Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / межкультурная компетенция / межкультурный подход / критической мышление / принципы обучения / технологии обучения / содержание обучение / знания / навыки / умения / communicative competence / intercultural competence / intercultural approach / critical thinking / learning principles / learning technologies / learning content / knowledge / skills / abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Записных, А О. Забродина

В данной статье представлена технология развития критического мышления учащихся старшей ступени обучения в средней школе в процессе формирования межкультурной компетенции на уроке иностранного языка. Авторы уделяют особое внимание научному изучению сущности и структуры межкультурной компетенции. Культура является основополагающим понятием в структуре данной компетенции. В материале статьи представлен анализ воззрений ученых-лингвистов на релевантные характеристики такого явления, как культура. Представленная научная статья подчеркивает важную роль развития критического мышления в процессе формирования данной компетенции. Авторы на практике демонстрируют технологию развития критического мышления учащихся старшего звена, раскрывают сущностные характеристики основополагающих принципов ее реализации и этапы. В итоге авторы заключают, что необходимым условием повышения уровня критического мышления старшеклассников является учет систематической реализации данной технологии. Все это должно найти отражение в знаниях, навыках и умениях межкультурной компетенции учащихся в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF FORMING INTERCULTURAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article discusses the technology of developing critical thinking of high school students in the process of forming intercultural competence in foreign language lessons. The authors put emphasis on the study of the nature and structure of intercultural competence. Culture is the key concept in the structure of this competence. The article analyzes views of linguists on the essential characteristics of such phenomenon as culture and emphasizes the importance of developing critical thinking in the process of forming this competence. The authors introduce a technology for developing critical thinking in high school students; define principles of its implementation and stages. The authors conclude that if the systematic implementation of this technology is taken into account, the level of critical thinking of high school students will increase, which will affect the knowledge, skills and abilities of intercultural competence of students in general.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

18. Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Лампатов В.В. Идеи конструктивизма в реализации междисциплинарных связей при разработке курса «Фармацевтическая информатика». Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Серия: Вузовская педагогика. 2017: 469 - 472.

References

1. K obschestvam znaniya: Vsemirnyj doklad YuNESKO. Parizh: YuNESKO, 2005.

2. Richey R.C. Reflections on the 2008 AECT Definitions of the Field. TechTrends. 2008; № 52 (1): 24 - 25.

3. Building an Inclusive Definition of E-Learning: An Approach to the Conceptual Framework. The International review of research in Open and Distance education. 2012; Vol. 13, № 2.

4. Baumgartner P., Herber E. Höhere Lernqualität durch interaktive Medien? Eine kritische Reflexion. Erziehung & Unterricht März. 2013: 327 - 335.

5. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Tchernysheva S. E-learning-plattform moodle Moodlemoot, 2011: 174 - 176.

6. Trukhacheva N. E-learning in medical education in Russia: global perspectives? European Conference on Education Research, 2009.

7. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Tchernysheva S., Epryntseva L.I. Kompetenzen und kovpetenzentwicklung vonhochschullehrer. Neue Wege in der Professionalisierung von Lehrer, Austria, 2010: 183 - 190.

8. Trukhacheva N., Tchernysheva S., Krjaklina T. The impact of e-learning on medical education in Russia. E-learning and digital media. 2011; T. 8,: 31 - 35

9. Trukhacheva N. E-Learning: Aktueller Stand und Chancen in der medizinischen Bildung im Russland. Ahreskongress der SGBF und der SGL, Zürich, Schwitzerland, 2005; № 22 (3).

10. Piccoli G., Ahmad R., Ives B. Web-based virtual learning environments: a research framework and a preliminary assessment of effectiveness in basic IT skill training. MIS Quarterly. 2011; № 25 (4): 401 - 426.

11. Schäfer J. Lernen mit neuen Medien: Digital macht schlau! GEO Magazin. 2015; № 12/14.

12. Herzig B. Digitale Räume - zur Anregung von reflektierter Erfahrung. Lehrer(in) sein - Lehrer(in) werden - die Profession professionalisieren. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2019: 228 - 242.

13. Herzig B., Martin A. Lehren und Lernen mit digitalen Medien. Herausforderungen und Chancen. Indes, Zeitschrift für Politik und Gesellschaft. Göttingen, Vandenhoeck& Ruprecht, Heft. 2018; № 2: 61 - 67.

14. Schaumburg H. Chancen und Risiken digitaler Medien in der Schule. Medienpädagogische und - didaktische Perspektiven. Humboldt-Universität zu Berlin, 2015: 32 - 33

15. Kandrina N.A., Solodkij O.G., Cibirov A.M., Shakalova A.V. O nekotoryh osobennostyah vnedreniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2012; № 1 (19): 28 - 33.

16. Weber D. E-Learning-Schnellhilfe für Dummies. WILEY-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA, Weinheim, 2020: 26 - 27.

17. Truhacheva N.V., Chernysheva S.V. Vnedrenie sistemy upravleniya obucheniem (LMS) Moodle v uchebnyj process AGMU. Aktual'nye problemy farmakologii i farmacii. Barnaul, 2009: 171 - 184.

18. Truhacheva N.V., Pupyrev N.P., Lampatov V.V. Idei konstruktivizma v realizacii mezhdisciplinarnyh svyazej pri razrabotke kursa «Farmacevticheskaya informatika». Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 75-letiyu Krasnoyarskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta im. prof. V.F. Vojno-Yaseneckogo. Seriya: Vuzovskaya pedagogika. 2017: 469 - 472.

Статья поступила в редакцию 18.03.21

УДК 378

Zapisnykh O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Zabrodina A.O., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF FORMING INTERCULTURAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article discusses the technology of developing critical thinking of high school students in the process of forming intercultural competence in foreign language lessons. The authors put emphasis on the study of the nature and structure of intercultural competence. Culture is the key concept in the structure of this competence. The article analyzes views of linguists on the essential characteristics of such phenomenon as culture and emphasizes the importance of developing critical thinking in the process of forming this competence. The authors introduce a technology for developing critical thinking in high school students; define principles of its implementation and stages. The authors conclude that if the systematic implementation of this technology is taken into account, the level of critical thinking of high school students will increase, which will affect the knowledge, skills and abilities of intercultural competence of students in general.

Key words: communicative competence, intercultural competence, intercultural approach, critical thinking, learning principles, learning technologies, learning content, knowledge, skills, abilities.

О.В. Записных, канд. пед. наук, зав. каф. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.О. Забродина, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье представлена технология развития критического мышления учащихся старшей ступени обучения в средней школе в процессе формирования межкультурной компетенции на уроке иностранного языка. Авторы уделяют особое внимание научному изучению сущности и структуры межкультурной компетенции. Культура является основополагающим понятием в структуре данной компетенции. В материале статьи представлен анализ воззрений ученых-лингвистов на релевантные характеристики такого явления, как культура. Представленная научная статья подчеркивает важную роль развития критического мышления в процессе формирования данной компетенции. Авторы на практике демонстрируют технологию развития критического мышления учащихся старшего звена, раскрывают сущностные характеристики основополагающих принципов ее реализации и этапы. В итоге авторы заключают, что необходимым условием повышения уровня критического мышления старшеклассников является учет систематической реализации данной технологии. Все это должно найти отражение в знаниях, навыках и умениях межкультурной компетенции учащихся в целом.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, межкультурный подход, критической мышление, принципы обучения, технологии обучения, содержание обучение, знания, навыки, умения.

Основным показателем развития современного общества является уровень подготовки специалистов в разных отраслях. На сегодняшний день нашему государству

требуются высококвалифицированные специалисты, которые окажутся способными к тому, чтобы не только адаптироваться к условиям рынка труда в эпоху глобализации, но и представлять достойную конкурентную силу для его участников. Поэтому кардинально важной задачей школы является подготовка большого количества выпускников, которые будут активно включаться в образовательный процесс с целью получения необходимых профессиональных навыков и умений. Качество профессиональной подготовки непосредственно за-

висит от той базы сформированных умений школьников, которые они получают на уроках в средней школе. В настоящее время достаточно большое внимание уделяется вопросам языковой подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Современные специалисты должны, как правило, уметь свободно общаться на иностранных языках, поэтому требования к уровню владения иностранными языками российских выпускников становятся с каждым годом все выше и выше. В последние годы в требованиях ФГОС отмечается необходимость изучения школьниками двух иностранных языков. В рамках единого государственного экзамены по иностранному языку введены задания на контроль уровня сформированности умений иноязычного говорения. Все это,

безусловно, свидетельствует о важности осуществления качественной языковой подготовки в условиях средней школы. В качестве основной задачи языкового школьного образования целесообразно рассматривать формирование иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающей способность к иноязычному общению с представителями иной культуры. При этом нельзя забывать о том, что обучить иностранному языку - это не значит сформировать умения иноязычной речевой деятельности в устной и письменной формах. Нужно понимать, что обучающемуся предстоит осуществлять коммуникативную интеракцию с реальными людьми. А они, как носители языка, в свою очередь, обладают особым менталитетом, имеют собственные представления, традиции, нравы, привычки, которые на протяжении долго периода времени сформировались под влиянием его национальной культуры и сложились за долгое время в обществе. Следует принимать во внимание тот фактор, что, приступая к обучению школьников иностранному языку, мы имеем дело уже с языковой личностью. Обучающийся уже говорит на родном языке, у него сформировалась языковая картина мира как личности в первом языке, и, конечно он является носителем иной культуры. Поэтому крайне важным аспектом в обучении его особенностям другой культуры является формирование толерантного отношения к различиям в двух культурах, осознанию их особенностей и умению осуществлять коммуникативные действия в соответствии с ними.

В качестве основополагающего структурного компонента коммуникативной компетенции выступает, в том числе, и межкультурная компетенция. Во многом благодаря ей человек способен существовать в мультикультурном социуме и достигать взаимопонимания между представителями других культур [1]. Межкультурная компетенция предполагает наличие страноведческих и социокультурных знаний, а также умений ими оперировать в определенной языковой культуре. Без них коммуникативная интеракция представителей различных культур оказывается затруднительной, а в некоторых случаях, можно с уверенностью сказать, -абсолютно несостоятельной. Кроме того, при отсутствии понимания другой культуры рефлексия на собственную культуру и ее развитие окажется принципиально невозможной [2]. Структуру данной компетенции можно представить в виде трех составляющих: знаний, отношений и умений. Знания включают информацию о процессах взаимодействия между культурами. Отношения определяют готовность и желание личности вступать в коммуникативное взаимодействие с представителями других культур. Таким образом, умения - это использование знаний и отношений на практике в процессе межкультурного общения.

Межкультурная компетенция включает такие базовые компоненты, как проявление уважения и позитивную оценку другого человека; положительную реакцию на поведение другого индивида, лишенную предубеждений; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции; толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределенной ситуацией, не показывая своего замешательства. Основополагающим понятием в структуре данной компетенции является культура. Сущность данного явления рассматривается еще с давних времен. Научное исследование этого феномена легло в основу многих философских, педагогических, филологических и других научных исследований. В источниках методической литературы культура рассматривается в качестве исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, который выражается в различных типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальных и духовных ценностях, которые они создают [1].

Американский антрополог Джон Х. Бодли подразумевает под культурой то, что люди думают, создают и делают. Именно такая дефиниция легла в основу модели культуры, в состав которой органично входят следующие компоненты: мировоззрение, ритуалы и продукты [3]. Мировоззрение рассматривается как приемлемое и неприемлемое поведение человека в ситуациях коммуникативной интеракции и включает в себя жизненные приоритеты членов культуры и, что особенно важно, их отношение к вере. В роли таких компонентов культуры выступают гендерные отношения, принадлежность к определенной конфессии и т.п. Ритуалы отражают традиции и обычаи, то есть типичное поведение в определённой языковой культуре. В данном случае в фокусе находятся разрешённые и табуированные темы разговоров в конкретных ситуациях коммуникации, специфика использования жестов, мимики, контакта глаз и дистанции между участниками общения. В качестве примера формальных ритуалов могут служить проведение свадеб, похорон и других мероприятий, неформальных - особенности повседневной одежды или поведение за столом. В качестве продуктов могут выступать такие компоненты культуры, как еда, произведения искусства, музыкальные произведения, архитектура и т.д. Чем больше люди вовлечены в традиции и особенности жизни в определённой культуре, тем крепче вышеперечисленные компоненты. Данное явление представляет собой динамическую систему, и со временем её составляющие могут подвергаться значительным изменениям.

Говоря о значимости научного междисциплинарного исследования культуры в обучении учащихся иностранным языкам, необходимо отметить тесную взаимосвязь этих явлений. По мнению такого авторитетного отечественного ученого, как Е.И. Пассов, далеко не всегда представляется целесообразным вступать в полемику относительно приоритета языка или культуры, поскольку такие явления онтологически связаны [4]. В качестве ведущей цели обучения иностранным языкам позиционируется

достижение взаимопонимания между представителя разных культурных сообществ. В процессе формирования данной компетенции в условиях средней школы широко используются методы межкультурного подхода. Его основными положениями считаются следующие постулаты: ключевая роль отводится культуре изучаемого языка; одной из главных задач в рамках данного подхода представляется формирование страноведческих и социокультурных знаний в области иной лингвокультурной специфики, необходимых для успешной коммуникации с носителями иностранного языка; активно поддерживается идея равноправного присутствия двух культур - иной и родной.

В рамках реализации межкультурного подхода важно обязательно учитывать личностный аспект, а именно - особенности когнитивной, коммуникативной и учебной деятельности обучающихся. Так, в процессе овладения иноязычной культурой учащийся проходит определенные этапы познания - от этапа восприятия культурных фактов к осознанию их места в конкретном культурном социуме, далее происходит их сопоставление с фактами родной культуры и анализ ценностей. Весь этот процесс овладения определенными фактами культуры должен логически заканчиваться включением их в систему своих знаний и формированием умений действовать в соответствии с новыми полученными знаниями.

Важность данных навыков обусловлена целым рядом факторов и причин. Во-первых, в эпоху информационных технологий каждый человек окружён большим количеством информации, в связи с этим крайне важно уметь достаточно оперативно и мобильно ориентироваться в нем, а также проверять точность полученных данных.

Во-вторых, в глобальном информационном пространстве стремительно растёт количество международных контактов. Следовательно, чтобы избежать конфликтов и успешно решить коммуникативные задачи, необходимо быть толерантным, тактичным и дипломатичным, а также, разумеется, готовым принимать взгляды и убеждения представителей иных культурных сообществ, пытаться понять их, считаться с ними в дальнейшем. Все эти вышеперечисленные навыки и умения образуют основу критического мышления, которое, в свою очередь, чаще трактуется как система суждений, применяющихся для анализа явлений, вещей, событий с целью формулирования обоснованных выводов, а также для их объективной оценки и интерпретации. Д. Клустер выделяют такие аспекты критического мышления: самостоятельность мышления; информация является отправным пунктом критического мышления; критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решать; стремление к убедительной аргументации; критическое мышление -социальное мышление [5].

В представленной научной работе отмечается необходимость развития критического мышления учащихся старшей ступени обучения иностранному языку. Данный период развития ребенка является основополагающим и важным для развития этого вида мышления. Все это в значительной степени обусловлено их психическим и речевым развитием. Учащихся на этой ступени обучения можно отнести к периоду юношества. Во многом у них уже сформирована система ценностей. Старшеклассники уже склонны к анализу, обобщению, аргументации. Они вполне уверенно отстаивают свои убеждения. В то же самое время учащиеся старшего звена более сдержаны в высказываниях и оценочных мнениях, они могут спокойно выслушать другое мнение и достаточно тактично высказаться, разделяя или не принимая мнения других участников коммуникации. Более того, данная категория обучающихся владеет достаточными и необходимыми знаниями об особенностях иноязычной культуры, и их речевой опыт позволяет им действовать на продуктивном уровне.

Одной из задач этой научной работы является демонстрация технологии развития критического мышления школьников в рамках формирования межкультурной компетенции. Система развития критического мышления школьников представлена в виде совокупности разнообразных форм и методов, реализующих системно-деятельностный подход к обучению учащихся иностранному языку. В общем и целом получается, что в процессе формирования межкультурной компетенции старшеклассников на уроках иностранного языка реализуются следующие принципы обучения. Одним из значимых положений выступает принцип развивающего обучения, который предполагает многостороннее развитие учащихся. На уроке учителю необходимо создавать такие организационно-педагогические условия обучения школьников, которые во многом будут способствовать формированию у них умений логического мышления, в частности овладению приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа и синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.

Реализация принципа когнитивной и социальной направленности обучения обеспечивает прохождение учеником естественных стадий познавательного процесса. Для этого необходимо предложить учащимся самый широкий спектр различных проблемных ситуаций, в ходе решения которых школьники научатся осуществлять научное наблюдение, выдвигать гипотезы и делать выводы о форме и функции явления, а также корректировать свои представления. Принцип диалога культур подразумевает, прежде всего, взаимную открытость культур. Это, по большому счету, возможно лишь при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения

к чужой культурной сфере жизнедеятельности членов определенной языковой общности.

Следующий принцип находится в тесной взаимосвязи с предыдущим и называется принципом со-изучения языка и культуры. Согласно ему язык как элемент культуры функционирует в ней, поэтому обучающиеся должны быть знакомы и с ее особенностями, и со спецификой функционирования языка в ней. Технология развития критического мышления главным образом осуществляется по трем этапам: вызов, реализация и рефлексия. На первом этапе происходит актуализация знаний учащихся по данной теме, пробуждение их интереса к ней, а также определение целей изучения представленного материала. Данный этап является очень важным, так как значительно способствует решению сложнейшей проблемы преподавателей - формированию мотивации учащихся. На втором этапе происходит осмысление новой информации. Как правило, данный этап является наиболее объёмным по времени. Основной задачей здесь выступает поддержка активности и мотивации учащихся, созданных во время первой фазы. Третьим этапом данного подхода является рефлексия, во время которой проясняется смысл нового материала и выстраивается дальнейший путь обучения. Важным условием данного этапа можно считать систематизацию полученной информации и превращение её в знание учащихся. Для успешного проведения данного этапа преподавателю необходимо владеть навыками активного слушания, а также научить им учащихся. На четвёртом этапе обобщается и оценивается вновь полученная информация и обсуждаемые проблемы, а также способы их решения. Для отслеживания успехов учащихся, а также понимания, насколько адекватно подобраны или разработаны задания, важно определить критерии определения уровня развития критического мышления у учащихся. Выделяют три уровня сформированности критического мышления:

Библиографический список

1. На начальном уровне отмечается низкая степень сформированности представлений учащихся о явлениях иноязычной культуры, умений оценивать, доказывать свою правоту, приводить аргументы за и против, обобщать и резюмировать.

2. Средний уровень предполагает сформированность умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, небольшой опыт в умении приводить доказательства и опровержения, оценивать факты, осознавать критику как мыслительный процесс.

3. Высокий уровень, бесспорно, свидетельствует о наличии устойчивых умений и навыков основных мыслительных операций. К ним относятся, например, умение видеть и признавать свои и чужие недостатки, определять ошибочные суждения, логически обосновывать оценку и самооценку, умело находить аргументы за и против и проявлять терпимость к критике в свой адрес. Для развития критического мышления в процессе формирования межкультурной компетенции используются такие приемы обучения, как решение проблемных культуро-ведческих заданий, организация дискуссий, участие в социокультурных проектах, организация ролевых игр и др. задания, используются различные методы.

Таким образом, критическое мышление является достаточно сложным интеллектуальным и многоаспектным процессом, и его развитие в ходе формирования межкультурной компетенции старшеклассников на уроках иностранного языка представляет собой актуальную проблему для современного языкового школьного образования.

Поэтому качество речевой компетенции старшеклассников, а также уровень межкультурной компетентности старшеклассников станет значительно выше, если учитель будет систематически реализовывать технологию развития критического мышления учащихся в процесс обучения иностранным языкам.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР 2009.

2. Апальков В.Г, Сысоев П.В. Компонентный состав межкультурной компетенции. Вестник ТГУ. 2008; № 8: 89 - 93.

3. Bodley J.H. Cultural anthropology: Tribes, states, and the global system. Palo Alto: Mayfield, 1994.

4. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Москва: Просвещение, 2000.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001; № 4: 36 - 40.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: IKAR, 2009.

2. Apal'kov V.G., Sysoev P.V. Komponentnyj sostav mezhkul'turnoj kompetencii. Vestnik TGU. 2008; № 8: 89 - 93.

3. Bodley J.H. Cultural anthropology: Tribes, states, and the global system. Palo Alto: Mayfield, 1994.

4. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya. «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur». Moskva: Prosveschenie, 2000.

5. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? Peremena: Mezhdunarodnyj zhurnal o razvitii myshleniya cherez chtenie ipis'mo. 2001; № 4: 36 - 40.

Статья поступила в редакцию 10.03.21

УДК 37.013

Ilyuschenko N.S., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Higher Attestation Commission of the Russian Federation, Member of the Union of Writers of Russia, Professor of Department of Foreign Languages, Moscow Art Theatre School (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Bagdasarova E.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

APPLYING THE THEORY OF SOLVING INVENTIVE PROBLEMS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF TRANSLATORS. The relevance of the present issue is caused by a strong need to search for educational technologies aimed not only at acquiring knowledge, but also at developing students' personal, cognitive and creative abilities. One of the concepts that allow to maintain such balance is the pedagogical system of the theory of solving inventive problems (TRIZ), which is based on the problem-search method and independent creative activities of students. The task of the article is to implement brainstorming - one of the TRIZ-technology method in 2 groups of linguists-translators (control and experimental) at the Faculty of Foreign Languages in Russian State Social University. In the experimental group the learners had already been taught by the innovative visual aids and the TRIZ-pedagogy method. The article represents the class plan in seven blocks: motivation; content part I; psychological uploading; puzzle; intellectual workout; content part II; summary. The structure of the lesson is developed in accordance with the author's pedagogical system CFCT-TRIZ (continuous formation of creative thinking), founded by Russian Prof. M.M. Zinovkina. For the first time, TRIZ elements, originally created to solve scientific and technical problems, were successfully applied in the field of linguistics in the preparation of linguists-translators. The results of the research and t-Student criterion calculation show that the experimental group did better than the control one. Mean value of control group came up to 74,32 points whereas of experimental group - to 81,95 points. The significance level of t-Student test made < 0,001. The results confirm the necessity of applying TRIZ-technology method for teaching foreign languages in the context of developing an innovative vocational training system in higher education. The use of the TRIZ method contributed to increasing the efficiency of learning material, had a beneficial effect on the process of teaching a foreign language in the context of developing an innovative vocational training system in higher education.

Key words: creative pedagogy, TRIZ-technology method, brainstorming, linguists-translators.

Н.С. Ильющенко, канд. филол. наук, доц., проф., Школа-студия МХАТимени Чехова, г. Москва, Е-mail: [email protected] Э.В. Багдасароеа, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ

Сегодня серьезной проблемой преподавателей стал поиск образовательных технологий, направленных не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностных, креативных, познавательных и созидательных способностей. Одной из концепций, позволяющих соблюсти такой баланс, является педагогическая такая система, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в основе которой лежит проблем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.