Научная статья на тему 'Страхование ответственности за качество выпускаемой продукции'

Страхование ответственности за качество выпускаемой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СТРАХОВЫЕ РИСКИ / СТРАХОВАЯ СУММА / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / INSURANCE / LIABILITY INSURANCE / INSURANCE RISKS / INSURANCE AMOUNT / INSURANCE PROTECTION / QUALITY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Ю.В., Акманова А.Х.

Статья посвящена вопросам страхования ответственности за качество выпускаемой продукции. Проанализированы достоинства и перспективы развития данного социально-правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY INSURANCE FOR PRODUCT QUALITY

Article is devoted to questions of liability insurance for the quality of manufactured products. Analyzed the advantages and prospects of development of the socio-legal institution.

Текст научной работы на тему «Страхование ответственности за качество выпускаемой продукции»

УДК 366.546.2

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Мельникова Ю.В., к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Акманова А.Х. Студентка группы ЭУ-ЭБ-31, 3 курс, факультет экономики и

управления,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена вопросам страхования ответственности за качество выпускаемой продукции. Проанализированы достоинства и перспективы развития данного социально-правового института.

Ключевые слова: страхование, страхование ответственности, страховые риски, страховая сумма, страхователь, страховая защита, качество, продукция.

Abstract. Article is devoted to questions of liability insurance for the quality of manufactured products. Analyzed the advantages and prospects of development of the socio-legal institution.

Keywords: insurance, liability insurance, insurance risks, insurance amount, insurance protection, quality products.

В настоящее время вопросам качества уделяется повышенное внимание со стороны как потребителей, так и надзорных государственных органов. В связи с этим производитель вынужден уделять качеству выпускаемой продукции особое внимание. Но, к сожалению, в современных условиях хозяйствования выпуск по настоящему качественной продукции не всегда зависит от производителя. В его работе могут возникнуть различные непредвиденные обстоятельства, могут измениться рыночные, политические и международные условия, подвести поставщики сырья. Для того, чтобы минимизировать подобное риски в предпринимательском деле существует надежный и зарекомендовавший себя институт - страхование ответственности за качество выпускаемой продукции.[з, С.121]

Качество продукции и услуг — вот то, что в первую очередь необходимо потребителю. Это его законное право. В последние годы значительно повысились требования к стандартам качества продукции, ее экологической безопасности.

Страхование ответственности за качество выпускаемой продукции позволяет производителям обезопасить себя от незапланированного оттока денежных ресурсов в случае предъявления им исков по несоответствующему качеству продукции. Кроме того, этот вид страхования является основным условием для продвижения российских

товаров в развитых странах: без полиса ответственности за качество продукции ее доступ на рынок ВТО невозможен.

Ограховые компании предлагают надежную защиту производителям (молочнотоварным фермам, птицефабрикам, свиноводческим комплексам, элеваторам, мельницам, прудовым рыбоводным хозяйствам, маслосырзаводам, консервным производствам и др.).

Объектом страхования является - выпускаемая продукция

Страховым случаем является возникновение обязанности страхователя (застрахованного) в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате потребления ими продукции, произведенной страхователем с недостатками, следствием которых явился нанесенный им вред (ущерб). [2, С.15]

Подлежит возмещению: вред, причиненный жизни и здоровью третьих лиц; реальный имущественный ущерб, причиненный третьим лицам.

Очевидные достоинства страхования ответственности - это дополнительная гарантия защищенности интересов потребителей и партнеров; дополнительная реклама товара или услуги; защита производителя от судебных исков со стороны потребителей.

Страховой защитой покрываются страховые риски в виде ответственности: за имущественный ущерб, нанесенный потребителю; вред, причиненный жизни и здоровью потребителя; моральный ущерб.

На страхование принимается ответственность за качество различных видов продукции (товаров). Однако некоторые страховщики ограничивают перечень продукции, ответственность за качество которой страхуется. Так, страховая компания «Русское качество», заключая договоры страхования ответственности за качество, не включает в перечень продукции следующие товары: электробытовые товары; строительные материалы и конструкции; товары бытовой химии и химической промышленности, мебель; игрушки; посуду. Подобные исключения из перечня товаров, при реализации которых ответственность производителя может быть застрахована, устанавливаются страховщиком и могут существенно различаться в договорах и правилах страхования. [1, С.36]

Размер страховой суммы определяет страхователь. Для ее определения страховым компаниям рекомендуют приравнивать ее к годовому обороту при страховании всей деятельности, к стоимости отдельной партии - при страховании ответственности в отношении конкретного выпуска.

Страхование может быть использовано как механизм, позволяющий, с одной стороны, уменьшить избыточное административное давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов, с другой стороны - обеспечить безопасность

продукции (работ, услуг) на максимально высоком уровне и тем самым защитить потребителей от недобросовестных производителей и продавцов. [4, С.151]

В современных условиях эффективное внедрение в практику страховых компаний страхования ответственности за качество продукции требует серьезной аналитической работы по системному анализу тарифной политики и формирования страховых резервов, по оценке финансовых показателей экономической эффективности страховой деятельности, по балансированию страхового и инвестиционного портфеля в целом с целью прогнозирования концепции страхования и повышения платежеспособности страховых компаний.

Литература

1. Архипов, А. П. Страхование / А. П. Архипов. - М. : КНОРУС, 2012. -258с.

2. Кучерова Н.В. Тенденции развития страхового маркетинга в России // Изв. Оренбургского гос. аграрного ун-та. - 2010. - Ч. 1, № 4 (28). - С. 154-158

3. Скамай Л. Г. Страховое дело : учебник / Л. Г. Скамай. - М. :Юрайт, 2011.

- 344 с. ^

4. Страхование : учеб.для бакалавров / под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 869 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - 11 экз. - Рек. УМО.

— • —

УДК 336.671.1.

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Мельникова Ю.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Реуцков Г.В., магистрант кафедры экономики и менеджмента,Ю Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных принципов

о о т-»

дивидендной и инвестиционной политики предприятия. В качестве примера приводится дивидендная политика ОАО «Лукойл».

Ключевые слова: дивиденд, акционер, акции, финансирование.

Abstract. Article considers the main principles of the dividend and investment policy of the company. In the example below the dividend policy of OAO "LUKOIL".

Keywords: dividend, shareholder, shares, financing.

Инвестиционная политика предприятия требует определения и проведения предприятием дивидендной политики. Повышенное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.