Библиографический список
1. Тращенкова С.А. Системно-синергетический подход в моделировании процесса становления и развития детско-взрослых сообществ. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 7 (161): 262 - 265.
2. Развитие. Большой энциклопедический словарь. Москва: БРЭ, Санкт-Петербург: Неринт, 1998.
3. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. Москва: ИНФА-М, 2007.
4. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. Москва: Омега-Л, 2010.
3. Асмолов А.Г Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл: Academia, 2007.
6. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский госуд. университет педагогического мастерства, 2002.
7. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Москва: Центр пед. образования, 2009.
8. Русалов В.М., Бадышева Т.Ф., Потешкина О.Ф. Индивидуальность человека и общественная практика. Москва: ИПАН, 1994.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.
11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: АН СССР 1957.
12. Кон И.С. Социология личности. Москва: Политиздат, 1976.
13. Хутинаева С.З. Педагогическое творчество учителя в инновационном образовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2000.
14. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (на примере изучения иностранного языка). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2003.
References
1. Traschenkova S.A. Sistemno-sinergeticheskij podhod v modelirovanii processa stanovleniya i razvitiya detsko-vzroslyh soobschestv. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018; 7 (161): 262 - 265.
2. Razvitie. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: BR'E, Sankt-Peterburg: Nerint, 1998.
3. Lapygin Yu.N. Teoriya organizacii. Moskva: INFA-M, 2007.
4. Gaponenko A.L. Strategicheskoe upravlenie. Moskva: Omega-L, 2010.
3. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl: Academia, 2007.
6. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosud. universitet pedagogicheskogo masterstva, 2002.
7. Potashnik M.M. Upravlenie professionalem rostom uchitelya v sovremennoj shkole. Moskva: Centr ped. obrazovaniya, 2009.
8. Rusalov V.M., Badysheva T.F., Poteshkina O.F. Individual'nost' cheloveka i obschestvennaya praktika. Moskva: IPAN, 1994.
9. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
10. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.
11. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Moskva: AN SSSR, 1957.
12. Kon I.S. Sociologiya lichnosti. Moskva: Politizdat, 1976.
13. Hutinaeva S.Z. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya vinnovacionnomobrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2000.
14. Chaplygina O.V. Pedagogicheskie usloviyarazvitiya tvorcheskojindividual'nostistudentov (na primere izucheniya inostrannogoyazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2003.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 371
Finashina G.V., Deputy General Director of CJSC "ABI Group" (Vladimir, Russia), E-mail: finashinagv@mail.ru
ON THE QUESTION OF THE SPECIFICITY OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN THE OLD SCHOOLS. The article presents material dedicated to the analysis of formation of a healthy lifestyle for high school students. The author presents the program "HLS for high school students: problems, implementation, prospects and practical experience" aimed at the usage of a set of activities: sports competitions, contests, quizzes, coping strategies, the purpose of which was to optimize knowledge about healthy lifestyles for high school students. The pedagogical toolkit of the program is described, aimed at solving informational, axiological, and practical tasks that help senior pupils to consciously feel the importance and significance of a healthy lifestyle on the basis of factual material.
Key words: healthy lifestyle, focusing on healthy lifestyle, high school students, author's program "Healthy lifestyle for high school students: problems, implementation, perspectives and practical experience", coping strategies, competitions.
Г.В. Финашина, заместитель генерального директора ЗАО «АБИ Групп», г. Владимир, E-mail: finashinagv@mail.ru
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье представлен материал, посвященный анализу формирования здорового образа жизни у старшеклассников. Представлена авторская программа «ЗОЖ старшеклассников: проблемы, реализация, перспективы и практический опыт», направленная на реализацию комплекса мероприятий: спортивных соревнований, конкурсов, викторин, копинг-стратегий, целью которых была оптимизация знаний о здоровом образе жизни у старшеклассников. Описан педагогический инструментарий программы, направленный на решение информационных и ценностно - практических задач, помогающих старшеклассникам на фактическом материале осознанно прочувствовать важность и значимость здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование направленности на здоровый образ жизни, старшеклассники, авторская программа «ЗОЖ старшеклассников: проблемы, реализация, перспективы и практический опыт».
Вопрос о здоровье нации не может быть решён вне проблемы формирования здорового образа жизни. Здоровье является одним из важнейших факторов для полноценной реализации всех страт населения, в том числе, учащихся старших классов. Проблемой, требующей немедленного системного, многоуровневого решения, выступает необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни у старшеклассников, их родителей и педагогов.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273 (редакция от 03 августа 2018 года) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41, в пункте № 4 говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ, создают условия для охраны здоровья обучающихся», а в пункте № 2 указывается, что «организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями» [1]. Таким образом,
образовательная организация, при решении данной задачи, выступает наиболее подходящим местом для реализации комплекса педагогических условий, поскольку затрагивает все три стороны участников: обучающихся, их родителей и педагогов.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что 53% из 240 старших школьников 10-11 классов г Владимира и г Коврова не обладают достаточными представлениями о том, что из себя представляет здоровый образ жизни. Было констатировано, что подростки не занимаются спортом, имеют высокий уровень стресса и не соблюдают постоянный распорядок дня. Такая ситуация возникает от того, что здоровый образ жизни не воспринимается ими как первоочередная витальная ценность. Так, например, ценность эстетического восприятия себя не коррелирует с ценностями сохранения и поддержки на должном уровне своего здоровья. Обусловленная влиянием социума потребность быть
лучшим, приводит учащихся старших классов к состязательности в коллективе, целью которой является получение популярности [2]. Этот процесс, по нашему мнению, часто не зависит от общечеловеческих ценностей, более того, он заметно искажает аксиологическое содержание норма и принципов, которые становятся катализаторами нервных срывов, депрессивных настроений, переутомления, нарушений в сфере соматических реакций желудочно-кишечного тракта из-за нарушения правил рационального питания, режима сна и отдыха, обусловленных психофизическими особенностями старшего школьного возраста.
Стремление казаться взрослыми для старшеклассников без наличия системной родительской и специально направленной педагогической поддержки может привести к знакомству с вредными веществами, такими, как никотин, спиртные напитки, ПАВ. Действие таких веществ является деструктивным и крайне губительно влияет на организм старшеклассника, приводя к интоксикации всех органов и систем, нарушениям сна и сокращению времени, отводимого на досуг который мог бы быть реализован посредством эвохомологического подхода.
Формирование здорового образа жизни у старшеклассников осуществлялось через реализацию педагогических условий. Мы исходили из того, что одну из ключевых проблем нашего исследования составляет понимание старшеклассниками истинных ценностей здорового образа жизни, а не их суррогата. Например, опасную тенденцию принимает стремление подростков соответствовать «эталонам» красоты через голодание, употребление наркотических средств, погружения в виртуальную реальность [3].
Здоровый образ жизни мы определяем, как социально одобряемую индивидуальную стратегию жизнедеятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья как одной из базовых ценностей, а также на личностное развитие и самосовершенствование через устойчивую сформированную мотивацию и обусловленную социальной необходимостью, поведенческой стратегией.
Комплекс педагогических условий формирования ЗОЖ у старшеклассников был подразделен на три больших целевых блока:
- управленческий блок, связанный с организационными вопросами и управлением деятельностью по здоровьесбережению;
- развивающий блок, обеспечивающий развитие мотивационно - ценностной сферы старшеклассников и работу с окружением (родители, педагоги), рассчитанную на формирование примера здоровьесберегающего поведения, как естественного образа жизни;
- содержательный блок, обеспечивающий усвоение содержания здоро-вьесберегающих программ всеми участниками здоровьесберегающей деятельности.
К первой группе мы отнесли мероприятия, направленные на повышение физической активности: организованы физкультминутки в рамках учебной работы; популяризована работа спортивных секций с учетом индивидуальных возможностей старшеклассников.
К второй группе мы отнесли мероприятия, направленные на повышение ценностного значения здорового образа жизни у старшеклассников в рамках предметных уроков по ОБЖ, химии, экономике и биологии. На наш взгляд, именно эти дисциплины учебной программы в большей степени затрагивают пробле-
мы прямой профилактики вредных привычек, способствуют проектированию старшеклассниками маршрутов событийного и экологического туризма в рамках проектной деятельности. Данное мероприятие направлено на активное вовлечение и непосредственную деятельность по формированию здорового образа жизни. Это осуществлялось посредством дискуссий, мозгового штурма, дебрифинга, интеллектуального футбола, дискуссионного аквариума, кейс-стади, конкурсов.
Были проведены беседы с участием приглашенных специалистов (работников сферы здравоохранения, МЧС, видных деятелей культуры, специалистов ОВД). Вопросы, обсуждаемые на таких беседах, явились мотивирующим фактором, способствующим созданию ситуации спеха для старшеклассников, посредством трансляции положительного жизненного сценария.
К третьей группе мы отнесли мероприятия, направленные на формирование психологической грамотности в вопросах здорового образа жизни. Нами были проведены тренинги при участии школьного психолога, классного руководителя и социального педагога, направленные на способы преодоления стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают при подготовке к экзаменам, при проблемах в коллективе: разработаны специальные классные часы для обучающихся, на которых были проведены индивидуальные и групповые работы по применению полученных навыков в ситуациях стресса, кризиса и др.
Таким образом, формирование здорового образа жизни у старшеклассников требует особого внимания со стороны всех институтов воспитания, учета факторов, влияющих на наличие или отсутствие здоровьесберегающей среды, например, повышение количества литературы в школьных библиотеках о здоровом образе жизни, наличие комнат психологической разгрузки для обучающихся, достаточное наличие стендов, фотографий, плакатов о здоровом образе жизни, системе здорового питания и многое другое.
Авторская программа предусмотрела работу с педагогами и психологами образовательных организаций, определение единых психолого-педагогических подходов к проблеме формирования здорового образа жизни у старшеклассников, способы и методы преодоления стресса на уроках, применение технологий сотрудничества в аспекте проблематики здорового образа жизни и моделирование «идеального урока» в проектно-ориентированной деятельности.
Формирование здорового образа жизни у старшеклассников не может быть успешным, если работа сведена только к анализу индивидуальных социально-психологических качеств обучающихся [4]. Наша авторская программа «ЗОЖ старшеклассников: проблемы, реализация, перспективы и практический опыт» была направлена на работу в индивидуальных и групповых блоках. Целью такой работы являлась возможность личностного роста для старшеклассников в индивидуальных и социальных проекциях, применение эвохомологического подхода в организации своего досуга, формирование таких качеств, как независимость, ответственность, организованность, стремление к самообразованию, создание ситуаций успеха [5]. Наша программа была направлена на решение задачи о формировании здорового образа жизни у старшеклассников посредством приобретения ими социально значимых ценностей, нравственных принципов, что позволило им развивать в себе потребность видеть себя активной личностью, способной преодолевать трудности, добиваться конкретных результатов в своей работе.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Федеральный закон (редакция от 03.08.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
2. Юдина А.М. Диагностика корреляций коммуникативных составляющих в гуманитарном образования при формировании социокультурной толерантности у старшеклассников. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55).
3. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.
4. Юдина А.М. Педагогические условия воспитания социокультурной толерантности у старшеклассников в учебной и внеучебнойработе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2017.
5. Завражин С.А., Овчинников О.М., Фортова Л.К. Очерки по истории и теории превентивной педагогики: монография. Владимир: Издательство ВлГУ 2017.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ. Federal'nyj zakon (redakciya ot 03.08.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Yudina A.M. Diagnostika korrelyacij kommunikativnyh sostavlyayuschih v gumanitarnom obrazovaniya pri formirovanii sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55).
3. Fortova L.K. Social'no-pedagogicheskie osnovy profilaktikialkogolizma inarkomanii sredi detejipodrostkov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
4. Yudina A.M. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov v uchebnoj i vneuchebnoj rabote. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2017.
5. Zavrazhin S.A., Ovchinnikov O.M., Fortova L.K. Ocherkipo istoriiiteoriipreventivnojpedagogiki: monografiya. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2017.
Статья поступила в редакцию 29.11.18
УДК 378.147
Khusainova G.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: english4@yandex.ru
ON ORGANIZATION OF PROBLEM BASED TRAINING. The article deals with a question of organizing problem-based training in order it to be effective and contribute to the development of key professional competencies of students. Various recommendations on problem task content, amount of information, the level of complexity it should contain are reviewed. The "Case difficulty cube", by J. Erskine and M. Leenders, which has three dimensions - analytical, conceptual and