УДК 368.8
DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(2).178-185
К ВОПРОСУ О СТРАХОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КАЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Н. В. Кузнецова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 22 марта 2017 г.
Дата принятия к печати 7 апреля 2017 г.
Дата онлайн-размещения 31 мая 2017 г.
Ключевые слова
Качество продукции; ответственность товаропроизводителей; страхование
ответственности; защита прав потребителей; качество товаров; отзыв продукции
Аннотация
Все хозяйствующие субъекты в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность перед третьими лицами за качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Страхование ответственности за качество предоставляет защиту на случай предъявления претензий о причинении вреда некачественной продукцией и одновременно является социально значимым видом страхования. При этом выполняются две основные функции: возмещение вреда потребителям некачественной продукции и обеспечение товаропроизводителям и продавцам финансовых гарантий их обязательств перед потребителями. Наличие у российских товаропроизводителей полисов страхования ответственности за качество продукции повышает конкурентоспособность отечественных товаров на внешнем рынке и расширяет экспортные возможности товаропроизводителей. В статье рассматриваются основные предпосылки развития страхования ответственности за качество продукции, принципы его эффективного функционирования, анализируются основные страховые показатели по данному виду страхования.
ON THE ISSUE OF QUALITY LIABILITY INSURANCE AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT OF PROTECTION OF INTERESTS OF MANUFACTURERS AND CONSUMERS
Nadezhda V. Kuznetsova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Article info
Received March 22, 2017
Accepted April 7, 2017
Available online May 31, 2017
Keywords
Product quality; liability of producers; liability insurance for quality; consumer rights protection; goods quality; product withdrawal
Abstract
According to laws of the Russian Federation, all economic entities are liable to the third parties for quality of products, work and services. Quality liability insurance provides protection in case of submission of claims for injuries caused by faulty products and, at the same time, it is a socially important type of insurance. Quality liability insurance performs two main functions: ensuring indemnification to consumers of low-quality products and providing producers and sellers with financial guarantees of their liabilities to consumers. Liability insurance of Russian producers is the opportunity to raise competitiveness of domestic products in the foreign market and to expand export opportunities of Russian producers. This article is devoted to main prerequisites and bases of development of quality liability insurance. The author studies principles of its effective functioning and analyzes the main insurance indicators for this type of insurance.
Страхование ответственности за качество или страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (потребителей) в результате недостатков продукции, товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о продукции,
товаре, работе или услуге является одним из самых сложных видов страхования ответственности. Это «ответственность продуцента», основанная на сочетании договорной и внедоговорной ответственности.
Согласно ГОСТу 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия.
© Н. В. Кузнецова, 2017
ISSN 2500-2759
Термины и определения», качество — это «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В международном стандарт ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» под качеством понимается «совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [1, с. 24].
В настоящее время ответственность за качество в России регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом «О защите прав потребителей», а также рядом других нормативных документов1. В частности, ГК РФ устанавливает:
- общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1064);
- ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (ст. 1068);
- условия возмещения вреда лицом, застраховавшим свою ответственность (ст. 1072);
- основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги (ст. 1095);
- вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара (ст. 1096);
- вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (ст. 1096);
- вред, причиненный вследствие не предоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, или лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (ст. 1096).
В ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что «право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги) признается за любым потерпевшим, потребителем, независимо от того, состоял ли он в договор-
1 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс»; О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 2 янв. 2000 г. № 29-ФЗ // Там же; О техническом регулировании в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ // Там же.
ных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет».
Гражданская ответственность производителя товара была введена во второй половине XX в. в Америке и Европе. Она явилась результатом общественного движения защиты прав потребителей. В 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, содержащая основные принципы по защите интересов потребителей. Главная идея резолюции состояла в том, что государство признавало приоритет интересов потребителей перед интересами производителей. В том же 1985 г. в Европейском сообществе была принята директива, в соответствии с которой в течение трех лет планировалось подготовить проект закона об ответственности за производимый продукт [2, с. 717].
С самого начала становления советской экономики требования стандартов были поставлены под жесткий контроль. Законодательство предусматривало, что «поставщик обязан поставить товар условленного качества», а при нарушении указанного требования он «должен нести не только имущественную, но и уголовную ответственность». К преступным действиям, за которые предусматривалась уголовная ответственность, относились нарушение требований к качеству, ухудшение качества продукции, несоблюдение стандартов и выпуск некомплектной продукции. Уголовная ответственность не исключала материальную ответственность за нарушение требований стандартов: работнику не оплачивалась бракованная продукция, произведенная по его вине, а частичный брак оплачивался по пониженным расценкам. Напрямую зависели и отпускные цены, которые, согласно постановлению Комитета цен, устанавливались «на основе соответствия товара стандартам или существующим техническим условиям» [3].
Постановлением Правительства России № 1139 от 1 октября 1998 г.2 были утверждены Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг., согласно которым планировалось увеличить темпы развития страхования ответственности, предусматривалось введение обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей товаров,
2 Об Основных направлениях развития националь-
ной системы страхования в Российской Федерации в
1998-2000 годах [Электронный ресурс] : постановле-
ние Правительства РФ от 1 окт. № 1139 // СПС «Консультант-Плюс».
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
С
■ч
09
09 (Л
работ и услуг, в том числе оценщиков и регистраторов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1361-р от 25 сентября 2002 г.3 была утверждена Концепция развития страхования, предусматривающая страхование ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть вредны для третьих лиц, а также осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риэлторов, аудиторов, арбитражных управляющих и др. [4].
В Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 г., утвержденной в 2012 г., в разделе «Обязательные виды страхования» о страховании ответственности за качество не упоминается4.
Объективными предпосылками и основой для развития страхования ответственности за качество продукции являются официальная статистика о количестве случаев причинения вреда жизни и здоровью в результате использования и (или) потребления некачественных товаров, работ, услуг, суммы причиненного ущерба, а также статистика случаев отзыва продукции.
По данным Роспотребнадзора в 2015 г. было зафиксировано всего 329 829 обращений, касающихся нарушения прав потребителей, в том числе 4 107 обращений о причинении вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде и имуществу потребителей (в 2014 г. таких обращений было 5 315), 80 % из них составляют обращения по фактам причинения потребителям имущественного вреда5. Например, в сентябре 2016 г. компания «Samsung Electronics» призвала своих клиентов по всему миру прекратить использование смартфонов Galaxy Note 7 и вернуть их в магазины. Причиной такого решения стали многочисленные сообщения о возгорании устройств во время зарядки. В результате было возвращено 2,5 млн экземпляров Galaxy Note 7 по всему миру. Аналитики из «Credit Suisse Group AG», «Daishin Securities
3 О Концепции развития страхования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 25 сент. 2002 г. № 1361-р // СПС «КонсультантПлюс».
4 Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.ins-union.ru/assets/files/ 20121022%20 RIMS%20whitepaper%20vsent.pdf.
5 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году : Гос. докл. М. : Федер. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. С. 11.
Co.» и «Pelham Smithers Associates» оценили потери компании в 1 млрд дол.6
В октябре 2016 г. Роспотребнадзор распорядился изъять из оборота молочную продукцию, произведенную на комбинате «Юрьев-Польский» во Владимирской области, в связи с обнаружением вируса ящура. В период с 1 по 19 октября 2016 г. было произведено молочной продукции в количестве 5 824,5 т, из них реализовать разрешили 1 993,8 т, а изъятию из оборота подлежало 3 830,8 т. продукции завода. Под запрет попали кефир, отборное, питьевое и пастеризованное молоко, а также простокваша во всех типах упаковок7.
В январе 2017 г. Роспотребнадзор проинформировал потребителей, что на основании гл. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ компания «Robert Bosch GmbH» добровольно отзывает угловые шлифовальные машины под товарным знаком «BOSCH» серий GWS 20, GWS 22, GWS 24, PWS 20, PWS 1900, PWS 2000 (без тормоза), произведенные с июня по август 2016 г., а также модели GWS 24-230 JVX Professional (с тормозом), произведенные с февраля по октябрь 2016 г. Дополнительно отзывались угловые шлифовальные машины модели GWS 24230 JVX Professional (с тормозом), которые ремонтировались с января по ноябрь 2016 г. независимо от даты производства8.
В январе 2017 г. компания «ИКЕА» обратилась к покупателям с просьбой прекратить использование пляжных стульев МЮСИНГСО, приобретенных до февраля 2017 г., в связи с повышенным риском причинения вреда здоровью из-за существенных недостатков изделий, которые могли привести к падению со стула или защемлению частей тела. В случае возврата покупателям полностью возвращались уплаченные за товар деньги9.
Французский автопроизводитель «Citroen» отзывает из России более 300 моделей
6 Эти смартфоны в огне [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2016/09/11/ 10188515/ hot_galaxy_note7.shtml.
7 Из магазинов начали изымать молочную продукцию завода «Вимм-Билль-Данн» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/business/26/10/2016/5810 7ef59a794702b8813788.
8 Роспотребнадзор информирует об отзыве продукции Роберт Бош ГмБХ [Электронный ресурс]. URL: http://rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/ zpp/?ELEMENT_ID=7671.
9 ИКЕА отзывает пляжный стул МЮСИНГСО ввиду опасности упасть или прищемить пальцы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ikea.com/ms/ ru_RU/about_ikea/press/product_recalls/index. html?icid=iba|ru|adv_block| 201507201021446353_14.
C4 Sedan из-за проблем с головным освещением10, о чем было заявлено 16 марта 2017 г. По данным Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), под отзыв попали 339 моделей Citroen C4 Sedan, реализованных с июня 2016 г. по февраль 2017 г.
Отечественный автопроизводитель с 21 марта 2017 г. начал отзыв в России более 106 000 автомобилей Lada Kalina и Lada Granta. По данным Росстандарта, под отзыв попали 106 723 автомобиля, оснащенных механической коробкой передач, которые были реализованы с 3 сентября 2015 г. по дату отзыва. Причиной отзыва стало перетирание топливной (паровой) трубки тросом сцепления11.
Приведенные примеры свидетельствуют о значительном количестве фактов реализации некачественной продукции или продукции с недостатками. Нередки случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей. Также значительны суммы убытков самих производителей, связанных не только с расходами по отзыву продукции, но и с падением объема продаж.
Производитель, отзывая товар, стремиться предотвратить потенциальные убытки в связи с выявлением уже произошедших случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей либо в случае выявления недостатков продукции отделом контроля качества продукции или контролирующим органом ввиду возможного причинения ущерба в будущем. Расходы, связанные с претензиями потребителей по возмещению вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, а также средства, затраченные на отзыв продукции, подлежат страхованию по договорам страхования ответственности за качество.
Наибольшее число отзывов продукции происходит в автомобильной отрасли по причине наиболее быстрого выявления неисправностей и большого размера убытков в случае причинения вреда как имуществу, так и жизни, и здоровью третьих лиц. Отзыв автотранспортных средств также может быть осуществлен путем возврата автотранспортного средства производителю, его замены на новый товар или возврата уплаченных за него средств. Однако в большинстве случаев при
10 Citroen отзывает в России более 300 седанов C4 [Электронный ресурс]. URL: https://quto.ru/journal/ events/73333/.
11 Более 106 000 автомобилей Kalina и Granta отправят на ремонт [Электронный ресурс]. URL: https:// quto.ru/journal/events/73413/.
выявлении неисправностей автотранпортных средств на станциях технического обслуживания производится бесплатная замена деталей или устранение недостатков.
С целью покрытия непредвиденных расходов, связанных с отзывом продукции, в соответствии с условиями страхования возмещению подлежат расходы, касающиеся:
- выявления опасных свойств продукции и их устранения;
- информирования потребителей об опасных свойствах продукции, находящейся в эксплуатации;
- безвозмездного устранения недостатков продукции и замены продукции с недостатками, выявленными в течение гарантийного срока (срока годности), возврата денег потребителю вследствие соразмерного уменьшения цены на продукцию с недостатками и др.
Отметим, что условиями договоров страхования ответственности за качество продукции страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за вред, причиненный самой продукции страхователя, вследствие ее недостатка или недостоверной (недостаточной) информации о ней, т. е. данные расходы подлежат возмещению производителем, что существенно ограничивает желания потенциальных страхователей. Кроме того, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения по гарантийным или аналогичным им обязательствам, когда происходит поломка без причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Страхование ответственности производителей не получило широкого распространения в России. Вместе с тем при поиске и обсуждении финансовых инструментов повышения ответственности за качество продукции, страхование с каждым годом становится все более актуальным. Исследованиям вопросов страхования ответственности за качество посвящены работы таких авторов, как Л. В. Бесфамильная, И. Э. Шинкаренко, Д. В. Синишев [5-7]. В них рассматриваются:
- общая характеристика условий страхования;
- зарубежный опыт страхования;
- роль данного вида страхования в решении проблем потребительского рынка;
- рисковая ситуация на потребительском рынке и факторы, способствующие нарастанию риска причинения вреда некачественной продукцией;
- формы и методы обеспечения безопасности потребителей в условиях рыночных
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2
Z
10
С
■ч
09
09 (Л
отношений и оценка роли страхования ответственности в управлении рисками в сфере потребления;
- методологические особенности страхования ответственности за вред, вызванный недостатками продукции;
- особенности условий страхования ответственности производителей, влияющих на объем страховой защиты.
В некоторых работах страхование ответственности за качество продукции рассматривается вместе со страхованием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, связанного с профессиональной деятельностью [8-10].
В настоящей работе вопросы страхования ответственности за качество актуализированы с точки зрения его законодательного регулирования, статистики Роспотребнадзора по имеющимся случаям причинения вреда и отзывам продукции, а также представлены основные показатели по данному виду страхования и их анализ.
Страхование ответственности за качество имеет слабую тенденцию развития. Объем страховых премий за последние 5 лет увеличился на 500 млн р. или почти на 20 %. В 2016 г. доля этого вида страхования в добровольном страховании ответственности составляла всего 4,8 % или 2 640 млн р. Страховые премии также нестабильны (рис. 1), что связано с особенностью страхования ответственности, когда претензии и, соответственно, страховые выплаты, могут предъявляться и осуществляться значительно позже реализации продукции или оказания услуги.
Количество договоров страхования растет в среднем на 2-5 % в год (табл. 1). Заявления о включении страхования ответственности за качество продукции в концепции развития страхования не находят практической реализации.
3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0
2012
2013 2014 2015 2016 ■ Премии □ Выплаты
Рис. 1. Динамика страховых премий и страховых выплат по страхованию ответственности за качество продукции в 2012—2016 гг., млн р.
Составлено по данным страхового портала «Страхование сегодня». URL: http://www.insur-info.ru/
Таблица 1
Количество заключенных договоров страхования и страховые суммы по договорам страхования в 2012—2016 гг.
Год Показатель
Количество заключенных договоров страхования, шт. Страховая сумма по договорам, млн р.
2012 45 389 1 572 084,7
2013 47 812 758 560,3
2014 48 527 961 170,2
2015 48 506 1 262 469,0
2016 49 404 1 513 272,3
Составлено по данным Банка России. URL: https:// www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_insurance.
Число заявленных страховых случаев по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг, а также количество отказов в выплате по данному виду страхования в разные годы (за последние 5 лет) имеют различную динамику (рис. 2).
2016 2015 2014 2013 2012
1 692 Ш 5371276
1 128| 945|210
7 295 | 6 980 И 305
1 351 | 123|203
1 580 Н147
0 2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 12 000 14 000 16 000
□ Заявленные случаи ■ Урегулированные случаи ■ Отказы в выплате
Рис. 2. Количество заявленных и урегулированных страховых случаев и отказов в выплате по страхованию ответственности за причинение вреда вследствие недостатка товаров, работ,
услуг в 2012—2016 гг., шт.
Составлено по данным Банка России. URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_insurance
Ситуацию по количеству случаев причинения вреда можно сопоставить с данными Роспотребнадзора. Всего по результатам рассмотрения обращений и проведенных проверок в 2015 г. территориальными органами Роспотребнадзора было зарегистрировано 7 194 случая причинения вреда на сумму порядка 49 млн р. (табл. 2). В 2014 г. эта сумма составляла 40 млн р., в 2013 г. — 35 млн р., в 2012 г. — 65 млн р.
Таблица 2
Случаи причинения вреда и основные причины обращений граждан по данным Роспотребнадзора за 2012—2015 гг.
Год Всего случаев причи- Основные причины обращений и их доля в общем количестве случаев причинения вреда,%
нения вреда Товар (работа, услуга) с недостатка-ми Опасные товары (работы, услуги) Неполная, недостоверная, несвоевременная информация о товаре (работе, услуге)
2012 10 008 23 17 60
2013 8 189 22 12 66
2014 7 446 17 18 65
2015 7 194 14 16 67
Наибольшее число выявленных случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей в 2015 г. пришлось на сферу оказания услуг общественного питания — 156 случаев (2014 г. — 86, 2013 г. — 436, 2012 г. — 244); 25 случаев пришлось на розничную торговлю (2014 г. — 17, 2013 г. — 7, 2012 г. — 110); 2 случая — на медицинские услуги (2014 г. — 6, 2013 г. — 5, 2012 г. — 32)12.
Подводя итоги аналитической части исследования, можно сделать вывод, что рынок страхования ответственности за качество развивается пока хаотично и нестабильно. Несмотря на громкие заявления о повышении качества и использовании страхования как метода защиты потребителей и самих производителей, рассмотрение вопроса об обязательности данного вида страхования обсуждается эпизодически, в основном после массовых отравлений. Вместе с тем уже началась работа со стороны надзорных органов. В соответствии с законодательством в 2015 г. Роспотребнадзор организовал учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям
12 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году. С. 19.
несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах).
Страхование ответственности за качество продукции должно стать финансовым инструментом управления качеством товаров, работ и услуг, который будет выгоден и потребителям, и изготовителям (будущим страхователям), и государственным органам, ответственным за управлением качеством продукции. В частности, данный вид страхования позволяет:
- получить предпринимателям дополнительную финансовую гарантию для защиты экономических интересов на случай предъявления претензий потребителей, связанных с ненадлежащим качеством продукции и причинением вреда;
- расширить границы поставок (страхование ответственности за качество выступает условием, необходимым для международного сотрудничества и продвижения продукции на внешние рынки);
- повысить конкурентоспособность отечественной продукции и, как следствие, объем валовой выручки и экономический потенциал страны;
- повысить экономическую и социальную эффективность технического регулирования, сертификации и добровольной стандартизации продукции;
- обеспечить дополнительные гарантии реализации прав потребителей на надлежащее качество продукции за счет своевременных страховых выплат по страховым случаям, что является важной социальной и экономической задачей государства;
- ускорить внедрение рыночных методов обеспечения ответственности предпринимателей перед потребителями и заменить таким страхованием лицензирование видов деятельности, не требующих сертификации;
- получить достоверную статистическую базу по состоянию качества продукции, что позволит повысить эффективность надзорной функции управления ее качеством, создать статистическую базу для обоснования страховых тарифов, разработать методы своевременного прогнозирования потенциальных экономических потерь и оценки фактического вреда от некачественной продукции [11;12].
Основой повышения эффективности страхования ответственности за качество могут стать следующие принципы:
- использование как обязательной, так и добровольной форм страхования ответственности за качество и установление жест-
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о 2
Z
10 С
■ч
09
09 (Л
кого финансового контроля за проведением данного вида страхования со стороны государства;
- разработка стандарта по методике сбора и обработки статистической информации для расчета дифференцированных страховых тарифов;
- установление в условиях страхования франшизы по возмещению имущественного вреда;
- возмещение вреда не только гражданам, но и юридическим лицам;
- формирование резерва предупредительных мероприятий из себестоимости страховых услуг как метода управления качеством продукции (вернуть такую норму в Налоговый кодекс РФ);
- использование механизма перестрахования при принятии крупных рисков;
- повышение квалификации сотрудников страховых компаний, занимающихся данным видом страхования [11; 13].
Таким образом, страхование ответственности за качество является одним из актуальных вопросов развития страхования ответственности и страхового рынка, одним из методов обеспечения ответственности изготовителей перед потребителями, дополнительной гарантией качества продукции. В условиях развития института страхования и обеспечения государством необходимой защиты потребителей данный вид страхования отвечает интересам всех участников рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ребрин Ю. И. Управление качеством : учеб. пособие / Ю. И. Ребрин. — Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. радиотехн. ун-та, 2004. — 174 с.
2. Страхование : учебник / под ред. Т. А. Федоровой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Магистр,
2008. — 1006 с.
3. Бухарина Ю. Д. Законодательное регулирование выполнения требований стандартов на продукцию в Советском государстве (1921-1940 гг.) / Ю. Д. Бухарина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 2. — С. 30-32.
4. Горулев Д. А. Историческая ретроспектива российского страхования / Д. А. Горулев, Н. С. Агафонов // Финансы. — 2012. — № 7. — С. 54-57.
5. Безфамильная Л. В. Страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг) в системе социальной защиты граждан : монография / Л. В. Безфамильная. — М. : Гос. ун-т управления, 2003. — 248 с.
6. Шинкаренко И. Э. Страхование ответственности : справочник / И. Э. Шинкаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Анкил, 2006. — 416 с.
7. Синишев Д. В. Страхование ответственности производителя за качество продукции, работ, услуг (на примере потребительского рынка) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / Д. В. Синишев. — СПб., 2004. — 23 с.
8. Безфамильная Л. В. Концепция повышения социально-экономической эффективности страхования ответственности за качество медицинских услуг в России / Л. В. Безфамильная // Стандарты и качество. —
2009. — № 8. — С. 82-86.
9. Безфамильная Л. В. Концепция повышения социально-экономической эффективности страхования ответственности за качество медицинских услуг в России / Л. В. Безфамильная // Стандарты и качество. — 2009. — № 9. — С. 80-84.
10. Даутбаева-Мухтарова А. Е. Гражданско-правовая ответственность при причинении вреда жизни и здоровью пациента / А. Е. Даутбаева-Мухтарова // Право и государство. — 2016. — № 1 (70). — С. 69-73.
11. Безфамильная Л. В. Повысить эффективность страхования ответственности за качество / Л. В. Безфа-мильная // Финансы. — 2004. — № 10. — С. 49-52.
12. Безфамильная Л. В. Страхование ответственности за качество продукции / Л. В. Безфамильная // Методы оценки соответствия. — 2009. — № 6. — С. 6-7.
13. Донников С. А. Экономический анализ потребности России в страховании ответственности за качество продукции / С. А. Донников // Вестник Московского государственного университета сервиса. — 2007. — № 1. — С. 29-32.
REFERENCES
1. Rebrin Yu. I. Upravlenie kachestvom [Quality Management]. Taganrog Radioengineering Institute Publ., 2004. 174 p.
2. Fedorova T. A. (ed.). Strakhovanie [Insurance]. 3rd ed. Moscow, Magistr Publ., 2008. 1006 p.
3. Bukharina Yu. D. Legislative regulation of production standards performance in Soviet State (1921-1940). Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prak-tiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2012, no. 2, pp. 30-32. (In Russian).
4. Gorulev D. A., Agafonov N. S. Historical retrospective of Russian insurance industry. Finansy = Finance, 2012, no. 7, pp. 54-57. (In Russian).
5. Bezfamil'naya L. V. Strakhovanie otvetstvennosti za kachestvo tovarov, rabot (uslug) v sisteme sotsial'noi zashchity grazhdan [Liability Insurance of the Quality of Goods, Work (Services) in the Social Protection System]. Moscow, State University of Management Publ., 2003. 248 p.
6. Shinkarenko I. E. Strakhovanie otvetstvennosti [Liability Insurance]. 2nd ed. Moscow, Ankil Publ., 2006. 416 p.
7. Sinishev D. V. Strakhovanie otvetstvennosti proizvoditelya za kachestvo produktsii, rabot, uslug (na primere potrebitel'skogo rynka). Avtoref. Kand. Diss. [Insurance of Producer's Liability for the Quality of Products, Work, Services (Case-Study of Consumer Market)]. Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2004. 23 p.
8. Bezfamil'naya L. V. Conception of increase the social and economic efficiency of insurance of responsibility for medical services quality in Russia. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2009, no. 8, pp. 82-86. (In Russian).
9. Bezfamil'naya L. V. Conception of increase the social and economic efficiency of insurance of responsibility for medical services quality in Russia. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2009, no. 9, pp. 80-84. (In Russian).
10. Dautbaeva-Mukhtarova A. E. Civil liability at damage to life and health of the patient. Pravo i gosudarstvo = Law and State, 2016, no. 1 (70), pp. 69-73. (In Russian).
11. Bezfamil'naya L. V. To increase the efficiency of quality liability insurance. Finansy = Finance, 2004, no. 10, pp. 49-52. (In Russian).
12. Bezfamil'naya L. V. Insurance of liability for product quality. Metody otsenki sootvetstviya = Methods of Compliance Assessment, 2009, no. 6, pp. 6-7. (In Russian).
13. Donnikov S. A. Economic analysis of Russia's need for insurance of liability for product quality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta servisa = Bulletin of Moscow State University of Services Studies, 2007, no. 1, pp. 29-32. (In Russian).
Информация об авторе
Кузнецова Надежда Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: nadezhda1978@mail.ru.
Author
Nadezhda V. Kuznetsova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Insurance and Risk Management, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: nadezh-da1978@mail.ru.
Библиографическое описание статьи
Кузнецова Н. В. К вопросу о страховании ответственности за качество как эффективном инструменте защиты интересов изготовителей и потребителей / Н. В. Кузнецова // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 178-185. — DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).178-185.
Reference to article
Kuznetsova N. V. On the issue of quality liability insurance as an effective instrument of protection of interests of manufacturers and consumers. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 178-185. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).178-185. (In Russian).