Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагогов: концептуальные идеи и бенчмаркинг лучших практик'

Профессиональное развитие педагогов: концептуальные идеи и бенчмаркинг лучших практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / АДАПТАЦИЯ И ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ / БЕНЧМАРКИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ / БЕНЧМАРК-ПРОЕКТ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / BEST PRACTICES / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ADAPTATION AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL EXPERIENCE / CONCEPTUAL IDEAS / BENCHMARKING AS A TECHNOLOGY / BENCHMARK-PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна

Модернизация российского образования, тенденции международной образовательной интеграции, сущностными характеристиками которой являются взаимосближение и взаимообогащение систем образования разных стран, создали разнообразные возможности получения образования и самообразования как в традиционной системе, так и в рамках новых образовательных форматов, структур, методологических подходов и парадигм. Обращение к проблеме профессионального развития педагогов в России и за рубежом является весьма актуальным и своевременным как ответ на современные требования гражданского общества к личности педагога и его деятельности в условиях глобализации и цифровизации образования. Выявленные в ходе сравнительно-педагогического исследования успешные практики организации профессионального развития педагога за рубежом могут служить ресурсом и ориентиром для российских реформаторов педагогического образования в контексте государственной образовательной политики. Автором выделена группа концептуальных идей, касающихся модернизации системы профессионального развития педагогов; подробно представлена идея выявления и имплементации лучших образовательных образцов и практик системы профессионального развития педагогов за рубежом с использованием технологии бенчмаркинга. Применение технологии бенчмаркинга обосновывается через анализ успешного опыта ее реализации в европейских университетах. В статье также определены условия, которые имеются и которые необходимо создать для успешного применения бенчмаркет-проектов в российской высшей школе. В заключении сделан вывод, что изучение современных идей и успешных практик с использованием технологии бенчмаркинга в организации профессионального развития педагогов за рубежом будет способствовать просветительству и пропаганде психолого-педагогических знаний среди российских работников образования в условиях его глобализации и цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL IDEAS AND BENCHMARKING OF BEST PRACTICES

The modernization of Russian education and trends of international educational integration (the essence of which is mutual approach and cross fertilization) have created various opportunities for obtaining education and self-education, both in traditional system and within the framework of new educational formats, structures, methodological approaches, and paradigms. The appeal in this article to the problem of teachers’ professional development is very relevant and timely as a response to the modern requirements of civil society to the teacher’s personality and activities in the context of globalization and digitalization of education. The successful practices of organizing teachers’ professional development abroad can serve as a resource and reference point for Russian reformers of pedagogical education in the context of state educational policy. The author highlighted a group of conceptual ideas concerning teachers’ professional development; provides the idea of selecting and implementing the best educational practices of teachers’ professional development abroad employing the benchmarking technology. The application of benchmarking technology is substantiated through the successful experience of its implementation in European universities. The article identifies the conditions that exist and that need to be created for successful benchmark-project application in Russian universities. The article concludes that the study of modern ideas and successful practices of teachers’ professional development abroad with the benchmark technology will contribute to promotion of psycho-pedagogical knowledge among Russian educators in conditions of educational globalization and digitalization.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагогов: концептуальные идеи и бенчмаркинг лучших практик»

УДК 378.126 DOI 10.37972/chgpu.2020.107.2.025

Т. М. Трегубоеа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И БЕНЧМАРКИНГ ЛУЧШИХ ПРАКТИК

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. Модернизация российского образования, тенденции между народно й образовательной интеграции, сущностными характеристиками которой являются взаимосближение и взаимообогащение систем образования разных стран, создали разнообразные возможности получения образования и самообразования как в традиционной системе, так и в рамках новых образовательных форматов, структур, методологических подходов и парадигм. Обращение к проблеме профессионального развития педагогов в России и за рубежом является весьма актуальным и своевременным как ответ на современные требования гражданского общества к личности педагога и его деятельности в условиях глобализации и цифровизации образования. Выявленные в ходе сравнительно-педагогического исследования успешные практики организации профессионального развития педагога за рубежом могут служить ресурсом и ориентиром для российских реформаторов педагогического образования в контексте государственной образовательной политики.

Автором выделена группа концептуальных идей, касающихся модернизации системы профессионального развития педагогов; подробно представлена идея выявления и имплементации лучших образовательных образцов и практик системы профессионального развития педагогов за рубежом с использованием технологии бенчмаркинга. Применение технологии бенчмаркинга обосновывается через анализ успешного опыта ее реализации в европейских университетах. В статье также определены условия, которые имеются и которые необходимо создать для успешного применения бенчмаркет-проектов в российской высшей школе. В заключении сделан вывод, что изучение современных идей и успешных практик с использованием технологии бенчмаркинга в организации профессионального развития педагогов за рубежом будет способствовать просветительству и пропаганде психо лого-педагогических знаний среди российских работников образования в условиях его глобализации и цифровизации.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, лучшие практики, международный опыт, адаптация и имплементация образовательного опыта, концептуальные идеи, бенчмаркинг как технология, бенчмарк-проект.

Т. М. Tregubova

TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL IDEAS AND BENCHMARKING OF BEST PRACTICES

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. The modernization of Russian education and trends of international educational integration (the essence of which is mutual approach and cross fertilization) have created various opportunities for obtaining education and self-education, both in traditional system and within the framework of new educational formats, structures, methodological approaches, and paradigms. The appeal in this article to the problem of teachers' professional development is very relevant and timely as a response to the modern requirements of civil society to the teacher's personality and activities in the context of globalization and digitization of education. The successful practices of organizing teachers' professional development abroad can serve as a resource and reference point for Russian reformers of pedagogical education in the context of state educational policy.

The author highlighted a group of conceptual ideas concerning teachers' professional development; provides the idea of selecting and implementing the best educational practices of teachers' professional development abroad employing the benchmarking technology. The application of benchmarking technology is substantiated through the successful experience of its implementation in European universities. The article identifies the conditions that exist and that need to be created for successful benchmark-project application in Russian universities. The article concludes that the study of modern ideas and successful practices of teachers' professional development abroad with the benchmark technology will contribute to promotion of psycho-pedagogical knowledge among Russian educators in conditions of educational globalization and digitization.

Keywords: professional development of teachers, best practices, international experience, adaptation and implementation of educational experience, conceptual ideas, benchmarking as a technology, benchmark-project.

Введение. Динамичные структурные изменения в российском высшем образовании, все расширяющиеся процессы его глобализации и интернационализации, смена ключевых технологий и цифровизация образования способствовали появлению новых возможностей его получения и совершенствования самообразования как в традиционной системе, так и в инновационных образовательных форматах и структурах, которые не рассматривались до недавнего времени как обладающие образовательным потенциалом [1], [3], [9].

Новая модель цифровой экономики, разрабатываемая сегодня в нашей стране и других развитых странах, нацелена на поддержку устойчивого экономического роста, повышение производительности в различных областях и отраслях промышленности, производство конкурентоспособных профессиональных кадров и улучшение уровня жизни населения России в целом. Качественное образование на всех уровнях и подготовка конкурентоспособных специалистов способствуют достижению этих целей и решению возникающих проблем [2], [12].

Несомненно, принципиально новые требования к качеству образования и брошенный ему вызов требуют обновленных подходов к проблемам образования, а успешность этих действий непосредственно зависит от профессионализма и компетентности преподавательских кадров, их готовности к постоянному развитию и повышению своей квалификации в рамках реализации Концепции обучения в течение всей жизни в системе педагогического образования в России. Однако проведенный нами сравнительно-педагогический анализ специальной литературы [1], [2], [10], [11], [12] показывает, что традиционные модели системы повышения квалификации и программы профессионального развития педагогов в новых условиях являются недостаточно эффективными. Они не обеспечивают достижение интегративного результата, выраженного показателями роста интеллектуального потенциала образовательной организации за счет использования и развития компетенций педагогических кадров и отражающего эффективность инвестиций в системы профессионального развития педагогов вузов. Во многом поэтому обращение к международному опыту профессионального развития педагогов может стать важным шагом в выявлении успешных практик организации системы профессионального развития педагогов за рубежом и выступить в качестве ресурса и ориентира для реформирования отечественной системы в данной области.

Цель статьи: исходя из обозначенных концептуальных идей, лежащих в основе профессионального развития педагогов, представить лучшие практики организации и содержания данного процесса в европейских университетах, выявленные с применением технологии бенчмаркинга, и дать рекомендации к их использованию в российской высшей школе с учетом ее академических традиций и культуры.

Актуальность исследуемой проблемы обосновывается необходимостью своевременно и оперативно реагировать на современные требования, государственные и общественные инициативы, поставленные перед педагогическим образованием федеральным проектом «Учитель будущего», в формате реализации мероприятий национального проекта «Образование». В данном проекте и во всех документах, принятых в процессе его развития, подчеркивается, что эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах. Следовательно, инновационные модели профессионального развития педагогов должны предусматривать формирование механизмов внутриличност-ной мотивации на профессиональный рост, на освоение новых технологий и компетенций, повышение качества и эффективности педагогического труда в эпоху цифровизации.

Исследование международного опыта профессионального развития педагогов может быть весьма ценным и востребованным, если он рассмотрен в критическом ракурсе и в плане потенциально полезной информации. Однако отечественная литература о профессиональном развитии педагогов за рубежом в условиях глобализации и цифровизации образования фрагментарна, и ее количество невелико. Более того, сегодня в сравнительно-педагогических исследованиях изучение принципов отбора содержания, наиболее эффективных технологий и методик профессионального развития педагогов за рубежом, целесообразности и механизмов их применения в российских образовательных организациях системно не организовано и детально не проанализировано. Проблема не изучена эмпирически, а также недостаточно концептуальных и компаративных исследований в этой области. Все это свидетельствует об определенном запаздывании теоретического осмысления общей системы профессионального развития педагогов с позиций его генезиса и современного состояния за рубежом с применением технологии бенчмаркинга. В то время как изучение лучших практик осуществления данного процесса в других странах позволит составить более осмысленное и адекватное представление о российской системе профессионального развития педагогов и минимизировать риски в принятии управленческих решений, успешно трансформируя зарубежные инновационные находки.

Материал и методы исследования. В рамках этой статьи автор использует методы компаративного анализа педагогических изданий, специальной литературы и документов, определяющих государственную политику и ведущие тренды в профессиональном развитии педагогов в России и странах Евросоюза; материалы международных организаций, педагогических журналов и онлайн-публикаций, официальных сайтов университетов по проблеме исследования [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]. Также предлагается единая терминология для описания лучших практик профессионального развития педагогов в России и за рубежом, где «лучшая практика» определяется как конструктивный опыт или инновационный метод, обеспечивающий получение выдающихся результатов, являющихся инновационными и получившими признание экспертов и непосредственно потребителей [4], [7], [12].

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования была выделена группа концептуальных идей, касающихся непосредственно реформирования системы профессионального развития педагогов. Назовем лишь некоторые:

- идея социокультурной значимости системы профессионального развития педагогов как важного компонента в общей системе повышения квалификации, базирующейся на общих ценностях глобализации и регионализации образования как социального блага и тенденции в развитии педагогических исследований;

- идея открытости системы профессионального развития педагога, предполагающая открытость и доступность информации о программах повышения профессионального мастерства, международных обменах преподавателями и научными сотрудниками,

а также открытость к международным профессиональным контактам с использованием всех современных видов коммуникации;

- идея двойного опережения в профессиональном развитии педагогов, предполагающая не только продвижение «опережающих», но и подтягивание «отстающих», а также использование инновационных технологий в поддержании «опережающих» в условиях «цифрового разрыва»;

- идея создания конкурентных кластеров, предложенная М. Портером, согласно которой конкурентные преимущества и конкурентные недостатки той или иной структуры (системы) могут быть признаны таковыми лишь в пределах определенного кластера, что актуализирует проблему определения критериальных показателей эффективности функционирования традиционной или инновационной модели повышения профессионального мастерства педагогов [7]. Одновременно можно сделать вывод, что в рамках реализации данной идеи для успешной конкуренции вузам не обязательно делать одно и то же, например, разрабатывать программы профессионального развития педагогов или учебно-методические комплексы: вместо этого на основе сотрудничества и партнерства следует обмениваться наиболее эффективными разработками, учебными контентами, технологиями, преподавательскими кадрами.

Остановимся более подробно на такой концептуальной идее, как выявление и импле-ментация лучших образовательных образцов и практик функционирования системы профессионального развития педагогов за рубежом с использованием технологии бенчмаркинга.

В ходе данного исследования автором выявлено, что современная методология сравнительной педагогики, основываясь на идее диалога культур, принципиальное значение придает «мирному заимствованию» передового опыта стран, имеющих признанные достижения научных школ. Несомненно, в век информационного бума успех в любом деле сопутствует тому, кто владеет информацией, и справедливым считается утверждение о том, что высшим показателем профессионализма сегодня признается знание международных информационных источников по своей проблеме и смежным областям знания, их экспертиза, адаптация и использование. Российским преподавателям, имеющим сегодня большие возможности свободного общения с образовательными деятелями других государств и обладающим незаурядным интеллектуальным потенциалом, следует более активно пропагандировать и продвигать традиционно российские аутентичные модели подготовки преподавательских кадров и их профессионального развития в эпоху глобализации и цифровизации.

Одновременно укажем, что изучение международного опыта организации профессионального развития педагогов полезно не для заимствования или копирования европейских образовательных доктрин или парадигм, а профессионально значимо для педагогического взаимообогащения и взаимодействия российской и европейских систем образования, несомненно, существенно различных и во многом искусственно разобщенных, но стремящихся к сотрудничеству и международной образовательной интеграции в контексте Болонского процесса [4], [8].

Кроме того, бенчмаркинг различных событий и феноменов образования, в том числе и системы профессионального развития педагогов в странах-участницах Болонского процесса, становится сегодня фактически нормой научного взаимодействия экспертов и специалистов. Таким образом, изучение современных идей организации международного профессионального развития педагогов в эпоху цифровизации будет способствовать просветительству и пропаганде научных знаний среди российских работников образования всех уровней в условиях смены образовательных парадигм и повышать эффективность образовательных реформ в целом.

В ходе изучения специальной литературы, участия в международных форумах и семинарах, в результате собственных компаративных изысканий было установлено,

что университеты в странах Евросоюза и других государствах рассматриваются как самостоятельные игроки на рынке образовательных услуг. Финансовая поддержка от государства покрывает не более 30 % всех расходов, а остальная часть средств должна изыскиваться из других источников, что принципиально изменяет сущность высшего образования, в том числе и системы повышения квалификации: она становится предпринимательством со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, образовательное учреждение как один из сегментов рынка образовательных услуг в целях повышения своей конкурентоспособности может использовать методы маркетинга вузов: оглядываясь на лучших, постоянно учиться и совершенствовать свое функционирование на все более глобализирующемся рынке образовательных услуг [5], [6], [13].

Сегодня существует множество рейтингов, платформ и критериальных основ сравнения отдельных направлений деятельности вузов, которые находятся в открытом доступе, и на их базе можно проводить различные компаративные исследования, адаптационно выявлять образовательный потенциал того или иного педагогического феномена, давать рекомендации для диссеминации успешного международного опыта. Однако в современном многомерном мире приверженность к использованию только одной, даже инновационной технологии сравнения может создать опасность упрощенного подхода к сравниваемым объектам. В любом секторе образования или компоненте педагогической деятельности может возникнуть проблема, которая не укладывается в форматы разработанных моделей. Чтобы миновать опасность «закрепощения» исследования, необходимо развивать диверсифицированные представления о технологиях и моделях исследования образования, внедрять разнообразные трактовки и системы оценивания образовательной политики или педагогических явлений.

К современным инструментам, позволяющим достичь желаемого уровня конкурентного преимущества или высокого качества, обычно относят Strategie Planning - стратегическое планирование, Total Quality Management - всеобщий менеджмент качества, Business Process Reengineering - реинжиниринг деятельности организаций и многие другие. Достойную нишу в этом ряду занимает технология бенчмаркинга.

В профессиональном сообществе продолжается дискуссия по определению феномена бенчмаркинга. В частности, широко используется трактовка Р. Эппера: «Бенчмар-кинг - это систематичный способ самооценки и обучения на опыте других с целью улучшения собственной деятельности» [11, с. 24]. Данное определение сформулировано в результате проведенного многолетнего эксперимента автора по проблеме использования метода бенчмаркинга в образовании, где он выступает как «спусковой механизм» (триггер) скорее для внутреннего анализа и оценки качества обучения в системе высшего образования, нежели как внешний аудит соответствия осуществляемой деятельности стандартам и требованиям. Д. Харгейвс и А. Кристоу усовершенствовали метод бенчмаркинга для образовательной практики, чтобы с его помощью возможно было не только выявлять и устранять наиболее проблемные аспекты, но и совершенствовать преподавание и процесс обучения, обеспечивая эффективную практику преподавания и непрерывное повышение качества обучения. Иными словами, бенчмаркинг характеризуется как «полезное, легко понимаемое и эффективное средство оставаться конкурентоспособным на международном рынке образовательных услуг» [12, с. 188].

Следовательно, использование бенчмаркинга как технологии, позволяющей провести поиск, анализ и внедрение лучших образцов и образовательных практик международного опыта (в данной статье - профессионального развития педагогов) является весьма актуальным, своевременным и имеет концептуальное и прикладное значение. Однако подчеркнем, что использование бенчмаркинга в педагогическом исследовании имеет свою специфику, связанную с некоммерческим типом организаций - вузами, где осуществляется образова-

тельный процесс с диверсифицированностью высшего образования и гуманитарным характером его научно-образовательной деятельности, что создает определенные трудности в заимствовании и диссеминации успешного опыта в ходе бенчмаркинг-проекта.

Как уже отмечалось, есть много видов (типов) бенчмаркинга и способов категори-зировать эти виды. Большинство авторов сходятся во мнении, что по своей сути бенчмаркинг — это метод сравнительного анализа результатов, практики и процессов внутри и между организациями и отраслями с целью получения информации для самосовершенствования [5], [6], [9], [11]. В контексте этого будем понимать бенчмаркинг в образовании как технологию выявления, изучения, сравнения и адаптации лучшей практики и опыта других университетов, в том числе и зарубежных, для улучшения собственного функционирования и повышения своей конкурентоспособности.

Бенчмаркинг как технология осуществляется в несколько последовательных шагов, реализация которых приводит к желаемому результату и в основе которых заложен цикл непрерывного совершенствования деятельности. Различие в методиках и моделях бенчмаркинга состоит в количестве этих этапов, которое определяется в зависимости от выбранного уровня детализации в процессе разбивки бенчмаркинг-проекта на этапы.

Абстрагируясь от частностей и несколько упрощая данный процесс, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным является выделение четырех этапов: планирование бенчмаркинг-проекта, непосредственное проведение исследования, анализ полученных данных и адаптация (внедрение) результатов в той образовательной организации, которая использовала данную технологию.

В ходе нашего бенчмаркингового исследования на первом этапе был выбран процесс профессионального развития педагогов для изучения, идентификации и внедрения лучших образцов и опыта, выявленных с помощью данной технологии.

На втором этапе нужно было определить потенциальных партнеров по процессу бенчмаркинга, готовность которых к сотрудничеству и предоставлению необходимой информации определяет и тип бенчмаркинга (сетевой, индивидуальный или проблемно ориентированный), и успешность применения сравнительных методов. В нашем проекте в качестве партнеров для выявления успешных практик профессионального развития педагогов были выбраны европейские университеты - партнеры Института педагогики, психологии и социальных проблем по международному консорциуму проекта «Совершенствование профессионального развития преподавателей профессиональных школ с учетом европейского опыта» программы ЭРАЗМУС+ в рамках проекта «HORIZON 2020», финансируемого Агентством Еврокомиссии по вопросам образования для проведения исследований в сфере образования и внедрения инноваций. Среди них — Болонский университет (Италия), Бре-менский университет (Германия), Белградский университет (Сербия), Университет г. Коимбра (Португалия). Было проведено совещание по согласованию рамок и тематики бенчмаркинг-проекта, а также спланированы посещения вузов-партнеров и подготовлены опросные формы (анкеты), программы интервью и структуры кейсов для исследования.

На третьем этапе был проведен сравнительно-педагогический анализ данных, полученных с помощью анкет, интервью, экспертных оценок и презентации кейсов университетов - носителей успешных практик, выделены результаты и подготовлены рекомендации для адаптации и использования в российских высших школах. Пилотная проверка эффективности этих рекомендаций и их внедрение осуществлялись на заключительном этапе бенчмаркинг-проекта.

Представим некоторые результаты и выводы.

Не вызывает сомнения тот факт, что современному университету все больше становятся необходимыми «новые» преподаватели, умеющие легко перенастраивать свое преподавание, способные наладить контакт с любой аудиторией обучаемых вне зависимости от уровня

ее «цифрового разрыва», владеющие мультимедийными технологиями (видеоуроки, тьюто-риалы, интерактивные платформы) и полностью интегрированные в глобальную сеть.

В связи с этим сегодня образовательные организации за рубежом организуют программы переподготовки и профессионального развития преподавателей по наиболее привлекательным направлениям профессионального совершенствования. Фактически развертывается тотальная система «переобучения обучающих» (re-education of educators). Она обеспечивается центрами методик преподавания, технической поддержки образования, совершенствования и профессионального развития и др. [1], [8], [12].

Было выявлено, что в педагогике европейских стран отсутствует единая терминология, применяемая для методологического определения концепций и теорий о сущности профессионального мастерства преподавателей вузов. Профессиональное мастерство педагога имеет многоаспектный характер, зависящий как от внутренних, так и внешних факторов функционирования образовательной организации. Более того, было установлено, что проблемы методологического самоопределения зарубежных концепций о сущности профессионального мастерства педагога и компонентах его структуры не являются доминирующими, хотя и имеют оригинальную проекцию, позволяющую оценить некоторые их теоретические построения. В зарубежной научной литературе такие понятия, как «Теория профессионального развития педагога», «Парадигма теоретического знания в области профессионального мастерства педагога», «Модель формирования профессионального мастерства педагога», «Концепция профессионального развития педагога» часто употребляются как идентичные и строго не дифференцируются. Объясняется это тем, что интенсивно развивающееся в последние десятилетия научное знание в области профессионального развития педагогов и инновирование практики его осуществления определяют широкое разнообразие их терминологического оформления. Тем не менее сегодня можно говорить об определившихся тенденциях употребления базовых понятий в совершенствовании научного знания о процессе профессионального развития педагога.

Кроме того, анализ совокупности документов, определяющих глобальные перспективы совершенствования процесса профессионального развития педагогов в России и за рубежом по канонам Болонского процесса, позволил найти и обосновать те общие константы и базисные характеристики, определяющие профессиональное развитие педагогов как научное знание, как процесс и как социальную ценность. Вычленив их, можно продолжить совершенствование собственных аутентичных российских моделей процесса профессионального развития педагогов [4], [6], [8], [10], [13].

С помощью бенчмаркинга было установлено, что к характеристикам европейской системы профессионального развития педагогов (ПРП) в контексте Болонского процесса можно отнести:

— полимодельность и многовариативность системы ПРП;

— диверсификацию форматов и структур системы ПРП; трансформацию традиционной линейной модели профессионального развития в асинхронные ее разновидности;

— новые организационные рамки профессионального развития педагогов на основе личностно ориентированной парадигмы;

— интернационализацию системы профессионального развития педагогов и придание ей «европейского» характера (ориентация на европейские ценности, воспитание двойной лояльности у обучаемых и др.);

— развитие социального партнерства и диалога между субъектами системы профессионального развития педагогов;

— усиление профессионализации процесса профессионального развития педагогов, актуализация потребности в мониторинге и оценке качества, в профессиональных сертификатах и их признании, в более тесной связи с исследовательской деятельностью и др.;

— расширение источников получения грантов и стипендий для успешного профессионального развития педагогов;

— усиление конкуренции на глобальном и национальном рынках образовательных услуг для повышения профессионального мастерства педагогических кадров.

Назовем лишь некоторые курсы, составляющие обязательный компонент программ профессионального развития педагогов в университетах стран Евросоюза, показавшие в ходе исследования свою эффективность в профессиональном развитии педагогов: «Умелый и рефлексивный учитель»; «Становление полного профессионала»; «Педагог — активный лидер в мультикультурном обществе»; «Педагоги, занятые развитием»; «Ученик на всю жизнь»; «Учитель — катализатор успешного развития цифрового общества» и т. д. [13]. Важной особенностью этих курсов является их модульно-компетентностный формат и междисциплинарный характер, то есть педагог не только развивается как специалист с глубоким знанием своего предмета, но и совершенствует свои компетенции и навыки, необходимые для менеджмента и самобрендинга, для оказания поддержки обучаемым с учетом их социальных, тендерных и социокультурных различий.

Анализ содержания данных курсов и принципов его отбора позволил выделить три аспекта в направленности профессионального развития педагогов в контексте этих курсов: профессиональный, социальный и личностный. Профессиональный аспект предполагает, что основной упор делается на совершенствование ключевых профессиональных компетенций, к которым добавляются также такие мета-компетенции, как способность перестраиваться и умение учиться, способность подвергать сомнению известные идеи и предположения, навыки социально-сетевых взаимодействий и др. Социальный аспект проявляется в помощи педагогу адаптироваться к педагогическому коллективу, в развитии способности понимать и принимать нормы и этику педагогической деятельности, в умении стать частью организационной структуры, которая существует в конкретной образовательной организации, в осознании необходимости интегрироваться в ее микрополитику и т. д. Личностный аспект направлен на совершенствование профессиональной идентичности педагога, который овладевает стратегиями обучения учащихся цифровой эпохи и своими ролевыми позициями в этой деятельности с акцентом на формировании самоэффективности и резильентности, то есть способности встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства достойно и с вызовом.

Выводы. В результате сравнительно-педагогического исследования успешного опыта профессионального развития педагогов в европейских университетах с использованием технологии бенчмаркинга были выявлены концептуальные идеи, сущностные характеристики и программы совершенствования процесса профессионального развития педагогов за рубежом, что может послужить знаниевой основой для последующих научных исследований и внедрения конструктивного опыта в этой области. Технология бенчмаркинга может быть успешно применена в российских вузах, так как для этого имеются определенные условия: богатый опыт сотрудничества университетов по реализации международных проектов и программ, осознание педагогическими вузами новых требований и роли педагогов в эпоху глобализации и цифровизации, возможности использования сети Интернет и цифровых технологий для целенаправленного сбора и обработки информационных баз данных и др.

Однако для повышения эффективности реализации технологии бенчмаркинга с целью выявления лучших практик профессионального развития педагогов в России необходимо создание дополнительных условий: рекомендуется организовать обучение педагогов бенчмаркингу как технологии; повысить аналитическое и ресурсное обеспечение его организации; активизировать партнерское взаимодействие и социально-профессиональные контакты вузов в контексте международного сотрудничества и кодекса бенчмаркинга;

совершенствовать культуру (традиции) самооценки вузов; сформировать у педагогов готовность к использованию международных успешных практик, адаптированных к российской действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. -2016. -№ 10. -С. 1197-1200.

2. Козлов В. Е., Левина Е. Ю., Хусаинова С. В., Шибанкова Л. А. Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 2(102). - С. 107-115.

3. Левина Е. Ю. Управление развитием системы высшего образования : учебно-методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных организаций высшего образования. - Казань : Данис ; Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2018. - 104 с.

4. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / науч. ред. В. Е. Козлова, С. В. Хусаинова. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2019.- 156 с.

5. Новикова Е. Л. Бенчмаркинг в образовании : учебное пособие для преподавателей, методистов и руководителей образовательных учреждений. - Ростов н/Д : ГЪПОУ РО «РКСИ», 2018. - 12 с.

6. Пономарева О. П. Применение бенчмаркинга в вузе // Материалы XXXVII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations». - Пенза : Наука и просвещение, 2019. -С. 176-179.

7. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М. : Альпина Паблишер, 2018. - 716 с.

8. Трегубова Т. М, Баклашова Т. А. Практическое обучение как условие профессионального развития студентов педагогической магистратуры (на примере Института психологии и образования КФУ) // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2(107). - С. 53-60.

9. Booth S., Melano A., Sainsbury Н., & Woodley L. Articulating and comparing standards through benchmarking of assessment // The 10th annual Australian Quality Forum (AUQF). - Melbourne : AUQA, 2011. -P. 38-47.

10. Darling-Hammond L. & Wentworth L. Benchmarking learning systems : Student performance assessment in international context. - Stanford : Stanford University, 2015. - 47 p.

11. Epper R. M. Applying benchmarking to higher education: Some lessons from experience // Change. -1999.-№31(6).-P. 24-31.

12. Hargreaves J. & Cristou A. An institutional perspective on QAA subject benchmarking // Quality Assurance in Education. -2002. -Vol. 10. -P. 187-191.

13. Mukhametzyanova F. Sk, Tregubova Т. M. Challenges to teachers' education in context of globalization and integration: experience of multicultural Tatarstan Republic // European proceedings of social & behavioral sciences : 2nd International Forum on Teacher Education. - Kazan : Kazan Federal University, 2016. - P. 143-150.

Статья поступила в редакцию 02.03.2020

REFERENCES

1. Gavrilova I. V., Zaprudnova L. A. Formal'naya, neformal'naya i informal'naya modeli obrazovaniya // Mo-lodoj uchenyj. -2016. -№ 10. - S. 1197-1200.

2. Kozlov V. E., Levina E. Yu., Husainova S. V., Shibankova L. A. Model' nauchno-metodicheskogo obes-pecheniya professional'nogo rosta pedagogov po podgotovke kadrov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 2(102). - S. 107-115.

3. Levina E. Yu. Upravlenie razvitiem sistemy vysshego obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie dlya rukovoditelej i pedagogov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. - Kazan' : Danis ; Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2018. - 104 s.

4. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov: nauchno-metodicheskoe posobie / nauch. red. V. E. Kozlova, S. V. Husainova. - Kazan' : Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2019. - 156 s.

5. Novikova E. L. Benchmarking v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej, metodistov i rukovoditelej obrazovatel'nyhuchrezhdenij. -Rostovn/D : GBPOURO «RKSI», 2018. - 12 s.

6. Ponomareva О. N. Primenenie benchmarkinga v vuze // Materialy XXXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «World science: problems and innovations». - Penza : Nauka i prosveshchenie, 2019. -S. 176-179.

7. Porter M Konkurentnoe preimushchestvo: как dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustojchivost'. -M. : Al'pina Pablisher, 2018. - 716 s.

8. Tregubova Т. M, Baklashova T. A. Prakticheskoe obuchenie как uslovie professional'nogo razvitiya stu-dentov pedagogicheskoj magistratury (na primere Instituta psihologii i obrazovaniya KFU) // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik.-2019.-№2(107).-S. 53-60.

9. Booth S., MelanoA., SainsburyH., & WoodleyL. Articulating and comparing standards through bench-marking of assessment // The 10th annual Australian Quality Forum (AUQF). - Melbourne : AUQA, 2011. - P. 38-47.

10. Darling-HammondL. & Wentworth L. Benchmarking learning systems : Student performance assessment in international context. - Stanford : Stanford University, 2015. - 47 p.

11. Epper R. M. Applying benchmarking to higher education: Some lessons from experience // Change. -1999.-№31(6).-P. 24-31.

12. Hargreaves J. & Cristou A. An institutional perspective on QAA subject benchmarking // Quality Assurance in Education. - 2002. - Vol. 10.-P. 187-191.

13. Mukhametzyanova F. Sk, Tregubova Т. M. Challenges to teachers' education in context of globalization and integration: experience of multicultural Tatarstan Republic // European proceedings of social & behavioral sciences : 2nd International Forum on Teacher Education. - Kazan : Kazan Federal University, 2016. - P. 143-150.

The article was contributed on March 02, 2020 Благодарность

Публикация выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»

Acknowledgement

The publication was carried out under State Assignment No. 0N59-2019-0013 "The Problem of Modern Methodology for Studying the Formation and Development of Man in the Age of Digitalization"

Сведения об авторе

Трегубоеа Татьяна Моисеевна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: tmtreg@mail.ru

Author information

Tregubova, Tatyana Moiseevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Leading Researcher at the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: tmtreg@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.