Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ / НЕУСТОЙКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосёлова И.Ю.

В настоящей статье рассмотрены нормативно-правовые акты контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в Российской Федерации, процесс заключения контакта, перечислены потенциальные риски для бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новосёлова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

This article discusses the legal acts of the contract system in the field of procurement of goods, works, services in the Russian Federation, the process of making a contact, and lists potential risks for business.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 339

Новосёлова И. Ю. студент магистратуры Уральский институт управления -филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ Научный руководитель: Бочков П.В., кандидат экономических наук,

доцент доцент

кафедра правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности Уральский институт управления -филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены нормативно -правовые акты контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в Российской Федерации, процесс заключения контакта, перечислены потенциальные риски для бизнеса.

Ключевые слова. Контрактная система, государственные закупки, государственные и муниципальные заказчики, неустойка.

Novosyolova I. Yu. undergraduate

Ural Institute of Management - branch of the RANEPA under the President

of the Russian Federation Scientific adviser: Bochkov P.V., candidate of economic sciences, associate

professor associate professor

department of legal support of public administration and national security Ural Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education RANEPA under the President of

the Russian Federation

LEGAL BASES OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND

MUNICIPAL NEEDS

Abstract. This article discusses the legal acts of the contract system in the field of procurement of goods, works, services in the Russian Federation, the process of making a contact, and lists potential risks for business.

Keywords. Contract system, public procurement, state and municipal customers, forfeit.

Основополагающим нормативно-правовым актом, координирующим кайдзен в сфере закупок товаров, работ, услуг в Российской Федерации, является - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ №44 регламентирует:

- обоснование закупок (статья 18);

- формирование намерения закупок (статья 17);

- нормирование в сфере закупок (статья 19);

- а также использование конкурентных методик закупок.

Правовой контроль общественных отношений между

государственными и муниципальными заказчиками, а также элементами предпринимательской деятельности осуществляется посредством контракта.

В силу статьи 8 Конституции РФ гарантируется свобода финансовых операций, а содержание этой свободы закреплена и унифицируется в статье 34, в которой отражено- любой содержит право на свободное внедрение собственных возможностей и имущества для предпринимательской и другой не нелегальной законодательством финансовой работы [1, 2]. В свою очередь с учетом высокой периодичности, требуется постоянный контроль и проведение соотношений вносимых изменений с нормами гражданского, бюджетного, предпринимательского и финансового права.

Следует различать собственно государственные закупки как единый процесс, состоящий из нескольких этапов (начиная от планирования, выделения бюджетных средств, определения государственных нужд, размещения информации о закупках и т.д.) и государственный контракт, как заключительный этап этого процесса.

Здесь можно добавить, что, государственные закупки (заказ) и государственный контракт соотносятся как целое и часть.

Необходимо различать собственно государственные закупки как единый процесс, состоящий из нескольких этапов (начиная от планирования, выделения бюджетных средств, определения государственных нужд, размещения информации о закупках и т.д.) и государственный контракт, как заключительный этап этого процесса.

Процесс заключения контакта сводится к акцептированию поступающей оферты. При таких закупках не происходит снижения цены. Условно, основания для заключения таких контрактов можно разделить по следующему принципу: это организации, занимающие монопольное или иное исключительное положение в сфере своей деятельности

(энергоснабжение, коммунальные услуги, услуги связи, аренда помещений), если по итогам конкурентной процедуры не произошло определение победителя и закупки до ста тысяч рублей (до четырех сот тысяч в соответствии с пунктом 5 закона о контрактной системе)[4].

Обязанностью заказчиков является ответственность описи ангажементов, а также индентуры. Данная обязанность осуществляется с применением по установленной, открытой форме сайта единой информационной системы (ЕИС) в деятельности закупок в сети Интернет https://zakupki.gov.ru/. Что позволяет контрольным органам осуществлять контроль за исполнением принятых сторонами обязательств по контрактам в части их исполнения.

Исполнения принятых на себя обязательств сторонами контракта, подразумевает ответственность по соблюдению сроков поставки товаров, работ, услуг и их оплаты с обоюдных сторон.

Под сроком исполнения контракта есть необходимость ориентироваться во всех отношениях на исполнение сторонами взятых на себя обязательств: получение, реализацию и оплату заказчиком.

В связи с эпидемией ВОЗ объявлено экстремальное положение в концепции общественного здравоохранения, пользующее международное значение. Данное обстоятельство неукоснительно отразилось на контрактной системе России. В частности, просело запланированное бюджетирование, направленное на выполнение принятых обязательств по оплате заключённых контрактов. Заказчики были вынуждены отменять запланированное приобретение изделий, производства, сервиса, по части заключённым контрактам происходили задержки с оплатой принятых на себя обязательств. Поставщики (подрядчики, исполнители) в свою очередь не могли своевременно выполнить в установленный срок обязательства по заключённым контрактам.

В силу п. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе ФЗ-44, в случае просрочки исполнения поставщиком, последний получается от заказчика требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) [3].

Приняты поправки в контрактное законодательство, позволяющие в большем количестве случаев заключать сделки с единственным поставщиком, и еще по ряду аспектов. С другой стороны, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, компаниям придется предпринимать определенные шаги, чтобы застраховаться от нежелательных последствий. Последние антикризисные изменения в системе закупок с 08.03.2022 вступили в силу положения Федерального закона № 46-ФЗ, содержащего правила, по которым госзаказчикам предстоит осуществлять госзакупки в условиях санкций, эти правила являются временными и применяются только до конца текущего года. Поскольку санкционное давление усложняет работу как заказчиков, так и поставщиков, и, более того, дестабилизирует общую экономическую

ситуацию, изменения в госзакупки в марте 2022 года призваны временно упростить закупочный процесс. В частности, разрешено: федеральным и региональным властям определять дополнительные случаи, когда заказчики вправе заключать контракты с единственными поставщиками; изменять госконтракты в марте 2022 г. и последующие месяцы, если они заключены до конца этого года и их исполнение невозможно из-за форс-мажора. При этом на такое изменение потребуется разрешение федеральных, региональных или местных властей (подробнее: новые правила для изменения существенных условий контрактов); заключать соглашения на поставку лекарств, назначенных врачебной комиссией, на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ при стоимости тендера до полутора миллиона рублей; устанавливать новые случаи закупки лекарств и медизделий у поставщиков и стран, не вводивших в отношении РФ санкций, при условии, что нет отечественных аналогов требуемых средств; заключать контракты с единственным поставщиком в электронной форме в двух случаях: если приобретаются медицинские изделия, лекарства и расходные материалы, и производитель которых в России один или работает за рубежом в стране, не вводившей санкций. Для таких закупок установлен лимит в 250 миллионов рублей в год — для медицинских изделий ив 50 миллионов рублей — для лекарств и расходников. Заключать электронные контракты с единственным поставщиком также вправе ФСС, закупаются средства реабилитации инвалидов; заказчикам по 223-ФЗ, которые попали под санкции и ограничения иностранных государств, разрешили не публиковать закупки в ЕИС (подробнее: особенности закупок заказчиков, которые попали под санкции и ограничения); правительство РФ получило возможность устанавливать новые правила списания неустоек.

Несмотря на случившееся нормативное облегчение процедуры госзакупок, общая экономическая ситуация остается нестабильной, а значит, чтобы минимизировать потенциальные риски для бизнеса, следует: перестать паниковать; вступить в переговоры с собственными поставщиками и подрядчиками, сотрудничество с которыми обеспечивает исполнение обязательств по госконтрактам. Следует зафиксировать цены на будущее исполнение по докризисному уровню. Либо договориться о более комфортном порядке оплаты; перестраховать риски; постараться избегать участия в закупках с импортной продукцией; оперативно искать альтернативные каналы поставок, переориентировать логистику; по возможности закрыть действующие контракты; при расчете участия в тендерах закладывать больший процент суммы вознаграждения на непредвиденные расходы.

Влияние повышения ключевой ставки на закупки на фоне санкционного давления повышение ключевой ставки из-за форс-мажора, происходящего в российской экономике, закономерно и неизбежно. С

помощью такой меры Центральный банк РФ старается предотвратить скачкообразную инфляцию. 21 марта ключевую ставку оставили на уровне 20%, таковой она остается по сей день. Говоря о том, является ли повышение ключевой ставки обстоятельством непреодолимой силы, позволяющем заявлять о невозможности исполнить контракт, — нет, не является. Этот параметр влияет на расчет неустоек по соглашению. В частности, пени за просрочку исполнения рассчитываются исходя из стоимости неисполненных обязательств, длительности просрочки и уровня ключевой ставки. В случае нарушения обязательств после 21 марта неустойку рассчитают по новой ставке, даже если контракт заключен ранее. В процессе проведения закупочных процедур нередко возникают вопросы, с которыми поставщикам достаточно трудно справиться самостоятельно. Действующее законодательство в области закупок постоянно меняется, что создает определенные сложности даже для опытного участника рынка. При этом неправильное толкование требований пунктов закона, неточное заполнение форм или нарушение условий контракта могут привести не только к неудаче в торгах, но и к внесению вашей организации в реестр недобросовестных поставщиков. А это значит, что на протяжении двух лет ваша организация не сможет принимать участие в госзакупках.

Использованные источники:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) [Электронный ресурс] - Доступ из системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/

2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] - Доступ из системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - Доступ из системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

4. Письмо Министерства Экономического развития Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N Д28и-1964

5. "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)

6. <Письмо> Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020

7. "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV"

8. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) http://www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.