Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СРАВНИМОСТИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 Г. И СУДЕБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О СРАВНИМОСТИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 Г. И СУДЕБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
824
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. / JUDICIAL REFORM OF 1864 / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / JUDICIAL REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION / ХРОНОДИСКРЕТНОЕ МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / CHRONO-DISCRETE MONO-GEOGRAPHY COMPARATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демичев А.А.

В статье рассматривается проблема возможности сравнения судебной реформы 1864 г. и судебных преобразований в Российской Федерации. Автор рассматривает данную проблему с позиции научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демичев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF COMPARABILITY OF THE JUDICIAL REFORM OF 1864 AND JUDICIAL REFORMS OF THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY IN RUSSIA

In article the problem of possibility of comparison of judicial reform of 1864 and judicial transformations in the Russian Federation. The author considers the problem from the perspective of the scientific school Chrono-discrete mono-geography comparative law.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СРАВНИМОСТИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 Г. И СУДЕБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА В РОССИИ»

А.А. Демичев*

К ВОПРОСУ О СРАВНИМОСТИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г. И СУДЕБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА В

РОССИИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема возможности сравнения судебной реформы 1864 г. и судебных преобразований в Российской Федерации. Автор рассматривает данную проблему с позиции научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения.

Ключевые слова: судебная реформа 1864 г., судебная реформа в Российской Федерации, хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение

В последнее время все более популярными становятся сравнительно-правовые исследования. В рамках классического сравнительного правоведения сравниваются различные правовые системы, а также аналогичные институты в разных странах на соответствующих этапах исторического развития либо в современный период. Однако сравнительно-правовые исследования могут носить и принципиально иной характер. Речь идет о сравнении в рамках научного направления хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (ХМСП). В задачи данной статьи не входит анализ названного направления, однако перечислим его основополагающие принципы.

1. В качестве объекта анализа рассматривается правовой, государственный или иной институт, ранее уже имевший и имеющий в настоящее время место в одной стране или группе стран.

Примерами правовых институтов выступают институты брака, опеки и попечительства, усыновления, представительства, рабочего времени, налогообложения, возмещения вреда, возвращения искового заявления, исполнительного производства, юридической ответственности за различные виды правонарушений и преступлений и др.

В качестве примеров государственных институтов назовем Государственную думу, институт главы государства, институт губернаторства, институт главы местного самоуправления, мировой суд, суд присяжных, адвокатуру, прокуратуру, нотариат и пр., межгосударственных институтов - Совет экономической взаимопомощи и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, негосударственных институтов -юридические клиники.

* Демичев Алексей Андреевич, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, aadem@bk.ru

Объектом ХМСП могут быть и идеи, концепции (например, идеология законотворчества, поведенческая концепция вины в частном праве и др.). Объектами хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения также выступают определенные процессы (например, формирование гражданского общества, демократизация государственной жизни, судебные преобразования в целом, борьба с коррупцией и др.).

2. В истории изучаемого института должен быть временной разрыв вследствие какого-либо внутриполитического или внешнеполитического события (война, революция, установление нового государственного строя и т.д.), в течение которого он не существовал.

В российской истории (а также ряда стран бывшего СССР) наиболее явным глобальным хроноразделом является советский период. Как правило, он выводится за рамки хронодискретных моногеографических исследований. Однако это ни в коем случае не является какой-либо формой пренебрежения или игнорирования советского прошлого. Это лишь специфика предмета исследования, обусловленная методологическим подходом. На практике получилось так, что существование многих государственных, правовых и иных институтов было прервано революционными событиями 1917 г., а возродились они уже в Российской Федерации после 1991 г.

В тоже время некоторые дореволюционные институты были восстановлены в Советской России и СССР (например, прокуратура, адвокатура и др.), однако их сущность значительно отличалась от предшествующего и современного периодов. А это дает возможность говорить о разрыве преемственности и традиции и предоставляет почву для хронодискретного моногеографического сравнения.

Советская история не была линейной и гомогенной. В ее рамках, например, имел место период нэпа. Демократизация в это время правовой, экономической, общественной жизни, активное правотворчество, направленное на удовлетворение не только государственных, но и иных интересов позволяет провести сравнение, например, института налогообложения в Советской России 1921-1929 гг. и Российской Федерации. Более того, здесь возможно двойное сравнение названного института: в дореволюционной, нэповской и современной России.

Для ряда стран Восточной Европы хроноразделом стала Вторая мировая война и последовавшее вхождение этих государств в социалистический лагерь. А Латвию, Литву и Эстонию Вторая мировая война привела не просто в соцлагерь, а напрямую в состав СССР. После распада Советского Союза и социалистического лагеря, цементируемого им, в странах Восточной Европы и бывшего СССР стали возрождаться либо традиционные национальные институты, прерванные российской историей, либо институты дореволюционные (последнее касается, естественно, только некоторых стран бывшего СССР).

Для бывших европейских колоний в различных частях света колониальный период в какой-то степени также можно считать «выпадающим», хроноразрывом, временем прерывания национальных

государственно-правовых традиций. Однако в данном случае следует учитывать, что в ряде стран этот период был слишком продолжительным (несколько веков) и для некоторых современных государств (особенно Африки) именно колониализм стал толчком формирования государства и права, поэтому о сравнении каких-то доколониальных институтов с современными можно говорить лишь с очень большой натяжкой.

3. Проводится комплексное сравнение института, имевшего место до временного разрыва, и аналогичного ему института, существующего сегодня. При этом под комплексностью сравнения понимается совокупность минимум трех элементов: анализа нормативно-правовой базы, анализа проблем создания, становления института и реализации изучаемых нормативно-правовых актов, анализа практической деятельности изучаемого института.

4. Сравнение проводится в каждом структурном элементе работы по пути изложения материала от истории к современности. Возможен и обратный способ: от современности к истории. Последнее кажется нам менее предпочтительным в силу нелогичности (ведь развитие идет именно от истории к современности, а не наоборот) и непроизвольной модернизации истории вследствие изначального рассмотрения прошлого сквозь призму современности. Обратим внимание, что исторический и современный материал должен именно сравниваться по различным вопросам, в разных аспектах, а не просто излагаться в хронологической последовательности за вычетом «выпадающего» периода.

5. Одной из обязательных задач исследования является выработка практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства на основе сравнения современного института и аналогичного ему института, существовавшего до временного разрыва. Эти рекомендации могут носить как конкретный характер, выраженный в четко сформулированных предложениях по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты, так и касаться целесообразности функционирования или введения того или иного института в целом.

6. Особое внимание уделяется теоретико-методологическим основам исследования. При этом желательно выделение соответствующего самостоятельного структурного элемента работы, включающего в себя три компонента: историографию, источниковедение и методологию исследования. Следует помнить, что историография - это не только совокупность исследований, посвященных какой-либо проблеме, но это и научная дисциплина, изучающая историю исторической (в нашем случае -историко-правовой) науки. Знание историографии позволяет верифицировать применение тех или иных научных метода к изучению определенного исторического периода, отделять факты от интерпретации, учитывать политическую и иную ангажированность авторов произведений, обусловленную особенностями эпохи. Источниковедение же как наука разрабатывает теоретические и методические проблемы изучения и использования исторических источников (выявляет их, классифицирует, выделяет общие особенности, определяет подлинность, степень

информативности и достоверности) и позволяет осознанно и целенаправленно, а не спонтанно и интуитивно, как это часто бывает, работать с историческими источниками. Любой источник должен быть подвергнут внешней и внутренней критике и всегда рассматриваться в контексте конкретно-исторической обстановки, которая и обусловливает его возникновение и содержание.

7. В основе методологии лежат два основных подхода: сравнительно -правовой и исторический. Под последним понимается совокупность трех моментов: принцип историзма; анализ изучаемого явления с двух позиций: сегодняшнего дня и современника изучаемой эпохи; учет рефлексивного характера истории. При этом основным методом истории государства и права является формально-юридический анализ, метод толкования исторических нормативно-правовых актов и реконструкции на их основе (а также других источников) государственно-правовых реалий в конкретно-исторический период.

По нашему мнению, можно говорить не только об отдельных хронодискретных институтах, но и о целых явлениях подобного рода, включающих комплекс хронодискретных институтов. К таковым мы относим судебную реформу 1864 г. и судебные преобразования конца ХХ - начала XXI в.

Судебная реформа 1864 г. уже полтора века вызывает интерес у ученых и практиков. До 1917 г. этот интерес имел не только теоретический, но и практический характер. В советский период отечественной истории, особенно на его ранних этапах, перед учеными ставились несколько иные задачи, чем исследование буржуазных реформ Александра II. Только в 6070-е гг. ХХ в. пришло осознание, что судебная реформа 1864 г., впрочем, как и другие либеральные преобразования 60-70-х гг. XIX в., требуют дальнейшего изучения и осмысления. В условиях, когда в СССР не было ни мирового суда, ни суда присяжных, ни многих других демократических дореволюционных судебных институтов (или при сохранении внешнего вида их сущность была иной, как, например, у адвокатуры и прокуратуры), ясно, что интерес к ним не мог иметь практического значения.

С распадом СССР и образованием самостоятельного государства Российская Федерация начались комплексные преобразования в различных сферах общественной жизни. Не остались в стороне судоустройство и судопроизводство. И уже в 1990-е гг. началась судебная реформа. Одним из следствий этого стало то, что изучение судебной реформы 1864 г. вновь из сугубо теоретической плоскости переместилось в плоскость теоретико-практическую.

Во многом процессы, происходившие в Российской Федерации в конце ХХ - начале XXI в., схожи с теми, что имели место в Российской империи в 60-70-е гг. XIX в. Несмотря на определенную условность исторических параллелей, мы полагаем, что судебная реформа 1864 г. и современная судебная реформа во многом сравнимы. Между ними достаточно много общего.

Во-первых, сходство заключается во внешних условиях, связанных с серьезными сдвигами в общественной жизни. И в 60-е гг. XIX в., и в конце ХХ в. Россия пошла по пути либеральных преобразований. Реформы носили системный и радикальный характер. При этом достаточно рельефно проступает следующая специфическая черта российской государственности (независимо от того, монархической, советской тоталитарной или демократической являлась наша страна): при наличии объективных исторически назревших причин реформ, инициатива проведения реформ всегда шла «сверху».

Во-вторых, в обоих случаях судебные реформы вызывали и вызывают неоднозначные, порой, диаметрально противоположные оценки. Среди теоретиков, практиков, представителей общественности существовала и существует масса противников не судебных преобразований в целом, а отдельных институтов. Конечно, в этом плане больше всего «достается» суду присяжных.

В-третьих, наблюдается сходство в подходе реформаторов к судебным преобразованиям. И в 60-е гг. XIX в., и в конце ХХ - начале XXI в. у руля реформ стояли «западники». Авторы реформ ориентировались на западные модели, что нередко на практике приводило к несоответствию «идеальных» заимствованных институтов реалиям российской жизни, правосознанию и менталитету населения.

Наконец, в-четвертых, налицо институциональное сходство: в 1864 г. в России впервые появились мировой суд, суд присяжных, адвокатура, была реорганизована прокуратура и т.д. В Российской Федерации после длительного перерыва также были введены мировой суд, суд присяжных, существенным изменениям подверглись адвокатура, прокуратура и т.д.

Это, в свою очередь, позволяет провести хронодискретное моногеографическое сравнительно-правовое исследование судебных преобразований в России во второй половине 60-х гг. XIX в. и в конце ХХ -начале XXI в.

Несмотря на очевидное сходство, мы полагаем, что нельзя подвергать простому механическому сравнению судебные преобразования Александра II и Б.Н. Ельцина - В.В. Путина. Нужно учитывать следующие моменты.

1. Россия конца ХХ - начала XXI в. и Россия второй половины XIX в. по уровню своего экономического, социального, в том числе культурно-образовательного, и политического развития принципиально отличаются. По этой причине некорректно сравнивать социальный состав судей, мировых судей, присяжных заседателей, присяжных поверенных, прокурорских работников и т.д. То же касается их материального состояния, образовательного уровня и ряда других вопросов, характеризующих социальный статус.

2. Дореволюционная и современная судебные системы, несмотря на наличие ряда аналогичных институтов, существенно отличаются. Причем эти различия во многом обусловлены уровнем развития государства и права. В

силу названного обстоятельства комплексное сравнение судебных систем некорректно.

3. Не все институты судебной реформы имеют место в современности. Например, в настоящее время отсутствуют институты кандидатов на судебные должности, судебных следователей. И, естественно, ряд современных институтов не имел аналогов в прошлом (например, не было арбитражных заседателей, отсутствовал ряд процессуальных институтов).

4. Из-за существенных различий в дореволюционном и современном уголовном и гражданском праве, а также разных систем сбора статистики невозможно полноценное сравнение различных показателей, характеризующих деятельность судебных систем в целом и отдельных органов.

Несмотря на отмеченное выше, мы полагаем, что сравнение судебной реформы 1864 г. и судебных преобразований конца ХХ - начала XXI в. не только возможно, но и целесообразно в целях совершенствования действующего законодательства.

При этом следует обратить внимание на важный нюанс, касающийся историографии проблемы. На наш взгляд, освещение судебной реформы 1864 г. является в отечественной литературе в целом более взвешенным, нежели анализ судебных преобразований в Российской Федерации. Это обусловливается следующими причинами.

Во-первых, как писал С.А. Есенин: «Лицом к лицу // Лица не увидать. // Большое видится на расстоянье». Действительно, многие аспекты того или иного явления становятся более заметными, рельефными спустя значительное время. Что и произошло с судебной реформой 1864 г.

Во-вторых, часть работ, посвященных изучению судебной реформы императора Александра II, написана современниками событий, а другая часть - потомками, исследующими ее в большей степени в научных целях. Авторами же работ о судебной реформе конца ХХ - начала XXI в. являются исключительно наши современники. Отсюда и большая степень их субъективизма, и даже в некоторых случаях конъюнктурности.

Завершая статью, наметим ряд направлений (круг вопросов), которые представляются нам перспективными при сравнении судебной реформой 1864 г. и судебных преобразований конца ХХ - начала XXI в.:

- концептуальные основы судебных преобразований в 60-е гг. XIX в. и 90-е гг. ХХ в.;

- общая характеристика нормативно-правовой основы судебных преобразований;

- общая характеристика судебной реформы 1864 г. и судебной реформы конца ХХ - начала XXI в.;

- институт мировых судей;

- суд присяжных;

- институт прокуратуры;

- институт адвокатуры;

- институт судебных приставов;

- институт нотариата;

- общая характеристика уголовного судопроизводства и характеристика отдельных уголовно-процессуальных институтов;

- общая характеристика гражданского судопроизводства и характеристика отдельных гражданских процессуальных институтов.

Данный перечень, естественно, не является исчерпывающим, возможно рассмотрение и других вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.