Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЧС РОССИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Анна Александровна, Шевченко Кирилл Владимирович

Одной из актуальных проблем во все времена была и является безопасность жизнедеятельности человека. И здесь на первый план выдвигается межгосударственное сотрудничество национальных органов власти, международных организаций. Россия активно участвует в международном сотрудничестве, в том числе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды. Отмечается, что главным компетентным органом в данной сфере сотрудничества со стороны Российской Федерации является МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE

One of the urgent problems at all times has been and is the safety of human life. Russia actively participates in international cooperation, including in the field of ensuring the safety of human life and environmental protection. It is noted that the main competent authority in this area of cooperation on the part of the Russian Federation is the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_39 УДК 351.861

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ On the formation and development of international cooperation in the field of emergency prevention and response

СМИРНОВА Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SMIRNOVA Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: Одной из актуальных проблем во все времена была и является безопасность жизнедеятельности человека. И здесь на первый план выдвигается межгосударственное сотрудничество национальных органов власти, международных организаций. Россия активно участвует в международном сотрудничестве, в том числе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды. Отмечается, что главным компетентным органом в данной сфере сотрудничества со стороны Российской Федерации является МЧС России.

Abstract: One of the urgent problems at all times has been and is the safety of human life. Russia actively participates in international cooperation, including in the field of ensuring the safety of human life and environmental protection. It is noted that the main competent authority in this area of cooperation on the part of the Russian Federation is the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество; МЧС России; международные организации; взаимодействие.

Keywords: interstate cooperation; EMERCOM of Russia; international organizations; interaction.

Для цитирования: Смирнова А.А., Шевченко К.В. К вопросу о становлении и развитии международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 39-42. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_39.

For citation: Smirnova A.A., Shevchenko K.V. On the formation and development of international cooperation in the field of emergency prevention and response //Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 39-42. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_39.

Статья поступила в редакцию: 02.07.2023

Проблема безопасности жизнедеятельности человека - одна из самых актуальных проблем человечества, непосредственно связанная с его выживанием в условиях научно-технического прогресса, ухудшения экологического состояния отдельных регионов и планеты в целом1.

В XXI веке обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетным направлением не только отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества в целом. И здесь на первый план выдвигается межгосударственное сотрудничество национальных органов власти, международных организаций.

Международное сотрудничество - это совместные действия субъектов международного права в какой-либо сфере их взаимных интересов, их деятельность по согласованию своих позиций, координации действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений. Международное сотрудничество в области предупреждения, ликвидации и защиты от чрезвычайных ситуаций, получил импульс к развитию в XX веке. Цель партнерства государств в области охраны природы была заложена в начале ХХ века, когда на Конференцию по международной охране природы в Берне собрались ученые из 18 стран (Швейцария) в 1913 году. Однако существенного прогресса в области международно-нормативного регулирования в этой сфере не было. И только после основания Организации Объединенных Наций (UnitedNations)2 и серьезной либерализации регионального межгосударственного сотрудничества этот процесс тронулся с места.

1 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - БОЫ \WCAYMY

2 Перевалов, Д. В. Субъекты обеспечения безопасности критически важных объектов в Республике Беларусь / Д. В. Перевалов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 63-73. - БОЫ РКИК!Р.

Вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий всегда были в центре внимания ООН. Для обсуждения Генеральной Ассамблеи ООН были выдвинуты следующие вопросы: координация действий международного сообщества для эффективного использования сил и средств реагирования на стихийные бедствия, а также ликвидация и смягчение последствий этих бедствий; помощь странам в снижении опасности бедствий. Эти обсуждения привели к созданию Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (United Nations Officefor the Coordinationof Humanitarian Affairs) в 1978 году.

Разработка концепции готовности к стихийным бедствиям, реагирования и ликвидации последствий обусловила важность разработки Стратегии ООН по снижению риска бедствий.

В 1989 году произошло значимое событие: международным сообществом была признана необходимость формирования эффективного механизма помощи при чрезвычайных ситуациях. Результатом стало принятие резолюции № 44/236, на основании которой объявлено Международное десятилетие по уменьшению опасности стихийных бедствий (1990-2000 гг.)

За этот период созданы важнейшие механизмы сотрудничества международного сообщества, а также ключевые принципы такого сотрудничества. Это нашло свое отражение в специальных международных договорах.

Иокогамская стратегия. Это первый документ международного значения, в котором обозначены основные направления в области снижения угроз от различного рода бедствий на международном уровне.

План действий для безопасного мира, определяющий направления по руководству защиты от природных бедствий, обеспечения готовности и смягчение последствий.

Признав, важным направлением прогнозирование, в 1998 году была создана программа создания системы мониторинга государств-участников СНГ.

В 1999 году в рамках этого направления также было принято соглашение под названием «О сотрудничестве в области экологического мониторинга»1.

Хиогская рамочная программа действий2 на 2005-2015 годы «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государства и общин». Этот документ помог дополнить принципы и направления работы государств в борьбе с бедствиями. Она была принята в 2005 году на Конференции в Кубе.

В национальном докладе III Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 года в г. Сендае (Япония) Российской Федерацией были представлены результаты реализации ХРПД. Основным документом, принятым на данной конференции, явилась «Сендайская рамочная конференция3 по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы».

Целью СРП является значительное снижение риска бедствий и сокращения человеческих жертв, потери источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, а также негативных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.

Для реализации СРП были определены ключевые направления деятельности на глобальном, региональном и местном уровнях:

1. Оценка рисков бедствий, включая анализ.

2. Усовершенствование организационно-правового механизма управления рисками4.

3. Инвестирование в мероприятия по снижению рисков.

4. Повышение готовности к бедствиям, а также обеспечение эффективного и оперативного реагирования, а также совершенствование методов восстановления, реабилитации и реконструкции5.

Важными документами в этой сфере явились: Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (09.05.1992)6, Декларация о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии (09.06.2001), Декларация и программа форума тысячелетия «Мы народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» (26.05.2000) и пр.

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется, в том числе, посредством МЧС России.

МЧС России принимает непосредственное участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, путем оказания гуманитарной помощи, взаимодействует с иностранными государствами, международными организациями7.

История становления международного сотрудничества МЧС России начинается с конца XX века. В 1989 году начинают развиваться

1 Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 года // Содружество, Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, № 1(31)

2 Здесь и далее ХРПД - Хиогская рамочная программа действий

3 Здесь и далее СРП - Сендайская рамочная конференция

4 Шеншин, В. М. Особенности взаимодействия МЧС России и органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин, Н. М. Силуянова // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Сост.: А.В. Зыков, Н.В. Федорова, О.Е. Евсеева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 141-145. - EDN IBAGYU.

5 Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. - Москва: Высшая школа, 2018. С. 181.

6 Кудашкин, А. В. Особенности организации взаимодействия органов внутренних дел МВД России, войск национальной гвардии и Вооруженных Сил Российской Федерации / А. В. Кудашкин, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2017. - № 3(236). - С. 16-22. - EDN YGWFPH.

7 Немченко, С. Б. Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно- юрисдикционной деятельности / С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Административное право и процесс. - 2021. - № 3. - С. 55-57. - DOI 10.18572/2071-1166-2021-3-55-57. - EDN AFFQJO.

чрезвычайные структуры: специальный чрезвычайный орган в структуре Правительства СССР - Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.

Через два года была создана Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В этой системе были объединены силы, средства и управленческие органы, которые были компетентны в защите территорий и людей от ЧС. Два указанных нами органа существовали вплоть до распада Советского Союза.

Важным этапом в этой сфере явилось создание Российского корпуса спасателей в 1990 году1.

Основными направлениями международной деятельности МЧС России являются: развитие и осуществление сотрудничества с чрезвычайными ведомствами иностранных государств и профильными международными организациями, оказание помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях, создание и укрепление имиджа МЧС России в мировом сообществе, обучение иностранных специалистов и подготовка подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования для участия в соответствующих операциях за рубежом.

В рамках международного сотрудничества действуют более 50 международных соглашений о взаимодействии и оказании помощи, с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с учреждениями ООН: Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ), Управление по делам беженцев ООН (УВКБ), Управление ООН по уменьшению опасности бедствий (УУОБ/Секретариат Международной стратегии по уменьшению опасности бедствий-МСУОБ), Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП), Всемирная организация здравоохранения ООН (ВОЗ), с профильными международными организациями, такими как Международная организация гражданской обороны (МОГО), Международный комитет Красного Креста (МККК), Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП) и др. Активно проводится работа в рамках региональных международных организаций: Содружество независимых государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС), Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

В настоящее время успешно функционируют следующие гуманитарные центры: Российско-Сербский гуманитарный центр (Сербия), Российско-Армянский центр гуманитарного реагирования (Армения), Региональный российско-кубинский центр подготовки специалистов пожар-но-спасательного профиля (Куба) и Международный центр имени российско-никарагуанской дружбы (Никарагуа). Основные задачи Центров -подготовка иностранных специалистов в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций с привлечением российских образовательных технологий, а также реагирование на чрезвычайные ситуации в соответствующих регионах.

Сотрудники МЧС России в числе первых направляются в зарубежные страны для проведения сложнейших поисково-спасательных операций. МЧС России активно продолжает внедрение методологии Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (далее — ИНСАРАГ) и Системы оценки и координации деятельности в чрезвычайных ситуациях ООН (ЮНДАК).

В 2011 году отряд Центроспас прошел аттестацию по методологии ИНСАРАГ и получил квалификацию поисково-спасательного отряда «тяжелого» класса, которую вновь подтвердил в 2016 году.

В 2016 году состоялась международная аттестация Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по методологии ИНСАРАГ по квалификации «среднего класса».

В 2021 году поисково-спасательный отряд ГУ МЧС России по Хабаровскому краю подтвердил соответствие требованиям ИНСАРАГ к международным отрядам «среднего класса». В результате этой системной работы Россия в настоящее время является единственной в мире страной с тремя государственными поисково-спасательными отрядами, соответствующими стандартам ООН. Работа по подготовке российских поисково-спасательных подразделений, аттестованных по методологии ИНСАРАГ к периодической переаттестации будет продолжена.

В 2016 г. аэромобильный госпиталь отряда Центроспас также был аттестован в соответствии со стандартами ВОЗ с присвоением 2 -ой категории по классификации этой международной организации. Данная классификационная категория присваивается медицинским бригадам, имеющим возможность автономно работать в зоне ЧС в течение двух недель, а также вести амбулаторный прием больных. Аэромобильный госпиталь отряда Центроспас был включен в Глобальный реестр чрезвычайных медицинских бригад. Международные аттестации отрядов МЧС России являются весомым вкладом в развитие российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. По договоренности с ВОЗ процесс ре-сертификации аэромобильного госпиталя отряда Центроспас планируется провести в 2023 году.

С 1993 года МЧС России проведено за рубежом более 550 операций чрезвычайной направленности на двусторонней основе, из них:

доставка грузов гуманитарной помощи - 347 операций;

проведение аварийно-спасательных, поисковых работ и работ по разминированию территорий от взрывоопасных предметов - 27 операций;

работа аэромобильного госпиталя МЧС России - 11 операций;

эвакуация российских граждан при угрозе их жизни - 25 операций;

тушение природных пожаров - 21 операция;

1 Кушнир С.И., Бобылева А.О. История развития системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций в России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. №1 (5). С. 405 (403-405 с.)

санитарно-авиационные эвакуации пострадавших российских граждан из зарубежных государств - 127 операций.

По линии МЧС России также оказывается гуманитарная помощь зарубежным государствам при реализации проектов и операций в рамках Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года № 259.

Таким образом, через взносы Российской Федерации в фонды международных организаций проведено более 250 операций, в ходе которых оказана помощь более 60 странам.

Основные мероприятия в области международного сотрудничества с МЧС характеризуются:

постоянным совершенствованием международной договорно-правовой системы отношений в области борьбы с ЧС;

развитием сотрудничества с ООН и Советом Европы по вопросам ликвидации ЧС, прогнозирования ЧС, оказания помощи при их наступлении;

развитием сотрудничества с другими важными организациями, компетентными в области борьбы с ЧС - 1 ОДКБ1, ЕЭС, Таможенный

Союз и пр.

В последнее время участились чрезвычайные ситуации, которые носят транснациональный характер в силу своих экологических, экономических и социальных последствий и территориального охвата. Поэтому мониторинг, предотвращение и устранение их последствий является одним из приоритетных направлений международного сотрудничества2.

Таким образом, международное сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения и своевременного реагирования на трансграничные стихийные бедствия и ликвидации их последствий должно постоянно развиваться по самым разным направлениям.

Библиография:

1. Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

2. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY

3. Колесник, А. А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в Организации Договора о коллективной безопасности /

A. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 40-49. - EDN ASQSJS.

4. Кудашкин, А. В. Особенности организации взаимодействия органов внутренних дел МВД России, войск национальной гвардии и Вооруженных Сил Российской Федерации / А. В. Кудашкин, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2017. - № 3(236). - С. 16-22. - EDN YGWFPH.

5. Кушнир С.И., Бобылева А.О. История развития системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций в России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. №1 (5). С. 405 (403-405 с.)

6. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. - Москва: Высшая школа, 2018. С. 181.

7. Немченко, С. Б. Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно- юрис-дикционной деятельности / С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Административное право и процесс. - 2021. - № 3. - С. 55-57. - DOI 10.18572/2071-1166-2021-3-55-57. - EDN AFFQJO.

8. Перевалов, Д. В. Субъекты обеспечения безопасности критически важных объектов в Республике Беларусь / Д. В. Перевалов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 63-73. - EDN PKHKIR.

9. Шеншин, В. М. Особенности взаимодействия МЧС России и органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин, Н. М. Силуянова // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Сост.: А.В. Зыков, Н.В. Федорова, О.Е. Евсеева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 141-145. - EDN IBAGYU.

References:

1. Bondurovsky, V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the context of the transformation of security challenges and threats / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.

2. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY

3. Kolesnik, A. A. On improving the methodological foundations of model lawmaking in the Collective Security Treaty Organization / A. A. Kolesnik // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). - Pp. 40-49. - EDN ASQSJS.

4. Kudashkin, A.V. Features of the organization of interaction between the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the National Guard troops and the Armed Forces of the Russian Federation / A.V. Kudashkin, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal Review. - 2017. - № 3(236). - Pp. 16-22. - EDN YGWFPH.

5. Kushnir S.I., Bobyleva A.O. History of the development of the system of protection of the population from emergency situations in Russia // Modern technologies of civil defense and liquidation of consequences of emergency situations. 2018. No. 1 (5). pp. 405 (403-405 p.)

6. Mastryukov, B. S. Safety in emergency situations / B.S. Mastryukov. - Moscow: Higher School, 2018. p. 181.

7. Nemchenko, S. B. Officials of the EMERCOM of Russia as subjects of the implementation of state functions: separate issues of administrative and legal activities / S.

B. Nemchenko, V. M. Shenshin // Administrative law and Process. - 2021. - No. 3. - pp. 55-57. - DOI 10.18572/2071-1166-2021-3-55-57. - EDN AFFQJO.

8. Perevalov, D. V. Subjects of ensuring the safety of critical facilities in the Republic of Belarus / D. V. Perevalov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 63-73. - EDN PKHKIR.

9. Shenshin, V. M. Features of interaction between the Ministry of Emergency Situations of Russia and local self-government bodies in the field of protection of the population from emergency situations / V. M. Shenshin, N. M. Siluyanova // Fire safety: modern challenges. Problems and solutions : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 22, 2021 / Comp.: A.V. Zykov, N.V. Fedorova, O.E. Evseeva. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 2021. - pp. 141-145. - EDN IBAGYU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Колесник, А. А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в Организации Договора о коллективной безопасности / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 40-49. - ЕРЫ АЗОв^.

2 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - ЕРЫ EMOWWT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.