Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы'

Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1811
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинников Олег Михайлович

В статье рассматриваются наиболее значимые аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи в условиях образовательной школьной среды. Отмечается, что школьная образовательная среда призвана обеспечить развитие у учащихся подростков надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. С учетом современных статистических данных автором констатируется наблюдающаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего учащегося поколения, выявляются детерминанты данного процесса, предлагаются меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинников Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы»

Анализ данных таблицы позволяет отметить преимущество испытуемых экспериментальных групп в выполнении ККУ как по отдельным частным показателям, так и по результатам выполнения упражнения в целом.

Таким образом, формирование сложных динамических объединений имеет свои характерные особенности. Навыки прикладного плавания составляют основу динамических объединений, функционирующих в водной среде. Двигательным навыкам, составляющим их структуру, целесообразно обучать синхронизировано.

Список использованной литературы:

1. Понимасов, О.Е. Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов/ О.Е. Понимасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - N° 3.

- С. 76-77.

2. Понимасов, О.Е. Использование индивидуального двигательного потенциала в обучении плаванию студентов / О.Е. Понимасов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015.

- № 6 (19). - С. 190-192.

3. Понимасов, О.Е. Обучение прикладному плаванию курсантов военных вузов на основе индивидуальных двигательных действий / О.Е. Понимасов // Путь науки. - 2015. - № 5 (15). - С. 102-103.

4. Понимасов, О.Е. Вариативное целеполагание как условие индивидуализации обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Путь науки. - 2015. - № 7 (17). - С. 41-43.

5. Понимасов, О.Е. Массовое обучение прикладному плаванию посредством индивидуально-ориентированного преобразования движений / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Путь науки. - 2015. - № 8 (18).

- С. 77-78

© С В. Николаев, 2015

УДК: 371:614

Овчинников Олег Михайлович

доктор, пед. наук,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности

ВЮИ ФСИН России г. Владимир, РФ E-mail: omo33@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее значимые аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи в условиях образовательной школьной среды. Отмечается, что школьная образовательная среда призвана обеспечить развитие у учащихся подростков надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. С учетом современных статистических данных автором констатируется

наблюдающаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего учащегося поколения, выявляются детерминанты данного процесса, предлагаются меры по их устранению.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, подростки, школьная образовательная среда, факторы, потребности

Образовательный процесс, являясь важнейшим условием реализации здоровьесберегающего потенциала личности, призван обеспечивать полноценность усвоения витальные компетенций. Однако, в настоящее время, периодически приходится наблюдать ситуации, когда в рамках обучения идет формирование знаний, умений и навыков без разъяснения алгоритма действия того или иного упражнения на человеческий организм, без раскрытия последующего здоровьесберегающего эффекта, что создает препятствия для подростков на пути интерпретации реализуемых действий как части здоровьесозидающей деятельности.

Следует понимать, что создание школьной образовательной среды призвано обеспечить развитие у учащихся подростков надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной [4, с. 62-64.].

Здоровье учащихся подростков в настоящее время становится ежегодно наиболее обсуждаемой и животрепещущей темой для педагогических и медицинских работников, психологов, исследователей. Приходится констатировать проблему, детерминированную, с одной стороны, возникающими сложностями в учебной деятельности, обусловленные усложняющимися требованиями современных образовательных программ. С другой стороны нельзя игнорировать негативную тенденцию, отражающую ухудшение состояния здоровья старшеклассников, которое не позволяет им в должном объеме эффективно уяснить необходимый учебный материал.

Изучение педагогической практики показало, что деятельность педагогов, направленная на приобщение учащихся старших классов к здоровому образу жизни, имеет стихийный характер, хотя следует отметить предпринимающиеся попытки применить различные формы здоровьесберегающих технологий. Специалисты отмечают, что в последние годы на 8,1 млн (43,1%) человек уменьшилось число лиц подросткового возраста (10-17 лет), количество ребят до 18 лет снизилось еще больше - на 53,5%, что составляет 3,8 млн человек. По количеству подростковых самоубийств Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мировой статистике. Огромное значение здесь имеют факторы социально-психологического порядка. В старшей возрастной группе заболеваемость увеличилась на 30 % за последние 10 лет. Доминируют заболевания дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата. Так, в процессе обучения с 4-го по 9-й класс частота болезней глаз увеличивается в 4 раза и встречается у каждого десятого подростка. Наиболее выраженное ухудшение здоровья наблюдается в 7-9-х классах [3].

К сожалению, даже учителя, понимающие необходимость здоровьесберегающей педагогики, еще не в полном объеме прибегают к использованию ресурсов образовательной школьной среды в обучении старшеклассников организации и планированию здорового образа жизни, выработке здоровьеукрепляющей индивидуальной позиции, тем самым не реализуя одну из важнейших задач образовательного учреждения -формирование готовности к здоровому образу жизни. Изложенное позволяет заключить о сохраняющейся актуальности проблемы сохранения и развития здоровья современных старшеклассников, решение которой обусловлено потребностями подрастающего поколения, новыми, перспективными целями школы и социума.

Изучение сведений Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [2] позволяет констатировать увеличение числа фиксируемых заболеваний у лиц в возрасте до 14 лет с 38225 до 43155 с 2000 по 2013 год. Из них: болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм зафиксированы в 2000 году на уровне 316 случаев в 2013 году - 350 фактов; отмечается серьезный рост выявленных новообразований у детей с 59 случаев в 2000 году до 110 фактов в 2013 году; болезни нервной системы продолжают прогрессировать, с 713 случаев в 2000 году до 966 случаев в 2013; вызывает озабоченность рост болезней органов дыхания: с 22952 в 2000 году до 27341 в 2013 году.

Длительные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии Российской академии образования позволяют не только определить факторы школьной среды, негативно влияющие на рост и развитие детей, но и выстроить их в зависимости от значения и силы воздействия [1].

Среди школьных факторов риска можно выделить:

- стрессовую педагогическую тактику (тактику педагогического воздействия);

- интенсификацию образовательного процесса;

- несоответствие методики и технологии обучения функционально-возрастным особенностям детей;

- нерациональную организацию образовательной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);

- низкую функциональную грамотность учителей и родителей в сфере обеспечения охраны, сохранения и развития здоровья;

- проблему организации медицинского обеспечения учащихся и текущего медицинского мониторинга за ребятами.

Губительность негативных факторов школьной среды обусловлена их комплексностью, системностью, длительностью и непрерывностью (около 10 лет, практически каждый день).

Минимальное влияние отдельно взятого фактора компенсируется комплексностью и длительностью воздействия на ребенка.

Особо значимо то, что действие указанных факторов приходится на время активного роста и развитии детей и подростков, то есть наиболее сензитивный период к различным внешним раздражителям.

То есть массив негативных факторов школьной среды влияет на подрастающий организм в виде непрерывного, длительного и систематичного воздействия. Следует уточнить, что разрушительное влияние негативных факторов возрастает, когда индивид начинает считать это воздействие неизбежным, неуправляемым, неизменным.

В основном это относится к школьным факторам, которые не подвергаются изменению, корректировке или устранению. Основной проблемой является то, что влияние этих факторов на психо-физиологическое состояние и развитие детей и подростков проявляется не моментально, а достаточно длительно, могут пройти целые годы. Причем незначительность первоначальных симптомов, свидетельствующих о ряде развивающихся патологий, как правило, не вызывает опасений или какого-либо внимания со стороны учителей и родных до тех пор, пока не происходит их явное проявление. Негативные факторы школьной среды детерминируют возникновение школьных проблем, приводящим к нарушениям психо-физического здоровья, возникновение социально-психологических дезадаптаций.

По мнению главного педиатра Минздрава России, директора Научного центра здоровья детей, академика РАН А.А. Баранова [3], подростковый возраст является уникальным периодом, в течение которого можно сформировать прочную основу для последующих достижений, а можно все уничтожить одним неосторожным действием. Подрастающее поколение является будущим государства, его интеллектуальным, трудовым, репродуктивным и оборонным потенциалом. В настоящее время назрела необходимость

концентрации усилий и безусловной реализации перспективных государственных планов в сфере ювенального здравоохранения.

Будет справедливым уточнить, что в настоящее время немалая часть педагогов полагает, что школа должна реализовывать, в первую очередь, обучающую и воспитывающую функции, воспринимая заботу о здоровье школьников прерогативой медицинских работников. Отдавая должное определенной обоснованности таких суждений, позволим себе отметить, что взрослые люди априори должны отвечать за детей и подростков, которые находятся под их контролем, проводя значительную часть времени в условиях школы. Равнодушие к здоровью детей, в данном случае, будет означать непрофессионализм и душевную черствость педагога. Кроме того, основная доля воздействий на детское здоровье происходит в ходе учебно-воспитательной деятельности, поэтому главным действующим лицом здесь выступает педагог, от компетентности и сознательности которого будет зависеть состояние здоровья учащихся.

Одной из ключевых задач современной школьной среды является формирование у учащихся устойчивой убежденности в том, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью повседневной жизнедеятельности. Школьник должен понять, что появившееся свободное время - это отличная возможность провести его с пользой для здоровья, соблюдение распорядка дня - залог самодисциплины, неприятие вредных привычек - основа крепкого здоровья и долголетия. Здоровому образу жизни нужно учить, поскольку его формирование - процесс, требующий концентрации усилий педагога и школьника.

Отсутствие у школьника актуализированного познавательного мотива на получение новых знаний о здоровом образе жизни, обусловливающего готовность к здоровьесберегающей и укрепляющей жизненной стратегии, не позволит ему перейти к более эффективным и активным действиям, допустим, к самостоятельному определению целей. Если учитель не смог научить учащегося самостоятельному целеполаганию, то он (учитель) будет вынужден ставить перед школьником уже готовую цель. Однако мотив к здоровому образу жизни на фоне отсутствия умения самостоятельного целеполагания возникнуть, как показывают исследования [5], не может. Полагаем, что формирование потребности в здоровом образе жизни должно быть связано с обеспечением ее высокой конкурентоспособности среди остальных желаний школьника.

Формирование здорового образа жизни, сохранение и приумножение здоровья учащихся подростков сегодня является важнейшим вектором развития современной школьной среды. Привитие подрастающей личности необходимых валеологических компетенций будет способствовать формированию общей культуры человека, а в итоге оздоровлению всего социума.

Список использованной литературы:

1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 10-16

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2015)

3. Уязвимый возраст. Подросткам остро не хватает внимания со стороны государства // Медицинская газета, № 52 от 18.07.2014

4. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 62-64.

5. Черникова Е.Б. Внутришкольное управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников: дис. .канд. пед. наук. Москва, 2010. 237с.

© О.М. Овчинников, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.