ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
10. Директива Совета от 15 октября 1968 г. об отмене ограничений на передвижение и проживание работников из государств-членов и их семей (68/360/ ЕЭС). Перевод А.О. Четверикова.
11. Директива Совета 76/207/ЕЭС от 9 февраля 1976 г. об имплементации принципа равенства мужчин и женщин в вопросах трудоустройства, профессионального образования, продвижения по службе и условиях труда. Перевод П.А. Калиниченко.
References
1. Lukashuk I.I. Law of International otvetstvennosti. M .: Wolters Kluwer, 2004. P. 10/
2. Graefrath B. Op. cit. P. 127
3. Chetverikov A.O. "Guarantees of legality in the European integration: the responsibility of Member States in violation of the law and the individual requirements of the European Union", 2000 // URL: http://eulaw.edu.ru/ documents/articles/law_garant.htm
4. Vertlib F.O. State responsibility for failure of the international economic obligations: Monograph. M., 2010. P. 29.
5. European Union Law: Textbook for universities / ed. S.Yu. Kashkin. M .: Lawyer, 2004, P. 122.
6. Treaty establishing the European Community (Rome, 25 March 1957.) (As amended by the Treaty of Nice 16 April 2003). Translation A.O. Chetverikov.
7. Treaty on the Functioning of the European Union (Rome, 25 March 1957) (as amended by the Treaty of Lisbon 2007). The consolidated text; Safeguards system.
8. Council Regulation of 7 May 1990 on the establishment of the European Environment Agency and the European network of information and monitoring of the environment (1210/90/ EEC). Translation P.A. Kalinichenko.
9. Basic anti-dumping regulations of the European Union with comments. P.A. Kalinichenko.
10. Council Directive of 15 October 1968 on the abolition of restrictions on movement and residence of workers of Member States and their families (68/360/ EEC). Translation A.O. Chetverikov.
11. Council Directive 76/207 / EEC of 9 February 1976 on the implementation of the principle of equality of men and women in employment, vocational training, promotion and working conditions. Translation P.A. Kalinichenko.
УДК 343.3 ББК 67.308
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА ВАЙЛЕ,
ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДЬЯЧЕНКО, старший оперуполномоченный по особо важным делам Отдела правового сопровождения оперативно-розыскной и служебной деятельности подразделений собственной безопасности Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России, подполковник полиции, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проводится анализ развития ситуации по линии противодействия угрозе экстремизма в нашей стране;рассматриваются отдельные причины, обусловившие эволюционирование экстремизма в России, и тенденции его развития; анализируется современная ситуация и формулируются предложения, направленные на борьбу с рассматриваемым негативным явлением социальной действительности.
Ключевые слова: экстремизм, организованная преступность, органы внутренних дел, экстремистские объединения, противодействие, дискредитация.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. Carried out the analysis of development of a situation through counteraction to threat of extremism in our country, considered the separate reasons which caused an extremism evolution in Russia and a tendency of its development, analyzed a modern situation and formulate the offers directed on fight against the considered negative phenomenon of social reality.
Keywords: extremism, organized crime, law-enforcement bodies, extremist associations, counteraction, discredit.
Экстремизм представляет собой одну из основных угроз национальной безопасности страны и вызывает обоснованное беспокойство общества; проявления экстремизма негативно влияют на социально-экономические процессы в обществе. Противодействие экстремизму - важный элемент в жизнеустройстве государства.
В современном мире экстремизм используется как инструмент геополитики и передела сфер влияния, является серьезной угрозой национальной безопасности любого государства1.
В России на государственном уровне имеет место понимание истинной природы и сущности экстремизма. Однако, это понимание не находит, на наш взгляд, адекватного отражения в законодательстве, в частности Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, Федеральном законе от 25 июля 2002 г. №2 114-ФЗ «О противодействии экстремизму» и др. Существующие нормы, в том числе предусматривающие ответственность за совершение
преступлений экстремистской направленности, а также определяющие понятие и сущность экстремизма как криминального деяния, содержат разночтения, наполнены оценочными критериями, что приводит в большинстве случаев к двойственному их пониманию.
Имеющее место несовершенство нормативной базы обусловливает серьезные проблемы в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений экстремистской направленности, порождает преце-дентность, в частности, при вынесении судебных решений по делам о таких преступлениях, что в конечном итоге способствует росту преступлений экстремистской направленности на территории Российской Федерации. Так, только в истекшем году в Российской Федерации зарегистрировано 1034 преступления экстремистской направленности, что почти на 15% больше, чем в 2013 г. Более подробно динамику преступлений экстремистской направленности см. на рис. 1.
1000
2009 2010 2011 2012 2013 9 месяцев
2014
Рис. 1. Преступления экстремистской направленности
На сегодняшний момент практически во всех субъектах Российской Федерации проявился полный спектр экстремистских угроз, при этом каждое шестое экстремистское преступление - организованное2.
По данным ГУПЭ МВД России в большинстве субъектов Российской Федерации активно действуют экстремистские объединения разной степени сплоченности: организованные преступные группы, экстремистские сообщества, международные экстремистские организации. Всего в настоящее время насчитывается порядка 25 организаций националистического толка, около 90 исламистских ячеек и групп, порядка десяти крупных религиозных сект, имеющих
финансовую поддержку из-за рубежа, а в целом более 500 различных псевдорелигиозных объединений, в том числе тоталитарных. Наблюдается активное проникновение ряда экстремистских объединений на территорию Республики Крым.
На этом фоне такие преступления, как организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), согласно статистическим данным, ежегодно выявляются в единичных случаях по сравнению с общим числом выявленных и зарегистрированных преступлений экстремистской направ-ленности3.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
' Зарегистрированно преступлений по ст. 282.1 УК РФ в отчетном периоде
Зарегистрированно преступлений по ст. 282.2 УК РФ в отчетном периоде
Зарегистрированно преступлений экстремистской напрвленности в отчетном периоде
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Рис. 2. Количество преступлений экстримистской направленности
Удручающе выглядит и статистика ежегодно если учитывать, что каждое организованное пре-выявляемых лиц, совершивших указанные пре- ступление подразумевает участие как минимум ступления, в сравнении с общим числом, особенно двух лиц.
70 60 50
10 0
' Зарегистрированно преступлений по ст. 282.1 УК РФ в отчетном периоде
' Выявлено лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 282.1 УК РФ
Зарегистрированно преступлений по ст. 282.2 УК РФ в отчетном периоде
Выявлено лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 282.2 УК РФ
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Рис. 3. Показатели зарегитрированных преступлений экстримистской направленности и лиц их совершивших
А между тем экстремизм в нашей стране стремительно эволюционировал. Претерпев существенные качественные и количественные изменения, он трансформировался в более опасную форму - форму организованной преступности.
В числе тенденций экстремизма, существенно повышающих уровень его общественной опасности и потому наиболее важных для учета в рамках организации и тактики противодействия ему на современном этапе, выступает взаимосвязь (сращива-
ние) объединений экстремистской направленности с общеуголовной преступной средой, в частности, организованной (бандами, организованными преступными группами, преступными сообществами и их лидерами).
Посредством изучения материалов оперативно-разыскной деятельности, приговоров суда по делам о преступлениях экстремистской направленности4, а также путем опроса оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении и раскрытии ука-
0
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
занных преступлений5, нами были определены основные формы такой взаимосвязи, а именно:
• преступные радикальные группировки, совершающие противоправные деяния экстремистской направленности, выступают кадровой базой будущих организованных преступных объединений, в частности банд (на современном этапе массово развивается и обратный процесс, например, участники банд становятся членами экстремистских объединений);
• организованное преступное объединение, в частности банду, образует костяк или простая совокупность участников экстремистского объединения;
• организованные преступные объединения общеуголовной направленности выступают в качестве наемников экстремистских объединений (сообществ, организаций);
• экстремистское объединение изменяет базовое направление своей деятельности и на постоянной основе совершает корыстно-насильственные преступле-ния6 (бандитские нападения на граждан и организации как в целях самофинансирования, так и без указанной цели7);
• преступное объединение, позиционирующее себя как экстремистское, прикрываясь идеологией, совершает бандитские нападения;
• организованные преступные объединения (группы и сообщества) берут на вооружение экстремистские «методы» в целях совершенствования организации своей противоправной деятельности, а также в целях противодействия раскрытию совершенных ими преступлений;
• экстремистские объединения перенимают криминальный опыт у организованных преступных групп и сообществ общеуголовной направленности;
• субъекты общеуголовной криминальной среды, в частности, участники банд и иных преступных объединений, и экстремистские объединения «сотрудничают» на «договорной основе» и взаимовыгодных условиях, не объединяясь организационно;
• экстремистские объединения участвуют совместно с организованными преступными группами и преступными сообществами общеуголовной направленности в различных видах транснационального преступного промысла. Так, ряд экстремистских объединений, в частности, это характерно для Кавказского и Среднеазиатского приграничных районов России, взаимодействуя с организованными преступными группами общеуголовной направленности (какроссийскими, так и зарубежными), становятся соучастниками таких видов транснационального преступного промысла, как нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, вымогательство, незаконный вывоз из России сырья, энергоносителей, цветных металлов и других природных ресурсов, незаконный оборот оружия и наркотиков;
• субъекты общеуголовной криминальной среды, преступные группы и сообщества (в частности участники банд и иных преступных объединений) и экстре-
мистские формирования объединяются в единое преступное объединение под единым руководством.
Стремительное развитие тенденции взаимосвязи (сращивания) объединений экстремистской направленности с общеуголовной преступной средой свидетельствует о возникновении в ближайшем будущем мощного преступного конгломерата, что еще более повысит уровень общественной опасности экстремизма и затруднит противодействие ему.
Еще одной крайне опасной тенденцией современности выступает активное противодействие организованной преступности правоохранительной деятельности государства. Противодействие разоблачению преступной деятельности выступает важным элементом системы признаков, характеризующих организованную преступность, о приоритетном значении которого заявили 89% опрошенных сотрудников оперативных подразделений ОВД.
Формы этого противодействия весьма разнообразны. Оно может выражаться как в широком спектре оборонительных форм, направленных на сокрытие преступной деятельности и придание ей псевдозаконного характера (63%), так и в активных наступательных формах, начиная от попыток компрометирования, психологического давления на сотрудников, в том числе через их родственников и близких им лиц, повреждения и уничтожения имущества и вплоть до причинения вреда здоровью и жизни сотрудников полиции и их близких (27%).
Среди устоявшихся в науке ОРД позиций ученых, среди которых В.П. Кувалдин, В.М. Антонов, Ю.С. Астахов, следует отметить характеристику противодействия как «сложного способа разнообразных приемов уловок и хитростей преступников, препятствующих эффективному предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию, и судебному рассмотрению совершенных ими преступлений и способствующих максимальному смягчению наказания» 8.
Исследователями, среди которых Головин А.Ю., Эрекаев А.Я. и др., противодействие рассматривается как некая система принимаемых мер, в которой условно выделяются два уровня: стратегический - создание помех работе правоохранительных органов и тактический - противодействие раскрытию и расследованию конкретного преступления, выраженное в деятельности по реализации стратегического противодействия в целях частного характера 9.
С учетом приведенных теоретических положений, существующей практики, а также нынешнего состояния уголовного и уголовно-процессуального законодательства, противодействие следует определять как умышленную деятельность лиц, преступивших закон, их соучастников, иных заинтересованных лиц, препятствующую раскрытию и расследованию конкретного преступления с целью продолжения осуществления противоправной деятельности, а также полного или частичного уклонения виновных лиц от ответственности за содеянное.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В данном определении под полным уклонением от уголовной ответственности подразумевается противодействие, направленное на то, чтобы преступление либо вообще не было выявлено, либо возбужденное уголовное дело было прекращено, т.е. оставление его в состоянии латентности. Частичное уклонение от уголовной ответственности включает в себя, например, переквалификацию деяния на менее тяжкое, предполагающее назначение более мягкого наказания.
Как правило, каждое преступное объединение вырабатывает и использует свой определенный комплекс мер по противодействию, который, обладая поисковыми и идентификационными признаками, может служить его своеобразной «визитной карточкой».
Применительно к экстремизму нами выделены следующие основные элементы первого блока (деятельность по противодействию раскрытию преступления).
1. Маскировка преступной деятельности, подразумевающая сокрытие целей, но не ее результат.
2. Укрепление самозащищенности преступного объединения, включающее в себя меры защиты от проникновения и меры защиты от разоблачения.
3. Сокрытие следов преступления10.
Второй блок (деятельность по противодействию расследованию преступления) может содержать как активные действия, так и акты бездействия, направленные на то, чтобы избежать уголовной ответственности и наказания.
1. Подкуп должностных лиц, могущих повлиять на ход расследования.
2. Отказ от сотрудничества с органами предварительного расследования.
3. Давление, запугивание или ликвидация лиц из числа участников уголовного процесса, в частности свидетелей, потерпевших и соучастников, дающих правдивые, изобличающие показания, оперативных сотрудников, работников прокуратуры, следователей и судей, рассматривающих уголовные дела об экстремистах.
Наравне с традиционными, устоявшимися и известными видами мер противодействия в целях самозащиты и одновременно для создания благоприятной среды и распространения радикальных идей, экстремистские объединения активно используют механизм делегитимизации власти в целом и, в частности, дискредитации органов внутренних дел путем распространения ложной порочащей информации в отношении сотрудников конкретных подразделений11.
Дискредитация сотрудников ОВД как способ противодействия преступных формирований и отдельных лиц, преступивших закон, деятельности правоохранительных органов по выявлению и привлечению их к уголовной ответственности представляет собой публичное распространение в отношении сотрудников ОВД ложных порочащих сведений, а также совершение иных действий, направленных на подрыв доверия и умаление их авторитета как представителей власти в глазах третьих лиц.
Об эффективности дискредитации как способа противодействия преступной среды свидетельствуют данные анкетного опроса: в 11,6% случаев дискредитация способствовала уходу преступников от ответственности, и в равном количестве случаев - привлечению к менее строгой ответственности. Для трети опрошенных сотрудников (37,2%) оказываемое противодействие существенно осложнило работу по привлечению лица к ответственности.
В силу этого организованные преступные формирования активно используют механизм делегитими-зации власти в целом и, в частности, дискредитации правоохранительных органов через сотрудников конкретных подразделений; на участие ОПГ в качестве инициаторов дискредитации указали 36,5% респондентов12.
В сложившейся ситуации для организации адекватного ответа со стороны правоохранительной системы надвигающейся угрозе видится обоснованным и необходимым:
1) совершенствование законодательной базы. В первую очередь речь идет о нормах Уголовного закона, предусматривающих формы соучастия и ответственность за совершение преступлений экстремисткой направленности13, Уголовно-процессуального закона в части, касающейся расширения предмета доказывания по так называемым организованным преступлениям, Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в части определения понятия экстремистская деятельность (экстремизм) и основных направлений противодействия ей;
2) совершенствование ведомственной нормативной базы, непосредственно регламентирующей оперативно-разыскную деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в сфере противодействия организованным формам преступности;
3) разработка концепции противодействия экстремизму как форме организованной преступности, а также соответствующих методик, отражающих специфику указанного противодействия на современном этапе;
4) рассмотрение вопроса о воссоздании в системе МВД подразделения, координирующего противодействие организованной преступности.
5) рассмотрение вопроса противодействия дискредитации сотрудников ОВД в числе важнейших аспектов противодействия преступности, особенно в организованных ее формах, и, в частности, экстремистским преступным объединениям.
1 Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 20 ноября 2014 г. на заседании Совета Безопасности по рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. URL: www.kremlin.ru/newus/ 470454 (дата обращения 21 января 2015 г.).
2 Официальный сайт международного общества «Мемориал». «Юрий Чайка предложил серьезно ужесточить уголовную ответственность за разжигание межнациональной и межрели-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
гиозной вражды». 28 апреля 2011 г. URL: www.memo.ru (дата обращения: 11 декабря 2014 г.).
3 По данным ГИАЦ МВД России. Сводный отчет по России о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью. Ф. 282. Сведения за период с 2011 по 2013 г.
4 Были изучены материалы судебно-следственной практики (в частности выборочно проанализировано (за период с 2009 по 2013 гг.): 350 уголовных дел и приговоров суда, 210 обвинительных заключений) и оперативно-разыскной деятельности (365 дел оперативного учета по рассматриваемой проблеме, спецсообщения, информационно-аналитические материалы, справки).
5 С использованием разработанного авторского инструментария в ходе проведения исследования в несколько этапов в 2009-2011 и 2012 гг. были проведены опросы оперативных сотрудников подразделений по противодействию экстремизму, в которых участвовали свыше 350 сотрудников из Владимирской, Кемеровской, Кировской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Ульяновской, Челябинской областей, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Алтайского, Забайкальского, Красноярского и Краснодарского края, Республик Адыгея, Бурятия, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Татарстан, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Чувашской и Чеченской Республик.
6 Характерно большей частью для экстремистских сообществ.
7 В результате исследования установлено, что на современном этапе бандитизм нередко выступает в качестве базовой преступной деятельности экстремистских объединений, преступной деятельности, осуществляемой в целях финансирования таких объединений, побочной преступной деятельности членов указанных объединений, совершаемой в целях сплочения коллектива или его тренировок. Указанное свидетельствует о том,
что экстремистские объединения все чаще используют насильственные методы для реализации экстремистских технологий.
8 Антонов В.М., Астахов Ю.С., Кувалдин В.П. Противодействие преступных структур органам внутренних дел и меры по их нейтрализации. Лекция. М., 1994 г. С. 12.
9 Подробнее см.: ГоловинА.Ю., РожковВ.Д., ТишутинаИ.В. Эрекаев А.Я. Расследование вооруженных разбоев и бандитизма. Изд. «Юрлитинформ», М. 2004 г. С. 80.
10 В целом деятельность по сокрытию следов преступления является обязательным элементом механизма его совершения и осуществляется путем воздействия субъекта преступления на криминалистически значимую информацию или ее источник с целью её уничтожения, изменения, сокрытия и т.д. При этом рассмотренная деятельность обладает поисковыми и идентификационными признаками, и имеет место на этапах подготовки преступления, его непосредственного совершения, сокрытия его следов.
11 При этом использование преступником дискредитации как способа уклонения от ответственности за совершенное им преступление не исключает привлечения его к ответственности непосредственно за распространение несоответствующих действительности (ложных) порочащих сведений.
12 В ходе анкетирования, проведенного в 2014 г., были опрошены руководители и оперативный состав территориальных подразделений собственной безопасности ОВД, ГУУР МВД России и ГУЭБиПК МВД России (всего 172 человека).
13 К которым, согласно Примечанию 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ, не относится по формальным признакам ст. 282 УК РФ, отнесенная, тем не менее, к последним без дополнительных условий Указанием генеральной прокуратуры Российской Федерации № 387-11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (в ред. от 24 апреля 2014 г.).
Арбитражный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриаш-вили. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 535 с.
В пособии раскрыты институты арбитражного процессуального права, многоаспектно представлены такие важные вопросы арбитражного права, как иск и право на иск, производство по делам апелляционной и кассационной инстанций, обеспечительные меры, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, производство по делам с участием иностранных лиц и т.д.
Законодательство Российской Федерации в данной области права представлено по состоянию на 1 января 2015 г. В частности, указан порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам, по защите прав и законных интересов группы лиц, дел о банкротстве, а также новой категории дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.
Пед ¿ЛДОЩНЙН проф. Л.В. Тумалсюл проф. Н Д Эоиаидаллн
т.