8. Синицына Л.Н. Принципы герменевтики и социологии: учеб. пособие для вузов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.
9. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: Монография / Л.В. Трубайчук. - ЧелябинскИРПО, 2009. - 153 с.
10. Шлейермахер Ф. Герменевтика / Пер. с нем. А.Л. Вольского. СПб.: «Европейский Дом». 2004. С. 42.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Потапова Ирина Николаевна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ ДИГИТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГЕРМАНИИ
Аннотация. Компьютеры, планшеты и смартфоны стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Благодаря Интернету, социальным сетям и разнообразным интерактивным приложениям цифровые медиа в последние годы коренным образом изменили нашу жизнь. Растущая цифровизация в значительной степени влияет и на высшее образование. Речь идет не только об использовании технических устройств, но и об изменении качества обучения. Цифровизация процесса образования обещает более эффективные и действенные способы передачи знаний. Несмотря на растущую массовость высшего образования, применение цифровых медиа также позволяет индивидуализировать его. Цифровые технологии способствуют индивидуализации процесса обучения, скорость которого может быть адаптирована к компетенциям соответствующего студента. Прежде чем говорить о «цифровой революции», следует проанализировать возможности и риски дигитализации образовательного процесса. Университеты уже сегодня должны принять процесс дигитализации как стратегическую задачу и изучить варианты действий в зависимости от своего профиля, портфолио и конкретных целей.
Ключевые слова: дигитализация, высшее образование, университеты Германии, цифровая технология, стратегия, МООК.
Annotation. Computers, tablets, and smartphones have become an integral part of our daily lives. Thanks to the Internet, social networks and a variety of interactive applications, digital media has radically changed our lives in recent years. Growing digitalization also has a significant impact on higher education. This is not only about using technical devices, but also about changing the quality of training. Digitalization of the education process promises more effective and efficient ways to transfer knowledge. Despite the growing mass character of higher education, the use of digital media also makes it possible to individualize it. Digital technologies contribute to the individualization of the learning process, the speed of which can be adapted to the competencies of the corresponding student. Before talking about the "digital revolution", it is necessary to analyze the opportunities and risks of digitalization of the educational process. Universities should already accept the digitalization process as a strategic task and explore options for action depending on their profile, portfolio and specific goals.
Keywords: digitalization, higher education, German universities, digital technology, strategy, mooc.
Введение. Организация образовательного процесса является одним из немногих вопросов, которые волнуют почти всех государственных, экономических и гражданских субъектов во всем мире. Как правило, цель состоит в том, чтобы повысить качество образования и обеспечить максимально широкий доступ к высшему образованию. Научные исследования широкого спектра направлений подготовки показывают, что доступность образования улучшает индивидуальные возможности трудоустройства, обогащает жизненные перспективы и увеличивает индивидуальный и социальный инновационный потенциал. Образование укрепляет и углубляет демократические структуры, способствует мирному социальному сосуществованию и, более того, даже оказывает положительное влияние на продолжительность жизни.
Однако доступность получения образования по-прежнему систематически ограничивается рядом причин. С одной стороны, культурно-традиционные нормы приводят к исключению определенных социальных групп из образовательных процессов (например, исключение женщин из университетского образования до начала 20 века в Германии), с другой стороны, это связано с множеством социально-экономических требований (например, прямые затраты на обучение в виде сборов за перерегистрацию, покупку книг и косвенные расходы на жизнь). Как показывает взгляд на немецкую систему образования и широкий спектр исследований по исключению социальных факторов, это также относится и к промышленно-развитым странам с их образовательными структурами, в основном финансируемыми государством или, по крайней мере, субсидируемыми.
Образование и организация образовательного процесса стоит обществу больших денег. В то же время образовательные процессы имеют только средне- и долгосрочный эффект и, соответственно, обещают лишь ограниченную краткосрочную социальную и экономическую отдачу. С индивидуальной точки зрения, инвестирование в высшее образование оказывается рискованным, поскольку реальный успех в образовании не зависит исключительно от индивидуального когнитивного потенциала или трудоустройства, а находится под влиянием макроскопических факторов, которые находятся вне контроля участников этого процесса (например, влияние оказывают экономическое развитие и кризисы). В результате возникает конфликт между реализацией индивидуального интереса или права на образование и фундаментальным ограничением того, что необходимо для реализации этих интересов.
Изложение основного материала статьи. Технический прогресс последнего десятилетия создал возможности сделать образование более доступным. Глобальное объединение знаний и коммуникационных технологий через Интернет в огромной степени облегчило путь к знаниям и образованию. Новые технологии обучения, так называемое «электронное обучение», были признаны и использовались в университетах Германии на ранних стадиях [1, С. 415; 2, С. 38]. Первый этап развития дигитализации образования включал в себя разработку отдельных элементов электронного обучения, которые сопровождают самообучение студентов, например, дополнение или замена академического обучения, прежде всего, посредством записи и онлайн-презентации лекций. Такие форматы электронного обучения были в разной степени признаны вузами.
Но в системе высшего образования Германии систематическое развитие предложений электронного обучения натолкнулось на правовые ограничения, например, регулирование возможностей (KapVO) и Постановление об обязательном обучении (LVVO), которые разрешают только ограниченное кредитование производства контента и реализации подлинных курсов электронного обучения в рамках учебной нагрузки.
Однако после этих первых шагов можно наблюдать прогресс в развитии цифровых технологий, а это означает, что можно ожидать изменений и инноваций в академическом обучении. Технологии «социальных сетей» теперь позволяют участникам образовательного процесса поддерживать друг друга во время работы над учебными модулями («взаимное обучение») и обсуждать непосредственно содержание учебного материала. Инновационное адаптивное программное обеспечение также способно систематически стимулировать индивидуальные процессы обучения на основе автоматически наблюдаемых индивидуальных сильных и слабых сторон; компьютерно-скорректированные тесты документируют прогресс в обучении и компетенции и облегчают работу педагогов («машинная оценка» тестирования).
Тем самым обучение, передача, обмен и дальнейшее развитие академических знаний могут происходить пространственно, институционально и экономически без границ. Перенося учебные материалы и учебные мероприятия в цифровое пространство, каждый участник образовательного процесса может участвовать, независимо от того, откуда он родом, какие у него есть предыдущие знания, к какой социальной группе он принадлежит и т.д.
Все форматы цифрового преподавания и обучения представляют собой сочетание элементов использования цифровых технологий:
1. Использование учебных материалов в цифровом формате [5, С. 531]:
- записанные на видео лекции; - доступные онлайн тексты; - ссылки на дополнительные источники или вебсайты.
2. Использование социальных медиа для обучающего взаимодействия:
- соцсети, например Facebook; - онлайн-форумы; - чаты; - видеоконференции, например по Skype.
3. Использование технических и социальных систем для получения обратной связи:
- автоматизированные тесты; - контрольные вопросы; - обучающая аналитика; - отзывы коллег.
Элементы цифровизации в конкретных академических курсах отличаются лишь степенью взаимосвязи
между процессом преподавания и обучения. В то время как в «классических» форматах электронного обучения обучающий контент обеспечивает более глубокую взаимосвязь процессов преподавания и обучения. Таким образом, студенты могут обмениваться информацией о своем прогрессе в обучении и, таким образом, дополнять содержание курса своим общением. Благодаря использованию технических и социальных систем для обратной связи с учащимися, процессы преподавания и обучения глубоко интегрированы или тесно связаны.
Деятельность по дигитализации академического обучения отнюдь не нова. Онлайн-университеты, такие как Массачусетский университет или коммерческий университет Капелла представляют собой формат университетов дистанционного обучения и существуют в США уже давно. Большинство университетов сегодня работают с такими платформами обучения или системами как «Moodle», «Desire2Learn», «Sakai» или «Canvas», с помощью которых учащимся доступны учебные материалы и инструменты для сотрудничества и общения друг с другом.
Бесплатное издание учебных материалов тоже не является новым для цифровизации образовательного процесса. Еще в 2001 году Массачусетский технологический институт объявил, что сделает учебные материалы университета (в основном скрипты, отрывки текстов и лекции) доступными онлайн в рамках своего проекта OpenCourseWare бесплатно. К настоящему времени материалы из 1900 курсов находятся в свободном доступе, что послужило развитию «Движения за открытые образовательные ресурсы» в США. С тех пор преподаватели и студенты могут получить доступ к материалам курсов из более чем 200 университетов. Кроме того, многие университеты и отдельные преподаватели давно публикуют свои лекции на YouTube, который является популярной платформой для бесплатных школьных курсов в Интернете.
Огромный успех МООК с десятками тысяч участников по всему миру показывает, что оцифрованная передача знаний теперь действительно закрепляется в изменившихся технологических и институциональных условиях. С одной стороны, помимо их открытости, нет структурных различий между МООК и онлайн-курсами, предлагаемыми традиционными университетами в рамках регулярного обучения. Тем не менее, МООК или успешное завершение радикально открытых академических курсов еще не связаны систематически с получением сертификатов успеваемости. В отличие от классических предложений электронного обучения, которые часто интегрируются в учебную программу, невозможно обеспечить курсовую работу в рамках всех МООК, признанных другими образовательными организациями.
Таким образом, первоначальный вклад МООК в динамизацию академического обучения заключается в том, что предлагаемые курсы изначально нацелены на индивидуальный интерес к знаниям и развитию компетенций, а не на вторую функцию институциональных курсов в университетах: выдачу официальных сертификатов успеваемости. Из-за очень большого количества участников МООК могут выступать в качестве катализатора для разработки и распространения новых технологий обучения, а также дать импульс для дальнейшего развития культуры преподавания и обучения. В среднесрочной перспективе МООК и другие структуры дигитализации обучения могут дать импульс для эволюции академического обучения, что приведет к дифференциации учебных программ, учебных курсов, учебных планов и организаций. Крайне важно, чтобы образовательные организации, прежде всего университеты, осознавали и оценивали потенциал предложений цифрового преподавания и обучения и, исходя из своих собственных стратегических целей, делали их предметом развития своего портфолио.
Какие факторы оказывают влияние на процесс дигитализации образования в Германии? Новое поколение участников образовательного процесса - это так называемые «цифровые аборигены», которые с детства используют Интернет как нечто само собой разумеющееся, они привыкли получать информацию «по запросу» в Google и Википедии. Это изменило познавательную способность многих людей, в настоящее время ответы почти на любой вопрос можно найти в Интернете. Благодаря общению в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Tumblr, YouTube) и легкой делимости контента (гиперссылки и социальные закладки) «цифровые аборигены» привыкли делиться полученной информацией, а также создавать её сами. Это позволяет создать новый вид неформального проблемно-ориентированного обучения, которое также является ключевым в глобальной рабочей среде, основанной на информационных технологиях.
В Германии выросло поколение студентов, которые знакомы с исследовательскими и коммуникативными возможностями благодаря Интернету, которые открыты для онлайн-обучения и общения с профессорами университетов. Однако в формальном обучении этот потенциал до сих пор использовался очень осторожно. Цифровизация процесса обучения характеризуется гибкими возможностями обучения, с одной стороны, с точки зрения времени и места, а с другой стороны, возможность руководить студентами в соответствии с их потребностями, в котором происходит слияние процесса преподавания и обучения [4, С. 320; 6, С. 185].
Но следует также отметить, что педагоги социализируются на протяжении длительного периода времени в определенных форматах обучения и дидактических концепциях. Таким образом, связь с такими более традиционными методами обучения может быть частью идентичности ученого или профессора университета, которого раздражают новые формы преподавания и обучения, а также связанные с ними изменившиеся требования и ожидания. Таким образом, можно предположить, что технологически подкованные преподаватели университетов берут на себя роль первопроходцев и активно используют преимущества цифрового обучения, выражающееся, прежде всего, в облегчении нагрузки за счет интеграции стандартизированного учебного контента из цифровых предложений [3, С. 43].
Важным условием успеха предложений цифрового обучения, таких как MOOC, является наличие быстрого подключения к Интернету. Это требование успешно реализуется в Германии за последние десять лет. С 2001 года доля пользователей Интернета в Германии увеличилась с 37% до 76,5%. В 2013 году 58,1% домашних хозяйств в Германии имели широкополосное подключение к Интернету. Кроме того, количество пользователей смартфонов в Германии увеличилось почти в пять раз с 2009 по 2012 год с 6,3 до 31 миллиона [7]. Доступность быстрого подключения к Интернету и мобильных устройств является ключевым моментом в дискуссии о будущей роли цифрового обучения. Учитывая объем данных, генерируемых и перемещаемых посредством потоковой передачи записанных лекций, документов, общения в виртуальных учебных группах и использования «обучающей аналитики», должны быть доступны самые мощные возможные Интернет-соединения для использования всех возможностей цифрового обучения.
Мобильные устройства открывают возможность полного безграничного пространственного обучения и передачи знаний, которому также способствует использование «соцсетей». Термин «социальные сети» охватывает все технологии, которые позволяют пользователям Интернета взаимодействовать друг с другом (например, через чаты или форумы), публиковать собственный контент (например, через блоги, видеоплатформы) или общаться друг с другом в виртуальном сообществе. Онлайн-форумы можно использовать для обсуждения содержания, открытых вопросов, выявленных проблем и, что не менее важно, отсутствия знаний. Некоторые курсы поощряют студентов создавать учебные дневники в блогах, которые затем могут комментировать сокурсники и оценивать в соответствии с выраженным в них пониманием. Коммуникационные инструменты, такие как Skype, Google Hangouts или Facebook, позволяют познакомиться с другими студентами в сети. Студенты курса используют для встреч в учебных группах интерактивные сообщества по интересам, такие как Meetup.
Издатели в настоящее время заняты разработкой цифровых учебников, которые дополнены лекциями, тестами и другими интерактивными материалами, представляющими собой небольшие университетские курсы. Если учебные материалы доступны в цифровой форме и прогресс в обучении измеряется с помощью цифровых инструментов, таких как адаптивные тесты с множественным выбором или автоматическая оценка, то это позволяет создавать базу данных индивидуальных успехов обучающихся. Статистический анализ этих данных («обучающая аналитика») может помочь отслеживать прогресс обучения, прогнозировать успех обучения и выявлять проблемы (например, на какие вопросы систематически отвечают неправильно). Таким образом, можно эмпирически проверить и скорректировать качество определенных курсов для определенных целевых групп. Впервые в истории массового университета преподаватели могут использовать статистику участия или результаты онлайн-тестов для получения прямых личных отзывов об эффективности их преподавания и получить представление о процессе обучения каждого студента.
Важным фактором для решения о внедрении цифрового обучения является дидактическое качество этих форматов. Поэтому в среднесрочной перспективе возможности повышения эффективности немецкой системы высшего образования будут приобретать все большее значение. Таким образом, университеты, которые уже приобрели опыт использования цифровых образовательных предложений и создали такую инфраструктуру, будут иметь конкурентное преимущество, когда они столкнутся с проблемой сокращения затрат в будущем. Кроме того, в системе высшего образования Германии систематически наблюдается слабая институционализация предложений по непрерывному академическому образованию, что на фоне обозначенной причины значительно возрастут в будущем. Цифровизация академического образования представляет большой потенциал для сочетания стандартизированных в цифровой форме элементов преподавания и обучения с более ориентированным на потребности и ожидания акцентом в очных форматах.
Цифровизация обучения не только имеет потенциал, но и таит в себе риски. Они касаются практических проблем, технических ограничений использования и потенциальных изменений в сфере высшего образования, которые с точки зрения заинтересованных сторон могут быть восприняты как потеря традиций, безопасности или необходимого разнообразия. В то же время систематическое обсуждение возможных рисков, проблем и слабых мест цифровых форматов преподавания и обучения имеет множество предпосылок, поскольку такие предложения, в зависимости от их соответствующей функции (например, замена промежуточного курса, вводная лекция или набор персонала) представляют собой различные комбинации различных технических компонентов. Университеты и их подразделения в Германии (например, факультеты) имеют различные комбинации технических компонентов цифровых курсов в зависимости от стратегических целей.
К основной проблеме и рискам цифрового обучения можно отнести в первую очередь вопрос идентификации личности и контроль. В контексте онлайн-обучения общая проблема заключается в том, что случаи обмана и подлога встречаются часто. Ясно, что «академические грехи», такие как плагиат и мошенничество, имеют место быть как на экзаменах онлайн, так и офлайн. Основные провайдеры MOOC заставляют своих учеников подписывать кодекс чести или предлагают вариант контролируемых экзаменов («экзамены под наблюдением») в центрах тестирования. В зависимости от целей или задач форматов онлайн-обучения можно подумать о различных решениях для аутентификации участников. В настоящее время разрабатывается большое количество возможных методов защиты управления идентификацией и
аутентификации. Coursera в настоящее время планирует пилотный проект, в котором личность учащихся будет проверяться по шаблону их нажатия клавиш, что, однако, не гарантирует аутентификацию докладов с точки зрения индивидуального интеллектуального производства. Камера, которая теперь установлена во всех ноутбуках, также может использоваться для наблюдения за тестами. Ближайшие несколько лет покажут, насколько устойчивы эти подходы. На данный момент остается констатировать, что экзамены с привязкой к месту и времени имеют преимущества по сравнению с оценкой успеваемости, не имеющей привязки к месту и времени.
Следует выделить также следующие трудности цифровизации образовательного процесса:
- различная степень цифровизации учебных дисциплин;
- утрата возможностей неформального общения;
- конкурентный потенциал бесплатных предложений по сравнению с традиционными университетами;
- проблема защиты электронных данных;
- высокий процент отсева на МООК;
- социальная избирательность цифровых образовательных предложений.
Первоначальный сравнительный анализ факторов, способствующих развитию цифровых форматов преподавания и обучения и, в частности, МООК, показал, что, с одной стороны, важные требования также могут быть выполнены в немецкой системе высшего образования. Чтобы иметь возможность систематически использовать возможности и потенциал развития, связанные с цифровыми форматами преподавания и обучения, немецкие университеты должны определять цели дигитализации и реализовывать их в конкретных проектах на основе своих профилей, предлагать портфолио и общие стратегические планы.
Выводы. В заключении следует отметить, что дигитализация обусловлена техническими возможностями, меняющимися социальными запросами и потребностями, а также увеличением эффективности университетской системы. Возможности цифрового образования также демонстрируют многообещающий потенциал для совершенствования качества обучения в университетах Германии. Эксперименты с форматами цифрового образования сейчас проводятся во многих регионах мира. Те поставщики, которые обладают техническими ноу-хау, опытом и контентом, смогут разрабатывать цифровые образовательные предложения по всему миру, которые удовлетворят спрос или сами создадут спрос в среднесрочной перспективе. Университеты, которые знают, как использовать эти компетенции на службе своей университетской стратегии, будут иметь конкурентные преимущества перед другими поставщиками образовательных услуг. Поэтому университеты не должны закрывать себя от разработок их потенциала и рисков, а должны вместо этого изучать возможности, предлагаемые цифровыми образовательными технологиями, для достижения своих собственных стратегических целей и активно помогать формировать дигитализацию образовательного процесса и закреплять ее в своей университетской стратегии.
Литература:
1. Богданова Ю.З. О дигитализации университетского образования // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. - 2017. - С. 415-419.
2. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. К вопросу о дигитализации высшего образования / АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 38-42.
3. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования / АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 43-47.
4. Потапова И.Н. Digital-глобализация в процессе обучения иностранному языку // В сборнике: Сборник статей II всероссийской (национальной) научно-практической конференции "Современные научно-практические решения в АПК". Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018. С. 319-322.
5. Таратута И.В. Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. - Тюмень, 2017. - С. 531-534.
6. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. ON THE DIGITALIZATION OF A UNIVERSITY EDUCATION AND THE POSSIBILITY OF DISTANCE FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY. - Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Т. 8. - № 12. - С. 185-191.
7. Bischof, L. & Stuckrad, T. v. (2013). Die digitale (R)evolution? Chancen und Risiken der Digitalisierung akademischer Lehre. Gütersloh: CHE. (= Arbeitspapier 174 / CHE, Centrum für Hochschulentwicklung) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.che.de/downloads/CHE_AP_174_Digitalisierung_der_Lehre.pdf. - Загл. с экрана. - Яз. нем.