Научная статья на тему 'К вопросу о стандарте начального общего образования'

К вопросу о стандарте начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЬ / НАЗНАЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / STANDARD PRIMARY EDUCATION / GOAL / PURPOSE / CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подзорова Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема развития содержания стандарта начального общего образования. Проводится анализ разработки направлений стандартов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the standard of primary education

The article considers the problem of development of the content of the standard of primary education. The analysis of the development of standards in primary education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стандарте начального общего образования»

Section 7. Pedagogy

Podzorova Svetlana Vladimirovna, Novosibirsk State Pedagogical University, the Institute of the Childhood, PhD in Philosophy, associate professor Department of pedagogy and methodology of primary education E-mail: svetlana.podzorova@yandex.ru

To the question of the standard of primary education

Abstract: The article considers the problem of development of the content of the standard of primary education. The analysis of the development of standards in primary education.

Keywords: standard primary education, the goal, the purpose, content.

Подзорова Светлана Владимировна, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт Детства, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования

E-mail: svetlana.podzorova@yandex.ru

К вопросу о стандарте начального общего образования

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития содержания стандарта начального общего образования. Проводится анализ разработки направлений стандартов начального общего образования.

Ключевые слова: стандарт начального общего образования, цель, назначение, содержание.

За период новейшей истории развития России в системе общего среднего образования разрабатывалось три стандарта. Цель нашей статьи рассмотреть в каком направлении происходили изменения в содержании стандарта относительно начального общего образования. С вступлением в силу Закона РФ «Об образовании», статья 7 (1992 г.) было введено понятие «стандарт» в сферу образования. Начиная с 1993 г. по 1998 г. происходил процесс разработки временных образовательных стандартов в рамках государственной политики, которая отражалась в поправках, вносимых Закон РФ «Об образовании» [1].

Авторами первого государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО), определяемого как временный образовательный стандарт начального образования, являлись Н.Ф Виноградова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина, Л.Е. Журова, Г.Г. Ивченкова, и др. Он был основан на идеях первой концепции федерального компонента государственного образова-

82

Секция 7. Педагогика

тельного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (авторский коллектив: В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов).

ГОС начального общего образования являлся федеральным нормативным документом, определяющим: 1) два уровня: а) обязательный минимум содержания начального образования (уровень предъявления содержания) и б) требования к уровню подготовки выпускника начальной ступени общеобразовательной школы; 2) обязательный минимум учебной нагрузки; 3) оценку выполнения требований стандарта. Другими словами, закладывал норму образованности учащегося на данной ступени образования по обозначенным аспектам. Стандарт обеспечивал, как равные возможности для дальнейшего продолжения образования, так и стимулировал достижения каждого учащегося для получения более высокого результата. Первый уровень обязательный для предъявления, не требуемый для обязательного усвоения, предлагал объем содержания шире и глубже второго. Содержание этого уровня было ориентировано на «деятельность преподавателя», поэтому выделялись два аспекта: 1) дать знания, и 2) учить. Второй - требования к уровню подготовки учащихся, являлся частью обязательного минимума содержания, по ряду параметров значительно ниже первого уровня, но позволяющий дальше продолжать обучение. Данный уровень был ориентирован на «деятельность учащихся», поэтому выделялись такие аспекты как различать, приводить примеры, применять знания (уметь), воспроизводить по памяти, кратко характеризовать, и др. Эти положения определялись для каждой образовательной области в зависимости от специфики ее содержания. Таким образом, по словам авторов стандарта, устранялось противоречие между содержанием программы учебных предметов и возможностью его усвоения учащимся. Названные уровни были едины для всех типов образовательных учреждений.

Цель начального образования разработчики стандарта определяли, как становление личности младшего школьника, путем выявления и развития его способностей, формирования умения и желания учиться и воспитания личности на основе учебной деятельности.

Разработка стандартов проводилась по образовательным областям (язык и литература, математика, природа, человек, общество). Этот подход, по мнению авторов стандарта, должен был обеспечивать решение задачи по созданию разных учебных программ, учебных планов, с вариативным набором знаний на основе деятельностного подхода. Каждая образовательная область раскрывалась благодаря основным положениям: 1) место учебного предмета в базисном учебном плане, 2) цели изучения, и 3) основные содержательные линии [3, 24-66]. Контроль и оценивание проходил по трем составляющим: знания, умения, навыки. Таким образом, из обозначенного видно, что в большей степени стандарт определялся как норма образованности, вместе с тем, выделялись требования к содержанию и подготовке

83

Section 7. Pedagogy

учащегося, и оценка выполнения данных требований. Э.Д. Днепров данный стандарт определял, как псевдостандарт, суррогат, жалкое подобие образовательного стандарта в планах политико-педагогическом, социально-педагогическом, философско-методологическом и собственно педагогическом [1, 27]. Мы полагаем, что данный стандарт, хотя и подвергался всесторонней критике, все же заложил основу для разработки последующих, сыграл важную роль в проектировании и нормировании содержания образования на всей территории РФ и формирования сознания населения относительно вопроса стандартизации системы образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования начальное общее образование (ФКГС НОО 2004 г.) определяемый как переходный, первого поколения был основан помимо Закона РФ «Об Образовании» также и на основе Концепции модернизации российского образования на период 2010 года. ФКГС НОО являлся нормой и требованием, определяющим: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, 3) требование к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений, и 4) основные требования к обеспечению образовательного процесса (к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Итак, видно, что понимание стандарта определяется как норма содержания, учебной нагрузки и требование к уровню подготовки выпускников, и к обеспечению образовательного процесса.

Стандарт первого поколения обеспечивал (его назначение): 1) равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; 2) единство образовательного пространства в РФ; 3) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; 4) преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования; 5) социальную защищенность обучающихся; 6) социальную и профессиональную защищенность педагогических работников; 7) права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; 8) основы для: (1) расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, (2) разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и средств потребителя, и (3) определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования. Понимание назначенческого аспекта стандарта значительно расширилось в планах: правовом, социальном, психофизическом и финансовом.

Исходя из выделенных структурных положений стандарта в ФКГС ОО были представлены: 1) обязательный минимум содержания основных образователь-

84

Секция 7. Педагогика

ных программ общего образования; 2) требования к уровню подготовки выпускников; 3) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 4) нормативы учебного времени. Обязательный минимум, основанный на принципе преемственности, представлял обобщенное содержание образования для обязательного предоставления учащимся, в форме набора предметных тем (дидактических единиц), в которых отражались основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты для формирования общих мировоззренческих позиций человека, социализации, интеллектуального и общекультурного развития, социальной и функциональной грамотности. Вместе с тем, в обязательном минимуме (1) не устанавливался порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц), и (2) не определялся норматив учебного времени, отводимый на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы. И, наконец, обязательный минимум был представлен в двух форматах: 1) прямым шрифтом выделялось содержание, изучение которого являлось объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников; 2) курсивом - содержание, которое подлежало изучению, но не являлось объектом контроля и, следовательно, не включалось в требования к уровню подготовки выпускников. Данные форматы осуществляли вариативность подхода к изучению учебного материала, и представляли возможность разноуровневого обучения. Что является уточнением понимания уровней, представленных во временном стандарте: 1) предъявления содержания, и 2) требования к уровню подготовки выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.

Исходя из того, что ФКГС НОО был направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, следовательно, должен был решать следующие цели: 1) развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; 2) воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; 3) освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; 4) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 5) сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Как видно, целевая установка начального образования расширила границы в понимании личности ребенка, охватывающие его разные сферы, которые необходимо развивать в начальной школе.

В данном стандарте разработчики вернулись к позиции структурирования содержания по учебным предметам. В каждом учебном предмете выделялась: 1) цель изучения учебного предмета; 2) обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; и 3) требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету. ФКГС НОО устанавливал

85

Section 7. Pedagogy

обязательные для изучения учебные предметы: 1) Русский язык, 2) Литературное чтение, 3) Иностранный язык, 4) Математика, 5) Окружающий мир, 6) Изобразительное искусство, 7) Музыка, 8) Технология, 9) Физическая культура.

Кроме того, впервые на всех ступенях обучения были выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые позволяли содействовать, как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению. Интеграция предметов в стандарте была представлена через межпредметную связь (предотвращающую предметную разобщенность и перегрузку обучающихся). Поэтому результаты изучения предмета были определены через позиции (1) знать/понимать, (2) уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни [4, 4-20]. Итак, в ФКГС НОО конкретизируется содержание в правовом, финансовом и развития обучающегося в личностном, психофизическом, деятельностном, компетентностном, социально-гуманитарном, нравственно-эстетическом направлениях.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО 2009г.), определяемый как стандарт второго поколения, основан на достаточно внушительном списке документов (1) Положение Министерства образования и науки РФ, (2) Собрание Законодательств РФ, (3) Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов [5, 3].

ФГОС НОО является: 1) нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования; и 3) совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Итак, как видно из вышесказанного определено место образовательного стандарта НОО и представлена целостность образовательного процесса через совокупность требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации.

Назначение стандарта заключается в обеспечении: 1) равных возможностей получения качественного начального общего образования; 2) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности; 3) преемственности основных образовательных программ (всех ступеней образования от дошкольного до высшего); 4) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, получения начального общего образования на родном языке и овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 5) единства образовательного пространства РФ в условиях

86

Секция 7. Педагогика

многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

6) демократизация образования и всей образовательной деятельности (формы государственно-общественного управления, право выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся используя различные формы образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения);

7) формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; 8) условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Как видно из сказанного, конкретизировалось назначение стандарта, которое позволяет определить содержание образовательного процесса в начальной школе. Произошел акцент в содержании стандарта в направлениях: качественности образовательного процесса через аспекты мировоззренческие, культурные, духовно-нравственные, формы управления, критериальной оценки, как результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников образовательных учреждений условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, так и функционирования системы образования в целом.

Совокупность требований стандарта, представлена через направления: 1) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2) к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 3) к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 4) к объективной оценке уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Итак, если в стандарте первого поколения выделены требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений и основные требования к обеспечению образовательного процесса, то в стандарте второго поколения таких уровней выделено четыре, целостно представляющие образовательный процесс.

Стандарт на начальной ступени решает цели: 1) становление норм гражданской идентичности и мировоззрения; 2) формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогам и сверстниками в учебном процессе; 3) духовно-нравственное развитие и воспитание

87

Section 7. Pedagogy

обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [5, 4-33]. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому первично выдвигаются установки формирования мировоззрения, духовно-нравственной сферы и совокупности метапредметных действий учащегося. Все сказанное конкретизируется через понятие «портрет выпускника начальной школы», в котором выделены его основные личностные характеристики.

В стандарте предметное содержание представлено через предметные области: 1) Филология (русский язык (родной язык), литературное чтение на родном языке, иностранный язык, 2) Математика и Информатика, 3) Обществознание и естествознание (окружающий мир), 4) Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5) Искусство, 6) Технология, 7) Физическая культура. Теперь в начальной школе изучается 11-ть предметов: 1) Русский язык (родной), 2) Литературное чтение, 3) Иностранный язык, 4) Математика, 5) Информатика, 6) Окружающий мир, 7) Основы духовной нравственной культуры народов России, 8) Изобразительное искусство, 9) Музыка, 10) Технология, 11) Физическая культура.

Если рассмотреть аспект преставления содержания общего образования, то для этого введено понятие «фундаментальное ядро», которое, по мнению авторов, принципиально изменяет организацию и суть образовательного процесса, т.к. его назначение определяется как: 1) система базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; 2) система основных понятий, относящиеся к областям знаний, представленные в средней школе; 3) система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Отслеживание результатов обучения и воспитания происходит по направлениям: 1) выпускник научится, и 2) выпускник получит возможность научиться. Первый уровень является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации, а второй уровень подлежит обязательному изучению, но не является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации. Выделенные составляющие осуществляют развитие личности в системе образования, где главная роль, по мнению авторов, должна принадлежать системе универсальных учебных действий (УУД), которая выступает инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД выступает как способность к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта. УУД выполняют функции: 1) обеспечения возможностей обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ста-

88

Секция 7. Педагогика

вить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 2) создания условий для: а) гармонического развития личности, б) ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, в) обеспечения успешного усвоения знаний, умений и навыков, и г) формирования компетентностей в любой предметной области. Следует иметь в виду, что развитие УУД (личностные, регулятивные коммуникативные, познавательные) осуществляются в нормативно-возрастных рамках развития сфер личности в процессе обучения, что задает содержание, характеристики учебной деятельности ребенка, и тем самым, определяет зону его ближайшего развития, во всех трех обозначенных выше системах.

Так, в названном стандарте термины, используемые в прошлых стандартах, «обязательный минимум содержания» и «требования к уровню подготовки выпускников» заменено понятием «основная образовательная программа». Теперь основной механизм реализации содержания, требований ФГОС НОО является основная образовательная программа начального общего, основного общего образования, которую должны разработать каждое образовательное учреждение. Этот процесс сопровождается другими обязательными действиями образовательной организации, а именно: 1) заключать договора с родителями обучающихся на каждой ступени; 2) создавать систему внутришкольного контроля с учетом требований ФГОС; 3) разрабатывать положения об объектах инфраструктуры для эффективной реализации ООП НОО; 4) выбирать учебники и учебные пособия; 5) проектировать учебный план и план внеурочной деятельности; 6) разрабатывать, экспертировать, утверждать рабочие программы по всем учебным курсам и внеурочной деятельности; 7) создавать материально-технические условия для реализации ООП НОО.

Итак, произошли кардинальные изменения в понимании места, назначения, содержания ФГОС, и в частности ФГОС НОО, что позволило более целостно увидеть: 1) образовательный процесс с разных сторон (нормативно-правового, содержательного, личностного), 2) функции, 3) ответственность всех участников образовательного процесса. Вместе с тем следует отметить, что для реализации ФГОС НОО расширилось учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, увеличились требования к его осуществлению, следовательно, увеличилась занятость преподавателя (разработка, фиксация, экспертирование, отчетность), т.е. образовательный процесс стал с названных сторон более трудоемкий, энергозатратный. Следовательно, необходимо разрабатывать сторону технологического обеспечения образовательного процесса, позволяющего уменьшить трудоемкость, энергозатратность процесса, чтобы учитель мог больше времени уделять именно качеству обучения и воспитания.

89

Section 7. Pedagogy

Список литературы:

1. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования / Временный научный коллектив «Образовательные стандарт». Министерство образования Российский Федерации. - М., 2004.

2. Учебные стандарты школ России. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины /Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть1. Начальное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук. Рос акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб., - М.: Просвещение, 2011.

Podkovko Katerina Nikolaevna, Surgut Teacher Training University, Ph. D., Education, Leading Specialist of Division Monitoring the Quality of training, Teacher, Department of Pedagogical and Special Education E-mail: en1310@mail.ru

System formation of assessment the quality of the readiness students

Abstract: The paper considers some peculiarities of forming system of assessment the quality of the readiness students. The analysis of its problem has been determined by the main aim of modern system professional education. It is should be prepare of young people to make optimal professional decisions in permanently changing conditions.

Keywords: assessment the quality of education, system professional education, readiness students.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.