DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_91
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ Current issues of legal regulation of fire insurance
МЕЛЬНИКОВА Ксения Романовна,
инспектор группы профилактики пожаров Специальной пожарно-спасательной части № 22 Специального отдела № 2 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России». Россия, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 136. E-mail: [email protected];
СИЛУЯНОВА Наталья Михайловна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 149. E-mail: [email protected];
MELNIKOVA Ksenia Romanovna,
inspector of the fire prevention group of the Special Fire and Rescue Unit No. 22 Special Department No. 2 of the Federal State Budgetary Institution "Special Management of FPS No. 50 of the Ministry of Emergency Situations of Russia". 136 Obukhovskaya Oborona Avenue, Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected];
SILUYANOVA Natalia M.,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law
St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev.
196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования противопожарного страхования, проведен анализ идей и взглядов о совершенствовании страхования представителей Минфина, Центробанка, Всероссийского союза страховщиков, МЧС России и иных. Рассмотрены позиции о необходимости введения обязательного противопожарного страхования. Предложены пути интегрирования обязательного страхования от пожара в налоговую систему.
Abstract: The article discusses topical issues of legal regulation of fire insurance, analyzes ideas and views on improving insurance of representatives of the Ministry of Finance, the Central Bank, the All-Russian Union of Insurers, the Ministry of Emergency Situations of Russia and others. The positions on the need to introduce mandatory fire insurance are considered. The ways of integrating compulsory fire insurance into the tax system are proposed.
Ключевые слова: Страхование, противопожарное страхование, страхование от огня, обязательное страхование, добровольное страхование, имущество, юридическое лицо.
Keywords: Insurance, fire insurance, fire insurance, compulsory insurance, voluntary insurance, property, legal entity.
Для цитирования: Мельникова К.Р., Силуянова Н.М. Актуальные вопросы правового регулирования противопожарного страхования //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 91-94. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_91.
For citation: Melnikova K.R., Siluyanova N.M. Current issues of legal regulation of fire insurance // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 91-94. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_91.
Статья поступила в редакцию: 29.07.2023
Вопрос правового регулирования противопожарного страхования в России рассматривается с 1827 года, когда было создано Российское страховое от огня Общество1.
Начиная с момента возникновения первого страхового общества и до настоящего времени в юридической литературе и судебной практике используются различные термины, связанные с противопожарным страхованием2. Стоит отметить, что в контексте данного исследования мы будем использовать наиболее употребляемый в настоящее время термин «противопожарное страхование».
Вместе с этим под правовым регулированием будем понимать воздействие на общественные отношения в области страхования на
3
случай пожара осуществляемое при помощи юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и других мер .
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено добровольное страхование имущества от рисков природного и техногенного характера (пункт 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - Гражданский кодекс)4. Пожар включается в перечень страховых случаев с рядом оговорок1.
1 Силуянова Н. М., Правовое регулирование противопожарного страхования в дореволюционной России // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013. № 2(19). - С. 63-67; Силуянова, Н. М. Противопожарное страхование в России в первой половине XX века: как мера обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 апреля 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. С. 165-168.
2 Силуянова, Н. М. Некоторые проблемы терминологической неопределенности в правовом регулировании страхования на случай пожара / Н. М. Силуянова // Актуальные проблемы государства и права. - 2023. - Т. 7, № 1(25). - С. 71-80. - DOI 10.20310/2587-9340-2023-7-1-71-80.
3 Силуянова, Н. М. Понятийно-категориальный аппарат правового регулирования противопожарного страхования: теоретико-правовой анализ / Н. М. Силуянова // Актуальные проблемы государства и права. - 2022. - Т. 6, № 3(23). - С. 302-310. - DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310.
4 Семенова, У. С. О возможности замены административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обязательным противопожарным страхованием имущества / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Юридический мир. - 2022. - № 1. - С. 57-61. - DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. - EDN XOIITE.
В период с 2001 неоднократно ученые, представители различных государственных структур высказывались о введении обязательного противопожарного страхования2. В том же году был разработан законопроект «Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара». Законопроект был отклонен. Причиной отклонения названа необходимость существенного изменения гражданского законодательства (статья 935 Гражданского кодекса).
Позднее МЧС России был внесен новый законопроект «О противопожарном страховании». Однако законопроект также был отклонен. Причины отклонения, на наш взгляд, неосновательные (толкование предмета страхования, концепция гражданской ответственности).
Дальнейшие попытки развить правовое регулирование и реализовать институт обязательного противопожарного страхования подверглись критике учеными. Некоторые авторы считали имеющееся добровольное страхование достаточным для обеспечения безопасности имущества физических и юридических лиц3. Другой позицией ученых стала сознательное игнорирование института обязательного страхования (с 2010 по настоящее время).
Несмотря на противоречивое отношение противопожарному страхованию длительностью более двадцати лет, в СМИ по-прежнему обсуждается совершенствование законодательства о страховании от огня.
Мнения экспертов на протяжении двадцати лет не раз изменялись на диаметрально противоположные. Так, в 2010 году Президиум Всероссийского союза страховщиков (далее - ВСС) поддержал инициативу МЧС России по разработке закона о противопожарном страховании4. Рабочую группу по разработке законопроекта возглавил заместитель генерального директора «Ингострах» Николай Галушин.
Однако в 2019 году глава ВСС Игорь Юргенс в интервью Business FM заявил, что страхование никогда не станет обязательным, в частности страхование жилья. По словам И. Юргенса «инициатива о сборе средств «в общий котел» принадлежит Минфину и ЦБ»5.
Тем не менее еще в 2018 году заместитель директора Департамента финансовой политики Вера Балакирева акцентировала внимание, что страхование должно оставаться добровольным в рамках субъекта России6.
Речь о принятом в 2020 году изменении в законодательство, согласно которому государственные власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать программы добровольного страхования от чрезвычайных ситуаций7. Примером применения программы добровольного страхования жилья является Москва. По словам заместителя директора департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС Михаила Порватова, «она реализуется уже больше двух десятилетий, и участие в ней принимают около 60% жителей столицы»8.
Несмотря на имеющиеся противоречия, 21 декабря 2021 года первый заместитель министра МЧС России Александр Чуприян заявил о необходимости введения института обязательного страхования. А. Чуприян отметил, что сумма страховых взносов будет зависеть от количества нарушений требований пожарной безопасности9.
В 2022 году руководитель общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь обосновывает несостоятельность попыток ввести обязательное страхование имущества от чрезвычайных ситуаций отсутствием страховой культуры и низкими доходами населения.
В качестве решения И. Пушкарь предлагает ввести программу субсидирования страховой премии с постепенным уменьшением доли государственных взносов10.
На наш взгляд необходимость введения обязательного противопожарного страхования очевидна. Речь не идет о дополнительных налоговых сборах с физических и юридических лиц или создании бюрократических структур. Это вопрос возможности восстановления нарушенных прав граждан и обеспечения их экономической безопасности.
Пресс-служба МЧС России на 5 марта 2021 года сообщает о росте числа погибших в результате пожаров в 48 субъектах России. Более половины пожаров произошли по причине нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования и аварийного режима работы электрооборудования и электросетей11.
Таким образом, наблюдается снижение эффективности ГПН. Ведение обязательного противопожарного страхования видится логичным в свете надзорных каникул и, как следствие, невозможности контроля за противопожарным состоянием объектов защиты.
1 Шеншин, В. М. К вопросу об аттестации физических лиц на право проектирования средств пожарной безопасности / В. М. Шеншин, У. С. Семенова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 5(310). - С. 114-118. - EDN URQWUD.
2 Семенова, У. С. О требованиях к проектированию систем передачи извещений о пожаре / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 11(304). - С. 124-128. - EDN PQHULH.
3 Немченко С. Б., Страховое право : Учебное пособие / С. Б. Немченко, Л. С. Муталиева ; Под общей редакцией В.С. Артамонова. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2010. 204 с.
4 Семенова, У. С. О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах -Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 114-119. - EDN DVTWDX.
5 Семенова, У. С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.
6 Семенова, У. С. Проблемы аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 120-123. - EDN INUAVE.
7 Семенова, У. С. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Юрист. - 2022. - № 5. - С. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-70-73. - EDN EWNZCA.
8 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
9 В МЧС выступили за обязательное страхование от пожаров // Известия. [Электронный ресурс] // URL: https://iz.ru/1267209/2021-12-21/v-mchs-vystupili-za-obiazatelnoe-strakhovanie-ot-pozharov (дата обращения 25.06.2023)
10 Минфин хочет сделать обязательной разработку программ страхования жилья от ЧС для регионов // Рамблер. Финансы [Электронный ресурс] // URL: https://finance.rambler.ru/realty/48656152-minfin-hochet-sdelat-obyazatelnoy-razrabotku-programm-strahovaniya-zhilya-ot-chs-dlya-regionov/ (дата обращения 25.06.2023)
11 МЧС сообщило об увеличении в более чем половине регионов числа погибших при пожарах. Официальный сайт ТаСс. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/obschestvo/10840167 (дата обращения 25.06.2023)
Надзорные каникулы возможно использовать для внедрения сборов обязательного противопожарного страхования. В настоящее время исчислять сумму отчислений в страховой фонд в зависимости от количества нарушений требований пожарной безопасности нам кажется нецелесообразным.
В связи с проведением в государстве политики «регуляторной гильотины»1 и регулярными изменениями пунктов Правил противопожарного режима и Технического регламента количество нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты может варьироваться в течение полугода (в зависимости от сроков проведения проверок государственным пожарным надзором (далее - ГПН) в осенне-зимний и весенне-летний периоды).
Усугубляет расчет суммы страховых взносов и введение надзорных каникул, которые планируется продлить на 2023 год. Существующие нарушения объект защиты вполне мог устранить за длительный период отсутствия плановых проверок.
В качестве альтернативы обязательному страхованию от пожара ВСС в 2018 году предлагало ввести добровольную форму страхования гражданской ответственности лиц, деятельность которых связана с пребыванием и массовым скоплением людей при следующих условиях:
- добровольное страхование «при нормативном установлении обязанности страховать свою ответственность для определенного круга
лиц;
- запрещение эксплуатации объекта без договора страхования».
Однако данное предложение не получило развитие в настоящем законодательстве. Предположим, что основной причиной отказа от введения указанного механизма добровольного страхования стала сложность внедрения указанного механизма для уже введенных в эксплуатацию объектов защиты.
Интересно, что, несмотря на то, что ВСС не поддерживает введение обязательного страхования, альтернатива, предложенная союзом все же, базируется на внедрении, пусть и частичном, обязательного страхования. Тем самым, ВСС косвенно подтверждает, что существующих мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан недостаточно.
В качестве механизма, определяющего порядок расчета отчислений, предложим опираться, прежде всего, на страховую оценку соответствия требований пожарной безопасности2. При введении обязательного страхования следует обратить внимание не столько на текущее соблюдение требований, сколько на тенденцию к их устранению и разработку системы стимулирования юридических лиц и предпринимателей.
В известных рамках законодательства было бы логично внедрить в систему государственного пожара отдел страхования. Данный институт взял бы на себя роль регулятора и реализовывал бы обязательное страхование от имени государства. Таким образом, страховые сборы рассчитывались бы с учетом соблюдения требований пожарной безопасности и аккумулировались в государственном фонде.
По итогам анализа изменения подходов к правовому регулированию противопожарного страхования делаем вывод, что:
системы добровольного противопожарного страхования недостаточно для обеспечения экономической безопасности граждан и восстановления их нарушенных прав;
необходимо внедрение обязательного страхования от пожаров;
предлагаемые механизмы реализации обязательного страхования сложны в реализации3;
обязательное страхование должно быть включено в существующую систему налогов и сборов. К примеру, для физических лиц в сумму имущественного налога, для юридических лиц - в налоги юридических лиц;
расчет страхового взноса предлагается производить исходя из рыночной стоимости имущества.
Таким образом, вопрос правового регулирования противопожарного страхования и внедрения обязательного страхования нельзя считать закрытым. Механизм обеспечения экономической безопасности требует внимания.
Библиография:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
2. Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности в сфере пожарной безопасности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 2. - С. 225-233. - DOI 10.24412/1608-8794-2021-2-225-233. - EDN CNGVZI.
3. Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Российский следователь. - 2021. - № 10. - С. 34-38. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-10-34-38. - EDN PABYAH.
4. Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности за уничтожение или повреждение имущества по неосторожности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Российский следователь. - 2021. - № 8. - С. 43-47. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-8-43-47. - EDN OXHCBA.
5. Немченко С. Б., Страховое право : Учебное пособие / С. Б. Немченко, Л. С. Муталиева ; Под общей редакцией В.С. Артамонова. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2010. 204 с.
6. Семенова, У. С. О возможности замены административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обязательным противопожарным страхованием имущества / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Юридический мир. - 2022. - № 1. - С. 57-61. - DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. - EDN XOIITE.
7. Семенова, У. С. О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 114-119. - EDN DVTWDX.
8. Семенова, У. С. О требованиях к проектированию систем передачи извещений о пожаре / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 11(304). - С. 124-128. - EDN PQHULH.
1 Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности в сфере пожарной безопасности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 2. - С. 225-233. - DOI 10.24412/1608-8794-2021-2-225-233. - EDN CNGVZI.
2 Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности за уничтожение или повреждение имущества по неосторожности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Российский следователь. - 2021. - № 8. - С. 43-47. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-8-43-47. - EDN OXHCBA.
3 Бабушкин, М. Ю. Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / М. Ю. Бабушкин, С. Б. Немченко, В. М. Шеншин // Российский следователь. - 2021. - № 10. - С. 34-38. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-10-34-38. - EDN PABYAH.
9. Семенова, У. С. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Юрист. - 2022. - № 5. - С. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-7073. - EDN EEWNZCA.
10. Семенова, У. С. Проблемы аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 120123. - EDN INUAVE.
11. Семенова, У. С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.
12. Силуянова Н. М., Правовое регулирование противопожарного страхования в дореволюционной России // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013. № 2(19). - С. 63-67.
13. Силуянова, Н. М. Некоторые проблемы терминологической неопределенности в правовом регулировании страхования на случай пожара / Н. М. Силуянова // Актуальные проблемы государства и права. - 2023. - Т. 7, № 1(25). - С. 71-80. - DOI 10.20310/2587-9340-2023-7-1-71-80.
14. Силуянова, Н. М. Понятийно-категориальный аппарат правового регулирования противопожарного страхования: теоретико-правовой анализ / Н. М. Силуянова // Актуальные проблемы государства и права. - 2022. - Т. 6, № 3(23). - С. 302-310. - DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310.
15. Силуянова, Н. М. Противопожарное страхование в России в первой половине XX века: как мера обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 апреля 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. С. 165-168.
16. Шеншин, В. М. К вопросу об аттестации физических лиц на право проектирования средств пожарной безопасности / В. М. Шеншин, У. С. Семенова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 5(310). - С. 114-118. - EDN URQWUD.
References:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
2. Babushkin, M. Yu. On strengthening criminal liability in the field of fire safety / M. Yu. Babushkin, S. B. Nemchenko, V. M. Shenshin // Legal policy and legal life. -2021. - No. 2. - pp. 225-233. - DOI 10.24412/1608-8794-2021-2-225-233. - EDN CNGVZI.
3. Babushkin, M. Yu. On strengthening criminal liability for violation of fire safety requirements / M. Yu. Babushkin, S. B. Nemchenko, V. M. Shenshin // Russian investigator. - 2021. - No. 10. - PP. 34-38. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-10-34-38. - EDN PABYAH.
4. Babushkin, M. Yu. On strengthening criminal liability for the destruction or damage of property by negligence / M. Yu. Babushkin, S. B. Nemchenko, V. M. Shenshin // Russian investigator. - 2021. - No. 8. - PP. 43-47. - DOI 10.18572/1812-3783-2021-8-43-47. - EDN OXHCBA.
5. Nemchenko S. B., Insurance law : Textbook / S. B. Nemchenko, L. S. Mutalieva ; Under the general editorship of V.S. Artamonov. - Saint Petersburg : Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 2010. 204 p.
6. Semenova, U. S. On the possibility of replacing administrative responsibility for violation of fire safety requirements with mandatory fire insurance of property / U. S. Semenova, V. M. Shenshin // Legal World. - 2022. - No. 1. - pp. 57-61. - DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. - EDN XOIITE.
7. Semenova, U. S. On increasing the protection of citizens, their property and economic objects from fires / U. S. Semenova, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 114-119. - EDN DVTWDX.
8. Semenova, U. S. On the requirements for the design of fire notification transmission systems / U. S. Semenova, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Militarylegal Review. - 2022. - № 11(304). - Pp. 124-128. - EDN PQHULH.
9. Semenova, U. S. Features of bringing officials of the Ministry of Emergency Situations of Russia guilty persons to administrative responsibility for violation of fire safety requirements / U. S. Semenova, V. M. Shenshin, L. A. Shenshina // Lawyer. - 2022. - No. 5. - pp. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-70-73. - EDN EEWNZCA.
10. Semenova, U. S. Problems of certification of individuals for the right to design fire safety equipment for buildings and structures that have been put into operation / U. S. Semenova, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 7(300). - Pp. 120-123. - EDN INUAVE.
11. Semenova, U. S. Delineation of administrative responsibility for violations of the requirements for fire safety systems / U. S. Semenova, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 9(302). - Pp. 120-124. - EDN RIXTRL.
12. Siluyanova N. M., Legal regulation of fire insurance in pre-revolutionary Russia // Pravo. Safety. Emergency situations. 2013. No. 2(19). - pp. 63-67.
13. Siluyanova, N. M. Some problems of terminological uncertainty in the legal regulation of fire insurance / N. M. Siluyanova // Actual problems of the state and law. -2023. - Vol. 7, No. 1(25). - pp. 71-80. - DOI 10.20310/2587-9340-2023-7-1-71-80.
14. Siluyanova, N. M. Conceptual and categorical apparatus of legal regulation of fire insurance: theoretical and legal analysis / N. M. Siluyanova // Actual problems of the state and law. - 2022. - Vol. 6, No. 3(23). - pp. 302-310. - DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310.
15. Siluyanova, N. M. Fire insurance in Russia in the first half of the XX century: as a fire safety measure // Fire safety: modern challenges. Problems and solutions : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 26, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. pp. 165-168.
16. Shenshin, V. M. On the issue of certification of individuals for the right to design fire safety equipment / V. M. Shenshin, U. S. Semenova // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2023. - № 5(310). - Pp. 114-118. - EDN URQWUD.