Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ – ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ'

ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ – ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / e-Learning / цифровое обучение / медицинское образование / информатизация образования / higher school / e-Learning / digital learning / medical education / informatization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Лампатов, Н.В. Трухачева, А.В. Гусева, С.С. Лескова, Н.П. Пупырев

В статье рассматриваются вопросы важности использования цифровых технологий в обучении, обсуждаются границы и потенциал электронного образования. Цифровое обучение в настоящее время во всем мире привлекает к себе большое внимание. После периода экспериментов, проб и ошибок электронное обучение становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки и непрерывного образования, обучения в школе, высшей школе, получения дополнительного образования. Основополагающим при этом представляется тезис о том, что возможности цифрового обучения становятся реальностью только с помощью целостной педагогико-дидактической концепции. Более актуальными сегодня, чем когда-либо, являются дискуссии об образовании, направленные на поиск путей повышения эффективности обучения. В этой связи возникает необходимость использования цифровых технологий в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Лампатов, Н.В. Трухачева, А.В. Гусева, С.С. Лескова, Н.П. Пупырев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL FUTURE – THE TRAINING OF DOCTORS AND PHARMACISTS

The article examines the importance of using digital technologies in learning, discusses the boundaries and potential of e-learning. Digital learning is currently attracting a lot of attention around the world. After the period of experimentation, trials and errors, e-learning is becoming an increasingly integral part in vocational training and continuing education, for school, higher education, and for getting further studies. Fundamental in this case is the thesis that the possibilities of digital learning become a reality only with the help of a holistic pedagogical and didactic concept. More relevant today than ever are discussions about education aimed at finding ways to improve the effectiveness of learning. In this regard, there is a need to use digital technologies in training.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ – ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ»

УДК 378.14

Lampatov V.V., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: lvv-1964@mail.ru

Trukhacheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: tn10@mail.ru

Guseva A.V., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: schannavac@mail.ru

Leskova S.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: leskova_sveta@mail.ru

Pupyrev N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: pnp57@mail.ru

THE DIGITAL FUTURE - THE TRAINING OF DOCTORS AND PHARMACISTS. The article examines the importance of using digital technologies in learning, discusses the boundaries and potential of e-learning. Digital learning is currently attracting a lot of attention around the world. After the period of experimentation, trials and errors, e-learning is becoming an increasingly integral part in vocational training and continuing education, for school, higher education, and for getting further studies. Fundamental in this case is the thesis that the possibilities of digital learning become a reality only with the help of a holistic pedagogical and didactic concept. More relevant today than ever are discussions about education aimed at finding ways to improve the effectiveness of learning. In this regard, there is a need to use digital technologies in training.

Key words: higher school, e-Learning, digital learning, medical education, informatization of education.

B.В. Лампатов, д-р биол. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: lvv-1964@mail.ru

Н.В. Трухачева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: tn10@mail.ru

А.В. Гусева, ст. преп., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: schannavac@mail.ru

C.С. Лескова, канд. физ.-мат. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: leskova_sveta@mail.ru

Н.П. Пупырев, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: pnp57@mail.ru

ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ -ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ

В статье рассматриваются вопросы важности использования цифровых технологий в обучении, обсуждаются границы и потенциал электронного образования. Цифровое обучение в настоящее время во всем мире привлекает к себе большое внимание. После периода экспериментов, проб и ошибок электронное обучение становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки и непрерывного образования, обучения в школе, высшей школе, получения дополнительного образования. Основополагающим при этом представляется тезис о том, что возможности цифрового обучения становятся реальностью только с помощью целостной педагогико-дидактической концепции. Более актуальными сегодня, чем когда-либо, являются дискуссии об образовании, направленные на поиск путей повышения эффективности обучения. В этой связи возникает необходимость использования цифровых технологий в обучении.

Ключевые слова: высшая школа, e-Learning, цифровое обучение, медицинское образование, информатизация образования.

У российского населения растут базовые навыки в области компьютерных приложений и навыков работы в Интернете, но в целом цифровые знания распространены в основном в городской среде. Коллектив ППС АГМУ способствует формированию цифровой компетенции. Цифровая грамотность должна быть концептуальной частью общего образования и интегрирована в широкомасштабное образование этики и ценностей. Основополагающим при этом является тезис о том, что возможности цифрового обучения становятся реальностью только с помощью целостной педагогико-дидактической концепции. Одни понимают под e-Learning дистанционное обучение, другие считают, что дистанционное обучение - более узкое понятие, чем e-Learning.

Иногда e-Learning понимают лишь как обучение, построенное с использованием интернет-технологий. Специалисты ЮНЕСКО дали следующее определение, что «e-Learning - обучение с помощью Интернет и мультимедиа» [1]. Европейский комитет по e-Learning (EFQUEL) определил его как «использование новых мультимедийных технологий и интернет-технологий для улучшения качества обучения через облегчение доступа к ресурсам и услугам, а также обмен мыслями и сотрудничество в режиме реального времени» [2].

Некоторые зарубежные авторы различают два типа электронного обучения. Первый тип реализуется на основе компьютера с возможностями мультимедийных приложений (Computer-based Training, CBT). Второй тип обучения связан с веб-обучением (Web-Based Training, WBT). Однако сегодня очень редко e-Learning классифицируется исключительно как CBT или WBT. Чаще доминирует «смешанный тип обучения», который сочетает в себе элементы CBT и WBT с посещением учебной аудитории. Это так называемое «blended learning» [3; 4; 5; 8].

E-Learning описывают иногда общим термином - «все виды компьютерно-сетевой поддержки обучения, включая учебные среды, а также сложные симуляции и обучающие игры, имеющие когнитивную сложность, и способные предъявлять высокие требования к мультимедийным навыкам». В будущем эти навыки могут иметь большую ценность, например, когда компании станут обучать своих сотрудников компьютерным симуляторам, как это уже принято в авиации или военных областях высокого риска. Игры могут быть коммуникативными, помогающими понять, как работают цифровые технологии и основные алгоритмы, отмечает Шефер [11].

Резюмируя, можно сказать, что e-Learning относится ко всем формам обучения, в которых электронные или цифровые носители используются для представления, распространения и обработки учебного материала на основе дидактической системы по достижению поставленных целей обучения.

В последнее время появился новый вид электронного обучения -m-Learning (mobile learning), когда оно осуществляется через мобильные средства связи. Студенты могут обучаться, загрузив к себе на смартфон курс или подключившись к Интернету через GPRS. Использование вышеперечисленных

цифровых носителей должно привести к сравнительно большему росту знаний, улучшению способности решать проблемы или способности к транскрипции [12]. Кроме того, у студентов проявляются положительные эффекты в таких сферах, как высокая мотивация (хотя и ограниченная по времени), повышение квалификации в области средств массовой информации, повышение самоконтроля, а также более сложная когнитивная обработка и хранение информации [13].

Важной задачей формирования у студентов положительной мотивации к использованию e-Learning, считает и Daniela Weber [17]. Внутренняя мотивация является, на ее взгляд, отправной точкой для успешного обучения и в области электронного обучения, где особенно важно, чтобы обучающиеся полностью завершали свои модули и оставались в состоянии эмоционально принять занятие.

Многих отечественных педагогов и родителей лозунги о «цифровизации» образования, скорее, пугают, чем вселяют надежды на его успешное применение. Тем не менее нужно признать, что независимо от нашего желания или нежелания элементы e-Learning завоевывают образовательное пространство многих стран и приносят свои положительные результаты. Конечно, нельзя не согласиться, что студенту комфортнее слушать лекции онлайн. Но образование - это не просто передача знаний. Это в первую очередь дискуссия, обсуждение различных концепций, применение знаний к определенным концепциям. И, на наш взгляд, за смешанным форматом обучения настоящее будущее. Новых подходов к системе образования требует кардинальная перестройка системы здравоохранения. Требуется и реформирование профессиональной подготовки провизоров.

Из-за введения режима самоизоляции традиционное образование вынуждено было перейти в онлайн-формат, это дало толчок развитию электронного обучения и общей цифровизации образования. Наш коллектив поставил перед собой задачу проанализировать ситуацию с дистанционным обучением, включающим электронное в рамках АГМУ. В течение нескольких лет проводятся исследования по внедрению электронного образования в обучение врачей и провизоров, что отражено в ряде статей нашего коллектива [8; 9; 17; 18].

Цель исследования. Целью нашего исследования является определение влияния средств электронного обучения на учебную деятельность студентов медицинского вуза и отношения студентов к организации обучения в дистанционном формате.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 103 студента 1 -3 курсов, которые находились на дистанционном обучении в период с марта по январь 2020 года. Среди них 23 мужчины и 80 женщин. Студентов 1 курса - 23, 2 курса - 32, 3 курса - 48. Было организовано анонимное онлайн-анкетирование на платформе Moodle (https://do.asmu.ru/course/view.php?id=2977). Вопросы касались оценки дистанционного обучения, полезности использования отдельных возможностей электронного курса для обучения и проблем, связанных с данной формой обучения [14; 15].

Результаты. Переход на дистанционное обучение обусловил изменение всего образовав нога процесса,таккак обучениепредметовпроисходилов удаленном формате. В целом большинство респондентов хорошо адаптирова-биеь к боловбямооссантиосного обзчеиия (рмс. 1).

4%

12% 1 L отлично

35%

1 i хорошо

ш удовлетворительно

49%

6%

11% 1 ■ ¿А, удобно (мне

W нравится)

1 1 ■ да, но сложно

■ 53%

шнет, очень тр\'дно

30%

■ нет, слишком легко

21%

36% ■увеличился

ta не измен шея

■ уменьшился

43%

Рис.Ю. Уровеньмотнвании студевтсв к обусесиюв дистанционно й ф^р^ме

- в качестве вспомогательного обучения ^ в качестве основного

4%

Ai% обучения

■ ш 53% ■ отношусь нейтрально к применению ДТ

12% ■ отношусь отрицательно к применению ДТ

На вопрос: «Какие дистанционные инструменты применяются в процессе Вашего обучения?»большаячасть респондентов ответила, что преподаватели взаимодействовали с ними чаще всего в таких видах электронного курса, как учебная платформа Moodle, вобилаеыт Zoom-оетсли.

Также исследование выявило, что большинство опрошенных студентов чоглшчны с необходимостью использования электронных курсов в качестве вспомогательного обучения (рис. 4). Это подтверждает наше предположение, что за смешанным форматом обучения будущее.

По мнению опрошенных студентов, наибольшим преимуществом электронного обучения являются гибкость учебного процесса и возможность работать в комфортной среде (рис. 5).

Рич.1. Результатыадаптациикновы м учловиямдичтанционногообучения

Ташебольшая чачтьчтудентов пракоиоенки не ичпытывали затруднений в период дистанционного обучения (рис. 2).

не вижу никаких преимуществ

обучение в комфортной и привычной обстановке получение практических навыков

технологичность процесса обучения (использование ИТ) возможность совмещать работу с учебой гибкость учебного процесса

15% 12%

Р ич.5 . Кае преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?

Сумма процентных показателей превышает 100%, поскольку была возможность выбирать несколько вариантов ответов.

В подтуераденианашего теУйсеовожнечтн(а ктуалнности) тонон формы электронного обучения, как m-Learning (mobile learning), студенты отметили, что мщбильн ынроледчняиляеосорпиоолеепопдлнонымдотройством (наряду с ноутбуком) (рис. 6).

Рис. 2.Удобноли Вам обучатьсявдистанционном режиме?

Мнение етдаеннод еч уровне можоовцод (рио. Т прс этоюфонмом оМуме с ии подтверждает наш тезис о том, что e-Leaming необходимо сопровождать систе-ямн моные иудччннчеиксч усавнл п|эи ыыачяаМовте кррмов.

92% 22% Г . персональный компьютер ■ ноутбук

k А 83% ■ планшет

3% ■ .мобильный телефон

Рис. 6. Укажитр, пожалуйста, какие тииыустройствбы! используете для дистанционного обучения?

При постановке вопроса об использовании возможностей Zoom нами преследовалась цель выявить важность интерактивного метода обучения. Результа-тыип.ост сти^тльркт^т о итыкости дыиио ии леутдл (|тиы. тС

д(7

I затрудняюсь ответить

Рис. 4.Каким Вывидитедистанционноеобучениеввузах?

Ряс Ы. Если Ро1 пользоволидь Zеom. то моллоктввчао рабс^то пом^га^айм осмысливать изучаемый материал?

Аталилир^ откеты респондентов ( рис.8), с/ролого й можно отметить тотМакм, чтааoCocснемнтoв имсютнодочтановиоозтание ПК. В основном ыте етудбнто1 из С/еднер /Вз тт. Отпртссвдт доступ п Ивкеанесу от1иемилт

33% опрошенных. Технические перебои также мешали студентам в обучении (38%).

другое... проблем не было плохая скорость Интернета гпохая обратная связь технические перебои в процессе воспроизведения материала невозможность скачать себе на ПК лекцию или презентацию не было понятно, что мне надо сделать и.пг куда нажать не отображались некоторые лещин моё недостаточное знание ПК необходимость иметь доступ к интернету

Рис. 8 . С какимитехническими прсблемами Вы стзлкнулись в процессе дистанционного обучения?

Анкетированиепоказ;то,что мнение опрошенных студентовраспредели-лось так, что трудно оценить динамику нагрузки на них. Возможно, это связано с тем, что в число респондентов входили первокурсники, у которых отсутствует опытебнчннтявопжиюе реольчтгонремони (рте, 9).

в целом увеличилась

■ в целом уменьшилось

■ не изменилась

■ затрудняюсь ответить

Рис. 9. Как изменилась учебная нагрузка на студентов в период карантина?

По мнению исследовательской группы, в первую очередь необходимо обратить вниманне ннзасруднесив отпдестов, овскапныо д нехнияеткиаипроелемы при работе в электронной среде.

Цифревня ком пеоестнессь пнзооояет втсшсриоьиндиеивмальное прорвн-жение за счет цифровых процессов обучения. Цифровизация образования по-пврлрстинполозовхть нтныифо рмы обучения и преподавания. Она меняет существующие профессии и генерирует новые, требует новых навыков и готовности к постоянному обучению. Происходящие в результате цифровизации изменения и проблемы^нмузяв ядляютаяф^даменнаоьсыми исе^нт^яыми и выводят далеко за рамки чисто технологических аспектов. Эти трудности охватывают все ефнсы деявееыноттнмрюших учеетынванодвниЧ. Мы нотие, чроОо яыешие медицинские учебные заведения были еще лучше подготовлены к новым требо-воыинмилокчм oCыaзoо,cмoрвртcтыoнaыи лрдерам цифр^ое янефоамтцна.

Библиографический список

Для этого должны быть использованы более эффективно возможности для преподавания, обучения и исследований. При этом мы хотим поддерживать цифро-визацию во всех сферах деятельности - преподавании, исследованиях, продвижении научного образования, повышении квалификации, передаче, инновациях, управлении. Высшие учебные заведения должны использовать потенциал циф-ровизации для их обновления и стать лидерами мобилизующего влияния на всю систему высшего образования. Нам необходимо повысить прозрачность широкого спектра услуг по обучению и переподготовке, улучшить информационные и консалтинговые возможности ИТ-специалистов, связать узкие платформы и базы данных, применить подходы к стандартизации образовательных сертификатов.

Учитывая опыт применения элементов е^еаттд и обобщая результаты исследования, следует отметить, что среди студентов преобладает мнение о целесообразности использования электронных курсов в учебном процессе. При этом хотели бы подчеркнуть, что отставание в разработке дидактических основ следует считать основными причинами разрыва между потенциальными и реальными возможностями использования е^еаттд. Электронное обучение мо-жео бытш эфMбксиннымнoлькыиви чсокдх и методических

чтаккл.

Hcфeыeвнlcшeгсобpозмвянияэеeктвoнсрe ое-чесио смйчас рассматривается как дополнение к занятиям в режиме реального времени. Электронное учиаы со-нотомф, но эри ночы е возможности требуют и новых навыков. Обучающиеся должны обладать определенной меди-аквалификацией и быть открытыми для новых носителей информации.

Для успешного внедрения электронного обучения в учебный процесс в вузах необходимы отделы поддержки электронного обучения. Обучаемые испытывают потребность в разнообразных формах е^еатюд. На плечах только ППС этот тяжелый груз не вынести.

При внедрении электронного обучения необходимо учитывать социальное неравенство, поскольку не каждой семье доступно иметь несколько компьютеров или ноутбуков. Для решения данной проблемы в вузе необходимы точки свободного доступа к компьютерам, например, в библиотеках или общежитиях (кампусах).

Проведенные в АГМУ исследования показывают, что элементы е^еаттд создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности студентов, особенно тогда, когда они способны адаптироваться к особенностям обучаемых, уровню имеющихся знаний, темпу усвоения новых знаний. Формирование у студентов положительной мотивации к использованию е^еаттд возможно сделать не только контролируемым, но и управляемым. В этом случае студенты получают удовольствие от процесса обучения. Виртуальные многозадачные учебные среды, а также сложные симуляции и обучаю-щсецгры,мр имнаиротенные нaптoOФccPoцaыьн ые задачи, позволяют вовлечь обучаемых в самостоятельную деятельность учения, многократно усиливая воз-момности пнофестафоымирононтя положиненьнонмттисаеисы использованию е^еаттд.

фееченвы - пате вытенннют традиеи отиотобснзоча ние, а успешно интегрируются в него (Ыended-leming), позволяя преподавателю довести студентов до поставленной цели. Цифровое преобразование процесса обучения в медицинском вузе позволит успешно встретить глобальные изменения в сфере образования и риски, связанные с этим процессом.

Петонсиельрыпиpопмыфeнтнa 0ыcр>lфеelрыxи статье, огромны,

однако если мы будем пассивно ожидать их наступления, то не успеют получить тыгоменлиоерлагиронать напочлодстеия. нно обновлять

свои организационные стратегии с учетом неизменно развивающихся технологий и ичпооьеояать ихцло понынонянсффвкиивнреви учебуого пеоресса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30%

23%

Н 9%

1. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2005.

2. RicheyR.C.Reflectionsonthe2008AECTDefinitionsoftheField.TechTrends.2008;№52(1):24- 25.

3. Building an Inclusive Definition of E-Learning: An Approach to the Conceptual Framework. The International review of research in Open and Distance education. 2012; Vol. 13, № 2.

4. Baumgartner P., Herber E. Höhere Lernqualität durch interaktive Medien? Eine kritische Reflexion. Erziehung & Unterricht März. 2013: 327 - 335.

5. TrukhachevaN.V.,PupyrevN.P., Tchernysheva S. E-learning-plattformmoodle Moodlemoot,2011:174-176.

6. Trukhacheva N. E-learning in medical education in Russia: global perspectives? European Conference on Education Research, 2009.

7. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Tchernysheva S., Epryntseva L.I. Kompetenzen und kovpetenzentwicklung vonhochschullehrer. Neue Wege in der Professionalisierung von Lehrer, Austria, 2010:183 -190.

8. Trukhacheva N., Tchernysheva S., KrjaklinaT. The impact of e-learning on medical education In Russia. E-learning and digital media. 2011; T. 8, №1: 31 -35

9. Trukhacheva N. E-Learning: Aktueller Stand und Chancen in der medizinischen Bildung im Russland. Ahreskongress der SGBF und der SGL, Zürich, Schwitzerland, 2005; № 22 (3).

10. Piccoli G., Ahmad R., Ives B. Web-based virtual learning environments: a research framework and a preliminary assessment of effectiveness in basic IT skill training. MIS Quarterly. 2011; №25 (4): 401 -426.

11. Schäfer J. Lernen mit neuen Medien: Digital macht schlau! GEO Magazin. 2015; № 12/14.

12. Herzig B. Digitale Räume - zur Anregung von reflektierter Erfahrung. Lehrer(in) sein - Lehrer(in) werden - die Profession professionalisieren. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2019: 228 - 242.

13. Herzig B., Martin A. Lehren und Lernen mit digitalen Medien. Herausforderungen und Chancen. Indes, Zeitschrift für Politik und Gesellschaft. Göttingen, Vandenhoeck& Ruprecht, Heft. 2018; №2: 61-67.

14. Schaumburg H. Chancen und Risiken digitaler Medien in der Schule. Medienpädagogische und - didaktische Perspektiven. Humboldt-Universität zu Berlin, 2015: 32 - 33

15. Кандрина Н.А., Солодкий О.Г., Цибиров А.М., Шакалова А.В. О некоторых особенностях внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012; № 1 (19): 28 - 33.

16. Weber D. E-Learning-Schnellhilfe für Dummies. WILEY-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA, Weinheim, 2020: 26 - 27.

17. Трухачева Н.В., Чернышева С.В. Внедрение системы управления обучением (LMS) Moodle в учебный процесс АГМУ. Актуальные проблемы фармакологии и фармации. Барнаул, 2009: 171 - 184.

18. Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Лампатов В.В. Идеи конструктивизма в реализации междисциплинарных связей при разработке курса «Фармацевтическая информатика». Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Серия: Вузовская педагогика. 2017: 469 - 472.

References

1. K obschestvam znaniya: Vsemirnyj doklad YuNESKO. Parizh: YuNESKO, 2005.

2. Richey R.C. Reflections on the 2008 AECT Definitions of the Field. TechTrends. 2008; № 52 (1): 24 - 25.

3. Building an Inclusive Definition of E-Learning: An Approach to the Conceptual Framework. The International review of research in Open and Distance education. 2012; Vol. 13, № 2.

4. Baumgartner P., Herber E. Höhere Lernqualität durch interaktive Medien? Eine kritische Reflexion. Erziehung & Unterricht März. 2013: 327 - 335.

5. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Tchernysheva S. E-learning-plattform moodle Moodlemoot, 2011: 174 - 176.

6. Trukhacheva N. E-learning in medical education in Russia: global perspectives? European Conference on Education Research, 2009.

7. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Tchernysheva S., Epryntseva L.I. Kompetenzen und kovpetenzentwicklung vonhochschullehrer. Neue Wege in der Professionalisierung von Lehrer, Austria, 2010: 183 - 190.

8. Trukhacheva N., Tchernysheva S., Krjaklina T. The impact of e-learning on medical education in Russia. E-learning and digital media. 2011; T. 8,: 31 - 35

9. Trukhacheva N. E-Learning: Aktueller Stand und Chancen in der medizinischen Bildung im Russland. Ahreskongress der SGBF und der SGL, Zürich, Schwitzerland, 2005; № 22 (3).

10. Piccoli G., Ahmad R., Ives B. Web-based virtual learning environments: a research framework and a preliminary assessment of effectiveness in basic IT skill training. MIS Quarterly. 2011; № 25 (4): 401 - 426.

11. Schäfer J. Lernen mit neuen Medien: Digital macht schlau! GEO Magazin. 2015; № 12/14.

12. Herzig B. Digitale Räume - zur Anregung von reflektierter Erfahrung. Lehrer(in) sein - Lehrer(in) werden - die Profession professionalisieren. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2019: 228 - 242.

13. Herzig B., Martin A. Lehren und Lernen mit digitalen Medien. Herausforderungen und Chancen. Indes, Zeitschrift für Politik und Gesellschaft. Göttingen, Vandenhoeck& Ruprecht, Heft. 2018; № 2: 61 - 67.

14. Schaumburg H. Chancen und Risiken digitaler Medien in der Schule. Medienpädagogische und - didaktische Perspektiven. Humboldt-Universität zu Berlin, 2015: 32 - 33

15. Kandrina N.A., Solodkij O.G., Cibirov A.M., Shakalova A.V. O nekotoryh osobennostyah vnedreniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2012; № 1 (19): 28 - 33.

16. Weber D. E-Learning-Schnellhilfe für Dummies. WILEY-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA, Weinheim, 2020: 26 - 27.

17. Truhacheva N.V., Chernysheva S.V. Vnedrenie sistemy upravleniya obucheniem (LMS) Moodle v uchebnyj process AGMU. Aktual'nye problemy farmakologii i farmacii. Barnaul, 2009: 171 - 184.

18. Truhacheva N.V., Pupyrev N.P., Lampatov V.V. Idei konstruktivizma v realizacii mezhdisciplinarnyh svyazej pri razrabotke kursa «Farmacevticheskaya informatika». Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 75-letiyu Krasnoyarskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta im. prof. V.F. Vojno-Yaseneckogo. Seriya: Vuzovskaya pedagogika. 2017: 469 - 472.

Статья поступила в редакцию 18.03.21

УДК 378

Zapisnykh O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: zapisolga@rambler.ru

Zabrodina A.O., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: zabrodina.a.o@gmail.com

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF FORMING INTERCULTURAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article discusses the technology of developing critical thinking of high school students in the process of forming intercultural competence in foreign language lessons. The authors put emphasis on the study of the nature and structure of intercultural competence. Culture is the key concept in the structure of this competence. The article analyzes views of linguists on the essential characteristics of such phenomenon as culture and emphasizes the importance of developing critical thinking in the process of forming this competence. The authors introduce a technology for developing critical thinking in high school students; define principles of its implementation and stages. The authors conclude that if the systematic implementation of this technology is taken into account, the level of critical thinking of high school students will increase, which will affect the knowledge, skills and abilities of intercultural competence of students in general.

Key words: communicative competence, intercultural competence, intercultural approach, critical thinking, learning principles, learning technologies, learning content, knowledge, skills, abilities.

О.В. Записных, канд. пед. наук, зав. каф. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: zapisolga@rambler.ru

А.О. Забродина, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: zabrodina.a.o@gmail.com

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье представлена технология развития критического мышления учащихся старшей ступени обучения в средней школе в процессе формирования межкультурной компетенции на уроке иностранного языка. Авторы уделяют особое внимание научному изучению сущности и структуры межкультурной компетенции. Культура является основополагающим понятием в структуре данной компетенции. В материале статьи представлен анализ воззрений ученых-лингвистов на релевантные характеристики такого явления, как культура. Представленная научная статья подчеркивает важную роль развития критического мышления в процессе формирования данной компетенции. Авторы на практике демонстрируют технологию развития критического мышления учащихся старшего звена, раскрывают сущностные характеристики основополагающих принципов ее реализации и этапы. В итоге авторы заключают, что необходимым условием повышения уровня критического мышления старшеклассников является учет систематической реализации данной технологии. Все это должно найти отражение в знаниях, навыках и умениях межкультурной компетенции учащихся в целом.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, межкультурный подход, критической мышление, принципы обучения, технологии обучения, содержание обучение, знания, навыки, умения.

Основным показателем развития современного общества является уровень подготовки специалистов в разных отраслях. На сегодняшний день нашему государству

требуются высококвалифицированные специалисты, которые окажутся способными к тому, чтобы не только адаптироваться к условиям рынка труда в эпоху глобализации, но и представлять достойную конкурентную силу для его участников. Поэтому кардинально важной задачей школы является подготовка большого количества выпускников, которые будут активно включаться в образовательный процесс с целью получения необходимых профессиональных навыков и умений. Качество профессиональной подготовки непосредственно за-

висит от той базы сформированных умений школьников, которые они получают на уроках в средней школе. В настоящее время достаточно большое внимание уделяется вопросам языковой подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Современные специалисты должны, как правило, уметь свободно общаться на иностранных языках, поэтому требования к уровню владения иностранными языками российских выпускников становятся с каждым годом все выше и выше. В последние годы в требованиях ФГОС отмечается необходимость изучения школьниками двух иностранных языков. В рамках единого государственного экзамены по иностранному языку введены задания на контроль уровня сформированности умений иноязычного говорения. Все это,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.