Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЦЕЛЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин В. Н.

В статье проведен анализ содержания цели оперативно-розыскной деятельности, закрепленной в статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Автор отметил противоречия действующей редакции данного термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PURPOSE OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

The article analyzes the content of the purpose of operational investigative activities, enshrined in Article 1 of Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 "On operational investigative activities". The author noted the contradictions of the current version of this term.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Уголовно-правовые науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_175 УДК 343.9

К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ON THE ISSUE OF THE PURPOSE OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

ОМЕЛИН Виктор Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru;

OMELIN Victor Nikolaevich,

Chief research scientist of the Scientific research institute

of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru

Краткая аннотация: в статье проведен анализ содержания цели оперативно-розыскной деятельности, закрепленной в статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Автор отметил противоречия действующей редакции данного термина.

Abstract: the article analyzes the content of the purpose of operational investigative activities, enshrined in Article 1 of Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 "On operational investigative activities". The author noted the contradictions of the current version of this term.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, цель оперативно-розыскной деятельности.

Keywords: operational-search activity, operational-search activities, the purpose of operational-search activity.

Для цитирования: Омелин В.Н. К вопросу о цели оперативно-розыскной деятельности // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 175-176. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_175.

For citation: Omelin V.N. On the issue of the purpose of operational investigative activities // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 175-176. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_ 175.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2023

Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности выступают важнейшими ориентирами, которые являются установкой для оперативно-розыскных органов и их должностных лиц, направляющей их действия. Достигнутый при этом результат позволяет определить эффективность оперативно-розыскной деятельности. Как правильно заметил О.Л. Васильев, всякая деятельность, не имеющая перед собой конкретной цели бессмысленна [1, с. 20].

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) содержит так называемую норму-дефиницию, т.е. предписание, направленное на закрепление в обобщающем виде признаков оперативно-розыскной деятельности. Из приведенной дефиниции следует, что целью оперативно-розыскной деятельности как одним из видов государственной правоохранительной деятельности является а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, поставив их на первое место в перечне объектов защиты, что напрямую вытекает из требования статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а также из других статей Конституции, в соответствии с которыми «каждый имеет право на жизнь» (ч. 1 ст. 20); «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» ( ч. 3 ст. 41); в ч. 1 ст. 45 закреплено что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Под защитой жизни, здоровья человека и гражданина от преступных посягательств следует понимать создание условий, обеспечивающих их неприкосновенность от преступных посягательств и препятствующих совершению любых преступлений против жизни и здоровья человека, а под защитой прав, свобод - создание условий, обеспечивающих охрану прав и свобод личности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и охраняемых законом. Например, за нарушение права на тайну переписки телефонных переговоров почтовых телеграфных и иных сообщений, гарантированных ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации, установлена уголовная ответственность по ст. 138 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Защита собственности от преступных посягательств как цель оперативно-розыскной деятельности предполагает обеспечение неприкосновенности собственности, а также создание условий по возмещению материального ущерба, причиненного в результате преступного посягательства на собственность. При этом не имеет значения форма собственности: частная, государственная, муниципальная или иная, поскольку оперативно-розыскной деятельности в одинаковой степени призвана защищать любую из них.

Обеспечение безопасности общества и государства как цель оперативно-розыскной деятельности в свою очередь предполагает необходимость осуществления оперативно-розыскной деятельности для предотвращения внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам общества и государства, защиту его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)

Вместе с тем представляется, что действующая редакция цели оперативно-розыскной деятельности не в полной мере адекватна сути описываемого в Законе об ОРД одного из видов правоохранительной деятельности. Аргументами в пользу выдвинутого тезиса служат следующие рассуждения.

Помимо решения задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, Закон об ОРД допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий в ходе оперативно-проверочной работы, например, об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность и др. (ч. 2 ст. 7 закона об ОРД). Важно подчеркнуть, что объектами оперативно-розыскных мероприятий в данном случае не являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления. Цель проводимых при этом (не всех, а ограниченного круга) оперативно-розыскных мероприятий заключается в гипотетической возможности проверяемых лиц действовать вопреки государственным, служебным и профессиональным интересам, что предполагает повышенные к ним требования.

Часть 3 ст. 7 Закона ОРД допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий при наличии соответствующего запроса в области противодействия коррупции, о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение определенных в данной норме должностей, соблюдении данными лицами ограничений и запретов, установленных законом. Кроме того, статья 8.1 Закона об ОРД допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, которые могут и не носить криминального характера, а преследовать лишь коммерческие интересы.

Из сказанного видно, что в данных нормах Закона об ОРД речь также не идет о совершении указанными лицами каких-либо преступных действий.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство.

При формулировке цели ОРД в один ряд поставлены такие термины как «защита» и «обеспечение безопасности», что приводит к смешению двух различных (хотя и родственных) видов деятельности. При этом термин «защита» касается физического лица («защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина»). Соответственно словосочетание «обеспечение безопасности» отнесено к обществу и государству.

Представляется, что такая позиция вызывает определенные сомнения. Отмечая многозначность термина «безопасность» и анализируя ряд имеющихся в юриспруденции понятий, которые отражают многосторонность феномена безопасности, А.Ю. Епихин дает общее определение безопасности как «конечного состояния», которое «является целью и должно быть результатом защиты» (от любого противоправного посягательства). Продолжая свою мысль, А.Ю. Епихин рассматривает «защиту» как один из способов обеспечения безопасности в различных его видах [2, с. 47]. Представляется, что с приведенной точкой зрения есть все основания согласиться.

Кроме того, по мнению некоторых авторов, термин «безопасность» вполне правомерно использовать, когда речь идет о безопасности личности [3]. Так, А.С. Прудников определяет безопасность личности как систему внутренних и внешних условий юридического, экономического и иного характера, предотвращающих угрозу неопределенному кругу лиц в целях защиты их жизни и здоровья, прав и свобод, чести и достоинства, неприкосновенности, осуществляемой органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с общественными объединениями; его взаимосвязь с правопорядком общественным порядком и общественной безопасностью [4, C. 8].

Сказанное об обеспечении безопасности личности имеет непосредственное отношение к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности. Так, п. 6 ст. 14 Закона ОРД обязывает оперативно-розыскные органы содействовать обеспечению безопасности своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

С учетом сказанного полагаем, что было бы правильным, в русле действующей формулировки понятия оперативно-розыскной деятельности, дать короткую и более понятную концовку ст. 1 Закона об ОРД «...в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств». При этом детализация объектов обеспечения безопасности примен0ительно к отдельным оперативно-розыскным органам должна найти отражение в законах, закрепляющих их правовой статус (Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и др.), а также в ведомственных нормативных актах указанных органов.

Библиография:

1.Васильев О..Л. Цели и задачи предварительного расследования и его форм II Вестник Московского университета. Сер. 11 : Право. 2002. № 3. С. 20-43 .

2. Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004, С. 47.

3. Галузин А.Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции): Монография. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.

4. Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): автореф. дис... докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД России. 1999. С. 8.

References:

1. Vasiliev O..L. Goals and objectives of the preliminary investigation and its forms // Bulletin of the Moscow University. Ser. 11 : Pravo. 2002. No. 3. pp. 20-43.

2. Epikhin A.Yu. Ensuring personal security in criminal proceedings. St. Petersburg: Publishing house of R. Aslanov "Law Center Press", 2004, p. 47.

3. Galuzin A.F. Penitentiary security of the individual, society, state (fundamentals of the concept): Monograph. Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2011.

4. Prudnikov A.S. Personal security and its provision by internal affairs bodies (theoretical and legal research): autoref. dis... doct. jurid. M.: Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 1999. p. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.