9. Karagodin V.N. Razrabotka i ispol'zovanie programm doprosa // Teoreticheskie i prakticheskie problemy programmirovaniya processa rassledovaniya prestuplenij: mezhvuz. sb. nauch. tr. Sverdlovsk, 1989. S. 61-67.
10. Chencov E.V., Shchukin V.I. Osobennosti taktiki doprosa pri rassledovanii ekonomicheskih prestuplenij v sfere zheleznodorozhnogo transporta // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 256-262.
КУРТЫНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского и уголовного права и процесса Московского международного университета (ММУ) ([email protected]).
АФАНАСЬЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Московский международный университет, Московский университет им. А.С. Грибоедова ([email protected]).
KURTYNOV, IGOR V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal and Civil Law of MMU ([email protected]).
AFANASIEV, MIKHAIL A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Moscow International University, University of Moscow named after A.S. Griboedov ([email protected]).
УДК 343.3 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-153-157
ГАВРИЛОВ Д.А., ГАВРИЛОВА В.Д. К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И НАЦИЗМУ
Ключевые слова: правовая политика, экстремизм, нацизм, информационные технологии, традиционные ценности, гуманистические идеалы.
Статья посвящена анализу кардинальных изменений в правовой политике Российского государства в сфере противодействия экстремизма и нацизма в эпоху глобального информационного общества. Острота и социальная злободневность этой темы дает основания авторам полагать, что функция противодействия экстремизму и нацизму, особенно в среде молодежи, становится самостоятельным направлением правовоспитательной политики РФ и подфункцией в рамках идеологической функции государства. Авторы рассматривают в качестве основных способов противодействия экстремизму и нацизму координирующую, финансовую, идеологическую и специально-юридическую деятельность Российского государства и институтов гражданского общества. Мировоззренческой основой соответствующей правовой политики являются традиционные духовно-нравственные ценности, нуждающиеся в особой защите в целях укрепления безопасности страны.
GAVRILOV D.A., GAVRILOVA V.D.
ON THE QUESTION OF THE TRANSFORMATION OF THE LEGAL POLICY IN THE FIELD OF COUNTERING
EXTREMISM AND NAZISM
Keywords: legal policy, extremism, Nazism, information technology, traditional values, humanistic ideals.
The article is devoted to the analysis of cardinal changes in the legal policy of the Russian state in the field of countering extremism and Nazism in the era of the global information society. The acuteness and social relevance of this topic gives the authors reason to believe that the function of countering extremism and Nazism, especially among young people, is becoming an independent direction of the legal education policy of the Russian Federation and a sub-function within the ideological function of the state. The author considers the coordinating, financial, ideological and special legal activities of the Russian state and civil society institutions as the main ways to counter extremism and Nazism. The ideological basis of the relevant legal policy is the traditional spiritual and moral values that need special protection in order to strengthen the security of the country.
В эпоху глобальной трансформации социально-экономических, геополитических, цивилизационных основ мироустройства остро актуализируется потребность в создании и поддержании устойчивой идеологии, системы мировоззренческих ориентаций, связанных с достоверным восприятием, осознанием и пониманием смысла исторических и современных событий. В настоящее время такая острая потребность возникает в Российской Федерации, во-первых, в связи с конституционными новеллами, во-вторых, в связи с беспрецедентным давлением западных санкций на экономическую, политическую, правовую систему Российской Федерации, в-третьих, в свете цифровизации и её негативного влияния на историческую память и сознание молодого российского поколения. В первую очередь, сказанное относится к борьбе против экстремизма и нацизма. Противодействие идеологии экстремизма и нацизма должно быть делом Российского государства, так как информационное пространство мирового Интернета наполнено недостоверными и ошибочными суждениями, мнениями и информацией о деятельности российских органов власти, российского общества и граждан. Идеологическое воздействие на массовое сознание и поведение членов любого общества с помощью информационных технологий весьма существенное, поэтому нуждается в помощи государства: организационной, идеологической, финансовой, правовой.
Важнейшим инструментом правового обеспечения противодействия экстремизму и нацизму является правовая политика - системная целенаправленная деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленная на создание условий для эффективного развития правовой системы, борьбы с правонарушениями и другими
негативными явлениями [1]. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности содержит подробное определение понятия экстремистской деятельности (экстремизма). Однако представляется, что не все опасные и деструктивные компоненты экстремизма, как феномена, нашли законодательное отражение. Для экстремистской идеологии характерно возбуждение ненависти, вражды, ощущения превосходства и исключительности, «второсортности» той или иной социальной группы по отношению к другой, выраженное в крайних нелестных и полярных оценках, направленное против сложившегося правопорядка и противостоящее этому правопорядку. Одним из видов экстремизма правильно, на наш взгляд, названо использование нацистской атрибутики или символики в целях оправдания или пропаганды положений этой идеологии. Особенно велико негативное воздействие этой идеологии на молодежь, из числа которой недружественные страны и организации как раз и формируют с помощью информационных технологий ресурс для проведения антироссийской политики.
Количество преступлений экстремистской направленности мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое такое преступление способно вызвать повышенный общественный резонанс и дестабилизировать внутриполитическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ от 14.03.2020 (далее - Закон о поправке к Конституции) ввел ряд понятий, например: а) «система публичной власти», которая согласно ч.3 ст.132 Конституции РФ состоит из органов государственной власти (далее - федеральные органы) и органов местного самоуправления (далее - муниципальные органы); б) «молодежная политика», вопросы которой отнесены к совместному ведению Российской Федерации и регионов наряду с общими вопросами воспитания, культуры науки, образования, физической культуры и спорта (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ). Новый предмет совместного ведения был раскрыт в Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ (далее - Закон о молодежной политике). Были определены: а) возрастные границы понятия молодежь - от 14 до 35 лет; б) понятие, направление и цели политики, проводимой в отношении данной группы; в) полномочия органов публичной власти в данной сфере; г) иные аспекты.
Молодежь представляет собой будущее нашего общества, в силу же неопытности она подвержена различным угрозам, среди которых идеологии экстремизма и нацизма. Закреплено, что федеральные, региональные и муниципальные органы взаимодействуют в решении вопросов молодежной политики. Данный вывод следует из анализа Закона о молодежной политике:
а) одной из ее целей выступает формирование у молодежи системы нравственных и смысловых ориентиров, которые позволят противостоять идеологии экстремизма и национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции и другим негативным социальным явлениям;
б) одним из ее направлений является предупреждение экстремизма в деятельности молодежных объединений, антиобщественных действий молодежи и правонарушений.
На наш взгляд, данные положения имеют прямую связь с национальной безопасностью РФ. Так, в условиях усиливающейся нестабильности в мире, роста радикальных и экстремистских настроений, негативного влияния цифровой среды на сущностные аспекты природы человека приобретают особое значение сплоченность и духовный потенциал общества, предотвращение распространения недостоверной общественно значимой информации. Говоря о сплоченности и духовном потенциале общества, выделим меры, принимаемые органами публичной власти для сохранения и защиты традиционных российских ценностей. Представление о примерном перечне данных духовно-нравственных ориентиров можно получить, обратившись к Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», пункту 91 документа. К таким ценностям относится жизнь, права и свободы человека, служение Отечеству, историческая память, справедливость, гуманизм и т.д.
Обратим внимание на такие понятия, как историческая правда и историческая память, имеющие особое значение для РФ. Справедливо говорить о том, что Законом о поправке к Конституции защита исторической правды была обозначена как новое направление государственной политики России (ч.3 ст.67.1 Конституции РФ). Данная новелла является важной мировоззренческой поправкой, в широком смысле это касается всех исторических событий, так или иначе затрагивающих вопрос защиты Отечества и оценку связанных с ней памятных событий и героического духа русского народа [2, с. 66] во избежание фальсификации истории. При этом
федеральные органы провели комплекс мер по сохранению и защите исторической памяти еще в 2014 году. Так, законодатель криминализовал реабилитацию нацизма: в систему уголовного закона была введена статья 354.1. Была установлена ответственность за посягательство на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй Мировой войны.
В судебной практике по ст.354.1 УК РФ в качестве подсудимых, к сожалению, фигурируют и представители молодежи - студенты. Показательны вынесенные в отношении студентов судебные решения: приговор Волгоградского областного суда от 01.03.2021 N 2-10 [3] (далее -приговор Волгоградского суда) и приговор Пермского краевого суда от 06.11.2020 по делу N 2-2 [4] (далее - приговор Пермского суда).
В приговоре Волгоградского областного суда отражены факты, свидетельствующие об искреннем раскаянии подсудимого Б.М.МА. в содеянном (поведение после совершения преступления, публичные извинения перед ветеранами Волгоградской области, удаление из интернета записей, оправдывающих деятельность Гитлера и пр.). При назначении наказания с учетом смягчающих обстоятельств были учтены «и другие имеющие значение данные о личности подсудимого», и орган публичной власти принял во внимание и молодой возраст Б.М.МА.
Однако в приговоре Пермского суда молодой возраст подсудимого Ш. не был учтен. Ш. не признавал свою вину и считал, что А.А. Власов в силу прежних военных заслуг имеет право быть в строю «Бессмертного полка». Суд признал доводы Ш. несостоятельными, поскольку Власов, перейдя на сторону врага и изменив Родине, что подтверждается судебными решениями СССР, боролся за победу идей нацизма, поэтому демонстрация изображения этого человека наряду с героями, сражавшимися против нацистской Германии, неприемлема и входит в противоречие с исторической правдой и памятью. Орган публичной власти принял во внимание, что субъект: а) в переписке называл День Победы «днем победобесия»; б) заявил, что он бы помог Власову, борющемуся за идеи нацизма, «в той войне»; в) имеет отрицательные характеристики личности. На приговор Пермского суда была подана апелляционная жалоба, в которой адвокат в защиту Ш. отметила, что он имеет право: а) заниматься поиском исторической правды; б) выражать свое мнение по поводу исторических событий. Четвертый апелляционный суд признал эти доводы необоснованными, разделил мнение суда первой инстанции: приговор оставлен без изменения [5].
Данные примеры выявили проблему деформации правосознания молодежи, низкий уровень правовой культуры, поверхностные представления о сущности идеологии нацизма, незнание исторических фактов. Представители молодежи, пытающиеся доказать допустимость альтернативного взгляда на историю, игнорируют традиционные российские ценности и историческую память о жертвах нацизма. Следует согласиться с тем, что пределы для свободной оценки военной истории определены приговором Нюрнбергского трибунала 1946 г., признавшим деяния нацистской Германии преступлениями против мира и человечества и установление федеральным органом уголовной ответственности за реабилитацию нацизма является закономерным [6]. Считаем, что деятельность органов публичной власти в сфере защиты исторической памяти среди молодежи должна быть направлена на пресечение подобных деяний и на формирование позиции, соответствующей приговору Нюрнбергского трибунала 1946 г. Таким образом осуществляется противодействие идеологии нацизма, пресекаются и попытки распространения идеологии экстремизма.
По смыслу п.4 ст.2 Закона о молодежной политике ее меры рассчитаны на создание условий для развития и самореализации молодежи, воспитания, имеющего гражданско-патриотический и духовно-нравственный характер. Так, справедливо говорить, что данный комплекс рассчитан на применение такого метода воспитания и развития личности, как убеждение, состоящее из постоянной разъяснительной работы, формирующей у личности позицию, соответствующую традиционным ценностям РФ.
Сегодня угроза экстремизма воплощается и в информационном пространстве, не только детям и молодежи, но порой и зрелому человеку трудно отличить в интернете правдивую новость от «неправды» - фейка, то есть недостоверной общественно значимой информации. Достаточно актуальным является вопрос о возможности научить общество в целом, в частности детей и представителей молодежи, распознавать фейки. В противном случае последует недоверие органам публичной власти, возникнет риск нивелирования и таких традиционных ценностей, как служение Отечеству, ответственность за его судьбу, патриотизм, гражданственность, историческая правда.
Рассматривая этот вопрос по отношению к современной молодежи, отметим, что такие ситуации происходят в силу недостаточности знаний и неразвитого критического мышления.
В частности, сегодня распространение получили фейки, связанные с дискредитацией Вооруженных Сил РФ, и неподготовленный человек, читая соответствующую информацию из недостоверных источников, порой верит ей. Тем самым подрывается доверие этого лица к Российской Федерации, за повтором подобных ситуаций усиливаются угрозы национальной безопасности РФ и ее единства, как составляющего элемента данной системы.
В качестве примера фейка можно привести следующее. Стало известно, что российский БТР-82А на полном ходу расстрелял грузовик «Богдан» украинских вооруженных формирований. Украинские пропагандисты, в свою очередь, попытались выставить все таким образом, что именно украинские вооруженные формирования нанесли удар по российским. Но для людей, интересующихся машинами и военной техникой, является очевидным, что это фальшивая новость: так, подобные грузовики никогда не поставлялись российским вооруженным силам, в связи с чем на видео украинский грузовик. При этом, действительно, неподготовленному человеку было бы сложно выяснить, является ли новость правдивой или она все-таки фейковая. Разоблачение фейка было освещено в СМИ и на официальном портале «Российская газета», тем самым было предотвращено дальнейшее распространение данной информации. Отсюда для противодействия экстремизму и нацизму необходимо взаимодействие органов публичной власти и принятие комплекса мер, основанного на традиционных российских ценностях и связанного с применением методов убеждения и принуждения, что имеет особое значение для сферы молодежной политики ввиду неопытности данной группы и роста экстремистских настроений.
Говоря о потенциале правовой политики в сфере противодействия нацизму и экстремизму, следует отметить. Правовая политика в этой сфере создает условия для эффективной правотворческой деятельности с учетом действующих стратегий государственно-правового развития по обеспечению национальной безопасности. Правотворческая форма правовой политики выражается в нормах-декларациях, нормах-принципах Конституции РФ, в преамбулах иных нормативно-правовых актов, содержащих актуальное понимание ценностных ориентиров нормативного регулирования. Правоохранительная форма правовой политики нацелена на недопущение проявлений экстремизма в молодежной среде. Правовое просвещение как форма правовой политики так же очень важно для формирования ценностных и поведенческих установок молодежи, формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры молодежи, способности к критическому мышлению, позволяющему отграничить правду от фейка.
Таким образом, правовая политика в сфере противодействия экстремизму и нацизму обусловлена необходимостью последовательной защиты прав и свобод молодежи, исторической памяти, правды, информационной безопасности, а также должна включать в себя систематическую деятельность органов публичной власти и институтов гражданского общества, основанную на традиционных российских ценностях и гуманистических идеалах.
Литература и источники
1. Малько А.В. Теория правовой политики: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 328 с
2. Фалалеева И.Н., Гаврилова В.Д. Защита исторической правды - новое направление государственной политики Российской Федерации // Право и практика. 2021. № 4. С. 65-71.
3. Приговор Волгоградского областного суда от 01.03.2021 N 2-10 // СПС КонсультантПлюс
4. Приговор Пермского краевого суда от 06.11.2020 по делу N 2-2 // СПС КонсультантПлюс
5. Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда от 18 января 2021 г. по делу N 55-7/2021// СПС КонсультантПлюс
6. Гаврилов Д.А., Гаврилова В.Д. Правовые основы государственной политики памяти в Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России.2022. № 1(60). С. 172-180.
References and Sources
1. Mal'ko A.V. Teoriya pravovoj politiki: monografiya. M.: Yurlitinform, 2012. 328 s.
2. Falaleeva I.N., Gavrilova V.D. Zashchita istoricheskoj pravdy - novoe napravlenie gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii // Pravo i praktika. 2021. № 4. S. 65-71.
3. Prigovor Volgogradskogo oblastnogo suda ot 01.03.2021 N 2-10 // SPS Konsul'tantPlyus
4. Prigovor Permskogo kraevogo suda ot 06.11.2020 po delu N 2-2 // SPS Konsul'tantPlyus
5. Apellyacionnoe opredelenie Chetvertogo apellyacionnogo suda ot 18 yanvarya 2021 g. po delu N 55-7/2021// SPS Konsul'tantPlyus
6. Gavrilov D.A., Gavrilova V.D. Pravovye osnovy gosudarstvennoj politiki pamyati v Rossijskoj Federacii // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii.2022. № 1(60). S. 172-180.
ГАВРИЛОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доцент кафедры философии и теории права Волгоградского государственного университета ([email protected]).
ГАВРИЛОВА ВИОЛЕТТА ДМИТРИЕВНА - студентка Института права Волгоградского государственного университета.
GAVRILOV, DMITRY A. - Associate Professor of the Department of Philosophy and Theory of Law of Volgograd State University. GAVRILOVA, VIOLETTA D. - Student, Institute of Law, Volgograd State University ([email protected]).
УДК 347.961 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-157-161
ЛАГОДИНА Е.И.
НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
Ключевые слова: нотариат, правоохранительная функция, профилактика преступлений, недвижимость, единая информационная система, регистрация прав.
20-е годы настоящего столетия ознаменовались возросшим уровнем преступности в сфере собственности. Поскольку мошенничество, связанное с оборотом недвижимости, не выделяется в отдельный состав УК РФ, статистика МВД РФ содержит лишь общие данные о количестве зарегистрированных случаев. Одной из причин роста преступлений в сфере недвижимости явилось несовершенство гражданского законодательства, как правило, предусматривающее простую письменную форму для сделок. В настоящей статье рассматриваются преимущества нотариального удостоверения сделок. В результате исследования сделаны выводы, что нотариат, как публично-правовой орган, выполняет не только правоохранительную и профилактически-превентивную функции, но и способен оказать неоценимую помощь в объективном и справедливом расследовании уголовных преступлений и рассмотрении гражданских дел.
LAGODINA, E.I.
NOTARIAL CERTIFICATION OF TRANSACTIONS AS A WAY TO COUNTER REAL ESTATE CRIMES
Key words: notary, law enforcement function, crime prevention, real estate, unified information system, registration of rights.
The 20s of the present century were marked by an increased level of crime in the field of property. Since fraud related to the turnover of real estate is not allocated to a separate part of the Criminal Code of the Russian Federation, the statistics of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation contains only general data on the number of registered cases. One of the reasons for the increase in crimes in the real estate sector was the imperfection of civil legislation, which usually provides for a simple written form for transactions. This article discusses the advantages of notarization of transactions. As a result of the study, it was concluded that the notary public, as a public legal body, performs not only law enforcement and preventive functions, but is also able to provide invaluable assistance in the objective and fair investigation of criminal offenses and consideration of civil cases.
Во всем мире нотариат - это необходимая составляющая правовой системы демократического государства, для которого характерны развитые экономические отношения. Нотариус играет важную роль в повышении правовой культуры населения и укреплении правовых основ гражданского оборота. В данной статье рассмотрим нотариальную деятельность с позиции ее правоохранительной функции, а также обозначим арсенал правовых средств и гарантий по предупреждению преступлений, которые сегодня способен предложить нотариат. Именно при реализации правоохранительной функции проявляется публичный характер нотариальной деятельности. Правоохранительная функция нотариата характеризует его в целом как институт, осуществляющий публично-правовую функцию по обеспечению законности и правомерности и правомерности действий граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота.
В настоящее время наблюдается всплеск преступлений в сфере недвижимости. По данным исследования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проведенного в 2020 году, рост преступности при обороте недвижимости увеличился на 18,3 % [1]. Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты, за три последних года российские нотариусы выявили 1234 поддельных документа. Однако официальные данные не отражают всех случаев мошеннических схем, которые предотвращают нотариусы. Большое количество противоправных действий направлено на злоупотребление доверием граждан.
Нотариальное удостоверение сделок предотвращает преступления в отношении недвижимого имущества. Прежде всего, речь идет о сделках, совершаемых в результате введения в заблуждение собственника относительно вида подписываемого документа. В первую очередь, это касается лиц, злоупотребляющих спиртным или наркотическими веществами. Например, полагая что подписывает договор займа, гражданин заключает договор купли-продажи недвижимости. Особое значение имеет пресечение преступлений с жильем в связи с социальной значимостью темы. По мнению профессора М.Н. Илюшиной: «защита жилищных прав требует особого внимания, так как в наибольшей степени подвержена рискам мошенничества» [2, с. 35].
Перед совершением любого юридически значимого действия нотариусом устанавливается личность клиентов, проверяется действительность их паспортов. Далее выясняется воля граждан, в процессе беседы нотариус проверяет, осознает ли гражданин значение своих действий. Нотариус должен объяснить участникам суть и правовые последствия предстоящей сделки, проверить все ее