Научная статья на тему 'К вопросу о создании безопасной среды в общеобразовательном учреждении'

К вопросу о создании безопасной среды в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2473
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОПАСНОСТЬ / РИСК / УГРОЗА / STUDENTS’ SAFETY / SAFETY / DANGER / RISK / THREAT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнев Александр Олегович

В статье рассматривается безопасность обучающихся как сложный социальный феномен в образовательном учреждении. Выделяются причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнев Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании безопасной среды в общеобразовательном учреждении»

Литература

1. Ананьев, Б.Г. «Человек как предмет познания». Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М., 1980.

2. Дрожжина, Н.Б. Влияние индивидуальнотипологических характеристик личности студентов на представления о нравственном человеке / Н.Б. Дрожжина.

- Ставрополь, 2005.

3. Ефименкова, С.А. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / С.А. Ефименкова. - М., 2005.

4. Неймарк М.С. Возрастная и педагогическая психология / М.С. Неймарк. - М., 1973.

5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М., 1994.

6. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М., 1997.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1998.

8. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. - М., 1976.

9. Симонов, В.П. Мотивированный мозг: высшая

нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / В.П.Симонов. - М., 1987.

10. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. -М., 1999.

11. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд.

- М.,1990.

12. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. - М., 1983.

13. Шадриков, В.Д. Проблемы системагинеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М., 2002.

14. Штрихи к портрету Л. Кольберга // Психологический журнал. - 1992. - № 3. - С. 173 - 182.

УДК 37.013.42

А. О. Кочнев

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается безопасность обучающихся как сложный социальный феномен в образовательном учреждении. Выделяются причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

Безопасность, безопасность обучающихся, опасность, риск, угроза.

The article deals with the safety of students, as a complex social phenomenon in the educational institution. The causes of incidents, accidents, on-the-job traumatism and occupational diseases of the staff, students and alumni of educational institutions are identified in the paper.

Safety, students’ safety, danger, risk, threat.

В последние десятилетия вопросам безопасности на различных уровнях и в различных сферах уделяется особое внимание со стороны ученых и практиков в области социологических, политических, экономических, исторических, социально-экологи-

ческих, социально-информационных и других исследований, данные проблемы достаточно широко освещены в специальной литературе.

Теория безопасного развития социума рассматривается в работах Г.А. Атаманчук, А.В. Воздвиженко-ва, В.Г. Грачева, В.Н. Иванова, Н.И. Лапина, В.К. Левашова, Г.В. Осипова. К работам общеметодологического, системного характера, вносящим значимый вклад в разработку социологического понимания исследуемого явления, следует отнести труды: А. Арбатова, В. Алексина, П.К. Гречко, Н.Ю. Жин-киной, В.И. Игнатова, Н.С. Илларионова, С.И. Кур-гиняна, О.В. Лупаиной, В.И. Митрохина, А.В. Поне-делкова, А.М. Старостина, В.П. Синецкого, В.П. Та-ранцова и др. Эмпирической основой концептуализации управления безопасностью являются исследования, посвященные анализу реального состояния социальных процессов в России в конце ХХ - начале XXI в., системного обеспечения безопасности личности, общества и государства в социальной сфере

(М.К. Горшков, В.И. Жуков, Г.В. Осипов, Г.И. Осад-чая, Г.Г. Силласте, И.В. Соколова и др.) [1].

Отметим, что в отличие от политических, экономических, информационных, экологических и других видов безопасности проблемы социальной безопасности по-прежнему остаются остро дискуссионными. В силу этого научный интерес представляют исследования М.Г. Анохина, В.А. Барсамова, А.Л. Жири-кова, К. Х. Ипполитова, А. В. Макеева, И. Николайчу-ка, В. Серебрянникова, В. Терехова, О.М. Цветкова, М.Л. Чумаковой, О.Ф. Шаброва.

Научно-категориальный аппарат исследования безопасности связан с различными ее трактовками. Безопасность как сложный социальный феномен на протяжении определенного времени анализируется в предметных рамках различных научных дисциплин: естественных, технических, социально-гуманитарных. Есть множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению уг-

роз) является одним из факторов стрессового воздействия и пребывания человека в боевой обстановке. В связи с этим, понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость / причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Многие процессы, происходящие в образовательной и подростковой среде, еще не до конца осмыслены. Поэтому нечетко определены совместные действия субъектов безопасности на перспективу, не обозначены приоритеты осуществления и финансирования инженерных, режимных, организационных и иных мероприятий в сфере безопасности образовательного учреждения.

С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию чрезвычайных ситуаций расположим различные причины и негативные факторы (процессы и явления) в порядке убывания их значимости и степени влияния. Вот что выходит на первые места:

- недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;

- непонимание серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;

- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;

- неорганизованность досуга учащихся;

- слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;

- целенаправленные действия преступников;

- негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

- отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

- недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

- недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;

- излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся.

Как видно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Однако главным звеном остается воздействие на учащихся, родителей и персонал образовательного учреждения, т.е. на человеческий фактор. При сохранении указанных выше причин и негативных факторов легко предсказать дальнейший рост количества происшествий, преступности, травматизма в образовательном учреждении.

Чрезвычайные и менее опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. На самом деле это не так. Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события и явления. Нельзя вдруг отменить недостатки отдельных правовых норм и их исполнителей, сильный мороз, отключения электричества, нарушения правил дорожного движения, детские шалости, пьянство, глупость, ревность, месть, зависть. Поэтому выявление, анализ, предупреждение и решение проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, на каждом рабочем месте, в подвале, во дворе, на складе и т. д.

Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.

К техническим причинам относятся: неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.

К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест, небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы, слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности, несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий, слабая организация дежурств, недостатки воспитательной работы, слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.

К личным причинам относятся:

- недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;

- недисциплинированность учащихся, нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;

- незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.

Человек может совершать ошибочные действия и проступки из-за утомления, вызванного большими перегрузками, монотонностью труда, умственным перенапряжением.

В эту группу относятся также неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие характеристики, как: доброжелательная атмосфера, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, вовлеченность родителей, обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформиро-ванность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформирован-ность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-

доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции [2].

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12 - 24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2) дисциплина.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: интегральный показатель отношения к среде, индекс психологической безопасности, индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов по обеспечение защищенностью участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.

Основными положениями концепции психологической безопасности образовательной среды являются следующие:

1. Образование есть отрасль человекопроизводст-ва. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психологическом смысле можно говорить о том, что если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его

проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений, внимание к просьбам и предложениям, помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

2. Принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Литература

1. Петров, С.А. Уроки криминальной безопасности / С.А. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. -№ 10. - С. 36 - 40.

2. Смирнов, А.О. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности / А.О. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 6. - С. 12 - 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.