Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ БЕНЧМАРКИНГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ БЕНЧМАРКИНГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БЕНЧМАРКЕТИНГ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЕНЧМАРКИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изюмникова Снежана Андреевна, Плужникова Ирина Ивановна, Демцура Светлана Сергеевна

На сегодняшний день становится актуальной проблема разработки механизмов реального обновления содержания и организации педагогического образования, методик обучения и воспитания на основе инновационных флагманских проектов и опыта внедрения их результатов. Одним из направлений такой модернизации могут стать педагогически интерпретированные и адаптированные технологии бенчмаркинга, способствующие подготовке будущего педагога на высоком уровне посредством лучших российских, зарубежных (отраслевых и образовательных) практик. В работе рассматриваются периоды развития профессионально-педагогического образования, историография подготовки педагогов профессионального обучения. В статье проанализировано понятие «педагог профессионального обучения», рассмотрена с различных сторон система ППО в России, а также сделан обзор научных исследований, посвященных идеям бенчмаркетинга. В статье уточнена периодизация этапов становления и развития системы ППО с использованием комплекса технологий бенчмаркинга, а также описана периодизация эволюции бенчмаркинга, раскрывающая развитие университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE DEVELOPMENT OF BENCHMARKING IDEAS IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Today, the problem of developing mechanisms for real updating the content and organization of pedagogical education, teaching and upbringing methods based on the products of innovative flagship projects and the experience of implementing their results is becoming urgent. One of the directions of such a transition can be pedagogically interpreted and adapted benchmarking technologies that contribute to the preparation of a future teacher at a high level through the best Russian, foreign (industry and educational) practices. The work examines the periods of development of vocational pedagogical education, the historiography of the training of teachers of vocational training. The article analyzes the concept of «teacher of vocational training», examines the PPE system in Russia from various angles, and also provides an overview of scientific research devoted to the ideas of benchmarking. The article clarifies the periodization of the development of the chronological boundaries of the two stages of the formation of the future PPE using a complex of benchmarking technologies, and also describes the periodization of the evolution of benchmarking, revealing the development of universities.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ БЕНЧМАРКИНГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Историография развития идей бенчмаркинга в процессе становления профессионально-педагогического образования

Изюмникова Снежана Андреевна,

ассистент кафедры экономики, управления и права, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: izyumnikovasa@cspu.ru

Плужникова Ирина Ивановна,

к.т.н., доцент кафедры экономики, управления и права, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», E-mail: pluzhnikova_6767@mail.ru

Демцура Светлана Сергеевна,

к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: demtsurass@cspu.ru

На сегодняшний день становится актуальной проблема разработки механизмов реального обновления содержания и организации педагогического образования, методик обучения и воспитания на основе инновационных флагманских проектов и опыта внедрения их результатов. Одним из направлений такой модернизации могут стать педагогически интерпретированные и адаптированные технологии бенчмаркинга, способствующие подготовке будущего педагога на высоком уровне посредством лучших российских, зарубежных (отраслевых и образовательных) практик. В работе рассматриваются периоды развития профессионально-педагогического образования, историография подготовки педагогов профессионального обучения. В статье проанализировано понятие «педагог профессионального обучения», рассмотрена с различных сторон система ППО в России, а также сделан обзор научных исследований, посвященных идеям бенчмаркетинга. В статье уточнена периодизация этапов становления и развития системы ППО с использованием комплекса технологий бенчмаркинга, а также описана периодизация эволюции бенчмаркинга, раскрывающая развитие университетов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, этапы развития профессионально-педагогического образования, анализ развития профессионально-педагогического образования, образовательный стандарт, бенчмаркетинг, этапы развития образовательного бенчмаркинга.

При анализе историографии проблемы подготовки будущего педагога профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга мы опирались на метод периодизации. Сущность данного метода состоит в обосновании хронологических рамок рассматриваемого процесса и разделение его на периоды, которые отражают переходы от одного качественного состояния к другому. Деление процесса на периоды основано на подходах и идеях, определяющих ключевые особенности изучаемого периода. Источниками исторической информации выступили нормативные документы, монографии, статьи, тезисы докладов.

Педагог профессионального обучения - термин, установленный государственным образовательным стандартов второго поколения в 2000 году. Мастера производственного обучения в системе начального профессионального и среднего профессионального образования, а также преподаватели углубленного цикла учебных предметов были отнесены к педагогам профессионального обучения. Со временем к педагогам профессионального обучения стали относиться преподаватели вузов и системы переподготовки специалистов, включая курсы повышения квалификации.

Разного рода отличия развития системы ППО в нашей стране представлены в работах Э.Ф. Зе-ера, А.А. Жученко, К.А. Иванович, И.А. Каиро-ва, П.Ф. Кубрушко, В.П. Леднева, А.Т. Маленко и др. С помощью их публикаций, мы можем иметь представление о происхождении и становлении профессионально-педагогического образования, о закономерностях, тенденциях и принципах его развития [1].

В исследованиях, которые обеспечивают панорамное целостное видение истории профессионально-педагогического образования, описываются шесть этапов развития. Далее будет представлена обобщенная периодизация, которая основана на позициях научной школы РГППУ.

Первый этап (1920-1942 годы) - этап, который связан с зарождением и становлением профессионально-педагогического образования. Данный этап включает в себя начало подготовки преподавателей профессионального обучения, которое было обусловлено утверждением вопросов, связанных с созданием высших технико-педагогических учебных заведений, а также педагогических направлений, находящихся при высших технико-педагогических учебных заведениях и техникумах, а также курсов для переподготовки преподавателей и мастеров по профессионально-

го о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

техническому образованию. В конце 30-х годов необходимость существования системы ППО ставится под сомнение, уменьшается материальная поддержка, специализированные вузы закрываются и процесс развития данной системы прерывается.

Второй этап (1943-1957 годы) - этап возрождения и формирования научных основных положений профессионально-педагогического образования. Изменения экономики и производства в военное время потребовали восстановление когда-то разрушенной системы ППО. Обучение мастеров производственной подготовки происходило в шестнадцати индустриально-педагогических техникумах по двадцати двум направлениям. Образовывались педагогические факультеты, осуществляющие подготовку преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

Третий этап (1958-1978 годы) - этап стремительного роста профессионально-педагогического образования. В 60-е годы структура профессионально-педагогического образования включала в себя 108 педагогических, 9 технических и 6 сельскохозяйственных институтов. В 1970-е годы был создан факультет повышения квалификации профессионального обучения при отраслевых вузах, вследствие чего был получен интересный научно-методический опыт.

Четвертый этап (1979-1991 годы) - этап, связанный с развитием профессионально-педагогического образования и расширением проводимых научных исследований. Рассматриваемый этап характеризуется началом работы специализированных инженерно-педагогических вузов, инженерно-педагогических факультетов, общетехнических факультетов и индустриально-педагогических институтов. Индустриальные нововведения обусловлены превращением профтехучилищ в форму получения среднего общего образования.

Пятый этап (1992-2015 годы) - этап нормативного закрепления профессионально-педагогического образования и актуализация научных исследований, связанных с трудностями подачи учебных материалов и передаче практических знаний педагогам профессионального обучения. Инженерно-педагогическое образование переросло в систему ППО. Осуществилась разработка многоуровневой системы «бакалавр - дипломированный специалист / магистр», которая являлась экспериментальной. На данном этапе появилось новое научное направление 13.00.08 - теория и методика профессионально образования.

Когда мы говорим об истоках шестого периода развития системы ППО, то имеем в виду, что рубежным событием стало утверждение в 2015 году профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Важность введения данного стандарта заключается в масштабах предполагаемых перемен в подготовке педагогов професси-

онального обучения, потому что по базовому образованию профессионально-педагогические кадры не отвечали требованиям данного документа в полном объеме.

Шестой этап (2015 год - по настоящее время) - этап изменений в организации системы ППО. На данном этапе осуществилось утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего ППО. Стала реализовываться многоуровневая система «бакалавриат - магистратура - аспирантура». Профессионально-педагогическое образование стало рассматриваться как самостоятельная сфера высшего образования.

Современное развитие производственной сферы обостряло квалификационные проблемы педагогов профессионального обучения. Это произошло по причине накопления проблем в отсутствии эффективных форм и методов обучения. В следствие этого назрела необходимость пересмотреть содержание и процессуальную сторону профессионального образования [2].

В 2018 году был принят модернизированный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - ФГОС ВО 3++. Рассматриваемый стандарт выделялся приоритетной ориентацией на компетентностный подход и компетентности: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные. Введение ФГОС ВО 3++ потребовало совершенствования программно-методических материалов, организации учебного процесса и повышения квалификации преподавателей.

Ведущим направлением развития системы ППО становится совершенствование образовательных технологий, которые обеспечивают качественную подготовку будущих педагогов. Приоритетом профессионально-педагогического образования становятся активные деятельностно-ориентированные технологии обучения на учебных занятиях [3].

Проведенный анализ развития системы ППО в России позволяет выделить ряд позиций. Каждый из социально-экономических периодов истории нашей страны обуславливал особенности развития системы профессионально-педагогического образования на содержательном и институциональном уровнях. Следует отметить, что зарождение системы ППО было обусловлено объективной потребностью общества. Развитие системы ППО в советский период зачастую было обусловлено идеологическими решениями. В это же время изменились требования к педагогу профессионального обучения по причине изменений запросов со стороны сферы производства. Научно-методическая мысль об объединении отраслевой и психолого-педагогической подготовки оказалась главной идеей, способствующей развитию профессионально-педагогического образования. Она позволила формировать профессионального, эффективного, мобильного специалиста востребованной квалификации [4].

Далее, несмотря на достижения системы ППО, возникли новые проблемы обучения профессионально-педагогических кадров. Одной из главных проблем сегодня является оторванность профессионально-педагогического образования от решения реальных задач социально-экономического развития. Наблюдается слабая связь работодателей с образовательными организациями. Стратегия развития педагогических вузов не сориентирована на лучшие практики университетской жизнедеятельности. К сожалению, до сих пор сохраняются проблемы практической подготовки будущих педагогов. Очевидно, что усилия по модернизации системы профессионального образования не приведут к ожидаемому результату пока содержание, организация и методики профессионально-педагогического образования остаются не соответствующими новым условиям личностно-профессионального развития студентов, требованиям роста экономики регионов и страны.

Обучение педагогов профессионального направления является междисциплинарным вопросом, требующим решения. А для этого необходимо использовать педагогические, экономические, технологические подходы.

Описание и уточнение периодизации развития системы ПОО помогло нам установить хронологические границы этапов обучения будущих педагогов профессионального обучения с использованием комплекса технологий бенчмаркинга: первый этап (1992-2015 гг.) и второй этап (2015 год -по настоящее время) [5].

Говоря о таком понятии как «бенчмаркинг», следует заметить, что в качестве деловой практики, данный термин появился в восьмидесятые годы ХХ века и в дальнейшем был признан компаниями по всему миру. Бенчмаркингом называется процесс обнаружения, изучения и приспособлении самой лучшей практики других организаций для совершенствования работы собственной. Такой термин как «наилучшая практика» применяется к методам и подходам, обеспечивающим получение значимых результатов.

Исследование публикаций, касающихся бенч-маркинга, позволяет говорить о его возрастающей популярности. Самое большое распространение бенчмаркинг получил среди американских, японских, скандинавских компаний. Появление данного термина связывают с разработками Института стратегического планирования в США. Бенчмар-кинг опирается на теорию маркетинга, в некоторых странах он рассматривается как один из эффективных маркетинговых инструментов работы на рынке. Многие объясняют возрастающую популярность бенчмаркинга глобальной конкуренцией.

Бенчмаркинг прошел несколько этапов развития и начинался с простого «копирования» успешного опыта. На сегодняшний день он перерос в «комплексный подход с использованием наилучшего опыта с целью создания новых практик» [6, с. 117].

Анализ литературы позволяет отметить, что бенчмаркинг в образовании не имеет отличий от традиционного классического понимания бенч-маркинга как метода выявления, изучения, адаптации лучших практик для повышения эффективности собственной деятельности. Для высших учебных заведений бенчмаркинг также означает сравнение сложной сети процессов, хорошо декомпозированных структур и функций со сложными объектами других организаций.

Образовательный бенчмаркинг имеет подготовленную «почву» для внедрения. Зарубежные и отечественные вузы давно используют и другие инструменты современного управления организацией, такие как управление проектами, международную систему оценки, планирование стратегий, всеобщий менеджмент качества, перестройка бизнес-процессов, не прекращающее улучшение качества, метод сбалансированных результатов. Среди прочих технологий бенчмаркинг получает все большую популярность [7].

Бенчмаркинг как теория и методология эволюционирует от использования передового опыта, мастерства, искусства к научным исследованиям, разработке концепций. Бенчмаркинг становится достаточно популярным в российских и зарубежных вузах как инструмент управления и используется совместно с другими технологиями.

Он прошел ряд стадий развития и находится на этапе глобального развертывания. И как уже отмечалось ранее, предполагает комплексное использование лучших практик с целью создания инновационных продуктов для решения задач конкурентной борьбы в форматах индустриального и постиндустриального развития.

Проведенный анализ научных исследований позволил нам сделать вывод о том, что одним из эффективных методов профессионального и профессионально-педагогического образования, средством формирования актуальных компетенций выступает метод проектов. Именно этот метод стал декларироваться основным, а порой и единственным эффективным инструментом в системе ППО. Использование технологий проектного обучения рассматривается в аспектах профессионального, профессионально-педагогического, трудового, личностно-ориентированного обучения. Распространение проектов и проектирования детерминировало формирование концепций проектного обучения и воспитания, проектной культуры. Проектная деятельность стала рассматриваться и характеризоваться как образовательная среда [9].

Интерес к проектному обучению особо актуализируется переходом к компетентностному образованию, так как компетенции формируются и реализуются в деятельности. Злободневным становится не только формирование проектных компетенций, введение новых организационных форматов, зачетных единиц, учебно-методического обеспечения этой работы, но и разработка механизмов управления проектной подготовкой. Особо

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

следует отметить сетевое взаимодействие в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения, обеспечивающее, в том числе, интеграцию учебно-методических ресурсов.

Таким образом, наряду с использованием бенчмаркинга как инструмента стратегического менеджмента и управления качеством, в вузах он начинает применяться как метод обучения. Бен-чмаркинг становится не только способом совершенствования производственной деятельности, но и инструментом обучения.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500.01 «Профессиональное обучение (агроинженерия)» // Российское образование: федеральный портал. Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/ spe/os_zip/03050001_2000.html. Дата ссылки: 8.12.2021.

2. Жукова Н.М., Кубрушко П.Ф. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 3-10.

3. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 93-119. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-93-119. Дата ссылки: 8.12.2021.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сент. 2015 г. № 608-н. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420304273. Дата ссылки: 8.12.2021.

5. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон: принят Гос. Думой от 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 2 июля 2021. Режим доступа: http://federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/. Дата ссылки: 8.12.2021.

6. Шарафутдинова Н.С., Шафигуллина А.В. Бен-чмаркинг: учебное пособие. Казань: ООО «Издательский дом», 2016. 138 с.

7. Березин И.С. Бенчмаркинг финансовых показателей // Финансовый директор. 2009. № 3. С. 42.

8. Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Маркетинг - статистика. Режим доступа: http://marketing.spb.ru// read//m9//index.htm/. Дата ссылки: 8.12.2021.

9. Панкрухин А.П. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / А.П Панкрухин, И.А Аренко, Е.Г. Багиев. Режим доступа: http://marketing.spb.ru/ read/m12/ index.htm. Дата ссылки: 8.12.2021.

HISTORIOGRAPHY OF THE DEVELOPMENT OF BENCHMARKING IDEAS IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Izyumnikova S.A., Pluzhnikova I.I., Demtsura S.S.

Ural State Humanities and Pedagogical University

Today, the problem of developing mechanisms for real updating the content and organization of pedagogical education, teaching and upbringing methods based on the products of innovative flagship projects and the experience of implementing their results is becoming urgent. One of the directions of such a transition can be ped-agogically interpreted and adapted benchmarking technologies that contribute to the preparation of a future teacher at a high level through the best Russian, foreign (industry and educational) practices. The work examines the periods of development of vocational pedagogical education, the historiography of the training of teachers of vocational training. The article analyzes the concept of «teacher of vocational training», examines the PPE system in Russia from various angles, and also provides an overview of scientific research devoted to the ideas of benchmarking. The article clarifies the pe-riodization of the development of the chronological boundaries of the two stages of the formation of the future PPE using a complex of benchmarking technologies, and also describes the periodization of the evolution of benchmarking, revealing the development of universities.

Keywords: vocational pedagogical education, teacher of vocational training, stages of development of vocational pedagogical education, analysis of the development of vocational pedagogical education, educational standard, benchmarking, stages of development of educational benchmarking.

References

1. State educational standard of higher professional education in the specialty 030500.01 «Vocational training (agroengineering)» // Russian education: feder. portal. Access mode: http:// edu.ru/db/portal/spe/os_zip/03050001_2000.html

2. Zhukova N.M., Kubrushko P.F. Preparation of teachers of technical universities for the design of educational and program documentation // Higher education in Russia. 2008. № 9. pp. 3-10.

3. Fedorov V.A., Tretyakova N.V. Vocational pedagogical education in Russia: historical and logical periodization // Education and Science. 2017. Vol. 19. № 3. pp. 93-119. Access mode: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-93-119.

4. On the approval of the professional standard «Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education»: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation № 608-n dated September 8, 2015. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/420304273.

5. About education in the Russian Federation: feder. Law: adopted by the State Duma on Dec. 21. 2012: as of July 2, 2021. Access mode: http://federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016 /.

6. Sharafutdinova N.S., Shafigullina A.V. Benchmarking. Kazan: Publishing House LLC, 2016. 138 p.

7. Bagiev G.L., Bogdanova E.L. Marketing statistics. Access mode: http://marketing.spb.ru //read//m9//index.htm /.

8. Berezin I.S. Benchmarking of financial indicators // Financial Director, 2009. № 3. p. 42.

9. Pankrukhin A.P. Benchmarking and marketing solutions / A.P. Pankrukhin, I.A. Arenko, E.G. Bagiev. Access mode: http:// marketing.spb.ru/read/m12/index.htm.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.