Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии деятельности учащихся на их здоровье в рамках изучения дисциплины «Индустриальные технологии»'

К вопросу о влиянии деятельности учащихся на их здоровье в рамках изучения дисциплины «Индустриальные технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА / ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / HEALTH / ACCIDENT ANALYSIS / SAFETY REQUIREMENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии деятельности учащихся на их здоровье в рамках изучения дисциплины «Индустриальные технологии»»

УДК.614.8.084

Якубовский А.В.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ИХ ЗДОРОВЬЕ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»45

ГБОУСОШ №579 ПриморскогорайонаСанкт-Петербурга, bakal5@mail

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в Российской Федерации, создают необходимые условия по охране здоровья обучающихся во время пребывания в школе, в том числе обеспечивают безопасность учебного процесса и профилактику от несчастных случаев [1].

То, что нахождение учащихся за школьной партой на протяжении одиннадцати лет пагубно влияет на его детский организм - давно является фактом очевидным и бесспорным. К моменту окончания школы учащиеся приобретают сколиоз, близорукость, гиподинамию, нарушения желудочно-кишечного тракта и многие.

Школьная учебная дисциплина «Индустриальные технологии» имеет и свои специфические особенности влияния на здоровье учеников.

Как школьный предмет он преподаётся с 2002 года. До этого он носил название «Труд».

Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Все разделы рабочей программы содержат изучение теоретических сведений и практические работы.

Следовательно, относительно пассивное нахождение за партой на уроке технологии перемежается активной работой за столярным либо слесарным верстаком. В этом случае негативные последствия малоподвижного поведения на уроке технологии минимальны, а на первый план выходит школьный травматизм.

На уроке технологии изучаются различные виды технологических процессов обработки материалов - пиление, строгание, сверление, гибка, резание и т.д. Такое множество технологических процессов предполагает применение все-

45Yakubovsky A.V. Some aspects of the impact on the health of students in the study of educational discipline "Industrial technologies" / State budget educational institution Secondary School 579 Primorsky district of St. Petersburg

возможных режущих инструментов - ножовок, стамесок, рубанков, ножниц, зубил для обработки разнообразных конструкционных материалов: древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Работа с данными инструментами и материалами уже изначально предполагает вероятность получения различных травм. И данная вероятность многократно возрастает пропорционально количеству обучающихся в классе. А отсутствие у большинства школьников навыков обращения с инструментами и использование их не по назначению, свойственная детям шалость, несоблюдение правил техники безопасности, недостаточно созревшее чувство опасности и ответственности только повышают процент возникновения травм.

Школьный травматизм в отличие от производственного имеет свои особенности.

В школьных мастерских отсутствуют физические опасные и вредные производственные факторы (запылённость, загазованность, повышенный шум, движущие машины и механизмы).

Технические причины несчастных случаев в школьных мастерских сведены к минимуму в силу высоких требований к механизмам и оборудованию в части наличия большего количества оградительных конструкций, блокировочных и предохранительных устройств, автоматического защитного отключения.

Основным и наиболее вероятным специфическим фактором нанесения вреда здоровью на уроке технологии является травматизм школьников при обращении их с инструментом из-за слабых навыков (или их отсутствии) работы с инструментом.

Не имея необходимых навыков, школьник, например, не с той силой нажимает на ручной инструмент или неверно оценивает вес данного инструмента, приходящийся на руки при выполнении различных технологических операций. Что для опытного рабочего совершенно несвойственно.

Следует отметить, что особенности данного человеческого фактора школьного травматизма напрямую связаны с возрастным показателем учащихся. С увеличением возраста школьников количество травм снижается.

Данные утверждения подтверждаются статистической информацией, собранной на уроках технологии в школьных мастерских на занятиях с пятых по седьмые классы.

Анализировались показатели травматизма учащихся при работе с ручным инструментом за одинаковый период работы (данные в таблице).

Таблица

Признаки 5-е классы 6-е классы 7-е классы

Количество учащихся 46 39 28

Количество

травмированных 22 9 3

учащихся

Количество

травм, приходящихся на де- 4,78 2,3 1,07

сять учащихся

Высокие количественные показатели травм не означают высокую степень их опасности. Основные травмы имели механическую природу и представляли незначительные поверхностные повреждения наружных тканей под действием таких инструментов, как лобзик, пила, рубанок.

Рекомендациями по снижению травматизма на уроках технологии могут служить следующие правила:

нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;

нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;

необходимо использовать индивидуальные защитные средства, нельзя допускать нарушения учебной дисциплины;

рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности.

В заключении важно акцентировать внимание на том, что только чёткая организация труда учителя, соблюдение необходимых требований безопасности позволяют исключить возможность возникновения среди обучающихся несчастных случаев на уроках технологии.

Литература

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3(ст.41).

Ключевые слова: охрана здоровья, анализ травматизма, требования безопасности.

Keywords: health, accident analysis, safety requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.