Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ (НЕИСПОЛНЕНИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ КАК ОДНО ИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ (НЕИСПОЛНЕНИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ КАК ОДНО ИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КОНТРАКТ / STATE (MUNICIPAL) CONTRACT / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER / ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК / THE SUPPLIER (CONTRACTOR / ИСПОЛНИТЕЛЬ) / ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ (НЕИСПОЛНЕНИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / IMPROPER EXECUTION (NON-EXECUTION) OF THE OBLIGATIONS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ / THE LIABILITY OF THE EXECUTORS OF CONTRACTS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ / THE LAW ON PUBLIC PROCUREMENT / EXECUTOR) / EXECUTION OF CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стульпинас Елена Юозовна

В статье представлены результаты исследования оснований и механизма применения к исполнителям государственных (муниципальных) контрактов мер ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств в условиях контрактной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стульпинас Елена Юозовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The liability of the supplier (contractor, executor) for the improper performance (fulfillment) of obligations under government contracts as one of the Legal means of enforcing the law when implementing public procurement at the Federal state institution

The article presents the results of a study of reasons and mechanism for implementing public (municipal) contracts of sanctions for improper performance or failure to perform obligations under the contract system.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ (НЕИСПОЛНЕНИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ КАК ОДНО ИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ (НЕИСПОЛНЕНИЕ)ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ КАК ОДНО ИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЁННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СТУЛЬПИНАС Елена Юозовна,

студентка Юридического института

Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), заместитель начальника юридического отдела

ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства». Е-таП: stulpinas.elena@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье представлены результаты исследования оснований и механизма применения к исполнителям государственных (муниципальных) контрактов мер ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств в условиях контрактной системы.

Abstract: The article presents the results of a study of reasons and mechanism for implementing public (municipal) contracts of sanctions for improper performance or failure to perform obligations under the contract system.

Ключевые слова: Контрактная система, государственные закупки, государственный (муниципальный) контракт, заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель), исполнение контракта, ненадлежащее исполнение (неисполнение) обязательств, ответственность исполнителей контрактов, законодательство о государственных закупках.

Keywords: The contract system, public procurement, state (municipal) contract, the customer, the supplier (contractor, executor), execution of contract, improper execution (non-execution) of the obligations, the liability of the executors of contracts, the law on public procurement.

Понятие государственного, муниципального контракта содержится в п.8 ст. 3 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

Статья 34 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ определяет, что одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд гражданским законодательством определены случаи, при наступлении которых заказчик имеет право привлечь поставщика (подрядчика исполнителя) к ответственности (ч.2 ст.405, ст.ст.475, 480, 518, 519, 520, 521, 525, 702, 708, 723, 737, 761, 768, 777, 778 783,

1095 ГК РФ и в иных случаях) [2].

Компетентные органы в области осуществления государственных закупок указали заказчикам какие условия об ответственности необходимо включать в проект контракта и на неприемлемость ссылки в проекте контракта на Правила определения размера неустойки (пени, штрафов) вместо фиксированных размеров пени и штрафов [3]. Пренебрежение заказчиками данных указаний государственных органов является нарушением ч.5,8 ст. 34 ФЗ-44 [4].

Законодатель определил ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение (неисполнение) обязательств по контрактам по федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013г. в виде пени и штрафа и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 регламентировал порядок определения размера пени и штрафа [5].

Порядок определения размера пени и штра-

фа, указанный в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 содержит формулу, по которой и необходимо рассчитывать размер пени. Рассчитаем размер пени на примере: Цена контракта составляет 13 931 800 рублей, срок исполнения контракта с 15.10.2015г. по 10.11.2015г., то есть 27 дней. Согласно подписанным актам выполненных работ, в срок работы выполнены частично на сумму 10 031 800 рублей. Полностью работы выполнены 22.12.2015г., то есть просрочка составила 41 день. Сначала необходимо определить коэффициент К: К = 41 (дни просрочки) : 27 (дни исполнения обязательства) * 100% = 151%. Поскольку данное значение подпадает под диапазон «100% и более» то в формуле расчета ставки С используется Сцб равный 0,03 значения ставки рефинансирования. С= (0,03 * 0,0825)*41 = 0,101475 (или 10,1475%). Далее собственно расчет пени: П = (13 931 800 руб. (стоимость контракта) - 10 031 800 руб. (выполненные работы) х 0,101475 = 395 752,50 руб.

При расчете пени заказчику необходимо учитывать, что независимо от выходного (праздничного или непраздничного) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, а срок исполнения обязательств по контракту определяется с даты заключения контракта до даты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, определенных контрактом.[6] Арбитражные суды в своих решениях указали, что в случаях, если срок выполнения работ в контракте установлен в рабочих днях, то и период просрочки при расчете пени следует определять в рабочих днях [7].

Частью 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 и 2016 годах отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" [8].

Контрагенты сразу же воспользовались по-

ложениями данной нормы и в ответ на требование заказчика об уплате неустойки (пени, штрафа) направляют обращения с просьбой о списании начисленных неустоек, ссылаясь на вышеуказанные положения закона, считая, что закон установил обязанность заказчика списать сумму неустойки в случае направления такого заявления. В тоже время в практике применения данных норм права возник вопрос: является списание суммы неустойки обязанностью заказчика или все-таки его правом. Позиция судов по данному вопросу в настоящее время также противоречива, одни суды полагают, что списание неустойки является правом заказчика[9], другие суды полагают, что применение положений закона о списании сумм неустоек является обязанностью заказчика [10].

В обоснование своей позиции о том, что списание начисленных сумм неустоек является обязанностью заказчика, суды указывают, что списание является одной из мер поддержки поставщиков в условиях кризиса. По смыслу п. 1 Постановления Правительства №196 его применение, в том числе списание неустоек, является обязанностью заказчиков. Если контрагент не оспаривает размер неустойки, заказчик обязан ее списать, а не обращаться в суд за ее взысканием.

При этом в обоснование позиции о том, что списание начисленных сумм неустоек является правом заказчика, суды указывают, что норма права о списании начисленных сумм неустоек не носит обязательного характера для заказчика и в отсутствие урегулированного порядка списания неустойки не препятствует обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки.

На практике применения положений норм закона о списании сумм начисленных неустоек возникает вопрос относительно порядка списания: относится ли он к судебному или внесудебному порядку.

Министерство финансов РФ утвердило порядок списания начисленных сумм неустоек [11]. При разрешении споров о взыскании неустойки суды ссылаясь на порядок списания, утвержденный Министерством финансов РФ, указали, что решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), а не заказчиком по собственному усмотрению и не в судебном порядке [12].

В случае, если между сторонами возник спор относительно суммы неустойки, а также периода ее

начисления, защита права заказчика на получение штрафных санкций в связи с просрочкой исполнения обязательства возможна лишь посредством обращения в суд, следовательно, в данной ситуации применение положений о списании начисленных сумм неустоек является неправомерным [13].

Проанализировав положения законодательства и судебную практику по вопросу списания неустойки, можно сделать следующие выводы.

Из буквального толкования указанных норм права, списание начисленных сумм неустоек все-таки является правом заказчика, а не его обязанностью, соответственно не можем согласиться с вышеизложенной позицией судов указавших, что это обязанность заказчика. Объясняем это мы тем, что в настоящее время практика по списанию неустоек сложилась неоднозначная, а в случае создания устойчивой практики об обязанности заказчика в списании неустоек просто породит «беспредел» со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым уже не будут страшны применение штрафных санкций в случаях нарушения обязательств.

На основании ч.6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Требование об уплате неустойки должно быть предъявлено заказчиком независимо от формы вины поставщика (подрядчика, исполнителя), а также последствий ненадлежащего исполнения обязательства [14].

Из анализа положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ полагаем, что требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) обязательно должно содержать в себе следующие составляющие: наименование поставщика (подрядчика, исполнителя), которому направляется данное требование; указание на государственный контракт его номер, дату заключения и предмет контракта; указание в чем заключается просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств или на иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств; в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства указывается расчет пени, в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств за исключением просрочки, указывается фиксированная сумма штрафа, которую надлежит уплатить; срок, в течение

которого поставщик (подрядчик, исполнитель) должен оплатить неустойку (пени, штраф); реквизиты кредитора (заявителя) куда должна быть перечислена сумма неустойки (пени, штрафа).

В тоже время при оформлении требования и направлении должны соблюдаться некоторые, как мы полагаем, обязательные условия, которые законом не установлены, но подразумеваются. Требование оформляется на фирменном бланке организации и должно быть подписано уполномоченным лицом, которое направляется обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы отследить дату получения указанного требования контрагентом. При этом в требовании надо указывать, что срок оплаты неустоек (пени, штрафов) исчисляется с момента получения адресатом требования, а не с момента его отправления. Срок устанавливается разумный от 10 до 30 дней.

Однако, поскольку ответственность за оплату неустойки в указанный в требовании срок отсутствует, большинство контрагентов пренебрегают указанными сроками, оплачивают или значительно позднее указанного в требовании срока, либо отказываются от оплаты с направлением мотивированного отказа, либо не оплачивают без сообщения каких-либо на это причин.

Предполагается, что требование об уплате неустойки (пени, штрафа), предусмотренной государственным контрактом, подлежит удовлетворению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в добровольном порядке. Если же требование в добровольном порядке не оплачено, заказчик вправе взыскать сумму неустойки (пени, штрафа) в судебном порядке.

Считаю законодательно также необходимо предусмотреть, что при удовлетворении судом требования заказчика, установленного законом, суд взыскивает с поставщика (подрядчика, исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования заказчика штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу заказчика.

Законодательное закрепление указанного выше положения полагаем обеспечит добросовестность контрагентов в добровольном удовлетворении требований за ненадлежащее исполнение своих обязательств в указанные сроки, дабы не понести еще больших расходов, а суды освободит от значительного потока дел по принудительному взысканию неустоек.

Библиография:

1. Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652, "Российская газета".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

3. Письмо ФАС России от 21.10.2014 №АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей"// СПС Консультант плюс, 2014; Письмо Минэкономразвития России от 08.10.2014 №Д28и-2129 «Об определении в государственном (муниципальном) контракте размера пеней и штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»// www.zakupki-inform.ru.

4. Определение Верховного суда РФ от 28.01.2016г. по делу №А40-41207/2015, определение Верховного суда РФ от 29.122015г. по делу №А40-216856/2014, определение Верховного суда РФ от 21.12.2015г. по делу №А40-204392/2014, определение Верховного суда РФ от 07.12.2015г. по делу №А40-194703/2014.

5. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", СЗРФ 02.12.2013, N 48, ст. 6266.

6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. №02-04-06/21780 «О расчете неустойки в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту» // СПС Консультант плюс, 2016.

7. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу №А29-460/2015.

8. Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", Собрание законодательства РФ, 16.03.2015, N 11, Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)",Собрание законодательства РФ, 21.03.2016, N 12, ст. 1669.

9. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015г. по делу №А54-1490/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015г.по делу №А53-11544/20015.

10. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015г. по делу №А53-12853/2015, поста новление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015г. по делу №А42-2407/2015.

11. Приказ Минфина России от 29.06.2015 N 98н "О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)"(вместе с "Порядком списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд"), зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2015 №38521, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2015.

12. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015г. по делу №А66-4055/2015.

13. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016г. по делу №А70-8014/2015г.

14. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 24.12.2014 №02-02-07/66867 «О порядке применения неустойки (пени) в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом»// СПС Консультант плюс, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.