Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка'

Правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1946
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MAN AND CITIZEN / ПРАВО НА МАНИФЕСТАЦИИ / THE RIGHT FOR DEMONSTRATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков А.В.

В статье анализируется правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению правопорядка и конституционных прав граждан, особое внимание уделено обеспечению права граждан на публичные манифестации. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства и оптимизации деятельности органов внутренних дел в направлении эффективной реализации функций по обеспечению правопорядка и конституционных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE POLICE IN ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS AND THE RULE OF LAW

Examines the legal regulation of policing, law enforcement and constitutional rights of citizens, special attention is paid to ensuring the right of citizens to public demonstrations. Proposed measures to improve legislation and streamlining the activities of internal Affairs bodies in the direction of the effective implementation of the functions of law enforcement and constitutional rights of citizens.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка»

I_

теория и практика

правоохранительной деятельности

А.В. БЕЗРУКОВ,

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

A.V. BEZRUKOV,

student of the Department of state and legal disciplines, candidate of law science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343

правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка

Legal regulation of the activities of the police in ensuring the constitutional rights of citizens and the rule of law

В статье анализируется правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению правопорядка и конституционных прав граждан, особое внимание уделено обеспечению права граждан на публичные манифестации. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства и оптимизации деятельности органов внутренних дел в направлении эффективной реализации функций по обеспечению правопорядка и конституционных прав граждан.

Правоохранительные органы, полиция, правопорядок, конституционные права человека и гражданина, право на манифестации.

Examines the legal regulation of policing, law enforcement and constitutional rights of citizens, special attention is paid to ensuring the right of citizens to public demonstrations. Proposed measures to improve legislation and streamlining the activities of internal Affairs bodies in the direction of the effective implementation of the functions of law enforcement and constitutional rights of citizens.

Law enforcement, police, law and order, constitutional rights of man and citizen, the right for demonstrations.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1, ст. 2]. Органы внутренних дел занимают важнейшее место в государственном механизме, выполняя ключевые задачи по обеспечению конституционной законности, государственной защиты прав и свобод человека [1, ч. 2 ст.ст. 15, 45]. Вместе с тем п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение правопорядка относит к совместному ведению Российской Фе-

дерации и ее субъектов, что предполагает общее осуществление федеральными и региональными органами деятельности по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка [1].

Модернизация органов внутренних дел предполагает наличие действенного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в котором полиция занимает важнейшее место, выполняя одну из ключевых задач государственной защиты прав и свобод человека [1, ст. 45].

В качестве приоритетных принципов деятельности полиции законодатель в ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина [2]. В ст. 1 ФЗ «О полиции» определено предназначение полиции, которое сводится именно к защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, а также охране общественного порядка и обеспечению безопасности. Среди направлений деятельности полиции законодатель определяет защиту личности, а также обеспечение правопорядка в общественных местах [2, ч. 1 ст. 2], в ст. 6 закреплено положение о том, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с Законом. Тем самым законодатель, исходя из конституционных принципов законности и признания человека, его прав и свобод вышей ценностью, задает ключевые ориентиры деятельности полиции в направлении эффективного обеспечения прав и свобод личности, а также правопорядка и безопасности.

В Федеральном законе «О полиции» в числе основных направлений деятельности полиции определены защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство дознания по уголовным делам; обеспечение правопорядка в общественных местах и др. [2, ст. 2]. Причем многие направления связаны с обеспечением различных (личных, политических, социально-экономических) конституционных прав и свобод человека, и на первом месте, исходя из содержания заданных конституционных ценностей, находится именно защита личности от противоправных посягательств.

Закрепляя принципы деятельности полиции в гл. 2 ФЗ «О полиции», законодатель связывает основную их часть с обеспечением законности и конституционных, в том числе политических, прав человека. Принцип законности, реализуемый полицией также и при проведении публичных манифестаций, следует из положений Конституции РФ, где предусмотрена обязанность органов публичной власти, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию РФ и законы, при этом законы не должны противоречить Конституции РФ [1, ч. 1, 2 ст. 15]. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, законодатель в ч. 2 ст. 6 ФЗ «О полиции» предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. В ст. 5 указанного ФЗ провозглашается принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Причем деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута закон-

ная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан [2, ч. 2 ст. 5]. Закрепляя принципы беспристрастности, открытости и публичности, законодатель определяет, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [2, ст.ст. 7, 8]. И это особенно важно строго соблюдать при проведении публичных манифестаций, когда деятельность прозрачна и открыта для общественности, у которой формируется мнение о правоохранительных органах, в том числе о полиции. Потому на современном этапе значимым принципом, обеспечивающим права и свободы человека, выступают общественное доверие и поддержка граждан [2, ст. 9]. Реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа органов внутренних дел в целом. В ФЗ «О полиции» установлено, что в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, в установленном порядке принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Таким образом, полиция при осуществлении своей деятельности, включая случаи участия в проведении публичных манифестаций, должна стремиться к обеспечению общественного доверия, поддержке ее населением.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и ч. 8 ст. 9 Федерального закона «О полиции» Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» установлено, что Общественный совет при МВД России и общественные советы при территориальных органах МВД России образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных формирований и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции [3, 2, 5].

Представляется, что работа таких формирований поспособствует обеспечению законности, а также позволит в дальнейшем значи-

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

47

S н и

0

1

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

48

тельно уменьшить количество нарушений прав человека в деятельности полиции. Однако, к сожалению, встречаются случаи неправомерных действий сотрудников полиции, ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан. Подобным фактам руководство МВД России всегда дает принципиальную оценку, а сотрудники, допустившие подобные действия, привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной.

Наиболее распространенными видами правонарушений, совершаемых сотрудниками российских правоохранительных органов в области прав и свобод человека, являются сокрытие преступлений, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, незаконное привлечение к административной ответственности, фальсификация материалов и некоторые другие.

Анализ докладов региональных омбудсменов показал, что характер нарушений прав человека в деятельности органов внутренних дел во многом типичен. В жалобах на действия (бездействие) правоохранительных органов граждане указывали на нарушение сроков расследования (рассмотрения) дела, на необоснованность и нецелесообразность длительного содержания под стражей, на применение к задержанным и подследственным психологического и физического воздействия, на нарушения права на защиту, на непредоставление свиданий с родственниками и т. д. [6].

Возвращаясь к обеспечению полицией конституционных прав и свобод, обратим внимание на политические права. Среди них право граждан на манифестации занимает особое место, при его реализации и обеспечении особенно эффективно должны взаимодействовать органы внутренних дел, органы местного самоуправления и институты гражданского общества.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичные манифестации проводятся в форме митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и собраний [1, ст. 31; 4].

Насколько граждане свободны в выражении своего мнения по тем или иным вопросам общественно-политической жизни? Какую роль выполняют органы внутренних дел в реализации такого конституционного права граждан? Какие ограничения, кем и в каком порядке могут применяться при проведении публичных манифестаций?

Известный философский постулат о том, что свобода каждого заканчивается там, где ограничивается свобода другого, актуален и сегодня.

Могут ли государственные органы, в том числе сотрудники полиции, ограничивать конституционные права граждан, включая право

на манифестации? Представляется, что это необходимая мера, позволяющая обеспечить конституционную законность и правопорядок.

Ограничения права на манифестации, имеющиеся в распоряжении органов государства для обеспечения правопорядка, можно условно разделить на две группы:

— превентивные меры, вводимые до проведения мероприятия;

— меры (санкции), применяемые во время и после проведения публичных мероприятий, в случае если потенциальная угроза реализовалась в конкретной ситуации [8].

И если превентивные меры направлены на исключение условий, способствующих нарушению правопорядка и столкновению между противостоящими демонстрантами, то меры пресечения во многом обусловлены нарушением порядка проведения публичных манифестаций и зачастую сопровождаются применением силовых мер, что входит в компетенцию органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по предложению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан [4].

Формы участия такого представителя в проведении публичной манифестации обеспечиваются посредством реализации установленных Законом его прав и обязанностей.

Вместе с тем уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Возникает вопрос: на все ли формы публичных акций распространяются положения указанного Закона, особенно в части возможностей правоохранительных органов для выполнения своих функций?

Действительно, в последнее время актуальной становится тема проведения мероприятий, не подпадающих под признаки публичных манифестаций, но вызывающих общественный резонанс или нарушающих общественный по-

рядок (флешмоб). Флешмоб (от англ. «flash mob»: flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Такие акции проводятся в разных формах (например, возложение цветов к зданию избиркома области в знак недоверия организаторам выборов, падение в снег с замиранием в позе эмбриона, тем самым выражая протест абортам и др.) [7].

Среди признаков такого явления можно отметить спонтанность, отсутствие централизованного руководства и каких-либо финансовых или рекламных целей, деперсонификацию (участники, как правило, незнакомы друг с другом), отказ от освещения флешмоба в СМИ. Можно ли считать флешмоб публичной манифестацией? Законодатель не предусматривает такой формы, более того, указанные признаки флешмоба не характерны публичным манифестациям и не свойственны какой-либо из форм общественных объединений, предусмотренных законодательством.

Тем не менее такие акции проводятся, и сотрудники силовых структур должны четко знать алгоритм своих действий и возможности правомерного ограничения прав человека и гражданина. Если при проведении указанных акций нарушается общественный порядок, пропагандируется экстремизм, блокируются транспортные коммуникации, звучат призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению правопорядка, то тогда акция должна быть прекращена сотрудниками полиции, а участники задержаны и привлечены к ответственности.

Список литературы

1. 2.

3.

4.

Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // СПС Гарант. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // СПС Гарант.

Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Пре-

Другой вопрос: если участники акций не нарушают правопорядок, то какие основания у сотрудников полиции к пресечению их действий? Поэтому законодательно следует предусмотреть порядок и организацию их проведения, определив конкретный перечень прав и обязанностей как участников, организаторов, так и представителей органов власти и правоохранительных структур.

Законодательная проработка данных вопросов является лишь первым шагом. Важно качественное проведение государством соответствующих организационно-правовых мероприятий, направленных на эффективную реализацию прав и свобод человека, включая в их реализацию различные институты гражданского общества (правозащитные организации, общественные советы, другие общественные формирования).

Следовательно, обеспечение законности и защита конституционных прав и свобод личности, включая права на манифестации, являются ключевыми задачами и важнейшими принципами деятельности правоохранительных структур, в первую очередь полиции, и законодательное регулирование таких приоритетов и принципов деятельности полиции является только первым шагом.

В последующем надлежит качественно повысить уровень профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел в целях совершенствования правоприменительной деятельности, регулярно проводить кадровую ротацию. Для реализации обозначенных задач потребуется мобилизовать усилия не только руководящего и кадрового состава органов внутренних дел, но и каждого правоохранителя, который должен соответствовать высоким требованиям.

зидента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 // СПС Гарант.

6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области // Областная газета. 2012. 17 марта.

7. Князева И.И. К вопросу о понятии и сущности флешмоба как одной из форм проведения публичных мероприятий // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 8.

8. Храмова Т.М. Право на контрдемонстрации: угроза или индикатор уровня демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7.

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

49

E-mail: abezrukov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.