Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ СПИСАНИЯ НЕУСТОЕК В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ ВОЛАТИЛЬНОСТИ'

О ПРОБЛЕМАХ СПИСАНИЯ НЕУСТОЕК В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ ВОЛАТИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственный контракт / государственные закупки / списание неустоек / штраф / санкции / ограничительные меры / волатильность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габибуллаев К.М.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты списания неустоек в период высокой волатильности экономики. Выявлены проблемы списания неустоек в условиях санкций и (или) ограничительных мер, в части прав и обязанностей государственных заказчиков. Даны предложения по совершенствованию законодательства для решения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габибуллаев К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ СПИСАНИЯ НЕУСТОЕК В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ ВОЛАТИЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-146-149 ГАБИБУЛЛАЕВ Камил Магамедшафиевич,

NIION: 2018-0076-6/22-751 e-mail: GabibullaevKM@zdrav.mos.ru

MOSURED: 77/27-023-2022-6-950

О ПРОБЛЕМАХ СПИСАНИЯ НЕУСТОЕК В ПЕРИОД ВЫСОКОЙ

ВОЛАТИЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты списания неустоек в период высокой волатильности экономики. Выявлены проблемы списания неустоек в условиях санкций и (или) ограничительных мер, в части прав и обязанностей государственных заказчиков. Даны предложения по совершенствованию законодательства для решения указанных проблем.

Ключевые слова: государственный контракт, государственные закупки, списание неустоек, штраф, санкции, ограничительные меры, волатильность.

GABIBULLAEV Kamil Magamedshafievich

ABOUT THE PROBLEMS OF WRITING OFF OF PENALTY IN THE PERIOD OF HIGH VOLATILITY

Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of writing off penalties in a period of high volatility in the economy. The problems of writing off penalties under the conditions of sanctions and (or) restrictive measures, in terms of the rights and obligations of state customers, are identified. Proposals are given to improve legislation to solve these problems.

Key words: public contract, public procurement, cancellation of penalties, fine, sanctions, restrictive measures, volatility.

В настоящее время законодательная база активно дополняется такими понятиями, как санкции и меры ограничительного характера, которые уже успели глубоко внедриться практически во все сферы жизни и общества, и государства. Правительство РФ в целях поддержки экономики в сложившихся условиях принимает различные меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. Конечно же, и государственные закупки, как один из основных элементов социально-экономического развития страны, не остаются без внимания.

Очевидно, что санкционный период включает в себя: масштабные ограничения в отношении финансовой системы России, что привело к высокому уровню волатильности отечественной валюты; запрет на торговлю с Россией некоторым иностранным компаниям, что сделало невозможным обеспечение российского рынка внушительным перечнем товаров; закрытие воздушного пространства и морских портов, что привело к логистическим проблемам. Все перечисленные ограничительные меры создали комплекс проблем для участников рынка государственных закупок.

В рамках реализации объявленного М.В. Мишустиным особого режима работы компаний, которые поставляют лекарства и медицинские изделия в рамках контрактной системы [1], принят Федеральный закон от 08.03.2022 г. №

46-ФЗ [2] (далее - ФЗ № 46-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее - ФЗ № 44-ФЗ). При этом ФЗ № 46-ФЗ содержит в себе большой перечень мер поддержки всех участников рынка государственных закупок. Остановим свое внимание на п. 2 ст. 8: указанной нормой ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ дополняется ч. 9.1, согласно которой Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней).

Отметим, что Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 г. № 783 [4], за последние три года редактировались четыре раза.

Первоначальные изменения были внесены в рамках антикризисных мер, принимаемых государством в целях поддержки участников рынка, работающих в условиях жестких ограничений и карантинных мер, включая закрытие границ, самоизоляцию и т.д. Но последние изменения, внесенные в марте 2022 г. в рамках мер по повы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

шению устойчивости экономики в условиях санкций, вызывают к себе особый интерес.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 340 [5] (далее - ПП № 340) Правила дополнили случаем, когда неустойка списывается в полном объеме, если она начислена из-за неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, а основанием для списания является исполнение, если оно было, обязательств по контракту, что подтверждается актом приемки или иным документом, а также обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Любопытно, что законодатель так и не раскрыл понятие обоснования обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта. Остается открытым вопрос относительно содержания такого документа и границ определения достаточности обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта. То есть, в настоящее время заказчик самостоятельно определяет, насколько его устраивает обоснование как по содержанию, так и по определению достаточности обстоятельств, необходимых для списания неустойки.

Важно отметить, что направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика. Как отметило Федеральное казначейство в своем Обзоре [6], несоблюдение требований об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, в случае нарушения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных контрактом, меры ответственности к поставщику заказчиком не применялись) является нарушением ч. 6 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ [3].

Если начисление неустоек - обязанность заказчика, является ли обязанностью заказчика их списание? И вопрос не в понятии «списание» в целом, а в списании неустоек в полном объеме в условиях санкций и (или) ограничительных мер, в частности. Попробуем разобраться.

Научным сообществом данный вопрос мало исследован, материала по данной теме, в т.ч. в периодических изданиях, недостаточно.

Если исходить из положений ФЗ № 44-ФЗ, то списание неустоек является обязанностью заказчика из прямого толкования ч. 42.1 ст. 112 «начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю),

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации» [3]. Минфин России, к примеру, в своем письме от 5.11.2020 г. № 24-03-08/96310 пришел к аналогичному выводу, что, исходя из системного толкования положений ФЗ № 44-ФЗ и Правил, списание неустоек - обязанность заказчика [7].

Интересным является тот факт, что последние изменения внесены в Правила в связи с принятием ФЗ № 46-ФЗ, что и изложено в преамбуле ПП № 340, ссылка на положения ч. 42.1 ст. 112 ФЗ № 44-ФЗ этим же постановлением из Правил исключена. Получается, что нормы ч. 42.1 ст. 112 ФЗ № 44-ФЗ, учитывая в т.ч. редакцию этой нормы, не распространяются на обязательства неисполненные или исполненные ненадлежащим образом в 2022 г. [2].

По нашему мнению, в настоящее время, вопрос о списании неустоек в полном объеме в связи с санкциями и (или) ограничительными мерами является правом заказчика, а не обязанностью, исходя из следующего.

Большинство поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в нынешних условиях ссылаются на обстоятельства непреодолимой силы как препятствие в исполнении государственных контрактов. Однако п. 3 ст. 401 ГК РФ [8] такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены.

Основываясь на той же норме ГК РФ, Торгово-промышленная палата РФ (далее - ТПП) приостановила рассмотрение заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках вну-трироссийской экономической деятельности и в этой связи в инициативном порядке разработала свой проект изменений в ГК РФ в части расширения понятия «обстоятельство непреодолимой силы», который позволяет признавать действия лиц, не участвующих в договоре, но находящихся под санкциями США, Евросоюза или иных государств, без участия которых договор, тем не менее, не может быть исполнен, обстоятельствами непреодолимой силы [9]. В частности, предлагается дополнить ГК РФ новой ст. 401 [8], положения которой позволят рассматривать санкции и (или) ограничительные меры в отношении Российской Федерации в качестве непреодолимой силы (форс-мажора) и таким образом освобо-

ждать от ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как ранее отмечалось, что для списания неустойки, в т.ч. необходимо наличие обоснования в письменной форме; при этом законодатель не раскрыл понятие такого обоснования. В таком случае оценка достаточности изложенного в обосновании и необходимого для осуществления списания остается на усмотрение заказчика и на его ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что деятельность государственных заказчиков находится под постоянным и непрерывным вниманием различных контрольных, надзорных, правоохранительных органов, общественных, некоммерческих и иных организаций, и государственный заказчик, принимая решение о списании неустоек, должен быть абсолютно уверен в правомерности своих действий.

С учетом изложенного, вопрос о списании начисленных и не списанных неустоек в тех условиях, в которых оказались экономика страны, государство и общество, не доработан должным образом. Получается, что списание в таком случае не является безусловной обязанностью заказчика, а оставлено на его усмотрение, и большинство заказчиков оставят эту проблему на усмотрение арбитражных судов.

Соответственно, в целях защиты прав как заказчиков, так и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), считаем целесообразным поддержать законодательную инициативу ТПП о внесении изменений в ГК РФ. Так или иначе, в условиях высокой волатильности экономики и когда очевидно, что эти условия препятствуют исполнению государственных контрактов или делают их исполнение невозможным, следует признать санкции и (или) ограничительные меры обстоятельствами непреодолимой силы. Таким образом, у заказчиков будет достаточно оснований для списания неустоек, а обоснованием обстоятельств будет являться соответствующее заключение ТПП.

Список литературы:

[1] Заседание Правительства РФ 2 марта 2022 г. Официальный сайт Правительства России // http://government.ru/news/44692/ (дата обращения: 03.04.2022).

[2] Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 14.03.2022. - № 11. -Ст. 1596.

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1652.

[4] Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом» (вместе с «Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом») (ред. от 23.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2021 года. Федеральное казначейство официальный сайт Казначейства России. URL: https://roskazna.gov.ru/dokumenty/kontrol/ vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/ rezultaty-kontrolya/1555344/?sphrase_id=4974785 (дата обращения: 05.04.2022).

[7] Письмо Минфина России от 05.11.2020 № 24-03-08/96310 // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

[9] Письмо ТПП РФ от 22.03.2022 № ПР/0181 «О приостановлении рассмотрения заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования» // СПС «КонсультантПлюс».

Spisok literatury:

[1] Zasedanie Pravitel'stva RF 2 marta 2022 g. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossii // http://govern-ment.ru/news/44692/ (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[2] Federal'nyj zakon ot 08.03.2022 № 46-FZ (red. ot 28.06.2022) «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 14.03.2022. - № 11. - St. 1596.

[3] Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 11.06.2022) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // SZ RF. -08.04.2013. - № 14. - St. 1652.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

[4] Postanovlenie Рга^е1^а RF ot 04.07.2018 № 783 «О spisanii nachislennyh postavshchiku (podryadchiku, ispolnitelyu), по пе spisannyh zaka-zchikom summ neustoek (shtrafov, penej) V svyazi s neispolneniem ili nenadlezhashchim ispolneniem obyazatel'stv, predusmotrennyh ^п^а^от» (vmeste s «Ргам1атл spisaniya summ neustoek (shtrafov, penej), nachislennyh postavshchiku (podryadchiku, ispolnitelyu), по пе spisannyh zakazchikom V svyazi s neispolneniem ili nenadlezhashchim ispolneniem obyazatel'stv, predusmotrennyh ^п^а^от») (red. ot 23.03.2022) // SPS «KonsШ'tantPlyus».

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.03.2022 № 340 «О vnesenii izmenenij v Postanovlenie Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 iyulya 2018 д. № 783» // SPS «KonsШ'tantPlyus».

[6] Obzor nedostatkov i narushenij, vyyavlen-nyh Federal'nym kaznachejstvom v hode osush-chestvleniya ^п^о^а v finansovo-byudzhetnoj sfere v sub"ektah Rossijskoj Federacii v 1 polugodii 2021

goda. Federal'noe kaznachejstvo оАаа!^ sajt

Kaznachejstva Rossii. URL: https://roskazna.gov.ru/

dokumenty/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-fi-

nansovyy-kontrol/rezultaty-kontrol-

ya/1555344/?sphrase_id=4974785 ^а obrash-

cheniya: 05.04.2022).

[7] Pis'mo Minfina Rossii ot 05.11.2020 № 24-03-08/96310 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[8] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51^ (red. ot 25.02.2022) // SZ RF. - 05.12.1994. - № 32. - St. 3301.

[9] Pis'mo ТРР RF ot 22.03.2022 № PR/0181 «О priostanovlenii rassmotreniya zayavlenij о vydache zaklyuchenij оЬ obstoyatel'stvah nepreod-olimoj sily ро dogovoram, zaklyuchennym v ramkah vnutrirossijskoj ekonomicheskoj deyatel'nosti, v svy-azi s sankcionnymi ogranicheniyami v otnoshenii то-strannyh komplektuyushchih i oborudovaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.