Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫ ВУЗ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ / DIGITALIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODERN UNIVERSITY / EDUCATIONAL INSTITUTION / UNIVERSITY / INFORMATION / PROCESS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Алсу Аизатовна

Цифровизация является одной из тенденций 21 века, которая пронизывает все социальные зоны жизни. Смартфон, планшет, компьютер - цифровые носители, которые, безусловно, являются частью повседневной среды современного человека. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово цифровизация, все больше и больше людей приобщаются к ней, что естественным образом позволяет общаться через Facebook или Skype, используя такие службы обмена сообщениями, как WhatsApp. Все больше людей объединяют знакомый физический мир с новыми цифровыми пространствами не только для развлечений, работы, производства, торговли, здравоохранения, но и для исследований и обучения. Образование является зеркалом, которое отражает все изменения происходящие в современном мире. Развитие цифровых технологий и Интернета достигло высшего образования. Не только оцифровка базы знаний, учебных и исследовательских платформ, но организация обучения и поддержка студентов имеет огромный организационный потенциал и потенциал для повышения качества образования [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

Digitalization is one of the trends of the 21st century that permeates all social zones of life. Smartphone, tablet, computer - digital media, which, of course, are part of the everyday environment of a modern person. In recent years, we often hear and use the word digitalization, more and more people are adopting it, which naturally allows communication via Facebook or Skype using messaging services such as WhatsApp. More and more people are connecting the familiar physical world with new digital spaces not only for entertainment, work, manufacturing, trade, healthcare, but also for research and education. Education is a mirror that reflects all the changes taking place in the modern world. The development of digital technologies and the Internet has reached higher education. Not only the digitization of the knowledge base, educational and research platforms, but the organization of training and student support has enormous organizational potential and potential to improve the quality of education [1].

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 331.1

старший преподаватель Васильева Алсу Аизатовна

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Цифровизация является одной из тенденций 21 века, которая пронизывает все социальные зоны жизни. Смартфон, планшет, компьютер - цифровые носители, которые, безусловно, являются частью повседневной среды современного человека. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово цифровизация, все больше и больше людей приобщаются к ней, что естественным образом позволяет общаться через Facebook или Skype, используя такие службы обмена сообщениями, как WhatsApp. Все больше людей объединяют знакомый физический мир с новыми цифровыми пространствами не только для развлечений, работы, производства, торговли, здравоохранения, но и для исследований и обучения. Образование является зеркалом, которое отражает все изменения происходящие в современном мире. Развитие цифровых технологий и Интернета достигло высшего образования. Не только оцифровка базы знаний, учебных и исследовательских платформ, но организация обучения и поддержка студентов имеет огромный организационный потенциал и потенциал для повышения качества образования [1].

Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, современны вуз, учебное заведение, университет, информация, процесс, процесс, мотивация.

Annotation. Digitalization is one of the trends of the 21st century that permeates all social zones of life. Smartphone, tablet, computer - digital media, which, of course, are part of the everyday environment of a modern person. In recent years, we often hear and use the word digitalization, more and more people are adopting it, which naturally allows communication via Facebook or Skype using messaging services such as WhatsApp. More and more people are connecting the familiar physical world with new digital spaces not only for entertainment, work, manufacturing, trade, healthcare, but also for research and education. Education is a mirror that reflects all the changes taking place in the modern world. The development of digital technologies and the Internet has reached higher education. Not only the digitization of the knowledge base, educational and research platforms, but the organization of training and student support has enormous organizational potential and potential to improve the quality of education [1].

Keywords: digitalization, educational environment, modern university, educational institution, university, information, process, process, motivation.

Введение. Современное высшее учебное заведение необходимо для того, чтобы дать возможность всем, кто заинтересован в образовании, решать задачи в стремительно меняющемся мире, в сфере бизнеса, управления и общества, а также участвовать в дальнейшем развитии глобальных знаний.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время глубокие изменения в образовании, происходящие благодаря процессу цифровизации, оказывают существенное влияние на роли и профили студентов и преподавателей. Новые формы совместной работы и обучения, ориентированного на учащихся, не только требуют от студентов большей личной ответственности за свой учебный процесс, но и открывают возможности для формирования обучения. Вместо того чтобы сидеть часами в библиотеке, студенты могут теперь обращаться к учебным материалам, где угодно и когда угодно [2].

Цифровые носители являются самыми важными инструментами для учебы современного студента. Благодаря их быстрому технологическому развитию непрерывный поток цифровой информации стал более доступным, чем когда-либо в истории человечества [1]. Практически каждый университет использует цифровые устройства, чтобы воспользоваться потоком информации.

Цифровые медиа предлагают множество возможностей для расширения и улучшения существующих форм очного обучения. Благодаря их использованию особенно развиваются цифровые навыки студентов, что является основным требованием высшего образования, в том числе на фоне растущей цифровизации и глобализации мира [2]. Цифровые форматы экзаменов можно использовать в дополнение к чистому измерению успеваемости, чтобы лучше сопровождать и поддерживать индивидуальный процесс обучения студентов.

Несмотря ни на что, университет был и остается местом образования и науки, искусства и культуры, он является уникальным местом для получения и передачи знаний. Цифровизация в университетах проявляется в глубоких структурных изменениях, вносит свои коррективы в процесс обучения и преподавания и открывает совершенно новые возможности процессу преподавания.

Изложение основного материала статьи. Значительные изменения цифровизация вносит в преподавательскую деятельность. Если раньше преподаватель был источником и посредником в передаче знаний, то в современном индивидуальном процессе обучения он выполняет скорее вспомогательную и стимулирующую функцию, становится регулятором образовательного процесса [3]. Задача современного преподавателя заключается в разработке гибких дидактических концепций, способных учитывать аналоговые и цифровые предложения. Современный педагог должен быть хорошо подготовлен к использованию цифровых средств массовой информации и цифровых навыков. Профессия преподавателя постоянно сталкивается с быстро меняющимися к нему требованиями. Разнообразие цифровых приложений и устройств, требует от педагога повышения и развития не только цифровой грамотности, но и цифровой компетенции, поскольку она является ключевой компетенцией 21 века [4].

В наши дни ключевыми приоритетами обучения и образования можно назвать модернизацию и инновацию образовательного процесса. Цифровая грамотность и цифровая компетенция педагога, шагающего в ногу со временем, требует от него постоянного развития и совершенствования для того, чтобы можно было использовать в процессе обучения весь имеющийся потенциал цифровых технологий [4]. В век цифровых технологий эффективность обучения возможна благодаря системным и целостным изменениям.

Цифровизация снижает актуальность и значимость контактного, персонифицированного, личностно развивающего обучения, несмотря на то что, образование есть и останется чем-то человеческим, а не цифровым. Технологии не могут заменить важные, межличностные области высшего образования. В очень

оцифрованном мире именно преподаватели важны для студентов, поскольку именно они дают студентам обратную связь, возможность для размышлений и принимают образовательные и дидактические решения.

Цифровые изменения - это эффективный способ решения ключевых задач для высшего образования в современном мире. В условиях цифрового формата обучения большое значение имеет мотивация учебной деятельности студента. Мотивация является очень важной составляющей образовательного процесса [5]. Под мотивацией понимается неформально то, что побуждает студентов прилагать определенные усилия в изучении предмета и, таким образом, способствовать прогрессу в учебе. Мотивация является одним из ключевых моментов повышения интереса к предмету и достижение хороших результатов в обучении. Правильная мотивация повышает заинтересованность обучающихся в усвоении и овладении учебным материалом [5]. Положительная мотивация способствует повышению интереса студентов к самому предмету.

Преподаватель может мотивировать своих студентов с помощью хорошо продуманных занятий и позитивной атмосферы в аудитории на занятии, может укрепить уверенность обучающегося в своей способности учиться [6]. Педагогу под силу создать среду обучения, максимально свободную от страха, он может применять реалистичные и прикладные ситуации для изучения предмета без какого-либо давления.

Знание иностранных языков дает возможность расширить профессиональную компетентность будущего специалиста, позволяет стать ему конкурентоспособным. Владение иностранными языками необходимо любому специалисту в современном профессиональном мире. При изучении иностранных языков в вузе положительная мотивация дает возможность студентам успешно овладеть всеми необходимыми компетенциями [5]. На успешность обучения иностранным языкам, в условиях цифрового обучения, могут оказывать различные факторы. Например, студент должен осознавать важность изучаемого иностранного языка не только для его дальнейшей профессиональной деятельности, но для повседневной жизни. Обучающийся должен проявлять интерес к межкультурной коммуникации и общению на иностранном языке, поскольку благодаря изучению иностранного языка происходит личностное развитие студента [6]. Для студента очень важным моментом является взаимоотношение с преподавателем. Основой плодотворной совместной научной деятельности являются доверительные взаимоотношения студента и преподавателя, а также уважение преподавателя к личности студента, его способность эмоционального понимания и участия.

Мотивы изучения языков разнообразны - к сожалению, многие только после окончания учебного заведения понимают, насколько важно и, прежде всего, полезно владеть иностранными языками. Применение на занятиях различных технологий способствует обеспечению обучающихся разнообразными оригинальными материалами, снижению тревожности. Проникновение в общество цифровых медиа приводит к возрастанию важности сценариев преподавания и обучения на основе технологий [6]. При изучении иностранного языка наибольшую эффективность имеет применение компьютера и игровой методики для сохранения увлеченности студентов.

Цифровизация образования не является самоцелью, она должна способствовать лучшему обучению и, таким образом, фундаментальным улучшениям в системе высшего образования. Хорошее обучение динамично и постоянно должно адаптироваться к новым вызовам и потребностям [7].

Цифровизация обучения влияет на отношения между обучающимися и преподавателем. Новые формы совместной работы и обучения, ориентированного на студентов, требуют от студентов большей ответственности за свой учебный процесс. Роль преподавателя в концепциях цифрового обучения может быть больше охарактеризована как «компаньон» или «помощник», «наставник» в процессе обучения студентов. Преподаватель иностранного языка в данном случае выступает и как носитель, и как транслятор информационной культуры, посредством которой информационное общество реализует свои потребности в постоянном освоении новых информационных просторов при осуществлении той или иной профессиональной деятельности, что является значимой частью межкультурной компетенции [7, 8]. Преподавателю необходимо креативно подходить к своей профессиональной деятельности.

В последнее время все большей популярностью пользуется сочетание очной и дистанционной форм обучения - (англ. «Blended Learning») смешанное обучение или интегрированное обучение. Такой вид обучения предназначен для того, чтобы студенты могли с комфортом выполнять большую часть занятий, не выходя из дома. Смешанное обучение практикуется почти во всех учебных заведениях, благодаря чему студенты могут извлечь выгоду из различных преимуществ этого образовательного подхода [9]. При этом другие формы обучения не заменяются и не подавляются, а дополняются и осмысленно сочетаются друг с другом. Подходящая комбинация различных сред и методов обучения увеличивает их преимущества и сводит к минимуму недостатки. Студенты могут развивать свои знания самостоятельно или в группах, в совместных процессах под руководством преподавателя. При смешанном обучении классические личные встречи можно легко сочетать с элементами дистанционного обучения. Однако, для успешного смешанного обучения важное значение имеет высокая личная мотивация студентов, готовность к активному участию на онлайн-фазах и на этапе контактов.

Комбинация очных и онлайн-предложений в сценариях смешанного обучения позволяет использовать преимущества соответствующих настроек и методов или же избежать их недостатков. Цифровая передача учебных материалов дает студентам возможность гибкого доступа к ним в соответствии с их собственными потребностями - когда, где и как часто они хотят [10]. Следовательно, недостаточно свести развитие обучения к чистой оцифровке содержания. Использование цифровых медиа следует понимать только с точки зрения дальнейшего развития обучения, которое всегда должно оцениваться по его пользе. Модель «смешанного обучения» для оптимизации учебного процесса имеет наибольший потенциал в современных условиях. Благодаря этой модели можно использовать новые технологии, при этом не забывать об общепринятых методах обучения. Многогранность цифровизации образовательного процесса требует разработки новых концепций и совершенно новых идей, что подразумевает использование разнообразных видов учебной деятельности [9, 10].

Цифровизация кардинальным образом меняет весь образовательный процесс, при этом подразумевается активное использование современных информационных технологий. В эпоху новой парадигмы образования, в которой обучение перестает быть внутренней и индивидуальной деятельностью, а становится деятельностью, выполняемой коллективно, критически, онлайн. В таких условиях особенно актуальной становится педагогическая модель обучения - (англ. «Flipped classroom») «перевернутый класс», которая является одним из способов осуществления смешанного обучения [11].

«Перевернутый класс» - это метод, при котором обучение буквально переворачивается с ног на голову за счет использования новых медиа. При модели «перевернутого класса» домашнее задание и преподавание материала меняются местами, поскольку содержание обучения разрабатывается обучающимися дома, а применение выполняется в вузе. В «перевернутом классе» преподаватель создает материал для студентов, часто видеофрагменты, которые они обычно получают на дом, затем упражнения выполняют и обсуждают на занятиях. Студенты готовят домашнее задание и уже имеют базовые знания по предмету. Таким образом, во время занятия студенты могут глубже погрузиться в предмет и задать вопросы преподавателю. Кроме того, преподаватель, зная возможности каждого студента, может составить индивидуальные задания в зависимости от уровня подготовки каждого студента. Ключевым элементом модели «перевернутого класса» является взаимодействие всех участников учебного процесса [11].

Конечно, «перевернутый класс» означает дополнительную подготовительную работу и для педагога, и студентов. Но время, потраченное на четкие практические примеры, значительно повышает качество обучения, делает обучающихся более способными к действию, и они дольше сохраняют свои новые (глубокие) знания. Идея перевернутого обучения основана на таких концепциях, как активное обучение, вовлечение студентов, гибридный дизайн курса. Ценность этого метода состоит в том, чтобы превратить учебное время в семинар, где студенты могут узнать о содержании лекции, проверить свои навыки применения знаний и взаимодействовать друг с другом в практических занятиях.

В настоящее время «перевернутый класс» предлагает больше возможностей для развития у студентов активности, ответственности, критического и независимого мышления, улучшения учебных процессов путем совместного взаимодействия со сверстниками. Кроме того, преподаватель предоставляет студентам большую гибкость и свободу, чтобы они могли учиться на занятиях, специально разработанных для улучшения их навыков решения проблем [8, 11]. Студент перестает быть пассивным элементом и развивает ключевые компетенции, например, такие как: поиск и подбор информации, командная работа, критическое мышление, а также самоуправление и самооценка процесса обучения. Кроме того, преподаватель выступает посредником, предлагает поддержку студентам и направляет их. То есть перевернутая модель класса дает преподавателю большую гибкость, предлагая возможности обучения на основе действий по решению проблем, которые призваны придать уверенность обучающимся [9].

Выводы. В заключении следует сказать, что цифровизация знаний и их доступность, учебные и исследовательские платформы, организация обучения и поддержка студентов обладают огромным потенциалом для повышения качества образования. Современное высшее образование невозможно представить без использования информационных технологий, в связи с этим в высших учебных заведениях возникает необходимость разработки совершенно новых методов преподавания учебных дисциплин. Модель «перевернутого класса» дает возможность всем участникам образовательного процесса более тесного сотрудничества. С одной стороны, внедрение данной модели обучения существенно усложняет работу преподавателя за счет подготовки нового материала, учитывая специфику направления подготовки будущих выпускников и требует от них освоения новых педагогических приемов, с другой - большая ответственность за получение знаний возлагается на обучающегося.

Литература:

1. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. К вопросу о дигитализации высшего образования // АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 38-42.

2. Потапова И.Н. DIGITAL-глобализация в процессе обучения иностранному языку // В сборнике В сборнике: Сборник статей II всероссийской (национальной) научно-практической конференции "Современные научно-практические решения в АПК". Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018. С. 319-322.

3. Богданова Ю.З. О дигитализации университетского образования и новых сценариях преподавания // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 415-419.

4. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования // АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 43-47.

5. Таратута И.В. Способы повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка в аграрном университете // В сборнике: Сборник статей международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса» Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Тюмень, 2018. С. 280-283.

6. Касумова Г.А. Эффективность использования ИКТ на занятиях в аграрном вузе // В сборнике: Сборник статей международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса» Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Тюмень, 2018. С. 267-270.

7. Васильева А.А., Касумова Г.А. Особенности развития речевой компетенции у детей дошкольного возраста в условиях естественного билингвизма // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 38.

8. Касумова Г.А. Креативный подход в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 142-145.

9. Hochschulbildung im digitalen Zeitalter [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hochschulforumdigitalisierung.de/sites/default/files/dateien/Abschlussbericht_Geschaeftsstelle.pdf - Загл. с экрана. - Яз. нем.

10. Hochschule(n) im digitalen Wandel. Bedarfe und Strategien [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bpb.de/apuz/293132/hochschulen-im-digitalen-wandel - Загл. с экрана. - Яз. нем.

11. Inverted Classroom [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-teaching.org/lehrszenarien/vorlesung/inverted_classroom - Загл. с экрана. - Яз. нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.