Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / УНИВЕРСИТЕТ / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМА MOODLE / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АГРАРНЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ПРОЦЕСС / КУРС / НАВЫКИ / EDUCATIONAL PLATFORM / UNIVERSITY / TRAINING / MOODLE FORM / ENGLISH / AGRICULTURAL UNIVERSITY / EDUCATION / SYSTEM / PROCESS / COURSE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратута Ирина Викторовна

В ХХ столетии английский язык стал основным коммуникативным средством не только среди носителей языка, англичан и в странах бывших британских колоний, но и в подавляющем большинстве стран, где английский является очень важной частью их системы образования. Вполне очевидно и общепризнано, что английский язык на сегодняшний день является международным языком, незнание его усложняет повседневное общение между людьми из разных стран и континентов. Знания английского языка необходимы, когда дело касается чтения научных работ, при международном сотрудничестве или презентации статей на международных научных конференциях. Стоит отметить, что нам приходится жить в так называемый цифровой век, поэтому наличие компьютерной, цифровой грамотности и компетентности является необходимым условием. Современные информационные технологии, ставшие важной часть нашей повседневной жизни, теперь также используются и применяются в образовании, особенно в преподавании английского языка как иностранного. Современный образ жизни тесно связан с концепцией постоянного обучения и совершенствованием, так называемой концепции непрерывного обучения, которая, в свою очередь, привела к внедрению дистанционного обучения и изучению языка с помощью компьютера. Существует огромное количество программ, видов программного обеспечения, различных приложений, обучающих, образовательных платформ, которые успешно применяются для изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратута Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM IN ENGLISH LANGUAGE EDUCATION AT AGRARIAN UNIVERSITY

In the twentieth century, English has become the main means of communication not only among native English speakers and in the countries of the former British colonies, but also in the vast majority of countries where English is a very important part of their education system. It is quite obvious and generally accepted that English is currently an international language, and ignorance of it complicates everyday communication between people from different countries and continents. Knowledge of English is essential when it comes to reading scientific papers, international collaboration, or presenting articles at international scientific conferences. It is worth noting that we have to live in the so-called digital age, so the presence of computer, digital literacy and competence is a prerequisite. Modern information technologies, which have become an important part of our daily life, are now also used and applied in education, especially in teaching English as a foreign language. The modern way of life is closely linked to the concept of continuous learning and improvement, the so-called concept of continuous learning, which, in turn, led to the introduction of distance learning and language learning using a computer. There are a huge number of programs, types of software, various applications, training and educational platforms that are successfully used for learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

6. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис, М.: Издательство МГУ, 1989. 240 с.

7. Майер Г.В. Наш ответ на инновационный вызов современности: из опыта разработки и реализации инновац. образоват. прогр. Томского гос. ун-та // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 16-18.

8. Медведева, Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики России [Текст] / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 4. C. 58-73.

9. Савина Н.В. Электронная информационно-образовательная среда вуза в представлении студентов и преподавателей // Информационная культура современного детства: сборник статей международной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября -01 ноября 2019 г.) - Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. - 250 с.

10. Савина Н.В., Лопанова Е.В. Формирование универсальных компетенций будущих руководителей образования в информационной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 62. Ч.4. С. 185-188.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель, кафедра Иностранных языков Таратута Ирина Викторовна

ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (г. Тюмень)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. В ХХ столетии английский язык стал основным коммуникативным средством не только среди носителей языка, англичан и в странах бывших британских колоний, но и в подавляющем большинстве стран, где английский является очень важной частью их системы образования. Вполне очевидно и общепризнано, что английский язык на сегодняшний день является международным языком, незнание его усложняет повседневное общение между людьми из разных стран и континентов. Знания английского языка необходимы, когда дело касается чтения научных работ, при международном сотрудничестве или презентации статей на международных научных конференциях. Стоит отметить, что нам приходится жить в так называемый цифровой век, поэтому наличие компьютерной, цифровой грамотности и компетентности является необходимым условием. Современные информационные технологии, ставшие важной часть нашей повседневной жизни, теперь также используются и применяются в образовании, особенно в преподавании английского языка как иностранного. Современный образ жизни тесно связан с концепцией постоянного обучения и совершенствованием, так называемой концепции непрерывного обучения, которая, в свою очередь, привела к внедрению дистанционного обучения и изучению языка с помощью компьютера. Существует огромное количество программ, видов программного обеспечения, различных приложений, обучающих, образовательных платформ, которые успешно применяются для изучения иностранных языков.

Ключевые слова: образовательная платформа, университет, обучение, форма Moodle, английский язык, аграрный вуз, образование, система, процесс, курс, навыки.

Annotation. In the twentieth century, English has become the main means of communication not only among native English speakers and in the countries of the former British colonies, but also in the vast majority of countries where English is a very important part of their education system. It is quite obvious and generally accepted that English is currently an international language, and ignorance of it complicates everyday communication between people from different countries and continents. Knowledge of English is essential when it comes to reading scientific papers, international collaboration, or presenting articles at international scientific conferences. It is worth noting that we have to live in the so-called digital age, so the presence of computer, digital literacy and competence is a prerequisite. Modern information technologies, which have become an important part of our daily life, are now also used and applied in education, especially in teaching English as a foreign language. The modern way of life is closely linked to the concept of continuous learning and improvement, the so-called concept of continuous learning, which, in turn, led to the introduction of distance learning and language learning using a computer. There are a huge number of programs, types of software, various applications, training and educational platforms that are successfully used for learning foreign languages.

Keywords: educational platform, University, training, Moodle form, English, agricultural University, education, system, process, course, skills.

Введение. В Государственном аграрном университете Северного Зауралья на протяжении нескольких лет используется образовательная платформа Moodle, который хорошо подходит для изучения иностранных языков в вузе.

Целью данной статьи является выявление, определение и анализ преимуществ и недостатков образовательной платформы Moodle в обучении английскому языку в неязыковом аграрном вузе с целью использования онлайн обучения как дополнительного инструмента в традиционном образовательном процессе.

Moodle (является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment -модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Это система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она представляет собой свободное веб-приложение, которое предоставляет возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Первая версия была написана 20 августа 2002 года.) - одна из самых популярных программ для электронного обучения [1]. Moodle - программное решение для создания и организации онлайн-курсов по средством сети Интернет. Следует отметить, что электронный проект динамично развивается и совершенствуется. Образовательная платформа Moodle - гибкий и быстрый инструмент с открытым исходным кодом. Большая популярность Moodle основывается на простой и быстрой установке, весьма скромных требованиях к компьютерным ресурсам, простой интеграции в уже существующие системы, логичном интерфейсе, как для преподавателей, так и для студентов. Прежде всего, благодаря своей педагогической основе и способности

адаптироваться к академической среде, платформа Moodle стала очень популярна среди учителей и преподавателей вузов. В настоящее время более 244,857,318 пользователей, в более чем 249 стран зарегистрировали сайты Moodle (www.moodle.org / stats). Moodle используется как в государственных, так и частных школах, в университетах и учреждениях, занимающихся вопросами по дополнительному образованию персонала. Соответственно и пользователи данной платформы совершенно разные, от школьников начальной школы до аспирантов вузов.

Изложение основного материала статьи. Положительные аспекты платформы Moodle. Платформа Moodle предлагает множество преимуществ для студентов, обучающихся по системе дистанционного обучения. Она использует интернет в качестве обучающей среды. Идея образовательной платформы или так называемый виртуальный класс очень похож на настоящий класс, у обучающихся есть возможность общаться с преподавателем и пользоваться всеми учебными материалами, представленными на платформе Moodle. Преимущества использования Moodle для преподавания и изучения английского языка в неязыковом вузе соответствуют преимуществам обучения в дистанционном формате в целом [4].

Во-первых, у студентов появляется возможность выучить английский язык интересными способами и методами, которые отличаются от привычной традиционной системы обучения. Образовательная платформа Moodle не является сложной в использовании, и большинство обучающихся узнают, как использовать эту обучающую систему примерно за 30 минут краткосрочного обучения.

Как известно, самый лучший способ выучить язык - это прямое коммуницирование (общение) с учителем, преподавателем. Тем не менее, существует ряд преимуществ онлайн-общения по сравнению с прямым, непосредственным личным общением:

1) Гибкость. Этот способ общения позволяет студентам в любое время и из любого места получить доступ к учебным материалам, размещенным на платформе Moodle.

2) Дополнительное время для обдумывания возможных ответов.

Перед принятием решения об участии в обсуждении учебного материала, студенты всегда имеют возможность тщательно изучить и проработать тему. Они обладают достаточным количеством времени для обдумывания своих идей и ответов на поставленные вопросы.

3) Анонимность. По результатам исследования стоит заметить, что студенты охотнее принимают участие в дискуссии, если им гарантирована анонимность.

4) Отсутствие ограничений по часовым поясам. Этот аспект является довольно важным, потому что многие студенты дистанционной формы обучения живут далеко от места, где расположен их университет.

5) Экономичность. Электронные услуги, необходимые для данного вида обучения не подразумевают использование дорогостоящих компьютеров или планшетов и наличие качественного Интернет-трафика.

Одним из важных преимуществ использования платформы Moodle для изучения английского языка (а также для изучения иностранных языков в целом) является то, что студенты имеют возможность использования мультимедийных инструментов и приложений, такие как звуки, изображения, анимация. Таким образом, студенты отрабатывают четыре языковых навыка - говорение, аудирование, письмо и чтение. В дополнение к этому на платформе у курса «Английский язык» имеется глоссарий, где есть объяснения всех необходимых терминов и фраз [7]. Кроме того, обучающимся предоставляют ссылки на лучшие онлайн-словари.

После освоения каждого учебного раздела, студенты всегда могут проверить свои знания, путем выполнения лексико-грамматических упражнений и прохождения тестирования. Что касается тестирования, то у обучающихся есть возможность проходить его несколько раз, если есть необходимость. Результаты тестирования сразу же отображаются.

Экзамены и оценочные тесты на образовательной платформе Moodle организованы в соответствии с тестами, проводимыми в университете в присутствии преподавателей.

Компоненты для создания курсов на платформе Moodle делятся на две категории: Ресурсы и Элементы. Эти состовляющие используются в соответствии с нуждами, создаваемых курсов. Использование конкретного элемента зависит от учебно-методического материала курса. Веб-страницы - являются самым полезным ресурсом для создания курсов. Они содержат в себе текстовое содержимое, обычно с грамматикой или словарным запасом. Также могут содержать простые текстовые страницы, ссылки и отображение каталогов. Урок (Lesson) - один из самых полезных ресурсов для изучения иностранных языков. Один урок состоит из определенного количества веб-страниц. Содержание урока может иметь разнообразный контент в зависимости от потребности курса.

Навигация в изучаемом курсе может быть как простой, так и сложной, в зависимости от образовательного контента. Использование презентации Power Point очень эффективно для представления и введения нового грамматического материала на занятии. Однако следует отметить, что наиболее эффективной формой занятия взаимодействия студентов и преподавателей является форум.

В рамках данной опции студенты могут задавать свои вопросы преподавателям о лексических и грамматических единицах.

Внешние файлы (вложения) также могут быть загружены и размещены на образовательной платформе Moodle. На ряду с вышеперечисленным, существуют также еще два варианта взаимодействия и общения с преподавателями курса, это - чат и журнал.

Отрицательные аспекты платформы Moodle. Следует иметь в виду, что образовательная платформа Moodle изначально создавалась не как инструмент для изучения иностранных языков, поэтому не удивительно, что это не идеальная модель для онлайн-обучение. Несмотря на то, что Moodle отображает множество преимуществ и передовые методы обучения, довольно часто встречается негативная реакция студентов и преподавателей, когда доходит дело до овладения английским языком как иностранным.

Некоторыми техническими трудностями и педагогическими проблемами нельзя пренебрегать, когда мы используем образовательную платформу Moodle. Самые большие трудности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям английского языка, - это, прежде всего, технические проблемы, например, компьютерная и цифровая грамотность и обучение.

Несмотря на то, что образовательная платформа Moodle предлагает учителям и преподавателям подробные инструкции по размещению и организации учебных материалов для изучения английского языка, а также для оценки опубликованных тестов, педагоги должны по-прежнему обладать продвинутым уровнем компьютерной и цифровой грамотности и компетенции, иметь конкретные знания о сервере университета и

его технических возможностях [6]. Если преподаватель не может отвечать всем требованиям платформы Moodle, он может столкнуться с личным разочарованием и неприязнью к данному методу обучения.

Помимо преподавателей университета, конечно, компетенции студентов имеют решающее значение для изучения английского языка на платформе Moodle. Студенты могут столкнуться с теми же трудностями и проблемами, что и их преподаватели, - отсутствие компьютерной грамотности и IT-навыков, необходимость технического обучения для использования платформы, но также и вопрос личной мотивации обучающихся, который в этом случае подчеркивается [5].

Другими словами, было замечено, что студенту гораздо труднее организовать себя в одиночку и сэкономить время на изучение английского языка самостоятельно на образовательной платформе Moodle, чем посещение лекций и участвовать в совместной работе с другими студентами. Исследования также показали, что самыми большими трудностями платформы Moodle для студентов являются следующие:

1) Нечеткость - большое количество иконок на образовательной платформе усложняет процесс работы студентов, усложняя тем самым понимание.

2) Сложно понимать и выполнять задания, основываясь только на объяснениях, данных на образовательной платформе.

3) Проблемы с входом на платформу Moodle.

4) Ограниченный чат: когда в чат входит более 10 человек, он начинает медленнее функционировать.

5) Не весь образовательный контент, который может быть интересен студентам может быть размещен на платформе.

Следует отметить, что зачастую студенты жалуются на отсутствие личного контакта, т.е. о медленном взаимодействии со своими преподавателями. Взаимодействие и обратная связь осуществляется посредством сообщений или электронных писем, это иногда занимает определенное количество времени. Кроме того, недостаток, который часто подчеркивают студенты, это невозможность участвовать в групповом обсуждении определенной темы на образовательной платформе, а также невозможность услышать чужое мнение и поучаствовать в разговоре на английском языке с коллегами.

Общее отношение студентов к изучению английского языка на платформе Moodle заключается в том, что этот метод электронного обучения проще, но является менее эффективным и с большим количеством недостатков, чем достоинств [3].

В Государственном аграрном университете Северного Зауралья на образовательной платформе Moodle была размещена анонимная анкета для студентов бакалавриата в период с 1 апреля по 25 апреля 2020 года. Обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с изучением английского языка на платформе Moodle, с преимуществами и недостатками данной образовательной платформы.

Анкету заполнили 75 студентов - 53% юноши и 47% девушки. 75% студентов в возрасте от 18 до 20 лет и 25% студентов в возрасте от 20 до 22 лет.

По результатам анкетирования был сделан вывод, что самое большое преимущество изучения английского языка с помощью образовательной платформы Moodle, со слов студентов, это возможность использования мультимедийных инструментов, возможность использования платформы в любое время и в любом месте, что немаловажно для студентов, которые работают, многочисленные тесты для самооценки и самоконтроля, хорошая организация и прозрачность платформы, легко доступный учебно-методический материал для подготовки к экзаменам, а также возможность быстрого поиска учебного материала. Как единственный недостаток, студенты аграрного университета подчеркивают отсутствие личного взаимодействия со своими преподавателями, т.е. невозможность использовать язык активно.

Студенты ГАУСЗ также считают, что изучение английского языка на платформе Moodle, можно улучшить, загрузив аудио / видео материалы, состоящие из реальных деловых и жизненных ситуаций, например, моделирование телефонных звонков, собеседование, бизнес встречи и т. д. Также было предложено время от времени организовывать часы работы онлайн (по Skype или в режиме видеоконференции на Google MEET), что особенно актуально для студентов, проживающих в ближнем зарубежье и не имеющих возможность личного контакта со своими преподавателями [2].

Выводы. Образовательная платформа Moodle, безусловно, представляет собой эффективную и необходимую форму дополнительного инструмента при обучении английскому языку на всех направлениях подготовки в Государственном аграрном университете Северного Зауралья. Платформа Moodle позволяет студентам учиться независимо от времени и пространства, но и также предлагает прозрачность, хорошую организацию и самооценку обучающихся аграрного вуза.

С другой стороны, у образовательной платформы Moodle тоже есть несколько недостатков, главный из которых - отсутствие взаимодействия и живой контакт между студентами и преподавателями и отсутствие возможности эффективно отрабатывать такой языковой навык как говорение.

Следует иметь в виду, что образовательная платформа изначально не была создана для изучения иностранных языков, поэтому платформа Moodle не может быть идеальным инструментом для преподавания и изучения английского языка, независимо от желания и усилий, как студентов, так и преподавателей. Однако, поскольку она постоянно совершенствуется во всех аспектах, есть все признаки того, что в будущем платформа Moodle может стать еще более успешным инструментом, с помощью которого можно эффективно приобрести навыки английского языка.

Литература:

1. Moodle. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle (дата обращения 18.10.2020)

2. Касумова Г.А. Эффективность использования ИКТ на занятиях в аграрном вузе // В сборнике: Сборник статей международной научно-практической конференции "Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса" Государственный аграрный университет Северного Зауралья. -Тюмень, 2018. - С. 267-270.

3. Потапова И.Н. DIGITAL-глобализация в процессе обучения иностранному языку // В сборнике: Сборник статей II всероссийской (национальной) научно-практической конференции "Современные научно-практические решения в АПК". Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018. С. 319-322.

4. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. К вопросу о дигитализации высшего образования / АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 38-42.

5. Таратута И.В. Эмоциональное состояние студентов как фактор успешности обучения в аграрном вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 191-193.

6. Богданова Ю.З. О дигитализации университетского образования // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. - 2017. - С. 415-419.

7. Таратута И.В. Применение активных и интерактивных методов обучения иностранным языкам в аграрном университете // В сборнике: Сборник статей II всероссийской (национальной) научно-практической конференции "Современные научно-практические решения в АПК" Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - Тюмень, 2018. - С. 283-286.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Трунтаева Татьяна Ивановна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Никаноркина Наталия Владимировна

Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (г. Калуга)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Аннотация. В статье представлены сюжетные задачи по математической логике с практической направленностью. Определены виды этих задач и изложены методические рекомендации по их применению в учебном процессе по математике в вузе. Формулировки задач, методика работы над ними корректировались и дорабатывались в практике их применения в учебном процессе по математике в вузе, как со студентами гуманитарных направлений подготовки, так и со студентами, осваиваемая профессиональная деятельность которых предполагает применение знаний по математике, выходящих за рамки школьного курса математики.

Ключевые слова: практико-ориентированные задачи, практико-ориентированные задачи по математической логике, сюжетные задачи по математической логике, обучение математике в вузе.

Annotation. In the paper are described plot tasks in mathematical logic with a practical focus. Types of these tasks are determined and guidelines for their application in the educational process in mathematics at the university are set out. Formulations of these problems, teaching process with these problems were corrected and refined in the practice of their application in the educational process in mathematics at the university, both with students of the humanitarian areas of training, and with students whose professional activity assumes the use of knowledge in mathematics that goes beyond school mathematics course framework.

Keywords: practice-oriented tasks, practice-oriented tasks in mathematical logic, plot tasks in mathematical logic, teaching mathematics at a university.

Введение. Основным средством обучения математике являются задачи. Ф.В. Дмитриева [5] обращает внимание на то, что содержание обучения может быть включённым в структуру учебной деятельности учащихся только в форме задач. Л.Г. Деменкова и Е.В. Полицинский [4] отмечают, что умение решать задачи является, с одной стороны, необходимым профессиональным качеством, а с другой стороны, лучшим критерием оценки глубины изучения учебного материала. А также, что именно в процессе решения задач формируется универсальное научное мышление, которое может определить успешность любой деятельности, требующей творческого подхода.

Традиционно одним из способов стимулирования познавательного интереса обучаемых в учебном процессе по математике является применение практико-ориентированных задач.

На основе анализа педагогической литературы можно сделать вывод о том, что под практико-ориентированной задачей в обучении понимают

- задачи, реализующие профессиональную направленность обучения [3, 5, 7, 9];

- задачи прикладного характера, актуализирующие межпредметные связи [6, 11];

- задачи, нацеленные на формирование надпредметных умений и навыков [6, 8];

- задачи повседневной жизни, в решении которых нужно применить математический аппарат [4, 10, 11, 12].

Можно отметить, что все авторы подчеркивают нацеленность практико-ориентированных задач в учебном процессе по той или иной дисциплине на развитие познавательного интереса к изучению этой дисциплины, активизацию творческого потенциала студентов, сознательное усвоение учебного материала.

Применение практико-ориентированных задач в учебном процессе по математике позволяет преодолеть противоречие между теоретическим характером изложения учебного материала по математике и возможностью использования полученных знаний в осваиваемой профессиональной деятельности, в повседневной жизни, позволяет продемонстрировать ценность математических знаний через их практические приложения, что способствует созданию положительной мотивации в изучении математики.

Статья посвящена проблеме разработки практико-ориентированных задач для математической подготовки студентов вузов по курсу математической логики.

Изложение основного материала статьи. В курсе математической логики к практико-ориентированным задачам можно отнести следующие:

- задачи, демонстрирующие связи между схоластической логикой и математической логикой;

- задачи, решение которых разъясняет содержание понятий логики, применяемых в повседневной жизни;

- сюжетные задачи на проверку справедливости логического вывода, непротиворечивости условий;

- задачи на переформулирование предложений логически эквивалентыми, но с более простой логической структурой;

- задачи на проверку правильности записи определения математического понятия в виде логической формулы;

- задачи на получение теорем из других теорем по законам логики;

- проблемы логического характера;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.