Научная статья на тему 'К вопросу о специфике читательского отклика'

К вопросу о специфике читательского отклика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о специфике читательского отклика»

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОТКЛИКА

Т. Г. Стул

В последние 15-20 лет в методике обучения чтению произошли существенные изменения, связанные с появлением новых моделей и переосмыслением различных подходов и тенденций в данной области. Одной из наиболее влиятельной на сегодня в обучении чтению теорий является теория взаимодействия с версией читателя / теория версии читателя («readcr-response theory»), уверенно вытесняющая теорию взаимодействия с версией автора / теорию отклика читателя на версию автора («personal-response theory»).

Следует выделить 8 областей, в которых можно проследить специфику теории версии читателя:

1. Роль читателя. Основополагающим в рассматриваемой теории является положение о творческой роли читателя в процессе понимания текста. Принципиально важно соотношение ролей текста и читателя. Сторонники теории версии читателя считают, что роль читателя в процессе интерпретации по меньшей мере равна роли текста.

2. Роль текста и автора текста. Различие в понимании этого вопроса и дало название двум теориям. Теория читателя подразумевает отклик на «текст читателя» - чтобы понять текст, мы должны ответить на вопросы, задаваемые им, и, таким образом, составить свой текст-истолкование. Ученик не столько декодирует текст автора, сколько создает свой на основе авторского как результат диалогов с ним.

3. Порождение высказывания. В теории версии читателя порождение высказывания является не самоцелью, а средством достижения цели, а именно - интерпретации текста через диалог автора и читателя.

4. Система заданий. В теории версии читателя акцент делается не на количество, а на качество упражнений. Каждое представлено в рамках адекватно разработанной серии упражнений, логически следующих одно из другого.

5. Роль учителя. Учитель не «объясняет» текст, а помогает ученику найти свой путь к тексту.

6. Процесс чтения. В теории версии читателя чтение понимается как активная, творческая деятельность. Постижение смысла является результатом взаимодействия позиций автора и читателя, диалога в процессе чтения.

7. Подход к тексту. В теории версии читателя текст рассматривается как процесс, как динамичное явление.

8. Сущность отклика. В теории версии читателя фокус внимания перемещается именно на отклик читателя, который не может быть расценен как верный или неверный ответ на вопрос.

Таким образом, если в теории отклика на версию автора главным является отклик на авторские идеи, то в теории версии читателя акцентируется творческое прочтение текста.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

И.Р. Максимова

Количественные и качественные исследования являются видами поисковой деятельности, которая может быть организована в период педагогической практики студентов. Целью такого опыта является развитие у будущих учителей иностранных языков критического мышления и накопления опыта коммуникативно-ориентированного обучения на рефлективной основе.

Количественные исследования используют «количественные данные», то есть результаты анкетирования, хронометража, тестирования и других приемов, позволяющих получить результаты, выражаемые в числах. Эти результаты могут быть показаны в таблицах, графиках, диаграммах и подвергнуты дальнейшей статистической обработке.

Качественные исследования позволяют получить «описательные данные», полученные в результате наблюдений, изучения протоколов, дневников, документов и т. д. Качественные данные позволяют описать педагогическую реальность в виде примеров, конкретных ситуаций, деталей и подробностей.

Граница между количественными и качественными исследованиями является условной. Количественные данные нередко используются для описания педагогической ситуации, а описательные данные, полученные в результате качественного исследования, могут быть представлены количественно. Например, в результате анализа педагогического дневника самонаблюдений учиге-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.