истории отечественной педагогики определяется совокупностью социально-политических, экономических, культурно-педагогических и социально-личностных факторов: многонациональным составом граждан Российского государства, национальным движением за право каждого народа обучаться на родном языке, реформированием системы образования, доминирующими философскими учениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников / М. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1988. - 112 с.
2. Вульфсон, Б. Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. -2003. - № 6. - С. 3-15.
3. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста / П. Ф. Каптерев // Народная школа. -1874. - № 6-7. - С. 19-42.
4. Митина, И. Д. Социокультурные парадигмы общеобразовательной деятельности в общественнополитической мысли России конца XIX - начала XX века (философско-педагогический аспект) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Д. Митина. - Ульяновск, 2004. - 38 с.
5. Наумов, Н. Д. Философские основания педагогических теорий в России ХХ в. : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Н. Д. Наумов. - Екатеринбург, 2004. - 40 с.
6. Эмих, Н. А. Культурная парадигма современного российского образования : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. А. Эмих. - Чита, 2006. - 25 с.