Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / САНКЦИИ / МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федина Любовь Михайловна

В настоящей статье предпринята попытка анализа действующей экономической и внешнеполитической обстановки страны, в спектре реализации обязательств государства, а именно влияние данной ситуации на исполнение контрактов и, как следствие, обеспечение нужд государственных (муниципальных) учреждений и организаций на должном уровне. В содержании работы выделены основные правовые механизмы, разработанные законодателем, по минимизации негативных последствий введения санкций и ограничений со стороны недружественных государств. По результатам исследования сделаны некоторые выводы, касающиеся необходимости и актуальности предпринятых мер поддержки обеих сторон рассматриваемых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE IMPACT OF SANCTIONS AND RESTRICTIVE MEASURES ON LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT

This article attempts to analyze the current economic and foreign policy situation of the country, in the spectrum of the implementation of state obligations, namely the impact of this situation on the execution of contracts and, as a consequence, ensuring the needs of state (municipal) institutions and organizations at the proper level. The content of the work highlights the main legal mechanisms developed by the legislator to minimize the negative consequences of the introduction of sanctions and restrictions by unfriendly states. According to the results of the study, some conclusions have been drawn concerning the necessity and relevance of the measures taken to support both sides of the legal relations under consideration.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_84 УДК 347.4

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК ON THE ISSUE OF THE IMPACT OF SANCTIONS AND RESTRICTIVE MEASURES ON LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT

ФЕДИНА Любовь Михайловна,

кандидат юридических наук,

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. 350005, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128. E-mail: fedina07@inbox.ru;

Fedina Lyubov Mikhailovna,

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law.

350005, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. E-mail: fedina07@inbox.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье предпринята попытка анализа действующей экономической и внешнеполитической обстановки страны, в спектре реализации обязательств государства, а именно влияние данной ситуации на исполнение контрактов и, как следствие, обеспечение нужд государственных (муниципальных) учреждений и организаций на должном уровне. В содержании работы выделены основные правовые механизмы, разработанные законодателем, по минимизации негативных последствий введения санкций и ограничений со стороны недружественных государств. По результатам исследования сделаны некоторые выводы, касающиеся необходимости и актуальности предпринятых мер поддержки обеих сторон рассматриваемых правоотношений.

Abstract: This article attempts to analyze the current economic and foreign policy situation of the country, in the spectrum of the implementation of state obligations, namely the impact of this situation on the execution of contracts and, as a consequence, ensuring the needs of state (municipal) institutions and organizations at the proper level. The content of the work highlights the main legal mechanisms developed by the legislator to minimize the negative consequences of the introduction of sanctions and restrictions by unfriendly states. According to the results of the study, some conclusions have been drawn concerning the necessity and relevance of the measures taken to support both sides of the legal relations under consideration.

Ключевые слова: кризисные явления, санкции, медицинские товары, меры поддержки, гражданский договор, государственный контракт, заказчик, поставщик.

Keywords: crisis manifestations, sanctions, medical products, support measures, civil contract, government contract, customer, supplier.

Для цитирования: Федина Л.М. К вопросу о влиянии санкций и ограничительных мер на правоотношения в сфере государственных (муниципальных) закупок //Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 84-86. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_84.

For citation: Fedina L.M. On the issue of the impact of sanctions and restrictive measures on legal relations in the field of state (municipal) procurement // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 84-86. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_84.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2022

Изменения, происходящие в последние несколько лет в мировой политике и экономике, оказывают прямое влияние на все сферы жизнедеятельности российского общества, и в первую очередь на социально-бытовой уровень жизни населения. Деятельность государственных и муниципальных структур, в связи с этим приобретает особое значение и, как следствие, надлежащий уровень их обеспечения необходимыми товарами, работами и услугами в целях бесперебойной и стабильной реализации их основных функций.

Как известно, причинами кризисных явлений явилась перестройка финансово-хозяйственной деятельности государств в условиях строгих санитарно-эпидемиологических ограничений, в том числе по перемещению граждан, товаров, реструктуризация рынка сбыта, а также введение многими государствами и международными организациями санкций и отдельных запретов в ответ на внешнеполитические акты Российской Федерации. В настоящем исследовании мы предпримем попытку проанализировать правовые последствия вышеобозначенных явлений, их влияние на гражданско-правовые договоры, заключаемые на территории РФ.

Так, удовлетворение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах происходит посредством поиска самого оптимального контрагента по соотношению цены и качества, с последующим заключением контракта. Особый правовой режим и императивные процедурные обязательства приводят к смешанной правовой природе данных отношений, и невозможности их рассмотрения строго в рамках цивильного правового поля, следствием чего является огромное влияние государственного регулирования, а соответственно, санкционные последствия в данном случае значительно выше по сравнению с иными гражданско-правовыми договорами.

Предполагается, что больше всего это коснется вопроса импортозамещения, закупки товаров для сферы медицинского обслуживания, а также контрактов, связанных с лизинговыми правоотношениями. Кроме того, эффективность осуществления государственных (муниципальных) закупок напрямую влияет на экономию бюджетных средств, а следовательно на экономику страны в целом и жизнедеятельности регионов, в связи с чем, разработан ряд законопроектов, в числе которых Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, направленных на стабилизацию правоотношений, гарантию выполнения договорных обязательств, а также дополнительную поддержку малого и среднего предпринимательства. И в самом общем смысле, рассмотренные ниже меры поддержки заключаются, прежде всего, во временном послаблении правил заключения и условий исполнения контрактов.

1 Собрание законодательства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 11 ст. 1596

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Прежде всего, речь идет о заказах с импортной продукцией, невозможности выполнения условий договора в срок, отсутствие заявок участников, по ранее объявленным закупкам, изменяющийся в короткий промежуток времени цены на товары, и в целом изменение конкурентной среды. В качестве поддержки здесь предполагаются дополнительное кредитование, авансирование и долгосрочно обеспечение данных закупок. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 №5051, установлены новые правила авансирования контрактов в части повышения лимитов выплаты авансов, казначейского сопровождения, которые в отдельных случаях могут достигнуть девяноста процентов. Кроме того, Правительством РФ будут определены размеры и случаи выплаты неустойки поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в случае невозможности или ненадлежащего исполнения контракта по причине прямого воздействия ограничительных мер зарубежных стран.

Упрощение способа выбора поставщика коснётся закупки объектов медицинской сферы. Обусловлена данная необходимость тем фактом, что подавляющее большинство медицинских товаров (лекарств, оборудования, комплектующих) иностранного происхождения, не имеющих аналогов отечественного производства. Стоит отметить, что закупки данного рода ещё на заре формирования отечественной правовой системы в сфере госзакупок в 2000х годах, и на стадии реформирования в 2013-2014 годах оставались комплексным, сложным вопросом по причине узкопрофильности товароизготовителей, и, в связи с этим, резким ограничением конкуренции среди поставщиков, а также обоснованной необходимости осуществления крайне срочных закупок. Таким образом, на ряд медицинских препаратов и расходных материалов будет введен новый упрощенный порядок выбора поставщика и заключение контракта. А именно, до 31 декабря 2022 года медицинские учреждения и организации вправе закупать обозначенный круг товаров у единственного поставщика, без процентного лимита, установленного законом № 44-ФЗ2, если только он производит необходимый товар на территории РФ или иных стран, не вводивших антироссийские санкции и иным способом осуществить закупку в новых реалиях невозможно. Данная мера на наш взгляд является обоснованной, поскольку сфера здравоохранения и социального обслуживания населения должна оставаться приоритетным направлением государственной поддержки, независимости от изменяющейся внешнеполитической обстановки, экономического развития страны. С технической точки зрения, в процедурном плане видятся некоторые трудности, связанные с заключением контракта. Так, по мнению законодателя, предполагается закупка в электронной форме, без определения площадок и порядка реализации процедуры, что порождает ряд вопросов правоприменителей и препятствует использованию новых случаев закупки у единственного поставщика по пп. 5.1 и 5.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Помимо этого, предполагается, что подавляющее большинство закупок в сфере медицинского обслуживания будет проводиться посредством электронного запроса котировок. Данная мера предусмотрена виде послабления правового режима, включающего обязанность государственного (муниципального) заказчика заключать конкурсы и электронные аукционы на сложные и комплексные медицинские изделия и технические средства реабилитации для инвалидов. По мнению законодателя, это позволит значительно сократить сроки закупок. При этом начальная цена контракта, при которой разрешается пользоваться упрощенной системой, повышается с 3 до 50 млн. рублей, а годовой объем закупок медицинских изделий увеличивается со 100 до 750 млн. рублей. Однако, по мнению некоторых специалистов, обозначенная мера не сильно способствует поддержке госзаказчика в данной отрасли, поскольку и процедурно, и по срокам закупки запрос котировок несущественно отличается от электронного аукциона. На наш взгляд обозначенная преференция прежде всего позволит государственному заказчику значительно сократить временные затраты при поиске контрагента по контракту, а в сфере медицинского обслуживания это может сыграть решающее значение.

Ещё одной мерой антикризисного воздействия можно считать значительное расширение полномочий Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов, а также местного самоуправления до начала 2023 года, в части определения дополнительных видов закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также принятия решения о существенном изменении условий контракта по соглашению сторон.

В целом, такой гражданско-правовой механизм как изменение условий сделки по соглашению сторон и тем более в одностороннем порядке, является не характерным для системы государственного (муниципального) контракта в России. Причиной тому видится стремление к стабилизации правоотношений, защиты интересов, прежде всего государственного (муниципального) заказчика, исполнение договора по тем условиям, которые заранее определены в закупочной документации. Но вместе с тем, следствием подобного императивного регулирования явилась неспособность договорной конструкции своевременно реагировать на изменения финансово-политической обстановки, что, в свою очередь, привело к необходимости расширения круга правомочий сторон контракта, в рамках временных антикризисных поправок.

Итак, представляется необходимым отметить, что в целях обеспечения устойчивого функционирования основных государственных институтов, сохранения рабочих мест и предпринимательской сферы, стабильного оказания государственных услуг не последнюю роль играет стабилизация сферы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, намеченные законодателем меры по минимизации негативных последствий, вызванных современным финансовым кризисом, направлены на сохранение бесперебойных поставок, поддержку участников контрактной системы, и по своей сути всё больше приближают правоотношения, складывающиеся в данной сфере, к классическому договорному праву.

1 Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 14 ст. 2285

2 Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652. (Далее - закон №44-ФЗ)

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 11 ст. 1596.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 11 ст. 1596.

3. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. N 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году»// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 14 ст. 2285.

4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/ ANALITICHESKIY_OTCHET.pdf (дата обращения: 30.07.2022).

5. Кузьмина Татьяна Владимировна Государственные закупки // Вестник науки и образования. 2017. №10 (34). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/gosudarstvennye-zakupki (дата обращения: 17.08.2022).

6. Рой Анастасия Александровна Особенности осуществления закупок товаров публично-правовыми образованиями для государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы российского права. 2017. №4 (77). URL: https://cyberlenmka.rn/artide/n/osobennosti-osuschestvleniya-zakupok-tovarov-publichno-pravovymi-obrazovaniyami-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd (дата обращения: 11.08.2022).

References:

1. Federal Law No. 46-FZ dated 08.03.2022 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation of March 14, 2022, No. 11, Article 1596.

2. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs"// Collection of Legislation of the Russian Federation of March 14, 2022, No. 11, Article 1596.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 505 of March 29, 2022 "On Suspending Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Establishing the Amount of Advance Payments when Concluding State (Municipal) Contracts in 2022"// Meeting of the Legislation of the Russian Federation dated April 4, 2022, No. 14, Article 2285.

4. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main / ANALITICH-ESKIY_OTCHET.pdf (accessed: 30.07.2022).

5. Kuzmina Tatiana Vladimirovna Public procurement // Bulletin of Science and Education. 2017. No.10 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki (date of address: 17.08.2022).

6. Roy Anastasia Aleksandrovna Features of procurement of goods by public legal entities for state and municipal needs // Actual problems of Russian law. 2017. No.4 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osuschestvleniya-zakupok-tovarov-publichno-pravovymi-obrazovaniyami-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd (accessed: 08/11/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.