Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ БЕНЧМАРКИНГА'

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ БЕНЧМАРКИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ БЕНЧМАРКИНГА / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Изюмникова Снежана Андреевна, Плужникова Ирина Ивановна, Демцура Светлана Сергеевна

В статье авторы обосновывают актуальность разработки теоретико-методологических основ формирования системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга. При этом особое внимание уделяется методологическим подходам (системному, комплексному, проектному и компетентностному) к формированию, апробации и эффективному использованию комплекса технологий бенчмаркинга для подготовки будущих педагогов. В статье акцентируется внимание на особенностях использования технологий бенчмаркинга в организации учебного процесса в вузе. Авторы рассматривают комплекс технологий бенчмаркинга как компонент проектного обучения, описывают понятийно-категориальный аппарат исследования (уточняют такие понятия, как: «система», «комплекс», «проект», «компетенция», «бенчмаркинг», «подготовка будущих педагогов профессионального обучения», «универсальные компетенции», «комплекс технологий бенчмаркинга», «система подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга»), выделяют основную идею бенчмаркинга - обучение лучшим практикам для обеспечения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Изюмникова Снежана Андреевна, Плужникова Ирина Ивановна, Демцура Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF TRAINING FOR FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING USING A COMPLEX OF BENCHMARKING TECHNOLOGIES

In the article, the authors substantiate the relevance of developing theoretical and methodological foundations for the formation of a system for training future teachers of vocational training using a set of benchmarking technologies. At the same time, special attention is paid to methodological approaches (systemic, integrated, project and competence-based) to the formation, testing and effective use of a set of benchmarking technologies for the training of future teachers. The article focuses on the peculiarities of the use of benchmarking technologies in the organization of the educational process at the university. The authors consider a set of benchmarking technologies as a component of project-based learning, describe the conceptual and categorical apparatus of the study (clarify such concepts as: “system”, “complex”, “project”, “competence”, “benchmarking”, “training of future teachers of vocational training”, “universal competencies”, “a set of benchmarking technologies”, “a system for training future teachers of vocational training using a set of benchmarking technologies”), highlight the main idea of benchmarking - teaching best practices to ensure competitiveness.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ БЕНЧМАРКИНГА»

basis for improving pedagogical practice], Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii [Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy], 2012, issue 105, pp. 7-12. (In Russian)

12. Kostina A. A. Razvitie dukhovnoy sfery cheloveka kak glavnaya tsel' kul'tury i obshchestva v epokhu global'nykh peremen [Development of the spiritual sphere of a person as the main goal of culture and society in an era of global change], XIX Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya "Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti", 22-24 maya 2019 g [XIX International Likhachev Scientific Readings "World development: problems of predictability and manageability", May 22-24, 2019]. St. Petersburg, SPbGUP, 2019, pp. 358-360 (In Russian)

Верховых Ирина Александровна, аспирант кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, e-mail: irina.verhovih@mail.ru

Verhovih Irina Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of Philosophy and Cultural Studies, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Russian Federation, St. Petersburg, e-mail: irina.verhovih@mail.ru

Сведения для цитирования: Гнатышина, Е. А. К вопросу о теоретико-методологических основах разработки системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга / Е. А. Гнатышина, С. А. Изюмникова, И. И. Плужникова, С. С. Демцура // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 19-27.

УДК 378 ББК 74.489

к вопросу о теоретико-методологических основах разработки системы подготовки будущих педагогов

профессионального обучения с использованием

комплекса технологий бенчмаркинга

Е. А. Гнатышина, С. А. Изюмникова, И. И. Плужникова, С. С. Демцура

В статье авторы обосновывают актуальность разработки теоретико-методологических основ формирования системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга. При этом особое внимание уделяется методологическим подходам (системному, комплексному, проектному и компетентностному) к формированию, апробации и эффективному использованию комплекса технологий бенчмаркинга для подготовки будущих педагогов. В статье акцентируется внимание на особенностях использования технологий бенчмаркинга в организации учебного процесса в вузе. Авторы рассматривают комплекс технологий бенчмаркинга как компонент проектного обучения, описывают понятийно-категориальный аппарат исследования (уточняют такие понятия, как: «система», «комплекс», «проект», «компетенция», «бенчмаркинг», «подготовка будущих педагогов профессионального обучения», «универсальные компетенции», «комплекс технологий бенчмаркинга», «система подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга»), выделяют основную идею бенчмаркинга — обучение лучшим практикам для обеспечения конкурентоспособности.

Ключевые слова: подготовка будущего педагога профессионального обучения, универсальные компетенции, комплекс технологий бенчмаркинга, метод проектов.

Сегодня актуальной становится разработка инновационных проектов и опыта внедрения их

механизмов обновления содержания и органи- результатов. Очевидной в этой связи является ак-

зации педагогического образования, методик туальность использования технологий бенчмар-

обучения и воспитания на основе продуктов кинга в подготовке студентов и, в частности,

будущих педагогов профессионального обучения. Однако, как правило, технологии бенчмар-кинга в сфере образования используют для совершенствования управления образовательной организацией. В настоящее время достаточно много исследований рассматривают технологии бенчмаркинга как инструмент стратегического управления образовательной организацией и системы менеджмента качества. Применению технологий бенчмаркинга в организации учебного процесса и методиках преподавания уделяется недостаточное внимание.

Подготовка будущего педагога профессионального обучения с использованием комплекса технологий предполагает осмысление ее методологических, теоретических и практических основ. Цель данной статьи состоит в формировании понятийно-категориального аппарата разработки системы подготовки будущего педагога профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга.

Анализ методологических и теоретических работ позволил рассмотреть ряд подходов к формированию, апробации и эффективному использованию комплекса технологий бенчмар-кинга для подготовки будущего педагога профессионального обучения. Определяя методологические подходы нашего исследования, мы исходили из необходимости использования нескольких фундаментальных воззрений на объект изучения [1-3]. В результате основанием изучения подготовки будущего педагога профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга были выбраны системный, комплексный, проектный и компе-тентностный подходы, способствующие в совокупности корректному исследованию проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга.

Общенаучной базой исследования выступает системный подход, который позволяет, с одной стороны, рассмотреть систему подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга как подсистему целостной подготовки студентов-бакалавров, а с другой — как обусловленную внутренними и внешними связями автономную совокупность мотивацион-но-целевой, содержательно-методической, оценочно-результативной подсистем. Дальнейшая декомпозиция объекта и предмета исследования позволяет рассмотреть комплекс технологий бенчмаркинга как компонент проектного обучения. Теоретико-методологические позиции

системного подхода конкретизируются в исследовании комплексным подходом, направленным на практико-ориентированное изучение методами различных дисциплин объектов, состоящих из функционально неоднородных компонентов, их способности к самосохранению и саморазвитию во внешней среде. Данный подход детерминирует изучение комплекса технологий бенчмаркинга с позиций теории педагогики, организации, управления и его разработку как инвариантно-вариативной системы, интегрирующей содержательные, методические и организационно-педагогические компоненты. Проектный подход в нашем исследовании рассматривается как видение деятельности, направленной на создание продуктов, обладающих уникальными свойствами в форме проектов — комплексов процедур, сбалансированных по целям и содержанию, времени, стоимости, взаимообусловленных логической завершенностью и временной последовательностью. Этот подход позволяет использовать в качестве основы для формирования комплекса технологий бенчмар-кинга бенчмаркинговый проект как комплекс целенаправленных, взаимообусловленных этапов, процедур и операций, их составляющих. Компетентностный подход к предлагаемому исследованию способствует осмыслению проблем освоения универсальных компетенций будущими педагогами профессионального обучения и центрации исследования на их решении. Приоритетами этой деятельности являются организация подготовки студентов с использованием комплекса технологий бенчмаркига и определение влияния данной работы на освоение универсальных компетенций. Особо отметим, что компетентностный подход актуализирует характеристики технологий бенчмаркинга, способствующие развитию универсальных компетенций.

Выбор и обоснование этой совокупности методологических позиций позволили прежде всего уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования, представленный в настоящей статье.

Изучение терминологического поля нашего исследования предполагало поиск понятий, осмысление определений и пояснений к ним, установление связей между понятиями, формализацию накопленных знаний и формирование иерархической структуры терминологической базы. Для этого нами использовались методы формальной логики: анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и аналогия, обобщение и классификация. Таким образом, предлагаемый понятийно-категориальный аппарат

научного исследования включает терминологическую лексику, дефиниции отдельных понятий и категорий, а также констатацию взаимосвязи между понятиями.

Обоснование терминологического поля исследуемой проблемы позволило нам выделить две группы понятий — общие и частные. К общим мы отнесли такие понятия, как: «система», «комплекс», «проект», «компетенция», «бенчмаркинг».

Базовым для всех аспектов нашего исследования является понятие «система». Традиционно под системой понимают состав и способ связи элементов объекта, порождающие его интегративное качество в процессе взаимодействия объекта с внешней средой. «Система позволяет глубже познать проблему, учесть ключевые внутренние связи и внешние отношения со средой, выбрать наилучший ресурс решения проблемы» [4, с. 105]. Системный подход основывается на видении исследуемого объекта как системы, что предполагает: определение границ между объектом и его внешней средой; характеристику структуры внутренней и внешней среды объекта; определение механизмов взаимодействия объекта с внешней средой, порождающих системные свойства объекта, его ин-тегративные качества.

Системное видение подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмар-кинга предполагает: во-первых, формирование комплекса технологий бенчмаркинга в соответствии с основными этапами разработки и реализации бенчмаркингового проекта; во-вторых, изучение комплекса технологий бенчмаркинга как подсистемы проектного обучения, обладающей аналогичными организационными характеристиками, детерминированными общепедагогическими принципами; в-третьих, проектирование и реализацию комплекса технологий бенчмаркинга в соответствии с содержанием и организацией подготовки будущих педагогов профессионального обучения; в-четвертых, разработку системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бен-чмаркинга и определение педагогических условий ее эффективной реализации.

Другим ключевым компонентом понятийно-категориального аппарата является понятие «комплекс», которое в нашем исследовании рассматривается как сложная искусственная практико-ориентированная система, состоящая из функционально неоднородных компонентов

систем различной природы, взаимодействие которых обеспечивает самосохранение и саморазвитие системы во внешней среде.

Такое понимание категории «комплекс» актуализирует потребность прежде всего рассмотреть комплекс технологий бенчмаркинга в аспектах теории педагогики, организации, управления. Далее необходимо разработать комплекс технологий бенчмаркинга для подготовки будущих педагогов профессионального обучения как инвариантно-вариативную систему, интегрирующую содержательные, методические и организационно-педагогические компоненты. В завершение разрабатывается комплексная технология анализа «бенчмарки» и собственной деятельности, интегрирующая изучение основных, обеспечивающих и управленческих процессов.

Следующее общее понятие — «проект». Под проектом мы понимаем автономный комплекс процедур, направленных на создание продуктов, обладающих уникальными свойствами и сбалансированных по содержанию, времени, стоимости, а также взаимообусловленных логической завершенностью и временной последовательностью.

Использование данной категории способствует процессному осмыслению комплекса технологий бенчмаркинга, позволяет: во-первых, рассмотреть бенчмаркинговый проект как систему этапов, процедур и операций, их составляющих; выделить общие для всех проектов компоненты, а также установить и охарактеризовать компоненты, свойственные только бенчмаркинговому проекту; во-вторых, разработать процесс подготовки студентов с использованием бенчмар-кинговых технологий как проект и рассмотреть взаимодействие субъектов этой деятельности посредством связей преемственности, а также функциональных и координационных связей; в-третьих, разработать на проектной основе процесс подготовки преподавателей вузов с целью освоения бенчмаркинговых технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Еще одним общим понятием нашего исследования является «компетенция». В контексте культурологической концепции содержания образования компетенция задает ценности, цели, круг знаний и умений, а также требований к первоначальному опыту [5]. В инвариантную структуру компетенции входят три компонента: ценности, значимые отношения, формализованная мотивационная основа деятельности; цель — предполагаемый результат

деятельности, который ее предопределяет в целом; действия — средства, условия, формы, методы деятельности. Инвариантная структура компетенции считается необходимым требованием компетентностного подхода [6].

Категория «компетенция» детерминирует ряд характеристик образовательных технологий, способствующих развитию универсальных компетенций. Атрибутом таких технологий является организационно-педагогическое сопровождение целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности студентов. Технологии предполагают решение нестандартных задач проблемно-поискового характера, включенность обучающихся в продуктивную деятельность. Они предусматривают развитие конкретных универсальных компетенций на основе преемственности в формате «школа — ссуз — бакалавриат — магистратура».

Завершая анализ общих понятий, рассмотрим понятие «бенчмаркинг». Эволюция бенчмар-кинга идет по классическому треку «перехода от искусства к науке», от простого к более сложному, к обобщению и теоретическому осмыслению «передового опыта», к разработке теории и методологии различных аспектов и компонентов этого вида организационной деятельности. В большинстве случаев определения бенчмаркинга включают три мыслительные процедуры формальной логики (анализ, сравнение, обобщение) и три процедуры диалектической логики (определение проблем, поиск решений проблем, реализация решений проблем). Основной идеей бенчмаркинга является обучение лучшим практикам для обеспечения конкурентоспособности.

Бенчмаркинговые проекты, являясь продуктом проектного подхода, обладают классическими характеристиками проекта и в то же время имеют ряд отличительных признаков: ориентацию бенчмаркинговых проектов на лучшие практики, межотраслевой характер проекта, сравнение характеристик бенчмарки (образца для сравнения) с аналогичными характеристиками своей организации, внедрение лучших практик на основе обучения [7].

Вторую группу составляют частные понятия: «подготовка будущих педагогов профессионального обучения», «универсальные компетенции», «комплекс технологий бенчмаркинга», «система подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга». Взаимообусловленность общих и частных понятий определяется их родо-видовыми отношениями, логикой движения от универсалий к уникалиям [8, с. 316-317].

Сначала рассмотрим понятие «подготовка будущих педагогов профессионального обучения». Общепринято профессиональную подготовку рассматривать как систему организационных и методических мероприятий, нацеленных на формирование профессиональной направленности личности, знаний, умений, навыков, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности [9]. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения должна носить опережающий характер, предполагающий инновационную направленность, вариативность программ и способов достижения образовательных результатов, оперативную коррекцию технологий обучения [10]. Сущность такой подготовки проявляется в сфокусированности на практико-ориентированном обучении, на формировании профессиональной и академической мобильности, основанной на универсальных компетенциях, которые корреспондируют с такими метакомпетенциями, как креативность, прогностичность, инициативность, адаптивность [11].

В этом контексте актуализируется разработка теоретических и методических основ бипрофессионального образования, основанного на синтезе отраслевой и педагогической подготовки. В частности, научной школой члена-корреспондента Российской академии образования Э. Ф. Зеера разработана концепция психолого-педагогической платформы, интегрирующая компетенции педагога профессионального обучения в транспрофессионализм — «интегральное качество специалиста, характеризующее способность осваивать и выполнять деятельность из различных видов и групп профессий» [12, с. 13]. Методологической основой этой категории является трансдисциплинарная многомерность, синтез подходов и комплекс наук. Характер профессий быстро меняется и приобретает черты трансфессии — «трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям» [12, с. 12]. В процессе целенаправленной подготовки приоритетом является формирование универсальных компетенций. Только сформировав у студентов системное видение профессиональной деятельности, аналитико-обобщающее и критическое, продуктивное бенчмаркинговое мышление, можно организовать эффективный процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, технологиями, а также сформировать профессионально значимые личностные качества.

Таким образом, понятие «подготовка будущего педагога профессионального обучения» мы будем рассматривать как процесс формирования готовности к профессиональной деятельности, основанный на достижениях педагогической и отраслевых наук, внедрении лучших практик реализации ФГОС ВО 3++, диверсификации и инновационной направленности образовательных программ, научно-методическом сопровождении процесса обучения.

Во вторую группу также входит понятие «универсальные компетенции». В современных нормативно-правовых документах компетенции рассматриваются как комплексные характеристики готовности выпускника применять полученные знания, умения и сформированные личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Отметим, что до сих пор существуют «интеллектуальные затруднения» в отношении определения универсальных, метапредметных компетенций. Анализ литературы позволяет отметить, что термины «ключевые компетентности», «универсальные компетентности», «навыки XXI века», «метапредметные умения» употребляются как синонимы. Все это создает ситуацию, которую характеризуют как «концептуальную путаницу».

В отечественной «ортодоксальной» педагогике под универсальными компетенциями понимается способность человека устанавливать связи между знанием и реальной нестандартной ситуацией, выбирать оптимальные направления образования и обучения, вырабатывать алгоритмы действий по их реализации в условиях неопределенности [13]. В самом общем виде универсальные компетенции можно определить как метапредметные, метапрофессиональные и метаотраслевые компетенции, актуальные для профессии, образования и личной жизни. Универсальные компетенции позволяют человеку быть успешным при решении проблем в многообразных видах деятельности в различных сферах и условиях.

Универсальные компетенции отражают ин-тегративный результат высшего образования. Вместе с тем в соответствии с идеями преемственности и непрерывности контрпродуктивно рассматривать их в отрыве от результатов среднего общего и среднего профессионального образования. От понимания такой взаимообусловленности зависят не только подходы к формированию и развитию универсальных компетенций, но и представления о месте, назначении, роли высшего образования в становлении человека.

Исходя из вышеизложенного, компетенции представляют собой комплексные характеристики качеств человека, формы его деятельности, направленной на решение актуальных проблем реальности. В нашем исследовании универсальные компетенции мы определяем как компетенции, применяемые в ключевых видах жизнедеятельности человека, составляющие основу формирования профессиональных компетенций, ответственного продуктивного личностно-профессионального развития.

В завершение характеристики понятийно-категориального аппарата рассмотрим понятие «комплекс технологий бенчмаркинга». Технологии бенчмаркинга в идеальной их интерпретации и реализации в условиях подготовки будущих педагогов профессионального обучения имеют ряд организационных, временных, материальных и финансовых ограничений. Поэтому нужны особые педагогические и организационно-методические механизмы, которые позволили бы интерпретировать и адаптировать потенциал бенчмаркинга для подготовки будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

В теории и практике технологии бенчмар-кинга (бенчмаркинговые технологии) рассматриваются и реализуются в форме бенчмаркингово-го проекта. Комплекс технологий бенчмаркинга формируется как система этапов бенчмаркинго-вого проекта и технологий, их составляющих, которые обеспечивают целенаправленное, рациональное изучение лучших практик и изменение на этой основе объектов совершенствования. Вне зависимости от типа и вида бенчмаркинго-вого проекта его состав остается относительно постоянным. Предлагаемый нами вариант включает такие этапы, как подготовка бенчмаркинго-вого проекта, сбор данных, анализ информации, внедрение изменений. На основании содержания этих этапов мы сгруппировали вариативные технологии следующим образом.

Этап подготовки бенчмаркингового проекта: технологии установления политики, целей и области применения бенчмаркинга в организации; технологии SWOT-моделирования организации; технологии определения объекта и предмета бенчмаркинга (бенчмарок); технологии определения критериев сравнения и их показателей; технологии планирования реализации бенчмаркингового проекта.

Этап сбора данных: технологии сбора и ва-лидации данных, подтверждения соответствия данных установленным требованиям; технологии определения однозначно понимаемой

единицы измерения интересующих параметров; технологии обеспечения достоверности и точности измерений.

Этап анализа информации: технологии анализа данных, использующие анализ блок-схемы, анализ добавленной потребительской ценности и ее соотношение с добавленной стоимостью, диаграмму Парето; информационные технологии систематизации и хранения информации; технологии SWOT-анализа бенчмарки; технологии представления и обсуждения полученных данных заинтересованными сторонами.

Этап внедрения изменений: технологии разработки программ внедрения изменений; технологи мониторинга и анализа внедрения изменений; технологии корректировки политики, целей и области применения бенчмаркинга; технологии анализа процесса и результатов бенчмаркинга, использующие анализ слабых мест производственных процессов, анализ интересов участников процесса модификации производства.

Инвариантными для бенчмаркингового проекта являются технологии генерации идей и структурирования информации. К ним относятся, прежде всего, технологии различных видов продуктивных игр. На наш взгляд, целесообразной является разработка сценариев специальных бенчмаркинговых игр, интегрирующих этапы продуктивных игр и бенчмар-кинговых проектов. В рамках таких игр нужно использовать для формализации идей, структурирования и визуализации информации инструменты управления качеством: диаграмму сходства — группировку различных идей по определенным признакам для систематизации способов решения поставленных задач; древовидную диаграмму связей между предложенными способами решения проблемы; диаграмму SIPOC, характеризующую продукты на входе и выходе процессов, их поставщиков и потребителей; блок-схемы — карты процесса; диаграмму причин и результатов.

Систематизированные в соответствии с этапами бенчмаркингового проекта вариативные

и инвариантные технологии изначально подбирались, оценивались и объединялись в комплекс технологий бенчмаркинга посредством совокупности следующих принципов: применение и совершенствование опыта лучших практик для обеспечения лидирующих позиций; ориентация на ключевые процессы, образующие сеть процессов организации; превентивный поиск потенциальных проблем жизнедеятельности организации; принятие решений на основе фактов; сотрудничество на основе общих ценностей и целей; постоянное стремление к совершенствованию процессов [14].

Исходя из вышеизложенного, под комплексом технологий бенчмаркинга мы будем понимать совокупность инвариантных и вариативных технологий реализации этапов бенчмаркингового проекта (подготовка, сбор и анализ информации, улучшение деятельности), интегрированных принципами совершенствования лучшего опыта для обеспечения лидирующего положения, принятия решений на основе фактов, сотрудничества, ориентации на процессы, постоянного их улучшения и превентивного поиска проблем.

Резюмируя разработанные и уточненные определения общих и частных понятий терминологического поля исследуемой проблемы, сформулируем определение понятия «система подготовки будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга». Данная система — это обусловленная внутренними и внешними связями совокупность мотиваци-онно-целевой, содержательно-методической, оценочно-результативной подсистем применения комплекса технологий бенчмаркинга для подготовки будущего педагога профессионального обучения, способствующая развитию универсальных компетенций, освоению лучших отраслевых и образовательных практик, ориентации на создание флагманских систем профессиональной деятельности и лидирующие позиции в системе образования.

Библиографический список

1. Кохановский, В. П. Философский словарь для аспирантов : учеб. пособие / В. П. Ко-хановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи. — Ростов н/Д. : Феникс, 2002. — 448 с.

2. Лаврентьев, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : в 2 ч. Ч. 2. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина. — Барнаул : Изд-во Алтайск. ун-та, 2002. — 232 с.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — Москва : Наука, 1984. — 444 с.

4. Черняк, Ю. И. Простота сложного / Ю. И. Черняк. — Москва : Знание, 1975. — 208 с.

5. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58-64.

6. Данилюк, А. Я. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики / А. Я. Да-нилюк, А. М. Кондаков. — Москва : РУДН, 2018. — 68 с.

7. Ильясов, Д. Ф. Бенчмаркинговые технологии в непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательной школы / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43). — С. 200-202.

8. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. — Москва : Советская энциклопедия, 1967. — 592 с.

9. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий : Теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва : ИКАР, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.

10. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвя-зинский. — Тюмень : Легион-групп, 2005. — 72 с.

11. Дорожкин, Е. Н. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования / Е. Н. Дорожкин, Э. Ф. Зеер, В. Я. Шевченко // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 1. — С. 63-81.

12. Зеер, Э. Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 8. — С. 9-28.

13. Пузанков, Д. В. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза / Д. В. Пузанков, Н. Н. Кузьмин, А. А. Шехонин [и др.] // Квалиметрия в образовании : методология, методика, практика : материалы XI симпозиума. — Москва, 2006. — С. 25-28.

14. Карамышев, А. Н. Анализ процессной методологии управления «шесть сигм» / А. Н. Ка-рамышев, М. С. Казаева, Е. В. Абросимова, Д. Ф. Федоров // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2017. — № 4. — С. 160-163.

For citation: Gnatyshina, E. A. To the issue of theoretical and methodological foundations of the development of a system of training for future teachers of vocational training using a complex of benchmarking technologies / E. A. Gnatyshina, S. A. Izyumnikova, I. I. Pluzhnikova, S. S. Demtsura // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 19-27.

to the issue of theoretical and methodological foundations of the development of a system of training for future teachers of vocational training using a complex of benchmarking technologies

E. A. Gnatyshina, S. A. Izyumnikova, 1.1. Pluzhnikova, S. S. Demtsura

In the article, the authors substantiate the relevance of developing theoretical and methodological foundations for the formation of a system for training future teachers of vocational training using a set of benchmarking technologies. At the same time, special attention is paid to methodological approaches (systemic, integrated, project and competence-based) to the formation, testing and effective use of a set of benchmarking technologies for the training of future teachers. The article focuses on the peculiarities of the use of benchmarking technologies in the organization of the educational process at the university. The authors consider a set of benchmarking technologies as a component of project-based learning, describe the conceptual and categorical apparatus of the study (clarify such concepts as: "system", "complex", "project", "competence", "benchmarking", "training of future teachers of vocational training", "universal competencies", "a set of benchmarking technologies", "a system for training future teachers of vocational training using a set of benchmarking technologies"), highlight the main idea of benchmarking — teaching best practices to ensure competitiveness.

Key words: training of a future teacher of vocational training, universal competencies, a set of benchmarking technologies, project method.

References

1. Kohanovskij V. P., Zolotuhina E. V., Leshkevich T. G., Fathi T. B. Filosofskij slovar' dlja aspi-rantov: ucheb. posobie [Philosophical dictionary for graduate students: textbook. allowance]. Rostov n/D., Feniks, 2002, 448 p. (In Russian)

2. Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B., Neudahina N. A. Innovacionnye obuchajushhie tehnologii vprofessional'nojpodgotovke specialistov: v 2 ch. [Innovative teaching technologies in the professional training of specialists: in two parts]. Barnaul, Izd-vo Altajsk. un-ta, 2002, part. 2, 232 p. (In Russian)

3. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka, 1984, 444 p. (In Russian)

4. Chernjak Ju. I. Prostota slozhnogo [Simplicity of the complex]. Moscow, Znanie, 1975, 208 p. (In Russian)

5. Hutorskoj A. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education], Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, no. 2, pp. 58-64. (In Russian)

6. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M. Koncepcija Bazovoj modeli kompetencij cifrovoj jekonomiki [Concept of the Basic Competence Model of the Digital Economy]. Moscow, RUDN, 2018, 68 p. (In Russian)

7. Il'jasov D. F., Il'jasova O. A. Benchmarkingovye tehnologii v nepreryvnom professional'nom razvitii pedagogov obshheobrazovatel'noj shkoly [Benchmarking technologies in the continuous professional development of teachers of a general education school], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2013, no. 6 (43), pp. 200-202. (In Russian)

8. Konstantinova F. V. (ed.) Filosofskaja jenciklopedija [Philosophical encyclopedia]. Moscow, Soviet Encyclopedia, 1967, 592 p. (In Russian)

9. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij: teorija i praktika obuchenija jazykam [A new dictionary of methodological terms and concepts: theory and practice of teaching languages]. Moscow, IKAR, 2009, 448 p., ISBN 978-5-7974-0207-7. (In Russian)

10. Zagvyazinsky V. I. Prakticheskaja metodologija pedagogicheskogo poiska [Practical methodology of pedagogical search]. Tyumen, Legion-group, 2005, 72 p. (In Russian)

11. Dorozhkin E. N., Zeer E. F., Shevchenko V. Ya. Nauchno-obrazovatel'naja panorama modernizacii podgotovki pedagogov nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [Scientific and educational panorama of modernization of training of teachers of continuing professional education], Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, vol. 19, no. 1, pp. 63-81. (In Russian)

12. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Metodologicheskie orientiry razvitija transprofessionalizma pedagogov professional'nogo obrazovanija [Methodological guidelines for the development of transpro-fessionalism of vocational education teachers], Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, vol. 19, no. 8, pp. 9-28. (In Russian)

13. Puzankov D. V., Kuzmin, N. N., Shekhonin, A. A. [et al.] Problemy ocenivanija rezul'tatov obuchenija pri kompetentnostnom zadanii trebovanij k vypuskniku vuza [Problems of assessing learning outcomes in the case of competency-based setting of requirements for a university graduate], Materialy XI simpoziuma "Kvalimetrija v obrazovanii: metodologija, metodika, praktika" [Materials of the XI symposium "Qualimetry in education: methodology, methodology, practice"]. Moscow, 2006, pp. 25-28. (In Russian)

14. Karamyshev A. N., Kazaeva M. S., Abrosimova E. V., Fedorov D. F. Analysis of the Six Sigma management process methodology [Analiz processnoj metodologii upravlenija "shest' sigm"], Vestnik BGTU im. V. G. Shuhova [Bulletin of BSTU named after V. G. Shukhov], 2017, no. 4, pp. 160-163. (In Russian)

Гнатышина Елена Александровна, директор Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: mopr9@mail.ru

Изюмникова Снежана Андреевна, ассистент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: izyumnikovasa@cspu.ru

Gnatyshina Elena Aleksandrovna, Director of the Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: mopr9@ mail.ru

Izyumnikova Snezhana Andreevna, assistant of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: izyumnikovasa@cspu.ru

Плужникова Ирина Ивановна, ассистент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: pluzhniko-va_6767@mail.ru

Демцура Светлана Сергеевна, доцент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: demtsurass@cspu.ru

Pluzhnikova Irina Ivanovna, assistant of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: pluzh-nikova_6767@mail.ru

Demtsura Svetlana Sergeevna, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: demtsurass@cspu.ru

Сведения для цитирования: Прилукова, Е. Г. Мозаика смыслов постчеловека в профессиональном образовании / Е. Г. Прилукова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 27-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378 ББК 74.48

мозаика смыслов постчеловека

в профессиональном образовании

е. г. Прилукова

Современность активно эксплуатирует термины «цифра» и «цифровизация», ставшие требованием социального заказа и активно «вторгнувшиеся» в образовательный процесс. Понятия, отражая время, не только характеризуют, но и конституируют его, как и явления, означенные ими. Учебные заведения различных уровней включились в работу с новыми технологиями, активно используя их потенциал. Происходит цифровизация образования, когда привычные рамки организации образовательного процесса расширяются и существенно трансформируются. Общество ставит перед образованием как основополагающим социальным институтом задачу формирования цифровой компетентности, позволяющей человеку быть. Однако информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь; не столь значительно изменяя ее содержание по сравнению с открытиями и изобретениями прошлого, они лишь повсеместно меняют ее формы. Тем не менее часто форма одерживает верх над содержанием. Общество в лице государства вынуждает человека войти в мир «цифры», и список мест ее «проникновения» неуклонно расширяется. Вместе с тем есть и другая сторона этого процесса, которую мы пока не замечаем и/или не хотим замечать, ведь «умные» гаджеты многое берут на себя и вынуждают общество и человека подчиняться себе. Общество и человек становятся пластичными, прозрачными и хрупкими. Постепенно формируется (пост)человек. Автор предлагает выяснить, что он из себя представляет и насколько следует за человеком, поскольку есть приставка «пост-». Для реализации данной цели происходит обращение к осмыслению цифровизации как основанию становления постчеловека. В статье рассматривается явление цифровизации как новой формы бытия общества и человека, которая есть не что иное, как технологический продукт, получивший черты политико-идеологического конструкта. В качестве основания самой цифровизации выступает цифра, или античное число, описывающее мир и выступающее лишь способом представления информации. Однако цифра становится универсальным знако-сим-волом современности, привнося существенные изменения, конструируя и «собирая» мир особым способом. Он становится исчисляемым и упакованным в многочисленные базы данных и каталоги. Рождается дух свободного выбора и самостоятельного решения, который фактически — симулякр свободы. Техника и технологии, созданные человеком, предоставляют ему не только неограниченные возможности, но и выбор быть субъектом или объектом деятельности.

Ключевые слова: деятельность, образование, общество, общественное развитие, объект, профессиональное образование, постчеловек, симулякр, субъект, цифра, цифровая компетентность, цифровизация, человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.