Научная статья на тему 'Образовательная среда школы - неотъемлемое условие формирования готовности старшеклассников к здоровому образу жизни'

Образовательная среда школы - неотъемлемое условие формирования готовности старшеклассников к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SCHOOL / HIGH SCHOOL / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / POTENTIAL / CONDITIONS / HEALTH-PRESERVING COMPETENCE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОТЕНЦИАЛ / УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина М. Л.

В статье рассматривается образовательная среда современной школы как необходимый фактор, обеспечивающий эффективное формирование готовности учащихся старших классов к здоровому образу жизни. Автор подвергает анализу текущий уровень здоровьесбережения в условиях школьных учреждений, на основе изучения статистических данных делает вывод о том, что в настоящее время сохранение и укрепление здоровья школьников представляет собой актуальную, злободневную, серьезную социально-педагогическую проблему. Исследуются сущность и смысловое наполнение понятия «среда», констатируется, что создание школьной образовательной среды призвано обеспечить развитие у старшеклассников надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Делается вывод о том, что содержание образовательной школьной среды образует совокупность предметного, деятельностного и технологического компонентов, обеспечивающих формирование системы ценностно-потребностных, практически усвоенных здоровьесберегающих компетенций, направленных на актуализацию здорового образа жизни, создание эффективного эмоционально-поведенческого школьного пространства, использующего ценности физической культуры в процессе укрепления здоровья, обеспечивая формирование высокой готовности старшеклассников к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушина М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF SENIOR PUPILS FOR A HEALTHY LIFESTYLE

The article discusses the educational environment of a modern school as an essential factor in providing effective formation of readiness of senior pupils to live a healthy lifestyle. The author analyzes the current level of health protection in conditions of school facilities, based on the study of statistical data concludes that at the present time, the preservation and strengthening of health of students is an important, serious socio-pedagogical problem. The work investigates nature and meaning of a concept of “environment”. It is stated that the creation of a school environment is intended to ensure the development of high school students, has a proper understanding about health and healthy lifestyles, the ways and forms of its development. The work shows particular understanding of health as a fundamental value and observes willingness of an individual to live a healthy lifestyle and perseverance in maintaining and improving his health and that of others. It is concluded that the educational contents of the school environment forms a whole of the subject, activity and technological components, ensuring the formation of values and consumerism, almost learned of health-competence, designed to introduce a healthy lifestyle, creation of effective emotional-behavioral school space using values of physical culture in the process of promoting health, ensuring the formation of high level of readiness of high school students for a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда школы - неотъемлемое условие формирования готовности старшеклассников к здоровому образу жизни»

References

1. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii. Moskva: «FiS», 1991.

2. Penzulaeva L.I. Anatomo-fiziologicheskie osobennosti detej: uchebnoe posobie dlya studentov. Sost. G.M. Lyamina. Moskva: Pedagogika, 1984.

3. Runova M.A. Osobennosti organizacii zanyatij po fizicheskoj kul'ture. Doshkol'noe vospitanie. 2003; № 9: 42 - 52; № 10: 56 - 63.

4. Stepanenkova 'E.Ya. Teoriya imetodika fizicheskogo vospitaniya irazvitiya rebenka: uchebnoe posobie. Moskva: Vospitanie doshkol'nika, 2006.

Статья поступила в редакцию 09.08.15

УДК 371.03:502

Leushina M.L., teacher, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Nizhny Novgorod,

Russia), E-mail: leumarina52@mail.ru

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF SENIOR PUPILS FOR A HEALTHY LIFESTYLE. The article discusses the educational environment of a modern school as an essential factor in providing effective formation of readiness of senior pupils to live a healthy lifestyle. The author analyzes the current level of health protection in conditions of school facilities, based on the study of statistical data concludes that at the present time, the preservation and strengthening of health of students is an important, serious socio-pedagogical problem. The work investigates nature and meaning of a concept of "environment". It is stated that the creation of a school environment is intended to ensure the development of high school students, has a proper understanding about health and healthy lifestyles, the ways and forms of its development. The work shows particular understanding of health as a fundamental value and observes willingness of an individual to live a healthy lifestyle and perseverance in maintaining and improving his health and that of others. It is concluded that the educational contents of the school environment forms a whole of the subject, activity and technological components, ensuring the formation of values and consumerism, almost learned of health-competence, designed to introduce a healthy lifestyle, creation of effective emotional-behavioral school space using values of physical culture in the process of promoting health, ensuring the formation of high level of readiness of high school students for a healthy lifestyle.

Key words: healthy lifestyle, educational environment of a school, high school, health saving technologies, potential, conditions, health-preserving competence.

М.Л. Леушина, преп. Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Нижний

Новгород, E-mail: leumarina52@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В статье рассматривается образовательная среда современной школы как необходимый фактор, обеспечивающий эффективное формирование готовности учащихся старших классов к здоровому образу жизни. Автор подвергает анализу текущий уровень здоровьесбережения в условиях школьных учреждений, на основе изучения статистических данных делает вывод о том, что в настоящее время сохранение и укрепление здоровья школьников представляет собой актуальную, злободневную, серьезную социально-педагогическую проблему. Исследуются сущность и смысловое наполнение понятия «среда», констатируется, что создание школьной образовательной среды призвано обеспечить развитие у старшеклассников надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Делается вывод о том, что содержание образовательной школьной среды образует совокупность предметного, деятельностного и технологического компонентов, обеспечивающих формирование системы ценностно-потребностных, практически усвоенных здоровьесберегающих компетенций, направленных на актуализацию здорового образа жизни, создание эффективного эмоционально-поведенческого школьного пространства, использующего ценности физической культуры в процессе укрепления здоровья, обеспечивая формирование высокой готовности старшеклассников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, образовательная среда школы, старшеклассники, здоровьесберегаю-щие технологии, потенциал, условия, здоровьесберегающие компетенции.

Высокий уровень здоровья является первостепенной составляющей благополучной и комфортной жизнедеятельности личности, залогом её личностного совершенствования, профессионального развития. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья школьников представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему, решение которой касается насущных проблем образовательной системы, т. к. сегодня ключевое значение для формирующейся личности имеет готовность к осознанному формированию собственной конструктивной витальной стратегии, к разумному творчеству при преобразовании себя, своего здоровья, окружающей обстановки [1].

Выступая в качестве сущностной характеристики личности, здоровье позволяет определить уровень жизнеспособности и устойчивости организма, реализовать имеющийся биологический и социальный потенциал [2].

Изучение педагогической практики показало, что деятельность педагогов, направленная на приобщение учащихся старших классов к здоровому образу жизни, имеет стихийный характер, хотя следует отметить предпринимающиеся попытки

применить различные формы здоровьесберегающих технологий. Специалисты отмечают, что в последние годы на 8,1 млн (43,1%) человек уменьшилось число лиц подросткового возраста (10 - 17 лет), количество ребят до 18 лет снизилось еще больше - на 53,5%, что составляет 3,8 млн человек. По количеству подростковых самоубийств Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мировой статистике. Огромное значение здесь имеют факторы социально-психологического порядка. В старшей возрастной группе заболеваемость увеличилась на 30 % за последние 10 лет. Доминируют заболевания дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата. Так, в процессе обучения с 4-го по 9-й класс частота болезней глаз увеличивается в 4 раза и встречается у каждого десятого подростка. Наиболее выраженное ухудшение здоровья наблюдается в 7 - 9-х классах [3].

К сожалению, даже учителя, понимающие необходимость здоровьесберегающей педагогики, ещё не в полном объёме прибегают к использованию ресурсов образовательной школьной среды в обучении старшеклассников организации и планированию здорового образа жизни, выработке здоровьеукрепляющей

индивидуальной позиции, тем самым не реализуя одну из важнейших задач образовательного учреждения - формирование готовности к здоровому образу жизни. Изложенное позволяет заключить о сохраняющейся актуальности проблемы сохранения и развития здоровья современных старшеклассников, решение которой обусловлено потребностями подрастающего поколения, новыми, перспективными целями школы и социума.

В контексте исследуемой нами проблематики особое значение приобретает понимание термина «среда». Среда, в которой находится человек, интересовала многих исследователей, однако в настоящее время наблюдается значительное рост научных изысканий, посвященных этой проблеме. Это обусловлено пониманием значимости среды в жизни индивида, а также обоснованной озабоченностью по поводу эскалации ее деструктивных факторов [4].

Традиционно «среда» трактуется в виде совокупности условий, в которых функционирует человек, которые вступают с ним в определенные отношения взаимодействия как с организмом (личностью) [5]. В философском аспекте «среда» понимается как некая часть бытия по отношению к субъекту, в условиях которого он живет, который является объектом ее воздействия [6]. В педагогике понятие «среды» трактуется в качестве особо выстраиваемого взаимодействия субъектов образования в ходе уяснения и преобразования средовых элементов [7; 8].

Очевидно, что «среда», вне зависимости от знания, с позиций которого осуществляется раскрытие содержания это понятия, играет важнейшую роль в процессе становления и развития личности, приобретая основополагающее значение применительно к молодому поколению.

Следует понимать, что создание школьной образовательной среды призвано обеспечить развитие у старшеклассников надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личност-но-ориентированной [9].

Изучение образовательной школьной среды как неотъемлемого условия формирования готовности старшеклассников к здоровому образу жизни приводит нас к необходимости рассмотрения структурных компонентов образовательной школьной среды, обусловливающих её потенциал. Содержание образовательной школьной среды образует совокупность предметного, деятельностного и технологического компонентов.

Библиографический список

Предметный компонент обеспечивает индивидуализацию и вариативность здоровьесберегающей педагогики, свободу выбора оптимальной, целесообразной воспитательной стратегии, разработку и реализацию здоровьесберегающих моделей и программ, формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций старшеклассников.

Деятельностный компонент обеспечивает социальную фа-силитацию старшеклассников, организацию коллективного формирования здорового образа жизни, приоритет демократической педагогической тактики, реализацию здоровьесберегающих технологий в процессе осуществления целенаправленных мер по формированию навыков здорового образа жизни старшеклассников, личностное самосовершенствование через практическое участие в здоровьесберегающей деятельности, акцент на субъект-субъектную систему взаимодействия между старшеклассниками и учителем.

Значение технологического компонента выражается в упоре на гуманистическую составляющую педагогического процесса, насыщении здорового образа жизни путем реализации вариативных здоровьесберегающих технологий.

Рассмотрение школьной образовательной среды через призму сочетания рассмотренных компонентов позволит обеспечить необходимую последовательность и целенаправленность в использовании школьных ресурсов для воспитания у старшеклассников устойчивой потребности в здоровье и самосовершенствовании; выработки необходимых компетенций в сфере здорового образа жизни и стимулирования их трансформации в неотъемлемые компоненты жизнедеятельности личности; эффективного усвоения способов управления физическим и морально-нравственным состоянием, формирования умений самостоятельно вырабатывать и воплощать в жизнь индивидуальные образовательные траектории; развития умений адекватной самооценки посредством рефлексии своих поступков; выработки навыков управления своими действиями основываясь на личные потребности, витальные цели и задачи, меняющиеся условия внешней обстановки. Изложенное позволяет заключить о том, что образовательная среда школы обладает огромным потенциалом, обеспечивающим формирование системы ценностно-потребностных, практически усвоенных здоровьесберегающих компетенций, направленных на актуализацию здорового образа жизни, создание эффективного эмоционально-поведенческого школьного пространства, использующего ценности физической культуры в процессе укрепления здоровья, обеспечивая формирование высокой готовности старшеклассников к здоровому образу жизни.

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва: АРКТИ, 2005.

2. Сократов Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006.

3. Уязвимый возраст. Подросткам остро не хватает внимания со стороны государства. Медицинская газета. 18.07.2014; № 52.

4. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. Волгоград, 2000.

5. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: ИЦ «Академия», 2000.

6. Философский энциклопедический словарь. Москва: Инфра, 2001.

7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Институт развития профессионального образования. Москва, 1995.

8. Левин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. Москва: ЦКФЛЛРАО, 1997.

9. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности. Научное мнение. 2014; 9 - 2: 62 - 64.

References

1. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie obrazovatel'nye tehnologiiipsihologiya zdorov'ya vshkole. Moskva: ARKTI, 2005.

2. Sokratov N.V. Kul'tura zdorov'ya s osnovamibezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2006.

3. Uyazvimyj vozrast. Podrostkam ostro ne hvataet vnimaniya so storony gosudarstva. Medicinskaya gazeta. 18.07.2014; № 52.

4. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya: monografiya. Volgograd, 2000.

5. Kodzhaspirova G.M. Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: IC «Akademiya», 2000.

6. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Infra, 2001.

7. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologii obucheniya. Institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 1995.

8. Levin V.A. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: CKFLLRAO, 1997.

9. Fortova L.K., Ovchinnikov O.M. Konstruirovanie obrazovatel'nogo processa na osnove idej nenasiliya i tolerantnosti. Nauchnoe mnenie. 2014; 9 - 2: 62 - 64.

Статья поступила в редакцию 31.08.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.