АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_176 УДК 343.9
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ON THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE GENERAL CONDITIONS CONDUCTING OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES
ОМЕЛИН Виктор Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Российская Федерация, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru;
OMELIN Victor Nikolaevich,
Chief research scientist of the Scientific research institute
of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor. 125130, Russian Federation, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru
Краткая аннотация: в статье на основе анализа научной литературы, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассматриваются вопросы о законодательном регулировании общих условий проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Abstract: the article, based on the analysis of scientific literature, the Federal Law "On operational search activities", discusses the issues of legislative regulation of the general conditions for conducting operational search activities.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Keywords: operational-search activity, operational-search activities, general conditions for conducting operational-search activities.
Для цитирования: Омелин В.Н. О законодательном регулировании общих условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 176-177. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_176.
For citation: Omelin V.N. On the legislative regulation of the general conditions for conducting operational search activities // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 176-177. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_176.
Статья поступила в редакцию: 17.03.2023
Оперативно-розыскные мероприятия являются важнейшей неотделимой составной частью оперативно-розыскной деятельности. Основным способом собирания оперативно значимой информации являются оперативно-розыскные мероприятия. Их роль сегодня также велика при решении задач оперативно-розыскной деятельности. Однако, несмотря на массовость и значимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) [1] до настоящего времени определения понятия «оперативно-розыскное мероприятие» не нашло своего отражения, на что, как недостаток неоднократно указывали специалисты [2, С. 164-169].
Отсутствие нормативного определения понятия оперативно-розыскного мероприятия отрицательно влияет на правоприменительную практику, поскольку не позволяет четко разграничить оперативно-розыскные мероприятия от иных законных действий оперативно-розыскных органов, препятствует однозначному пониманию соотношения между указанными оперативными действиями.
Обратим внимание на то, что в отличие от иных законных действий оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться с соблюдением установленных законом условий, по которыми предлагается понимать установленные Законом об ОРД правила, которыми следует руководствоваться, и требованиями, из которых из которых следует исходить при проведении оперативно-розыскных мероприятий [3, С. 180].
В юридической литературе особое внимание уделяется классификации условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Так, В.Г. Бобров выделяет два вида таких условий: общие условия и частные условия [4, С. 37-40]. Необходимость выделения общих условий проведения оперативно-розыскных мероприятий отмечают и иные авторы, аргументируя это тем, что Закон об ОРД устанавливает дополнительные требования для проведения отдельных, так называемых «острых», оперативно-розыскных мероприятий, а выделение общий условий позволяет соблюсти законность проведения всех без исключения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечить использование полученных результатов [5, С. 50-53].
Общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий можно определить как урегулированные нормами законов и подзаконных нормативных актов требования правовых норм, определяющих порядок подготовки и проведения всех оперативно-розыскных мероприятий в целом, соблюдение которых обусловливает законность и допустимость полученных результатов.
Исходя из содержания норм Закона об ОРД, общими условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются следующие требования процедурного характера:
объектами оперативно-розыскных мероприятий могут быть любые лица на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД), а также предметы и документы, представляющие оперативный интерес. Детальный перечень объектов отдельных оперативно-розыскных мероприятий, которые могут оказаться в сфере ОРД, предусмотрен ведомственными нормативными актами;
наличие юридических (правовых) и фактических оснований для проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия [6, С. 34-36];
Уголовно-правовые науки
соблюдение при проведении оперативно-розыскных мероприятий принципов ОРД (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств) (ст. 3 Закона об ОРД);
участие в подготовке и проведении ОРМ предусмотренных законом лиц: должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; должностных лиц и специалистов, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных лиц с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД);
недопустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения, а также разглашения сведений, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе gведения указанных мероприятий (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД);
возможность использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, технических средств (средств видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки и др.), увеличивающих поисковые и иные возможности человека, а также не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД);
допустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, совместно с работниками уголовно-исполнительной системы (ч. 5 ст. 13 Закона об ОРД);
подготовка и проведение оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, которое подчиняется только непосредственному и прямому начальнику (ч. 3 ст. 16 Закона об ОРД).
возможность вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам, совершаемым при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должностным лицом оперативно-розыскного органа либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга (ч. 4 ст. 16 Закона об ОРД) [7].
Представляется целесообразным внести в данную норму изменения, дополнив его словами: «Причиняемый вред должен быть меньшим, чем вред предотвращенный».
Библиогра фия:
1 .Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995, №33.
Ст. 3349.
2. Воронцов А.В. К вопросу о совершенствовании глоссария оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 164-169.
3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. В.С. Овчинского. - Москва : Норма : ИНФРА-М., 2022.С. 180.
4. Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Лекция. - М., 2003. С. 37-40.
5. Горжанова И.Н. Классификация условий проведения оперативно-розыскных мероприятий// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 3 (31). С. 50-53.
6. Агарков А.В. К вопросу о понятии оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2016. № 2 (47). С. 34-36.
7. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом: Монография. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.
References:
1. Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (ed. dated 06/28/2022) "On operational investigative activities" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995, No.33. St. 3349.
2. Vorontsov A.V. On the issue of improving the glossary of operational investigative legislation of the Russian Federation // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2 (42). pp. 164-169.
3. Commentary to the Federal Law of the Russian Federation "On Operational investigative activities" / ed. V.S. Ovchinsky. - Moscow : Norma : INFRA-M., 2022.P.
180.
4. Bobrov V.G. Operational investigative measures. Grounds and conditions for conducting operational search activities. Lecture. - M., 2003. pp. 37-40.
5. Gorzhanova I.N. Classification of conditions for conducting operational search activities// Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3 (31). pp. 50-53.
6. Agarkov A.V. On the question of the concept of grounds for the implementation of operational investigative measures // Operative (detective). 2016. No. 2 (47). pp.
34-36.
7. Zakhartsev S.I. Operational investigative measures in Russia and abroad: Monograph. / Under the general editorship of V.P. Salnikov. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.