Научная статья на тему 'Эмоциональное состояние студентов как фактор успешности обучения в аграрном вузе'

Эмоциональное состояние студентов как фактор успешности обучения в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ВУЗ / ФАКТОР / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / EMOTIONAL STATE / UNIVERSITY / FACTOR / EDUCATIONAL PROCESS / COMMUNICATION / PERSONALITY / EMOTIONS / MOTIVATION / TRAINING / TEACHER / STUDENT / EFFICIENCY / PEDAGOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратута Ирина Викторовна

Основная деятельность высшего учебного заведения образовательный процесс. Для организации учебного процесса необходимо соединить все его элементы, наладить их взаимодействие между собой, определить содержание деятельности преподавателей и студентов. Комфортная и благополучная психологическая атмосфера на занятиях в вузе, несомненно, способствует успешности обучения студентов. Одна из основных задач преподавателя современной высшей школы не только делиться научной информацией с обучающимися, но и создание психологического комфорта в процессе обучения. [1] Эмоциональное состояние обучающихся на занятиях является одним из важнейших показателей благополучия психологической атмосферы и комфортности обучения в учебном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMOTIONAL STATE OF STUDENTS AS A FACTOR SUCCESS OF PRIMARY TEACHING IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The main activity of the higher educational institution is the educational process. For the organization of educational process it is necessary to connect all its elements, to adjust their interaction among themselves, to define the maintenance of activity of teachers and students. Comfortable and prosperous psychological atmosphere in the classroom at the University, of course, contributes to the success of students ' learning. One of the main tasks of a teacher of a modern higher school is not only to share scientific information with students, but also to create psychological comfort in the learning process. [1] the Emotional state of students in the classroom is one of the most important indicators of the well-being of the psychological atmosphere and comfort of learning in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное состояние студентов как фактор успешности обучения в аграрном вузе»

Выводы. Рассмотренные в таблице примеры комплекса коррекционно-развивающих упражнений направлены на формирование сенсорных эталонов. Одноименность названия и цели позволяют учителю варьировать с одними и теми же дидактическими материалами. Активизация сенсорно-перцептивной деятельности слабовидящих младших школьников за счет включения комплекса коррекционно-развивающих упражнений может значительно обогатить предметно-практическую деятельность детей данной категории, а это , в свою очередь, позволит им усвоить учебный материал, подготовиться к изучению следующих тем в начальном звене школы.

Литература:

1. Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект): [сообщение I] / Л. П. Григорьева // Дефектология. - 1999. - № 2. -С. 9-18.

2. Дорофеева Т. А. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» / Т. А. Дорофеева // Дефектология. - 2002 - № 6. - С. 47-50.

3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: [учеб. пособ.] / А. Г. Литвак. - Спб.: КАРО, 2006. - 336 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; [сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская]. - СПб.: Питер, 2001. - 712 с.

5. Уфимцева Л. П. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения / Л. П. Уфимцева, Т. К. Окладникова // Дефектология. - 2002. - № 1. - С. 42-49.

Педагогика

УДК 159.9

старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Таратута Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Основная деятельность высшего учебного заведения - образовательный процесс. Для организации учебного процесса необходимо соединить все его элементы, наладить их взаимодействие между собой, определить содержание деятельности преподавателей и студентов. Комфортная и благополучная психологическая атмосфера на занятиях в вузе, несомненно, способствует успешности обучения студентов. Одна из основных задач преподавателя современной высшей школы не только делиться научной информацией с обучающимися, но и создание психологического комфорта в процессе обучения. [1] Эмоциональное состояние обучающихся на занятиях является одним из важнейших показателей благополучия психологической атмосферы и комфортности обучения в учебном учреждении.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, вуз, фактор, учебный процесс, общение, личность, эмоции, мотивация, обучение, преподаватель, студент, эффективность, педагогическое воздействие.

Annotation. The main activity of the higher educational institution is the educational process. For the organization of educational process it is necessary to connect all its elements, to adjust their interaction among themselves, to define the maintenance of activity of teachers and students. Comfortable and prosperous psychological atmosphere in the classroom at the University, of course, contributes to the success of students ' learning. One of the main tasks of a teacher of a modern higher school is not only to share scientific information with students, but also to create psychological comfort in the learning process. [1] the Emotional state of students in the classroom is one of the most important indicators of the well-being of the psychological atmosphere and comfort of learning in an educational institution.

Key word: emotional state, University, factor, educational process, communication, personality, emotions, motivation, training, teacher, student, efficiency, pedagogical impact.

Введение. «Формирование личности учащегося — процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучаемых», - утверждает Резник С.Д. [1, c. 12-13].

Следует отметить, что эмоции относятся к основным психическим категориям, которые оказывают основополагающее влияние на мотивацию и поведение человека, в том числе и на отношение к учебной деятельности. [2] Мотивация же обучения у студентов в вузе зависит от умения преподавателя вызывать и сохранять интерес к своему предмету [3, c. 166]. По данным исследователей, такие активные, положительные эмоции, как радость и «спортивная» злость, являются мотивационными и повышают эффективность учебной деятельности учащихся, в то время как пассивные - страх, печаль, разочарование, - являются демотивационными и обладают противоположенным эффектом [4, с. 1409].

Отрицательные эмоции студентов в процессе обучения могут вызываться разнообразными причинами, не относящимися непосредственно к учебной деятельности, но связанные с ней опосредованно, а именно, плохое самочувствие или утомление обучающихся, неблагоприятная обстановка в коллективе (в студенческой группе), авторитарный стиль общения преподавателя со студентами, а для многих такой стиль общения является стрессовым. Следует также отметить, что заложенные в семье неконструктивные стереотипы общения и поведения вызывают негативный стиль эмоционального реагирования студентов на всевозможные ситуации и взаимодействия в учебном процессе в вузе.

Таким образом, изучение эмоционального состояния студентов как фактора успешности обучения в аграрном вузе вызывает неподдельный интерес.

Изложение основного материала статьи. Цель данной исследовательской работы определить эмоциональное состояние и самочувствие студентов Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУ Северного Зауралья) при изучении английского языка во время обучения в вузе. Анализ полученных результатов поможет узнать, какие меры следует предпринять для оптимизации учебного процесса в университете, определить приоритетные направления профилактических действий, необходимых для создания комфортной психологической среды, способствующей успешности обучения в процессе изучения английского языка. Выборку исследования составили 86 студентов 1 и 2 курса бакалавриата очной формы обучения в возрасте 18 -20 лет (70 - юношей и 16 - девушек), направления подготовки «Агроинженерия» и «Техносферная безопасность» ГАУ Северного Зауралья. При проведении исследования гендорный признак не учитывался. Данное эмпирическое исследование включает в себя несколько этапов.

На первом этапе исследования применялась методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка, позволяющая оценить сформированность уровня тревожности, агрессии, фрустрации, ригидности [5, с. 141]. Использование данной методики позволило выявить низкий уровень тревожности у 49,00 ± 5,23%, средний - у 43,15 ± 5,16% и высокий - у 7,85 ± 2,18% учащихся. Показатели фрустрации у 51,17 ± 5,42% -низкие, у 42,04 ± 5,26% - средние и у 6,79 ± 2,46% - высокие. Уровень агрессивности - у 22,72 ± 4,46% -низкий, у 72,72 ± 4,74% - средний и у 4,55 ± 2,22% - высокий. Показатели ригидности у 20,59 ± 4,18% -низкие, у 74,86 ± 4,48% - средние и у 4,55 ± 2,12% - высокие. Необходимо отметить, что у студентов не наблюдаются показатели высокого уровня тревожности (7,85%) и они в меньшей степени проявляют признаки тревожности (49%). Второй этап исследования заключался в методе опроса (анкетирования). Вышеуказанный этап был нацелен на определение наиболее существенных причин выявленных эмоциональных состояний обучающихся. Анкетирование проводилось конфиденциально, участники опроса указывали только курс обучения. 85% респондентов отметили, что наиболее актуальные (насущные) и тревожные проблемы у них связаны с учебной деятельностью в аграрном университете. У 11% испытуемых наиболее существенная причина проявлений эмоционального состояния явилась проблема, касающаяся отношений с ровесниками. 4% опрошенных затруднились с ответом. Интересно отметить тот факт, что 89% студентов, принявших участие в анкетировании считают, что преподаватель иностранного языка относится к ним требовательно, но с уважением; в 7% случаях - безразлично и 4% обучающихся полагают, что преподаватель относится к ним без должного уважения. 58% респондентов переживают положительные эмоции, находясь на занятиях по английскому языку, так как обладают достаточно глубокими знаниями по данному предмету. 15% испытуемых проявляют безразличие при изучении иностранного языка и низкий интерес к изучаемому предмету. [6] 27% студентов испытывают отрицательные эмоции ввиду низкого уровня владения английским языком и соответственно находятся в стрессовой ситуации на занятиях. Подобные негативные эмоции (страх, разочарование) не могут являться мотивационными и повышать, в свою очередь, эффективность учебной деятельности студентов. Задачами заключительного этапа являлись анализ и систематизация полученных данных и выработка рекомендаций, позволяющих усовершенствовать учебный процесс, построить позитивные и конструктивные взаимоотношения между студентом и преподавателем и создать комфортную, благополучную психологическую атмосферу на занятиях по английскому языку в ГАУ Северного Зауралья [7].

Выводы. Проанализировав и обобщив результаты проведенного исследования, стоит отметить, что было определено эмоциональное состояние студентов ГАУ Северного Зауралья. В ходе исследования было выявлено, что 58% обучающихся в вузе переживают положительные эмоции при изучении английского языка. 27% испытуемых подвержены негативным эмоциям и часто оказываются в стрессовых ситуациях на занятиях по английскому языку. Причиной сложившейся ситуации является низкий уровень (начальный уровень) владения английским языком у студентов, поступивших в ГАУ Северного Зауралья. Владение данным уровнем означает, что студент или ранее вообще не изучал иностранный язык или знает небольшое количество слов и словосочетаний. Он обладает маленьким словарным запасом, может ответить только на элементарные вопросы, касающиеся своей личности (имя, возраст). Что касается навыков чтения и письма, то они либо слабые, либо могут отсутствовать вовсе. Специфика вуза обуславливает соответствующий набор абитуриентов, большая часть будущих студентов ГАУ Северного Зауралья проживает в сельской местности, что в свою очередь ставит их в неравные условия по сравнению с выпускниками городских школ. Для разрешения сложившейся ситуации и оптимизации учебного процесса в аграрном университете, следует предпринять ряд следующих мер. Прежде всего, для студентов 1 курса с начальным уровнем владения английского языка можно разработать вводно-коррективный курс, способствующий дальнейшей адаптации обучающихся к содержанию изучаемой дисциплины. [8,9] Для создания комфортной психологической среды, способствующей успешности обучения в процессе изучения английского языка, преподавателям необходимо создавать на своих занятиях ситуацию успеха, при которой развиваются личностные качества любого студента.[7] С позиции педагогики, успех — это смоделированная учебная ситуация для достижения определенных, значимых результатов отдельным студентом и всей группой. Переживая эмоции, связанные с успехом, тем самым мы повышаем учебную мотивацию, развиваем познавательный интерес, стимулируем работоспособность, повышаем самооценку, снижаем уровень тревожности и развиваем инициативность. [10] Эмоционально - комфортная обстановка в учебном коллективе напрямую зависит от ситуации успеха на занятии [11].

Литература:

1. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 389 с.

2. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций / В. О. Леонтьев. — Одесса: Изд-во Инновационного ипотечного центра, 2002. — 150 с.

3. Касумова Г.А., Таратута И.В. Роль преподавателя аграрного университета в современном образовательном пространстве // Агропродовольственная политика России. 2017. № 10 (70). С. 167-170.

4. Горюнова, Е.А. Эмоции студентов вуза в аспекте эффективности их учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Горюнова, Е.А. Пырьев // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. - 2016. - Т. 11. - С. 4106-4110.

5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2011. - 672 с. 6. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Сонин. - СПб.: Речь, 2004. - 408 с.

6. Богданова Ю.З., Пелевина Е.Е. О развитии учебно-познавательной компетенции студентов аграрного вуза // В сборнике: Современные научно-практические решения в АПК. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 375-378.

7. Богданова Ю.З.Воспитательная и внеучебная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современная педагогика. 2016. № 11 (48). С. 40-41.

8. Васильева А.А., Потапова И.Н. Роль учебного пособия в повышении эффективности изучения иностранного языка в неязыковом вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 429-432.

9. Таратута И.В. Роль авторских учебно-методических пособий при обучении иностранному языку в аграрном вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 527-530.

10. Таратута И.В. Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 531-534.

11. Потапова И.Н., Таратута И.В. О творческой деятельности студентов аграрного университета // Теория и практика современной науки. 2016. № 12-2 (18). С. 720-722.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Усова Нелли Ильинична

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Баклага Елена Васильевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В данной статье представлена работа по формированию знаний и представлений старших дошкольников о народной культуре. Изучив литературу по данной проблеме, мы выявили, что народная культура является одним из главных средств патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, мы организовали и провели необходимую работу со старшими дошкольниками, направленную на повышение уровня патриотического воспитания средствами народной культуры.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, народная культура, фольклор.

Annotation. This article presents the work on the formation of knowledge and ideas of older preschoolers about folk culture. Having studied the literature on this problem, we have found that folk culture is one of the main means of Patriotic education of preschool children. Therefore, we have organized and conducted the necessary work with senior preschoolers, aimed at improving the level of Patriotic education by means of folk culture.

Keywords: Patriotism, Patriotic education, folk culture, folklore.

Введение. В настоящее время одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины.

Патриотизм определяется как чувство любви к Родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни человека, все, что его окружает. Именно поэтому для того чтобы считать себя настоящим патриотом своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, знать историю и культуру страны, традиции и обычаи.

По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка, целью которого является обогащение знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [6, с. 47].

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6, с. 72].

Патриотическое воспитание по Н. В. Ипполитовой- это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [5, с. 123].

Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе - это результат трудоемкого воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Ребёнок должен понять, что он является частью народа огромной страны, что он маленький россиянин. Именно дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Полноценное существование человека невозможно без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит. В современном мире мы по-другому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Таким образом, народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях....» [2, с. 53].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.