ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ (КОНЕЦ XIX-XX ВВ.)
Захарова Л. М.
На основе анализа статей педагогических изданий России конца XIX - ХХ вв. рассматриваются тенденции развития проблемы воспитания детей дошкольного возраста в разные исторические эпохи, выявляются причины негативных проявлений во взаимоотношениях детей; определяется значение периодической педагогической литературы в развитии проблемы межэтнического воспитания.
Ключевые слова: воспитание детей, педагогические издания, нравственное воспитание.
The analysis of Russian pedagogical publications (19c.) showed the reasons of appearance the problem of kids" inter ethnical education. The article covers this problem in different historical times. The author shows some reasons of kids* conflicts in inter ethnical communication.
Key words: kids education, pedagogical publications
Вопросы воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, в России стали обсуждаться и осмысливаться педагогической общественностью во второй половине ХК века с открытием первых детских садов, хотя теоретические предпосылки для осмысления этой проблемы в педагогике были заложены раньше. Немалую роль в распространении идеи воспитания сыграла педагогическая периодика.
Обращение к педагогическим журналам XIX, XX и начала нынешнего столетий не случайно. Они наиболее
мобильны в освещении различных вопросов обучения, в реагировании на меняющуюся международную и внутреннюю общественно-политическую ситуацию и вытекающие отсюда задачи в области воспитания подрастающего поколения. На страницах периодических изданий можно познакомиться с различными точками зрения на определенную проблему, сопоставить их. Наконец, журналы наиболее доступны широкому кругу читателей.
К 1916 году в России издавалось 314 педагогических журнала. Орга-
нами прогрессивной педагогической мысли, где обсуждались актуальные проблемы воспитания были журналы: «Вестник воспитания» (М., 1890-1917 гг.), который до 1895 года редактировался известным педагогом и врачом- гигиенистом Е. А. Покровским, сотрудничавшим с В. П. Вахтеровым, К. Н. Вентцелем и др.; «Воспитание и обучение» (СПб, 1877- 1917гг), предоставлявший свои страницы П. Ф. Каптереву, Е. И. Тихеевой; «Образование» (СПб, 1892-1909 гг.), с которым сотрудничали Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптерев.[4].
На их страницах достаточно широко освещались вопросы нравственного, гражданского воспитания. Авторы публикаций, рассуждая о нравственном человеке, отмечали его главные качества - национальное самосознание, уважение к другой личности, братское отношение к людям всех наций. Приоритет нравственного воспитания объяснялся тем, что нравственное начало определяло фундамент формирования и развития личности. В совершенствовании нравственных отношений многие педагоги видели путь к изменению социальных условий жизни, к гармонизации отношений между разными народами. Авторы целого ряда статей, размышляя о задачах, содержании нравственного воспитания в семье, школе, ведущее место отводили принципу народности, теоретически обоснованному и развитому в трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева и др. Нравственное воспитание, основанное на принципе народности, предполагало осуществление воспитания детей в духе мира, терпимости и взаимопонимания. Педагоги прошлого пытались
выработать ценностные установки и ориентации по отношению к своему и другим народам, найти органическое сочетание национального и общечеловеческого в воспитании, определить ту «золотую середину» в этом сложном деле, которая смогла бы предупредить последующие поколения о возможных ошибках, перегибах в межэтническом воспитании. «Неужели, - спрашивал один из авторов на страницах журнала «Образование», - нельзя совместить любовь к своему народу с любовью к другим национальностям, не впадая в крайность национализма и космополитизма?» [2]. С 1866 года стали выходить журналы, непосредственно отражавшие воспитательную работу в дошкольных учреждениях и в семье: «Детский сад» (СПб., 1866- 1876гг.), под редакцией А. С. Симонович и Я. М. Симоновича; «На помощь матерям» (СПб., 18941904гг.), «Дошкольное воспитание» (К., 1911-1917гг.), который издавался Киевским обществом народных детских садов под редакцией Н. Д. Лу-бенец. Анализ педагогических изданий конца XIX - начала ХХ вв. позволяет утверждать, что вопросы воспитания уважительного отношения к представителям разных народов рассматривались в русле гражданского и правового воспитания детей. О необходимости воспитания в детях чувства взаимопонимания, эмоциональной сопричастности ко всем людям независимо от их национальной принадлежности особенно ярко говорится в статьях М. Артемьевой и М. К. Николаевой [1,3], опубликованных в журнале «Воспитание и обучение», которые отмечали, что идеалы человечности, братской любви к
людям вполне доступны пониманию детей. Авторы установили причины существовавших негативных проявлений во взаимоотношениях детей разных национальностей. Среди них - отрицательное влияние окружающей среды, взрослых, прежде всего родителей, отсутствие у них и детей конкретных знаний о полиэтнической действительности, жизни, культуре разных народов.
Количество публикаций, посвященных проблеме формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, сопричастности к своему народу, значительно увеличивалось в период обострения международной обстановки, в годы русско-японской и первой мировой войн. В переломные для России моменты национальные чувства народа проявлялись с наибольшей силой, но они не перерастали в массовый национализм. Этому во многом способствовали и статьи по проблеме войны и мира в педагогических журналах. Педагоги прошлого столетия не ограничивались лишь общей постановкой вопроса, но и обосновывали эффективность использования конкретных средств ознакомления детей с культурным многообразием народов страны и мира в целом, воспитания нравственной личности, уважительно относящейся ко всем людям. Для ознакомления детей с полиэтнической действительностью и воспитания у подрастающего поколения доброжелательного отношения к представителям разных народов педагоги прошлого предлагали использовать разнообразные средства и формы: детскую литературу этнографического и исторического содержания; игры, в
том числе народные; игрушки; религию; иностранный язык; экскурсии в музеи.
В советский период ведущая роль в освещении проблемы воспитания детей в духе пролетарского интернационализма принадлежала таким педагогическим изданиям как «Дошкольное воспитание» (М., 1928 г.), «Просвещение национальностей» (М., 1929 -1935гг.), «Советская педагогика» (М., 1937). Авторы статей (Л. Раскин, Н. Коноплёв, С. Файн-штейн) обосновывали необходимость интернационального воспитания, начиная с дошкольного возраста, в тот период, когда закладывается «фундамент детских представлений об окружающем мире». Отрицательные, негативные проявления в сфере национальных отношений среди детей (к примеру, в хабаровском детском саду дошкольники ругали китайцев, в московском детском саду пренебрежительно относились к цыганам) - яркое свидетельство недооценки значимости интернационального воспитания дошкольников. Один из авторов статей Н. Коноплев замечал, что общество запаздывает с развертыванием работы в области интернационального воспитания, ее надо « начинать еще до прихода в детский сад». Среди причин столкновений в сфере национальных отношений у детей так же, как и в XIX веке, - непросвещенность родителей, их неприятие инаковости во всех ее проявлениях. В ряде статей «Дошкольного воспитания» выявлялись причины негативных моментов в воспитательной работе детских садов, которые были связаны не только с характером работы, но и с использованием лишь словесных методов в
работе с детьми, с их натаскиванием. Зачастую у детей воспитывается не чувство солидарности, а филантропическое отношение к «отсталым народам»: они слабенькие, им нужно помогать. (С. Файнштейн).
В начале тридцатых годов двадцатого столетия на страницах журнала «Дошкольное воспитание» были даны конкретные рекомендации по использованию различных форм и средств интернационального воспитания. Наиболее эффективными, по-прежнему, считались детские книги, не меньшая роль отводилась организации переписки с детьми, живущими за границей. Сам процесс составления писем, изготовления подарков должен был строиться по методу целевых организованных занятий. В период создания методики интернационального воспитания высказывались и критические замечания по поводу узости понимания задач интернационального воспитания, которое ограничивалось лишь знакомством детей с жизнью иностранных рабочих, при игнорировании ближайшего национального окружения. В этот период воспитателям рекомендовалось организовывать непосредственное общение дошкольников с детьми национальных детских садов.
Анализ статей журналов «До-школьноевоспитание»,«Просвещение национальностей», «Игрушка», освещавших проблему интернационального воспитания детей, подтверждает положение о подчинении всех воспитательных задач главной цели - воспитанию будущего строителя коммунистического общества, важнейшими качествами которого виделись - пролетарский интернационализм, кол-
лективизм, патриотизм. На дошкольное учреждение возлагалась задача: « всячески развивать первые ростки любви детей к другим народам, проявления дружбы между детьми разных национальностей». Вместе с тем, периодические издания не только освещали процесс создания методики интернационального воспитания, но и принимали самое активное участие в обсуждении и разработке отдельных аспектов данной проблемы. Интернациональные, патриотические и национальные аспекты воспитания детей в 1940-е годы отражали общие тенденции развития дошкольного воспитания, которые являлись прямым продолжением политической и идеологической деятельности советского государства. В начале сороковых годов двадцатого столетия, после учета замечаний в области интернационального воспитания дошкольников, были определены главные задачи и условия работы в этом направлении. Прежде всего, это:
- создание «у детей благоприятной почвы для братского отношения к народам Советского Союза и эксплуатируемым классам зарубежных стран»;
- подготовленность воспитателя к этому направлению работы, включающему знание вопросов национальной политики партии, знание особенностей жизни, быта, природы братских республик,
- «увязывание» интернационального воспитания со всей воспитательной работой в детском саду.
Среди действенных средств интернационального воспитания на основании обобщения опыта работы были выделены: непосредственное общение детей разных национальностей;
опосредованное общение при помощи переписки; посещение выставок; общие праздники; создание национальных уголков в группах; изготовление атрибутов национальных костюмов. Анализ статей в журналах «Дошкольное воспитание» показал, что «благоприятная почва» для воспитания у детей братского отношения к людям разных национальностей многими авторами понималась как развитие симпатии, дружеского отношения друг к другу, тесная связь с семьей, соблюдение единства требований к детям. Подготовленность воспитателей к осуществлению интернационального воспитания детей была тесно связана с их политпросвещением, осведомленностью в области международных вопросов.
Еще одна положительная тенденция в системе дошкольного воспитания была связана с открытием новых детских садов в национальных областях, в автономных и союзных республиках и организацией воспитательной работы в них (в Хабаровском крае, в Крыму, Армении). Авторами подчеркивалась прямая связь между созданием условий для развития и воспитания детей и сохранением коренных народностей. Так, при открытии детских садов в Якутии обычаи и вкусы местного населения влияли на специфику питания детей. «По примеру якутской семьи в детских садах детям на завтрак подают горячий чай и пирожки или лепешки, готовят национальные блюда - кумыс, керчи» [5]. В детских садах звучала национальная музыка, родная речь. Народное искусство (сказания, песни, сказки) заполняло жизнь детей и определяла содержание детских праздников и
игр. Главной задачей воспитания считалось ознакомление с ближайшим окружением, воспитание интереса к жизни советских людей при помощи игр. Среди проблем, с которыми сталкивались руководители национальных детских садов, - отсутствие национальных кадров, детской литературы на родном языке.
Педагогические издания 20-х - 90-х годов XX столетия по- прежнему могут рассматриваться как источник:
- определения содержания дошкольного образования в русле изучаемой проблемы;
- освещения различных аспектов проблемы воспитания у детей дружеского отношения к разным народам;
- осмысления негативных фактов и проявлений в практике межэтнического воспитания дошкольников.
Со сменой политического устройства, в 90-е годы двадцатого столетия происходит процесс деидеологизации содержания образования, построение его на личностно ориентированной основе. В настоящее время ведущим печатным органом в области дошкольного воспитания остается журнал «Дошкольное воспитание». В конце XX- начале XXI вв. появилась целая серия научно- методических, практи-ко - ориентированных изданий: «Детский сад: от А до Я», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», « Ребенок в детском саду», «Обруч», «Управление» и др. Анализ статей показывает сохранение тенденций конца 19 - начала 20 века в освещении воспитательных проблем. На рубеже веков для Российского общества характерно обращение к истории, к опыту прошлого, к истокам, к духовному
началу; осмысление проделанного. В воспитании детей усиливаются народные мотивы, детей «погружают» в атмосферу народной культуры, народных обычаев, обрядов. После изменения общественно- политического устройства наблюдается востребованность тех средств воспитания, применение которых было невозможно в советское время. В целях поднятия духовности общества, развития нравственности рассматриваются возможности духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Содержание современного дошкольного образования строится с учетом личностно ориентированного подхода, специфики и своеобразия как ближайшего полиэтнического окружения, так и всего мира в целом. Современные педагогические издания в области дошкольного воспитания продолжают лучшие традиции изданий прошлых веков, поднимают обсуждение вопроса по воспитанию у детей доброжелательного отношения
ко всем людям вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности на более высокий научно-теоретический уровень осмысления данного процесса.
Литература:
1. Артьемьева М. Идеальная сторона воспитания // Воспитание и обучение.
- Спб., 1879. - №1. - С.3-19. - №2. - С.46-48.
2. В. В. С. Народность с нравственной точки зрения. //Образование. - Спб., 1895.
- №3. - С.166-170.
3. Николаева М. К. Детский патриотизм //Воспитание и обучение. - М., 1900.
- №5. - С.145-161
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX в./ Под ред. Э. Д. Днепрова и др. - М.: Педагогика, 1991. - 448.
5. Чудинова Г. В детских садах Якутии //Дошкольное воспитание, 1946. - №4.
- С.37-38
РОЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)
Хамматов Ш. С.
Статья посвящена освещению роли Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений в дореволюционное время. Материалы Казанского университета позволяют проследить процесс складывания научно-педагогической системы в этом высшем учебном заведении, роли педагогического института при университете в подготовке кадров, а также организацию работы студентов на практических занятиях (семинариях). Автором использованы архивные протоколы заседаний Совета университета, а также материалы журнала «Ученые записки Казанского университета».
Ключевые слова: педагогический институт, подготовка, научно-педагогический семинарий, метод Язвинского, кафедра педагогики.