Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВУСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВУСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые правовые режимы / органы внутренних дел / права человека / специфика деятельности / обеспечение прав человека / режимы. / special legal regimes / internal affairs bodies / human rights / specificity ofactivities / ensuring human rights / regimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Ян Анатольевич

Введение: в статье рассматриваются специфические черты деятельности органов и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации,определяющие особенности нормативно-правового регулирования статуса органов внутренних дел,как основного государственного органа правоохранительной направленности,в экстремальных условиях ,а также условия и пределы ограничения конституционных прав граждан, имеющие место в деятельности органов внутренних дел.Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, федеральное конституционное законодательство, административно-правовое и административно-процессуальное законодательство, локальные ведомственные нормативные акты, регламентирующие осуществление деятельности органов и подразделений органов внутренних дел по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан в условиях введения на определённой территории особых правовых режимов.Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы правового анализа логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека, раскрыть специфические особенности деятельности органов и подразделений внутренних дел, а также принципы, пределы, функции деятельности в особых правовых режимах. Выводы и заключения: В ходе анализа взаимосвязи между отдельными структурно-функциональными элементами деятельности органов внутренних дел и их нормативно-правовой регламентацией в условиях экстремальных режимов установлена прямая зависимость между ограничениями прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов и обеспечением этих прав органами внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Ян Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SPECIFIC ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIESTO ENSURE HUMAN RIGHTS DURING SPECIAL LEGAL REGIMES

Introduction:the article considers the specific features of theactivities of bodies and subdivisions of internal affairs bodies of the Russian Federation, which determine the features of the normative and legal regulation of the status of internal affairs bodies, as the main state body of law enforcement, in extreme conditions, as well as the conditions and limits of the re-striction of constitutional rights of citizens that take place in the activities of internal affairs bod-ies.Materials and methods:theregulatory framework ofthe study isformed bythe Consti-tution ofthe Russian Federation, federal constitutional legislation, administrative-legal and ad-ministrative-procedural legislation, local departmental regulations governing the implementa-tion ofthe activities ofbodies and subdivisions ofinternal affairs bodies toensure and protect the rights and legitimate interests ofcitizens under conditions ofintroduction inacertain territo-ry special legal regimes The methodological basis ofthe research was the general dialectical method ofscientific knowledge, which isuniversal innature, aswell asmethods oflegal analy-sis oflogical deduction, induction, cognitive methods and techniques ofobservation, compari-son, analysis, generalization and description.Resultsof the study:made itpossible tosingle out certain provisions related toensuring human rights and freedoms, toreveal the specific features ofthe activities ofbodies and de-partments ofinternal affairs, aswell asthe principles, limits, functions ofactivity inspecial le-gal regimes.Findings andConclusions:theanalyzed interrelationships between individual structur-al and functional elements ofthe activities ofthe internal affairs bodies and their normative le-gal regulation inconditions ofextreme regimes revealed adirect correlation betweenthe re-strictions onthe rights and freedoms ofcitizens under special legal regimes and the provision ofthese rights bythe internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВУСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ»

УДК 342.7

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-2-9-14

Антонов Ян Анатольевич

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России Е-mail: antonovyan9089@mail.ru

Antonov Jan Anatolyevich

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs bodies, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Е-mail: antonovyan9089@mail.ru

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Введение: в статье рассматриваются специфические черты деятельности органов и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, определяющие особенности нормативно-правового регулирования статуса органов внутренних дел, как основного государственного органа правоохранительной направленности, в экстремальных условиях, а также условия и пределы ограничения конституционных прав граждан, имеющие место в деятельности органов внутренних дел.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, федеральное конституционное законодательство, административно-правовое и административно-процессуальное законодательство, локальные ведомственные нормативные акты, регламентирующие осуществление деятельности органов и подразделений органов внутренних дел по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан в условиях введения на определённой территории особых правовых режимов. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы правового анализа логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека, раскрыть специфические особенности деятельности органов и подразделений внутренних дел, а также принципы, пределы, функции деятельности в особых правовых режимах.

Теория и история права и государства; 2(97) 2021

история учений о праве и государстве

Выводы и заключения: В ходе анализа взаимосвязи между отдельными структурно-функциональными элементами деятельности органов внутренних дел и их нормативно-правовой регламентацией в условиях экстремальных режимов установлена прямая зависимость между ограничениями прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов и обеспечением этих прав органами внутренних дел.

Ключевые слова: особые правовые режимы, органы внутренних дел, права человека, специфика деятельности, обеспечение прав человека, режимы.

ON SPECIFIC ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

TO ENSURE HUMAN RIGHTS DURING SPECIAL LEGAL REGIMES

Introduction: the article considers the specific features of the activities of bodies and subdivisions of internal affairs bodies of the Russian Federation, which determine the features of the normative and legal regulation of the status of internal affairs bodies, as the main state body of law enforcement, in extreme conditions, as well as the conditions and limits of the restriction of constitutional rights of citizens that take place in the activities of internal affairs bodies.

Materials and methods: the regulatory framework of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional legislation, administrative-legal and administrative-procedural legislation, local departmental regulations governing the implementation of the activities of bodies and subdivisions of internal affairs bodies to ensure and protect the rights and legitimate interests of citizens under conditions of introduction in a certain territory special legal regimes The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as methods of legal analysis of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description.

Results of the study: made it possible to single out certain provisions related to ensuring human rights and freedoms, to reveal the specific features of the activities of bodies and departments of internal affairs, as well as the principles, limits, functions of activity in special legal regimes.

Findings and Conclusions: the analyzed interrelationships between individual structural and functional elements of the activities of the internal affairs bodies and their normative legal regulation in conditions of extreme regimes revealed a direct correlation between the restrictions on the rights and freedoms of citizens under special legal regimes and the provision of these rights by the internal affairs bodies.

Key words: special legal regimes, internal affairs bodies, human rights, specificity of activities, ensuring human rights, regimes.

Незыблемость человеческих прав и свобод является константой, которая нерушима даже в случае наступления в стране чрезвычайных для нормального функционирования общества условий. Такие условия выделяются законодателем в правовую категорию, которая носит название особых правовых режимов.

Данная категория раскрывается документом высшей юридической силы — Конституцией Российской Федерации — в статьях 56 и 88 (правовой режим чрезвычайного положения) и в статье 87 (правовой режим военного положения). Исходя из сущности понятий, можно прийти к очевидному факту уязвимости прав человека в данных условиях, что влечёт за собой возникновение большего объёма ответственности у органов внутренних дел [6, с. 140].

Необходимость защиты и обеспечения прав человека и гражданина органами внутренних дел проистекает из указаний Конституции России. Так, статья 2 закрепляет в качестве одной из обязанностей Российской Федерации соблюдение и защиту прав и свобод гражданина, наряду с обязанностью по формированию штатов учреждений, которым будут делегированы данные функции.

Органы внутренних дел выступают в качестве системы учреждений, которые выполняют данную функцию на постоянной основе, в том числе и в случае введения в стране особых правовых режимов. Но в чём состоят особенности деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод в данном случае?

В первую очередь необходимо сказать о том, что характерной чертой особых правовых режимов является осуществляемые по факту их введения в стране ограничения прав и свобод человека и гражданина. Введение данных ограничений связано с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц после того, как режим будет снят.

Однако ограничение прав человека обязательно должно иметь границы, проверка соблюдения которых и является одной из задач органов внутренних дел в условиях особых правовых режимов. Определение черты, которую нельзя пересекать при ограничении прав и свобод человека и гражданина, должно происходить, исходя из определения соотношения применяемого ограничения и охраняемого таким образом блага [4, с. 104].

Как представляется, в данном случае установление границ соразмерности ограничений прав человека аналогично установлению пределов в уголовном праве — в случае признания наличия или отсутствия факта крайней необходимости. Субъект органов внутренних дел, применяя те или иные ограничения, уясняет степень реальной опасности охраняемого блага и «тяжесть» ограничений, налагаемых на права человека, и принимает соответствующие меры по ограничения этих прав, соразмерных возникшей угрозе [1, с. 83].

Данный факт также подтверждается и указаниями ст. 5 федерального закона «О полиции», которая предписывает немедленное прекращение ограничение прав и свобод человека и гражданина, если по факту их применения не удаётся достичь желаемого результата, который в данном случае состоит в защите охраняемого блага.

Таким образом, одной из специфических черт деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека условиях особых правовых режимов является необходимость руководствоваться принципом экономии вмешательства. Безусловно, данный принцип применяется рассматриваемыми властными субъектами и в их повседневной деятельности, но именно в условиях особых правовых режимов он приобретает особую актуальность, что было нами продемонстрировано.

При ограничении прав человека и гражданина органы внутренних дел руководствуются теми нормативно-правовыми актами, которые применяются и в

условиях отсутствия особых правовых режимов, а именно: Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О полиции», федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и рядом других законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Однако не возникает сомнений в том, что особые правовые режимы не всегда могут быть исчерпывающим образом урегулированы данными юридическими документами. Несмотря на то, что законодатель в статье 35 федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» приводит закрытый список особых условий, и каждая ситуация, влекущая введение такого режима, отличается своими качественными особенностями, которые невозможно урегулировать до её наступления.

Безусловно, ряд исследователей ссылается на возможность исчерпывающего правового регулирования каждого из типов «особых условий» в рамках отдельных федеральных законах по примеру ряда зарубежных исследователей. По нашему мнению, даже в случае конструирования данных нормативно-правовых актов всегда будут возникать специфические особенности, которые повлекут необходимость издания подзаконных нормативно-правовых актов [3, с. 97].

Тем не менее вернёмся к общему вопросу о нормативном регулировании особых правовых режимов.

Несмотря на то, что вопрос введения особых правовых режимов полномочен федеральным властям, он может быть введён на определённой территории, например в одном из субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о возможности издания ряда указаний региональными властями.

Ряд указаний региональных органов власти может быть связан со спецификой возникшей ситуации, которая известна им в силу продолжительной работы на данном месте. Так, в случае обширных лесных пожаров именно региональные органы способны оперативно принять решение о необходимости гражданам покидать жилища в случае нахождения в зоне поражения и дать указания органов внутренних дел по необходимости работы с населением в данном районе.

В заключение рассмотрения данного вопроса стоит отдельно отметить вопрос регулирования особого правового режима федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». В положениях данного закона отсутствуют конкретные указания в отношении деятельности органов внутренних дел, однако статья 11 регламентирует общие меры и временные ограничения, которые могут быть применены, и часть из них осуществляется, в том числе, и органами внутренних дел.

Таким образом, можно выделить её одну специфическую черту деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека условиях особых правовых режимов, которая заключается в особенности использования в своей деятельности нормативно-правовой базы. А именно: субъекты органов внутренних дел руководствуются не только положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных и иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, но и положениями региональных нормативно-правовых актов, которые могут быть применены с учётом специфики ситуации, в которой был введён особый правовой режим.

Стоит также упомянуть об особенностях формы деятельности органов внутренних дел в условиях особых правовых режимов.

В рамках своей повседневной деятельности субъектами осуществляется правоприменительная и организационная деятельность. Значение второй резко возрастает при введении чрезвычайного или военного положения для обеспечения прав граждан.

Данная деятельность раскрывается в процессе оказания различной помощи населению (спасение людей и имущества, проведение операций по освобождению заложников, задержание преступников), что способствует как разрешению краткосрочных задач по охране прав граждан, так и долгосрочных задач по устранению ситуации, которая повлекла введение на территории особого правового режима.

Ещё одной специфической чертой деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека условиях особых правовых режимов является комплексность задействованных в выполнении данной задачи структур правоохранительных органов. Несмотря на различные функции, возложенные на них законодателем в качестве первостепенных в рамках повседневной деятельности (превентивная, регулятивная, охранительная) все они находят своё выражение в деятельности по обеспечению прав граждан в особых правовых режимах.

Нельзя, однако, сказать о том, что каждая из структур органов внутренних дел работает одинаково, т. к. реализация упомянутой выше функции происходит с учётом тех функций, осуществляемых подразделением в рамках его повседневной деятельности.

Так, подразделение, в задачу которого входит осуществление оперативно-розыскных мероприятий, в случае введения на территории военного положения не возьмёт на себя функции следствия. Однако деятельность подразделения будет направлена на проведение лишь неотложных оперативно-розыскных мероприятий, которые будут способствовать обеспечению прав и свобод граждан в сложившихся условиях. Например, при обнаружении органами внутренних дел признаков участившихся краж из закрытых (из-за введения особого правового режима в городе) магазинов, оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на поиск и установление данных лиц, т. к. своими действиями они влекут нарушение и без того ограниченных прав владельцев магазинов.

Всё же, несмотря на то, что функции отдельных структур органов внутренних дел не могут быть кардинально изменены, это не нивелирует возможность наложения на них ряда дополнительных обязанностей [2, с. 69].

Таким образом, необходимо подвести итог рассмотрению нами института обеспечения прав человека органами внутренних дел в условиях особых правовых режимов.

Невзирая на то, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях особого правового режима, являются одним из необходимых инструментов восстановления правопорядка, значение обеспечения прав человека в части, в которой они не ограничены, выступают в качестве первостепенной задачи всей государственной политики.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких

преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов [5, с. 55].

Российское законодательство достаточно подробно регламентирует возможность применения ограничений прав и свобод в условиях военного и чрезвычайного положения, в том числе в части деятельности органов внутренних дел, оставляя, однако, возможность урегулирования ряда аспектов региональным законодательством.

Кроме того, нами было отмечено, что несколько изменяются принципы и функции отдельных структур органов внутренних дел в условиях особых правовых режимов. В некоторых случаях на первый план выходят те или иные принципы, в других корректируются функции, но данные процессы осуществляются лишь с одной целью — обеспечение прав человека даже в условиях военного и чрезвычайного времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Зиборов О. В. Нормативная основа деятельности ОВД в особых условиях / О. В. Зиборов, И. С. Павличев // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 2. — С. 82—85.

2. Константинов А. В. Реализация органами внутренних дел чрезвычайного законодательства Российской Федерации / А. В. Константинов, С. П. Стащенко // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 3. — С. 68—73.

3. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации / А. А. Подмарев // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Экономика. Управление. Право. — 2018. — № 1. — С. 96—100.

4. Потапов Ю. А. Ограничение прав человека в период действия особых правовых режимов / Ю. А. Потапов // Образование и право. —2019. —№ 8. — С. 101 —107.

5. Харитонов С.И. Гарантии конституционных прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов / С.И. Харитонов // Юрист. —2020. —№ 12. —С. 53 —58.

6. Шурухнова Д. Н. Особенности реализации специальных административно-правовых режимов в деятельности органов внутренних дел / Д. Н. Шурухнова, Л. С. Комовкина // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 2. — С. 138—142.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Ziborov O. V. Normative basis of the activity of the Department of Internal Affairs in special conditions / O. V. Ziborov, I. S. Pavlichev / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 2. - pp. 82-85.

2. Konstantinov A.V. Implementation of the emergency legislation of the Russian Federation by the internal affairs bodies / A.V. Konstantinov, S. P. Stashchenko // Bulletin of Economic Security. - 2016. - No. 3. - pp. 68-73.

3. Podmarev A. A. Restriction of human and civil rights and freedoms under conditions of martial law in the Russian Federation / A. A. Podmarev / / Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser.: Ekonomika. Management. Right. - 2018. - No. 1. - p. 96-100.

4. Potapov Yu. A. Restriction of human rights during the period of special legal regimes / Yu. A. Potapov / / Education and Law. —2019. — No. 8. - p. 101 -107.

5. Kharitonov S. I. Guarantees of constitutional rights and freedoms of citizens in the conditions of special legal regimes / S. I. Kharitonov / / Yurist. -2020. - No. 12. - p. 53 -58.

6. Shurukhnova D. N. Features of the implementation of special administrative and legal regimes in the activities of internal affairs bodies / D. N. Shurukhnova, L. S. Komov-kina // Bulletin of Economic Security. - 2017. - No. 2. - pp. 138-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.