Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы'

Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
521
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / школьники / состояние здоровья / школа / образовательные технологии / потенциал / условия / healthy lifestyle / pupils / health / school / educational technology / capacity / conditions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леушина Марина Леонидовна

В статье освещается современное состояние здоровья подрастающего поколения, на основе анализа официальных источников вычленяются основные тенденции его развития. Выделяются ключевые актуальные проблемы в сфере формирования здорового образа жизни школьников. Констатируется, что создание необходимых условий для формирования здорового образа жизни учащихся это проблема не конкретного образовательного учреждения, а злободневный вопрос всероссийского уровня, подлежащий решению совместными продуманными усилиями общества и государства. Предлагается и обосновывается авторская позиция по исследуемым вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леушина Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF HEALTHY LIVING OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PARADIGM

The article considers the modern state of health of the younger generation, based on the analysis of official sources highlights the main trends of its development. There are several key topical issues in the sphere of formation of healthy lifestyle of students. It is stated that the creation of the necessary conditions for the formation of healthy lifestyle of students is not a problem specific educational institution, and the burning question of the national level, to be thoughtful decision of the joint efforts of society and the state. Proposed and substantiated the author's position on the studied issues.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы»

УДК 371.7

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

М.Л. Леушина

Аннотация. В статье освещается современное состояние здоровья подрастающего поколения, на основе анализа официальных источников вычленяются основные тенденции его развития. Выделяются ключевые актуальные проблемы в сфере формирования здорового образа жизни школьников. Констатируется, что создание необходимых условий для формирования здорового образа жизни учащихся это проблема не конкретного образовательного учреждения, а злободневный вопрос всероссийского уровня, подлежащий решению совместными продуманными усилиями общества и государства. Предлагается и обосновывается авторская позиция по исследуемым вопросам.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, состояние здоровья, школа, образовательные технологии, потенциал, условия.

TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF HEALTHY LIVING OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PARADIGM

M. Leushina

Abstract. The article considers the modern state of health of the younger generation, based on the analysis of official sources highlights the main trends of its development. There are several key topical issues in the sphere of formation of healthy lifestyle of students. It is stated that the creation of the necessary conditions for the formation of healthy lifestyle of students is not a problem specific educational institution, and the burning question of the national level, to be thoughtful decision of the joint efforts of society and the state. Proposed and substantiated the author's position on the studied issues.

Keywords: healthy lifestyle, pupils, health, school, educational technology, capacity, conditions.

Здоровье подрастающего поколения,

будучи важнейшим компонентом

политического, социально-экономического и духовно-нравственного развития России,

выступает индикатором общественной

стабильности и процветания. К сожалению, в настоящее время состояние здоровья детей и подростков вызывает серьезные опасения. Изучение сведений Федеральной службы государственной статистики Российской

Федерации [3] позволяет констатировать увеличение числа фиксируемых заболеваний у лиц в возрасте до 14 лет с 38225 до 43155 с 2000 по 2013 год. Из них: болезни крови, кроветворных органов и отдельные

нарушения, вовлекающие иммунный механизм зафиксированы в 2000 году на уровне 316 случаев в 2013 году - 350 фактов; отмечается серьезный рост выявленных новообразований у детей с 59 случаев в 2000 году до 110 фактов в 2013 году; болезни нервной системы продолжают прогрессировать, с 713 случаев в 2000 году до 966 случаев в 2013; вызывает озабоченность рост болезней органов дыхания: с 22952 в 2000 году до 27341 в 2013 году;

фиксируется рост числа болезней костномышечной системы и соединительной ткани: в 2000 году - 759, в 2013 - 844 факта; болезни мочеполовой системы прогрессируют: с 539 в 2000 году до 844 в 2013 году. Результаты проведенных профилактических осмотров также неутешительны: из 19350,7 тысяч

осмотренных детей в 2013 году выявлено: у 32,2 тысяч ребят понижение слуха; у 1122,7 тысяч понижение остроты зрения; наличие сколиоза у 247,3 тысяч человек; нарушение осанки у 1200,1 тысяч детей.

По мнению главного педиатра Минздрава России, директора Научного центра здоровья детей, академика РАН А.А. Баранова [5], подростковый возраст является уникальным периодом, в течение которого можно сформировать прочную основу для последующих достижений, а можно все уничтожить одним неосторожным действием. Подрастающее поколение является будущим государства, его интеллектуальным, трудовым, репродуктивным и оборонным потенциалом. В настоящее время назрела необходимость концентрации усилий и безусловной

88

реализации перспективных государственных планов в сфере ювенального здравоохранения.

Специалист отмечает, что в последние годы на 8,1 млн. (43,1%) человек уменьшилось число лиц подросткового возраста (10-17 лет), количество ребят до 18 лет снизилось еще больше - на 53,5%, что составляет 3,8 млн. человек. По количеству подростковых самоубийств Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мировой статистике. Огромное значение здесь имеют факторы социально-психологического порядка. В старшей возрастной группе заболеваемость увеличилась на 30% за последние 10 лет. Доминируют заболевания дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата. Так, в процессе обучения с 4-го по 9-й класс частота болезней глаз увеличивается в 4 раза и встречается у каждого десятого подростка. Наиболее выраженное ухудшение здоровья наблюдается в 7-9-х классах. Около 25% школьных учреждений вынуждены вводить две, иногда и три смены - так обучается 1,8 млн. ребят. Снижение уровня подросткового здоровья закономерно отражается на годности юношей к несению воинской обязанности. В 2013 году при постановке на учет болезни различной этиологии были обнаружены у 59% обследованных в военкоматах, 30% были признаны негодными для прохождения службы, направления на дополнительное обследование выданы 108 тыс. юношам (17,1% от общего количества призывников) [5].

В данной связи представляется весьма своевременной государственная инициатива, связанная с введением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Однако, по мнению А.А. Баранова, из 3,5 млн. ребят, увлекающихся спортивными занятиями, только 45% имеют необходимый медицинский допуск. Специалист констатирует, что за юными спортсменами практически не ведется соответствующее медико-педагогическое

наблюдение. В свою очередь это обусловливает возрастание риска внезапной смерти, развития устойчивых заболеваний [5].

Полагаем, что весьма серьезной медикосоциальной проблемой является наблюдаемое увеличение у подростков пограничных патологий, аддиктивных проявлений, девиантного и дезадаптированного поведения. По мнению О.М. Овчинникова, следует принять во внимание, что дезадаптированные несовершеннолетние, переживающие

глубокую кризисную ситуацию сегодня являются одной из наиболее сензитивных

страт населения России. Прежние нравственные устои разрушены, нормативные и ценностные ориентации переживают глубокий коллапс. Выработка новых моральных ориентиров происходит хаотично и бессистемно [2, с. 107]. Изложенные

обстоятельства обусловливают высокий уровень совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений на фоне снижения основных статистических показателей ювенальной преступности [1, с. 527], что обоснованно вызывает серьезную озабоченность у представителей

общественности.

Клинически очерченные формы

пограничных психических нарушений диагностируются примерно у 10% учащихся образовательных учреждений. У 60% подростков определяются так называемые предболезненные психические расстройства. Зафиксирован резкий рост частоты неврозов

[5].

Естественно, что ключевую роль в преодолении указанных проблем должна играть образовательная система. Образование, будучи целостной структурой,

обеспечивающей социализацию индивида, должно выполнять функцию по сохранению психофизиологического и моральнонравственного здоровья обучающихся. Воспитание личности в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности заявлено в качестве важнейшей задачи российской системы образования [4].

Будет справедливым уточнить, что в настоящее время немалая часть педагогов полагает, что школа должна реализовывать в первую очередь обучающую и воспитывающую функции, воспринимая заботу о здоровье школьников прерогативой медицинских работников. Отдавая должное определенной обоснованности таких суждений, позволим себе отметить, что взрослые люди априори должны отвечать за детей и подростков, которые находятся под их контролем, проводя значительную часть времени в условиях школы. Равнодушие к здоровью детей в данном случае будет означать непрофессионализм и душевную черствость педагога. Кроме того, основная доля воздействий на детское здоровье происходит в ходе учебно-воспитательной деятельности, поэтому главным действующим лицом здесь выступает педагог, от

89

компетентности и сознательности которого будет зависеть состояние здоровья учащихся.

Мы считаем, что одной из ключевых задач современной школьной среды является формирование у учащихся устойчивой убежденности в том, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью повседневной жизнедеятельности. Школьник должен понять, что появившееся свободное время - это отличная возможность провести его с пользой для здоровья, соблюдение распорядка дня - залог самодисциплины, неприятие вредных привычек - основа крепкого здоровья и долголетия. Здоровому образу жизни нужно учить, поскольку его формирование - процесс, требующий концентрации усилий педагога и школьника.

Важно понимать, что наличие у подростка теоретических знаний о значимости и пользе физической культуры не является

достаточным пределом воспитательной работы. Необходимо обеспечить

формирование соответствующей

мотивационно-потребностной сферы. Как известно, для подрастающей личности характерно желание получения новых

впечатлений, которое переходит в

ненасыщаемый познавательный мотив. В первую очередь именно на него следует опереться учителю в процессе формирования мотивации к здоровому образу жизни. Необходима его актуализация, четкость и осознанность для индивида. Отсутствие у школьника актуализированного

познавательного мотива на получение новых знаний о здоровом образе жизни, обусловливающего готовность к

здоровьесберегающей и укрепляющей

жизненной стратегии, не позволит ему перейти к более эффективным и активным действиям, допустим, к самостоятельному определению целей. Если учитель не смог научить учащегося самостоятельному целеполаганию, то он (учитель) будет вынужден ставить перед

Литература:

1. Овчинников О.М. Значение факторов,

обусловливающих преступность в воспитательных колониях, в противодействии пенитенциарным преступлениям // Молодой ученый. - 2014. - № 21(80). - С. 527-529.

2. Овчинников О.М. Педагогическая программа профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 107-109.

школьником уже готовую цель. Однако мотив к здоровому образу жизни на фоне отсутствия умения самостоятельного целеполагания возникнуть, как показывают исследования [6], не может. Полагаем, что формирование потребности в здоровом образе жизни должно быть связано с обеспечением ее высокой конкурентоспособности среди остальных желаний школьника. Следует помнить, что доминирование потребностей школьника на разных возрастных этапах достаточно динамично. Чем взрослее ученик, тем устойчивей его мотивы и потребности. Успех в развитии желания заниматься здоровым образом жизни будет достигнут только в том случае, если учитель будет учитывать сложную структуру мотивационно-

потребностной сферы школьника,

воздействовать на каждый ее элемент. Следует обращать внимание не на отдельно взятый мотив, а на то место, которое он занимает в общей системе побуждений школьника к здоровому образу жизни.

Обновление мотивационно-потребностной сферы, как правило, сопровождается противоречиями и конфликтами

конкурирующих желаний, поэтому ведущая роль в условиях школьной образовательной среды принадлежит педагогу, который должен ненавязчиво помочь учащемуся найти нужное решение, скорректировать формирование мотивов и потребностей к здоровому образу жизни в нужном направлении. Здоровье школьников - это приоритетное направление образовательной политики страны. Сегодня предназначение школы состоит не только в решении образовательных задач, но и в создании необходимых условий для сохранения и укрепления детского здоровья. Школьный период в той или иной степени есть у каждого человека, поэтому сохранение и укрепление здоровья именно в школьной среде значимо, как никогда.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 02.08.2015).

4. Распоряжение Правительства РФ от

17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

5. Уязвимый возраст. Подросткам остро не хватает внимания со стороны государства // Медицинская газета, № 52 от 18.07.2014.

90

6. Черникова Е.Б. Внутришкольное управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников: дис.канд. пед. наук. Москва, 2010. - 237с.

References:

1. Ovchinnikov O.M. Znachenie faktorov, obuslovlivajushhih prestupnost' v vospitatel'nyh kolonijah, v protivodejstvii penitenciarnym prestuplenijam // Molodoj uchenyj. - 2014. - № 21(80). - S. 527-529.

2. Ovchinnikov O.M. Pedagogicheskaja programma profilaktiki protivopravnogo povedenija dezadaptirovannyh starsheklassnikov v uchrezhdenijah obrazovanija i kul'tury // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - № 4. - S. 107-109.

3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL:http://www.gks.ru (data obrashhenija: 02.08.2015)

4. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008

№ 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Koncepcii

dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.». «Sobranie zakonodatel'stva RF», 24.11.2008, № 47, st. 5489.

5. Ujazvimyj vozrast. Podrostkam ostro ne hvataet vnimanija so storony gosudarstva // Medicinskaja gazeta, № 52 ot 18.07.2014.

6. Chernikova E.B. Vnutrishkol'noe upravlenie formirovaniem motivacii zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov: dis..kand. ped. nauk. Moskva, 2010. -237s.

Сведения об авторе:

Леушина Марина Леонидовна (г. Нижний Новгород, Россия), преподаватель кафедры физической подготовки, федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Leushina M. (Nizhny Novgorod, Russia), lecturer, Department of physical training, the Federal state educational institution of higher professional education "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Interior of Russian Federation", e-mail: [email protected]

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.