УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 346.26:719:341.355.22
DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3725
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ НЕДОПУЩЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И. Э. Мартыненко
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Поступила в редакцию 21 сентября 2021 г.
Аннотация: исследуются актуальные проблемы организации противодействия реабилитации нацизма. Цель данной статьи - ознакомление юридической общественности с новым .законодательством союзного государства - Республики Беларусь, направленным на противодействие реабилитации нацизма, обобщение первого опыта его применения для разработки рекомендаций по квалификации преступлений и правонарушений в данной сфере. Сформулированы предложения по введению в учебный процесс курса лекций «Правовая защита военно-исторического наследия», изучение которого позволит овладеть правовым инструментарием защиты памяти о погибших в Великой Отечественной войне и недопущении различных форм реабилитации нацизма.
Ключевые слова: недопущение реабилитации нацизма, военно-историческое наследие, надругательство над памятниками защитникам Отечества, преступления против мира и безопасности человечества, экстремистская деятельность.
Abstract: the current problems of the organization of counteraction to the rehabilitation of Nazism are investigated. The purpose of this article is to familiarize the legal community with the new legislation of the Union state - the Republic of Belarus, aimed at countering the rehabilitation of Nazism, generalizing the first experience of its application for the development of recommendations for the qualification of crimes and offenses in this area. Based on the results of the study, proposals were formulated for the introduction of a course of lectures "Legal protection of military historical heritage" into the educational process, the study of which will allow you to master the legal tools for protecting the memory of those who died in the Great Patriotic War and preventing various forms of rehabilitation of Nazism.
Key words: prevention of the rehabilitation of Nazism, military-historical heritage, desecration of monuments to the defenders of the Fatherland, crimes against the peace and security of mankind, extremist activity.
В Республике Беларусь уделяется приоритетное внимание недопущению реабилитации нацизма. С этой целью создана система законодательства, учитывающего новые вызовы и угрозы военно-историческому наследию. При подготовке данной статьи мы опирались
191
© Мартыненко И. Э., 2022
на исследования А. В. Андреевой 1 А. Ю. Иванова2, А. Г. Кибальника3, М. Г. Левандовской4, которые анализировали проблему социальной обусловленности установления уголовной ответственности за реабилитацию нацизма, сохранение исторической памяти о погибших при защите Отечества. Однако указанные авторы не обращались к белорусскому опыту противодействия возрождению нацизма, что и обусловливает актуальность предложенной работы.
Правовую основу деятельности по недопущению реабилитации нацизма составляют:
Конституция Республики Беларусь, в соответствии с которой каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ч. 1 ст. 33); при этом запрещается пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ч. 3 ст. 5);
законы и иные акты законодательства. Так, 14 мая 2021 г. в Республике Беларусь принят Закон «О недопущении реабилитации нацизма»5;
на отношения, связанные с противодействием реабилитации нацизма, не урегулированные указанным выше законом, распространяется действие законодательства о противодействии экстремизму, в частности законы «О противодействии экстремизму» в редакции от 14 мая 2021 г. и «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» от 14 мая 2021 г. (оба закона вступили в силу с 16 июня 2021 г.), которыми определен срок рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства о признании организации, в том числе иностранной или международной, экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, ее ликвидации, запрещении использования ее символики и атрибутики, о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами; ,_ международные договоры Республики Беларусь по вопросам защи-о1 ты военно-исторического наследия, а также другие соглашения, которые устанавливают правовые основы обеспечения недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их сч пособников. К числу таковых относятся: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям
192
1 См.: Андреева А. В. Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за реабилитацию нацизма в РФ // Вестник Моск. ун-та МВД России. М., 2015. № 8. С. 112-114.
2 См.: Иванов А. Ю. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2018.
3 См.: Иванов А., Кибальник А. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (ч. 1, 2 ст. 354.1 УК РФ) // Уголовное право. М., 2015. № 4. С. 27-32
4 См.: ЛевандовскаяМ. Г. Реабилитация нацизма как преступление // Вестник ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 12. С. 155-162.
5 О недопущении реабилитации нацизма : закон Республики Беларусь от 14 мая 2021 г. № 103-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 15.05.2021, 2/2823.
и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 104 утверждено Соглашение об увековечении памяти о Р мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Не- р зависимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ^ Сущностную основу белорусского законодательства составил Модель- о ный закон «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, ге- ы роизации нацистских преступников и их пособников», принятый 17 мая е 2012 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ6, к принципиальные положения которого учтены в белорусском законодательстве. р
Согласно ст. 3 Закона «О недопущении реабилитации 14 мая 2021 г. № 103-З определено, что недопущение реабилитации на- Ы цизма основывается на принципах законности; сохранения исторической памяти и недопущения фальсификации истории, в том числе искажения е исторических фактов; признания, соблюдения и защиты прав, свобод и за- Ы конных интересов граждан, а также прав и законных интересов организа- х ций; сочетания гласных и негласных методов недопущения реабилитации о нацизма; приоритета обеспечения национальной безопасности Республи- у ки Беларусь; сотрудничества государства с организациями и гражданами; е приоритета мер профилактики правонарушений, направленных на вы- и явление и устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма; неотвратимости наказания за реабилитацию нацизма. о
В Республике Беларусь согласно новому законодательству запреща- и ется: |
реабилитация нацизма; Ц
финансирование реабилитации нацизма (т. е. предоставление или и сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе х имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллек- ц туальной деятельности, любым способом для совершения действий, на- м правленных на реабилитацию нацизма в любой форме, как отдельными Р лицами, так и экстремистскими организациями и формированиями);
деятельность организации, представительства международной или иностранной организации, индивидуального предпринимателя, направ- 93 ленная на реабилитацию нацизма;
пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети «Интернет» либо иной информационной сети.
Как показывает практика, глобальную сеть «Интернет» достаточно часто используют для выражения нацистских взглядов, уповая на обез-личенность авторства, что является ошибочным представлением.
6 О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников : модельный закон. Приложение к постановлению МПА СНГ от 17 мая 2012 г. № 37-18.
Так, на своей странице в одной из социальных сетей гр. А. разместил доступные для свободного просмотра и скачивания фото- и видеоматериалы, направленные на разжигание расовой, национальной и иной социальной вражды или розни. Этот житель Витебска активно пропагандировал свои взгляды, в том числе среди учащихся средних учебных заведений и в Интернете. К примеру, на одной из фотографий своего профиля «Вконтакте» он запечатлен демонстрирующим нацистское приветствие на фоне Площади Победы и Мемориального комплекса в честь советских воинов, партизан и подпольщиков, которые признаны историко-культурной ценностью, т.е. памятником (объектом культурного наследия). По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 346 УК Беларуси (надругательство над историко-культурными ценностями)7.
Законом «О недопущении реабилитации нацизма» от 14 мая 2021 г. № 103-3 запрещается изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики и атрибутики в целях распространения. К нацистской символике и атрибутике согласно Приложению 1 к постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь «Об установлении перечней организаций и иных структур, их символики и атрибутики» от 27 декабря 2019 г. № 3408 относятся: свастика; гимн Национал-социалистской рабочей партии Германии — «Песнь Хорста Весселя»; нацистское партийное приветствие; эмблема Национал-социалистской рабочей партии Германии «Parteiadler»; флаг Третьего рейха «die Hakenkreuzflagge»; эмблема Национальной фашистской партии Италии — связка прутьев с вложенным в них топором; эмблема СС; атрибуты униформы членов СС и войск СС; атрибут униформы сотрудников СД; эмблема СА.
Исключение из указанного выше запрета составляют случаи публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской Z символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой ^ символики и атрибутики в целях распространения при осуществлении g в соответствии с законодательством деятельности в области теа-041 трального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, би-
_блиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела,
194 организации и проведения культурно-зрелищных и иных культурных
-мероприятий (эта деятельность регламентирована Кодексом Республики
Беларусь о культуре9), издательского дела, образовательной и научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации. Обязательное условие — отсутствие признаков пропаганды нацистской символики и атрибутики.
7 СБ-Беларусь сегодня. 2019. 21 марта.
8 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2020, 8/34989.
9 Кодэкс Рэспублш1 Беларусь аб культуры от 20 июля 2016 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 02.08.2016, 2/2412.
Что же такое реабилитация нацизма? Ответ на этот вопрос дан в ст. 1
Закона «О недопущении реабилитации нацизма» от 14 мая 2021 г. № 103-З.
Реабилитация нацизма - это действия, совершенные публично
либо с использованием публично демонстрируемого произведения или Р
средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети «Ин- р
тернет», или иной информационной сети, выражающиеся: м
в оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, призна- °
~о
нии их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подра- ы
жания, а также в распространении идеологии нацизма; е
одобрении или отрицании преступлений против мира и безопас- К
ности человечества, военных и других преступлений, установленных °
приговором Международного военного трибунала либо приговорами на- р
циональных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на в
приговоре Международного военного трибунала; §
оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных е
преступными либо виновными в совершении преступлений приговором м
Международного военного трибунала либо приговорами национальных, р
военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Н
Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с таки- д
ми лицами и (или) структурами либо организациями на оккупирован- §
ной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и во- щ
енных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких н
политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно ^
содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или) структур е
либо организаций, указанных выше, в любой форме; б
героизации нацистских преступников и их пособников - преднаме- л
ренном прославлении их, а также совершенных ими преступлений. 0
Говоря о правовых мерах, направленных на предотвращение реаби- и
литации нацизма, то они должны осуществляться посредством: граж- х
данского и патриотического воспитания детей и молодежи, формирова- о
ния у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и з
патриотизма; осуществления профилактических мер; предупреждения, 5
выявления и пресечения реабилитации нацизма. Так, в рамках профи- р
лактики реабилитации нацизма проводится мониторинг соблюдения_
законодательства в части недопущения реабилитации нацизма; при- 195
нимаются меры по формированию в обществе нетерпимости к нацизму-
и его реабилитации; разработана информационная продукция в целях недопущения реабилитации нацизма.
Важным является противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, имеющая цель исключить случаи (такие примеры, к сожалению, еще встречаются, например в Прибалтийских государствах - бывших союзных республиках10) мемориализации нациз-
10 См.: О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости : доклад МИД России. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_
ма. Поэтому установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, не должна содержать признаков реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников. Создание мемориальных музеев, установление на местах боевых действий памятных знаков, организация выставок, охранение и обустройство отдельных территорий, связанных с историческими событиями Великой Отечественной войны, не должны быть направлены на формирование позитивного отношения к идеологии нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников.
К мерам противодействия реабилитации нацизма в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» от 14 мая 2021 г. № 103-3 относятся: официальное предупреждение; предписание; приостановление деятельности, которая направлена на реабилитацию нацизма; признание организации, деятельность которой направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской, запрещение ее деятельности и ликвидация такой организации; противодействие деятельности экстремистских формирований, которая направлена на реабилитацию нацизма; запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма; противодействие финансированию реабилитации нацизма.
И такие примеры принципиального реагирования уже имеются.
Так, в апреле 2021 г. прокурор г. Гродно на основании Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» предъявил в экономический суд исковое заявление о ликвидации культурно-просветительского частного учреждения «ЦГЖ» в связи с грубым нарушением ,— законодательства. Указанная организация в арендованном помещении в о: ходе организованной выставки организовала публичную демонстрацию художественной картины, выполненной художником П., с изображением бывшего полицая с автоматом на плече. Экспертной комиссией сделан о однозначный вывод о том, что представленные для исследования материалы (изображение портрета полицая и комментарии художника к написанной им картине) содержат признаки реабилитации нацизма через 196 героизацию конкретной личности, призыв к подражанию ему (указание на одобрения осуществленных им действий в годы Великой Отечественной войны и в поствоенное время), публичное одобрение личности коллаборациониста. На основании решения суда указанная организация ликвидирована11.
Следует отметить, что на основе данного закона в стране создана эффективная система органов противодействия реабилитации нацизма. Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О недопущении
соорегайоп/-/а88е^риЬИ8Нег/ЪВ3МУ^6тВЕС/соЩеЩ/1^3193903 (дата обращения: 13.07.2021).
11 Архив экономического суда Гродненской области за май 2021 г.
реабилитации нацизма» от 14 мая 2021 г. № 103-3 общее руководство деятельностью по противодействию реабилитации нацизма осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет министров Республики Беларусь.
Установление уголовной ответственности за нарушения законодательства, направленного на недопущение реабилитации нацизма, и совершение преступлений
За реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети «Интернет» либо иной информационной сети, изготовление, распро- к странение нацистской символики и атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики и атрибутики в целях распространения граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами. в С учетом складывающейся общественно-политической обстановки я 26 мая 2021 г. принят закон «Об изменении кодексов по вопросам уголов- е ной ответственности»12. В связи с этим для надлежащей уголовно-пра- Ы
вовой охраны отношений, связанных с противодействием современным х
е
вызовам и угрозам, соответствующие дополнения внесены и в уголовный о закон. Введена самостоятельная норма об уголовной ответственности за у реабилитацию нацизма — ст. 130-1 Уголовного кодекса Республики Бела- е
О)
о "о
X
а> х
=1 "о о
х о .г
русь (далее - УК).
При анализе данной нормы и прогнозировании сложностей в практике ее применения следует исходить из того, что нацизм по своей сути а направлен сразу на несколько объектов уголовно-правовой охраны и за- и трагивает интересы личности, общества, государства. Основной объект | данного преступления — это отношения по обеспечению мира и безопас- о ности человечества, сохранению исторической памяти народов мира о и фактах совершения в годы Второй мировой войны международно-правовых преступлений против мира и безопасности человечества нацистами, осужденных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, а также по сохранению исторической памяти о деятельности СССР в годы Второй мировой войны и его значительной и решающей роли в победе над фашизмом.
Факты, которые были установлены приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных преступников европейских стран оси, представляют собой итоговые решения Нюрнбергского военного трибунала, осудившего нацизм как преступную систему и идео-
197
логию13
12 Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности : закон Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 08.06.2021, 2/2832.
13 См.: Левандовская М. Г. Реабилитация нацизма как преступление // Вестник ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 12. С. 158.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.130-1 УК Беларуси, характеризуется альтернативными действиями, совершенными публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети «Интернет» или иной информационной сети, выражающиеся в:
1) оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, признании их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подражания, а также в распространении идеологии нацизма. Здесь уместно общепринятое доктринальное и нормативное определение: нацизм - это тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 г., связанные с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности человечества, военными и другими преступлениями, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси;
2) одобрении или отрицании преступлений против мира и безопасности человечества, военных и других преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала. Под одобрением преступлений, установленных этим приговором, понимается заявление, сообщение неопределенному кругу лиц о признании допустимости совершенных нацистами международно-правовых преступлений в годы Второй мировой войны, об их оправдании, одобрении, правильности, заслуживающими
,_ поддержки и похвалы, и т. п. Под отрицанием фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, понимается заявление, сообщение неопределенному кругу лиц о непризнании существо-сч вания таких фактов, отречение от них, исключение наличия, опровержение решений международного Нюрнбергского военного трибунала;
3) оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных 198 преступными либо виновными в совершении преступлений приговором
Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или) структур либо организаций, указанных в настоящем абзаце, в любой форме.
Под названными выше структурами, признанными преступной организацией приговором Международного военного трибунала, в тексте
Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика
данной нормы понимаются: Национал-социалистская рабочая партия Германии; военизированные формирования Национал-социалистской рабочей партии Германии - СА; военизированные формирования Национал-социалистской рабочей партии Германии - СС; политическая поли- Р ция гитлеровской Германии - ГЕСТАПО; спецслужба Национал-соци- р алистской рабочей партии Германии - СД; Национальная фашистская ^ партия Италии; Служба охраны порядка как военизированная добро- о вольческая коллаборационистская структура, включавшая территори- ы альные управления и участки, полицейские комендатуры, полицейские е гарнизоны, батальоны вспомогательной охранной полиции и отдельные к отряды полиции, созданная немецкой оккупационной администрацией Р для осуществления карательно-полицейских функций на оккупирован- р ной территории СССР в годы Второй мировой войны и исполнявшая пре- § ступные приказы руководства СС и СД. Ы Именно такой список указан в Перечне организаций и иных струк- ^ тур, указанных в ч. 7 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», утвержденный постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 34014.
а> "о
4) героизации нацистских преступников и их пособников - преднаме- о
п
а> х
ренном прославлении их, а также совершенных ими преступлений.
Способ совершения деяний указан в законе как публичный, такие де- е яния должны быть обращены к неопределенному кругу лиц. Как отмечает А.Ю. Иванов, признак публичности при совершении таких действий имеет место, если оно производится в отношении (в присутствии) двух и о более лиц, причем использование СМИ сразу же переводит рассматрива- и емое преступление в разряд его квалифицированных видов15. и
Состав данного преступления является формальным, в силу чего о считается оконченным с момента совершения действий, составляющих и объективную сторону, вне зависимости от последствий. Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. м Согласно ст.130-1 УК Республики Беларусь умышленные действия Р по реабилитации нацизма наказываются штрафом или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 и 3 99 ст. 130-1 УК Республики Беларусь), т. е. если подобные действия соединены с насилием либо совершены должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; совершены группой лиц либо повлекли по неосторожности смерть человека, либо иные тяжкие последствия, влечет
X
о .г
14 Об установлении перечней организаций и иных структур, их символики и атрибутики : постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 340 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2020, 8/34989.
15 См.: Иванов А. Ю. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2018. С. 8.
более строгую ответственность (предусматривается лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет).
Криминализированы также пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики и атрибутики (ст. 341-1 УК Республики Беларусь), ответственности будут подлежать лица, совершившие такие деяния неоднократно. Деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (новый КоАП вступил в силу в Беларуси 1 марта 2021 г. — И. М.), и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь их совершило.
Административная практика по данной статье только формируется. Этой административно-правовой нормой установлена административная ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети «Интернет» либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения.
Кроме того, реабилитация нацизма, пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения отнесены законом «О противодействии экстремизму», новая редакция которого принята 14 мая 2021 г.16, к экстремистской деятельности.
В Республике Беларусь установлена также ответственность за надру-,— гательство над историко-культурной ценностью (в законодательстве мно-о1 гих стран подобный состав преступления определяется как вандализм) по признаку совершения надругательства над памятниками защитникам Отечества (ч. 2 ст. 346 УК Республики Беларусь). сч Для правильного применения данной уголовно-правовой нормы необходимо хорошо владеть понятийным аппаратом, а именно понимать, что памятники устанавливаются в честь увековечения погибших при за-200 щите Отечества, т. е. тех лиц, которые находились в составе вооруженных сил, других войск и воинских формирований, органов и организаций, погибших (умерших) или пропавших без вести в ходе войн и вооруженных конфликтов при исполнении воинского (гражданского) долга по защите Отечества и его интересов, при оказании вооруженного и иных форм сопротивления противнику, а также военнопленных, не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Применительно к исследуемому периоду — это мемориальные и другие сооружения, памятники,
16 Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму : закон Республики Беларусь от 14 мая 2021 г. № 104-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 15.05.2021, 2/2824.
Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика
мемориалы, памятные места, территории и объекты, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., расположенные на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств..
В случае совершения надругательства над такими объектами на тер- э ритории Беларуси наступает уголовная ответственность по ст. 346 УК. ^ Следующий пример, оценка которого актуальна в годы 75-летия Победы о и 80-летия начала Великой Ответственной войны, весьма показателен. ы Гр. Н. изготовил графическое изображение, на котором публично де- е монстрируя нацистское приветствие, сфотографировался на фоне над- К писи: «Плошча перамоы» («площадь Победы». — И. М.) и мемориального -комплекса в честь советских воинов, партизан и подпольщиков, являвшейся историко-культурной ценностью, включенной в государственный о список (т. е. охраняемого законом памятника. — И. М.). Затем, используя о глобальную компьютерную сеть «Интернет», разместил указанное гра- е фическое изображение в открытом доступе. Согласно выводам эксперта, ^ упомянутое выше фотоизображение содержит символ, который может р отражать политические взгляды человека, разместившего его для всеоб- -
щего обозрения; фотоизображение молодого человека, одетого в одежду, е
д
присущую сторонникам неонацистского движения, содержит демонстра-
17 =! цию жеста, что являлось знаком приветствия у нацистов17.
е
Следует отметить, что ежегодно в стране выявляется 2—3 подобных факта18, которые решительно пресекаются как правоохранительными органами, так и гражданами. о Предложенный автором анализ законодательства Республики Бела- и русь о противодействии реабилитации нацизма может быть полезен и т учтен при подготовке новых нормативных правовых актов Российской Федерации в этой сфере. Кроме того, по результатам исследования приходим к выводу о необходимости введения в учебный процесс учреждений образования юридического профиля дисциплины «Правовая охрана культурного (историко-культурного) наследия», содержащего положения м об особенностях законодательства в области защиты памяти о Великой ... Отечественной войне и недопущении различных форм реабилитации нацизма, изучение которого позволит овладеть будущим юристам право- 201 вым инструментарием защиты военно-исторического наследия. -
о .г
X
о .г
Библиографический список
Андреева А. В. Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за реабилитацию нацизма в РФ // Вестник Моск. ун-та МВД России. М. : Изд-во Моск. ун-та МВД России. 2015. № 8. С. 112—114.
17 Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 14.01.2020 по делу № 02ау-3/2020 г.
18 Архив Информационного центра УВД Гродненского облисполкома за 2021 г. Дело № 54/4271 от 03.03.2021.
Иванов А., Кибальник А. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (ч. 1, 2 ст. 354.1 УК РФ) // Уголовное право. М. : Юридические программы. 2015. № 4. С. 27-32
Иванов А. Ю. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2018. 28 с.
Левандовская М. Г. Реабилитация нацизма как преступление // Вестник ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 12. С. 155-162.
References
Andreeva A. V. Social conditionality of establishing criminal responsibility for the rehabilitation of Nazism in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M. : Publishing house of Moscow. un-ta of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 8. P. 112-114.
Ivanov A., Kibalnik A. Criminal responsibility for the rehabilitation of Nazism (Part 1, 2 of Article 354.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Criminal law. M. : Legal programs. 2015. № 4. P. 27-32.
Ivanov A. Yu. Criminal responsibility for the rehabilitation of Nazism : abstract of the dissertation of the candidate of legal Sciences. Krasnodar, 2018. 28 p.
Levandovskaya M. G. Rehabilitation of Nazism as a crime // Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2018. № 12. P. 155-162.
Для цитирования:
Мартыненко И. Э. Правовые меры недопущения реабилитации нацизма: опыт Республики Беларусь // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 191-202. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2022.1/3725
Recommended citation:
Martynenko I. E. Legal measures to prevent the rehabilitation of Nazism: the experience of the Republic of Belarus // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 1 (48). Р. 191-202. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3725
202
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Мартыненко И. Э., доктор юридических наук, профессор, .заведующий кафедрой гражданского права и процесса E-mail: [email protected]
Grodno State University named after Yanka Kupala
Martynenko I. E., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Civil Law and Process Department
E-mail: [email protected]