Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании образовательно-воспитательной системы юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных играх'

К вопросу о совершенствовании образовательно-воспитательной системы юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных играх Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании образовательно-воспитательной системы юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных играх»

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Ю.М. Макаров

ПРОБЛЕМА

Одной из центральных проблем спортивной тренировки является установление преемственности связей отдельных этапов подготовки в общей структуре становления мастеров высокого класса. Можно выделить две наиболее важные причины, характеризующие основную составляющую этой проблемы.

Первая причина имеет практический смысл. Современное развитие спортивных игр требует от спортсменов достаточно высокий уровень общекультурной и профессиональной подготовки. Это, в свою очередь, предполагает развитие у них разносторонних способностей, в частности, интеллектуальных. Вместе с тем, сложившиеся подходы в обучении детей на начальном этапе тренировки не решают с должной эффективностью некоторые важные аспекты, связанные с подготовкой высококвалифицированных игроков.

Вторая причина имеет научно-теоретический смысл, суть которого сводится к созданию такой образовательно-воспитательной системы, которая будет оказывать положительное влияние, как на развитие специальных двигательных способностей детей, так и на совершенствование их мыслительных процессов, морально-волевых качеств.

Педагогическая практика видит свою главную задачу в скорейшем овладении основными техническими приемами, введением детей в узкие рамки схематических представлений об игре с тем, чтобы в ближайшее время получить необходимый первый результат. Вследствие чего налицо существенные изъяны в тактико-технической оснащенности юных спортсменов и главное в их неспособности к неординарному мышлению.

Известно, что воспитание и обучение достигает каких-либо высоких целей только при умелом направлении индивидуальной деятельности начинающих спортсменов, и тогда педагогический процесс как деятельность тренера-воспитателя формирует развивающуюся личность юного спортсмена в меру того, как педагог руководит его деятельностью, а не подменяет ее. Отсюда проблема обучения детей на начальном этапе подготовки тесно связаны логико-психологическим обоснованием структуры тренировки. Содержание таких занятий существенным образом определяет тип сознания и мышления, формирующихся у юных спортсменов при усвоении ими двигательных умений и навыков, которые необходимы в спортивных играх. Поэтому вопросы построения учебно-тренировочного процесса на данном этапе подготовки имеют не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение с точки зрения особенностей становления мастеров высокого класса.

На наш взгляд, современное представление о содержании занятий должно проектировать формирование у детей более высокого уровня сознания и мышления, чем тот, на который ориентируются тренеры-практики в ДЮСШ.

Недооценку психологической составляющей в учебном процессе с юными спортсменами групп начальной подготовки СДЮШОР и ДЮСШ (в программе отсутствует даже раздел психологической подготовки) предполо-

жительно можно объяснить тем, что у многих специалистов понятие «психологическая подготовка» ассоциируется лишь с подготовкой к соревнованиям, а проведение официальных соревнований в этом возрасте не предусмотрено.

Когда речь идет о юных спортсменах, этот вопрос приобретает особое значение. Его можно представить в виде дилеммы: считать ли психическое развитие детей лишь попутным результатом учебного процесса в ДЮСШ, или целенаправленно способствовать этому развитию, предполагая, что оно позитивно скажется на успешности учебного процесса. Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования было обратить внимание детских тренеров на необходимость формирования психического компонента, как одного из главных составляющих подготовленности юных игровиков на начальном этапе подготовки; внесение корректировок в программу ДЮСШ для групп начальной подготовки футболистов, связанных с включением в учебнотренировочный процесс раздела психологической подготовки.

Представленный материал является результатом теоретического анализа современной литературы и собственного многолетнего мониторинга уровня проявления физических качеств, специальной подготовленности и психофизиологических особенностей юных футболистов. Возрастной интервал 9-10 лет представляется наиболее благоприятным периодом начала формирования психофизиологической составляющей подготовленности юных игровиков.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В современной литературе еще не все вопросы обучения и совершенствования тактико-технической подготовки спортсменов - игровиков получили должное теоретическое и практическое обоснование. В частности, это касается методики начального обучения, когда выбор методов и средств обучения не учитывает органического единства между моторным и психическим компонентами игрового действия.

Отсюда следует, что на каждом отдельном этапе многолетней тренировки перед тактико-технической подготовкой ставятся конкретные задачи, отвечающие требованиям возраста, подготовленности и квалификации занимающихся. В исследованиях Ю.М. Макарова (1993) отмечается, что основными задачами тактико-технической подготовки юных игровиков 9-10 лет являются:

1. Создание теоретических представлений об игровой деятельности. 2. Формирование у занимающихся ориентировочной деятельности в игровых условиях (ориентировка во внешних условиях - начальный этап разучивания разнообразных игровых двигательных приемов). 3.Воспитание специальных качеств мышления и развития творческих способностей.

Эффективность решения тактико-технических задач в первую очередь определяется теоретическими знаниями, которые представляют собой наиболее важную предпосылку успешного обучения игровым приемам. От уровня владения ими зависит не только мотивация занимающихся, создающая устойчивое стремление овладеть содержанием игры, но и эффективность игровых действий. Воспитание интеллектуальных способностей, необходимых в игре, а также приобретение знаний, позволяющих понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознаннее относится к знаниям, выполнению заданий тренера, в большей степени проявлять самостоятельность и творчество на тренировках и в соревнованиях. С каждым годом уровень требований к

интеллекту спортсменов возрастает. В спортивных играх это выражается в культуре обращения с мячом, быстроте исполнения тактико-технических действий, степени концентрации внимания, восприятии и переработки информации, творческой реализации запланированных тактических комбинаций и т.д. Поэтому глубокую теоретическую подготовку, направленную на развитие интеллекта, надо рассматривать как одну из важных составных частей подготовки спортсмена. В настоящее время в ДЮСШ занятия по теоретической подготовке фактически не проводятся. Анализ работы детских тренеров свидетельствует о том, что в их планах подготовки практически отсутствует теоретический раздел, а если таковой и имеется, то он носит в основном формальный характер.

На этапе начальной подготовки учебный год не делится на периоды, тренерам целесообразно иметь рабочие (месячные) планы по теоретической подготовке. Она должна проводиться в форме теоретических занятий, а непосредственно в спортивной тренировке теоретическая подготовка увязывается с игровыми приемами, изучаемыми в ходе занятия. Теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база для овладения игровыми навыками. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения ни со стороны тренера ни со стороны юного спортсмена. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать теоретические знания на практике.

При обучении детей на начальном этапе подготовки одной из задач является создание ориентировочной основы. Достигается это путем введения юных спортсменов в условия, которые требуют от них осознанных действий, базирующихся на знаниях о предмете действия. Такая система воздействия расширяет детское восприятие игровых ситуаций и, тем самым, позволяет им отобразить в сознании, а затем простейшим образом классифицировать игровые события и моменты. Однако, было бы неправильно полагать, что принятие оптимальных решений обуславливается только качеством ориентировки. Высокая эффективность игровых приемов может быть достигнута в единстве ориентировки и степенью освоенности специальных знаний. Эти знания юные игровики должны черпать из множества ситуаций, которые должны быть предложены им в учебно-тренировочном процессе и обоснованы с точки зрения их целесообразности и необходимости.

Усвоение специальных знаний лучше всего происходит в самом тренировочном процессе, когда юному спортсмену предлагается объяснить то или иное двигательное действие после его выполнения. Почему он выполнил игровой прием так или был возможен какой-то другой вариант. Постановка такого вопроса в занятии с детьми 9-10 лет позволяет осуществлять последовательный переход от двигательных действий к речевым и обратно. В результате такого подхода наряду с совершенствованием спортивно-игровой деятельности осуществляется формирование умственных действий. Стремление к достижению взаимосвязи психической и предметной деятельности детей есть ничто иное, как начальный этап формирования ориентировочной основы, являющейся фундаментом для выбора способа действия, который, в свою очередь, должен быть первичным по отношению к игровому приему. Не заложив основы ориентировочной деятельности во внешних условиях на этапе начальной под-

готовки, не следует переходить к обучению избранной игре. Спортивная игра требует самостоятельности в выборе решений, и, следовательно, не может осуществляться без должной ориентировочной основы, недостаточное развитие которой отрицательно сказывается на овладении самой игрой.

Наиболее конкретно и в достаточной степени полно данная концепция представлена в исследовании проведенном А.И.Осипенко (2006). Автор четко обозначил суть корректировок учебно-тренировочного процесса с юными футболистами 9-10 лет. Сформулировал как необходимость включения в программу ДЮСШ раздела психологической подготовки, предусматривающего тренинг креативности, в виде специальных интеллектуальных (эвристических) и подвижных игр, приобретение опыта участия в играх по мини-футболу с детьми старшего возраста, а также обучение детей приемам рефлексивного анализа результатов своей учебной деятельности.

В данном случае речь идет о специальных действиях, способствующих в первую очередь формированию психических функций детей, определяющих успешность овладения программным материалом по футболу.

В соответствии с этим было перераспределено предусмотренное программой время на разные виды подготовки юных футболистов. Эти данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Экспериментальное перераспределение времени по видам подготов-

ки относительно требований действующей программы (52 недели)

Разделы Требования к распределению учебного времени

программные экспериментальные

Всего занятий 204 204

Всего часов 408 408

Физ. подготовка 120 (30%) 100 (25%)

Техн. подготовка 180 (45%) 160 (40%)

Такт. подготовка 72 (17%) 60 (15%)

Псих. подготовка - 44 (10%)

Теор. подготовка 12 (3%) 10 (2,5%)

Учебные игры - 10 (2,5%)

Контр. нормативы 24 (5%) 24 (5%)

Время на раздел психологической подготовки (44 часа) и примыкающий к нему раздел учебных игр (10 часов) было выделено за счет перераспределение времени, отводимого на другие виды подготовки.

В целом новизна подхода заключалась в попытке выявления совместного эффекта действия трех разных факторов (тренинга креативности, игры с детьми старшей возрастной группы и рефлексивного анализа результатов учебного процесса), объединенных в систему в рамках экспериментальной методики.

Проведя исследование автор экспериментальным путем доказал:

1.Уменьшение времени отводимого на физическую, техническую и тактическую подготовку не оказывает негативного влияния на показатели функциональной готовности юных спортсменов. Экспериментальная методика позитивно сказывается на показателях скоростной техники юных футболистов.

2. Формирование творческого потенциала юных футболистов 9-10 лет предполагает включение в учебно-тренировочный процесс специального раз-

дела психологической подготовки, предусматривающего тренинг креативности, в виде специальных интеллектуальных (эвристических) и подвижных игр, приобретение опыта участия в играх по мини-футболу с детьми старшего возраста, а также обучение детей приемам рефлексивного анализа результатов своей учебной деятельности. Эффект совместного действия этих показателей нацелен на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса при подготовке юных футболистов в детских спортивных школах.

Эти рекомендации предполагают перераспределение времени по видам подготовки в действующей поурочной программе для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ. Время на дополнительные виды подготовки (психологическая - 10%, учебные игры - 2,5%) выделяется за счет пропорционального уменьшения времени на другие виды подготовки (физическая - с 30% до 25%; техническая - с 45% до 40%; тактическая - с 17% до 15%; теоретическая - с 3% до 2,5%). Время на прием контрольных нормативов остается неизменным

(5%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного исследования можно сделать некоторые обобщения, имеющие теоретическое и практическое значение и позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс юных игровиков на этапе начальной подготовки. Сложившийся к настоящему времени подход к методике обучения юных игровиков из преимущественного отношения прежде всего к системе движений - технике, что позволяет занимающимся как можно быстрее принять участие в игре. При этом сознательный выбор способа действия остается на втором плане, и дети, как правило, учатся этому самостоятельно непосредственно в процессе игры. Это обстоятельство значительно усложняет формирование интеллектуальных способностей, влечет за собой множество ошибок и значительно ограничивает индивидуальные возможности детей. Эти недостатки становятся более заметными на этапе спортивного совершенствования, когда скоростной, сложно-комбинационный характер поединка требует высокого уровня ориентировки, быстроты и правильности принимаемого спортсменом решения. Обучение на начальном этапе подготовки не учитывает особенностей спортивного поединка и уже заранее обрекает юных спортсменов на неспособность оптимального решения сложных ситуаций, т.к. предусматривают раздельное обучение технике и тактике. Тем самым противоестественно разрывается моторный и психический компоненты. Отсюда, зачастую, технические приемы выполняются правильно, а их результативность остается низкой. При таком подходе к обучению даже у спортсменов высокого класса прослеживается прямолинейность в выборе способов действия, обусловленных их неспособностью к самостоятельности решения тактических задач. В вину традиционным подходам к обучению следует поставить игнорирование всех закономерностей игровой деятельности, не учитывающих неразрывное единство психики и моторики. Чтобы преодолеть возникшее несоответствие необходим иной подход, ориентированный, в первую очередь, на развитие специальных качеств мышления и творческих способностей.

Нами на этапе начальной подготовки юных игровиков 9-10 лет предлагается такой методологический подход, который теоретически обоснован и экспериментально апробирован и основу которого составили: концепция «зо-

ны ближайшего развития» при обучении ребенка Л.С. Выготского (2005), оригинальная научно-педагогическая концепция эвристического обучения А.В. Хуторского (2003), концепция построения этапа предварительной подготовки в спортивных играх Ю.М. Макарова (1993), в которой акцентируется необходимость специального формирования психического компонента в структуре подготовленности занимающихся.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования дают основание сделать заключение о перспективности направленного педагогического воздействия на формирование в органичном единстве моторного и психического компонентов, специальных качеств мышления и развития творческих способностей юных игровиков на начальном этапе подготовки.

2. На основе проведенного исследования выявлена необходимость внесения корректировок в действующую поурочную программу ДЮСШ и СДЮШОР по перераспределению времени по видам подготовки и включении в нее отдельного раздела психологической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -М. : Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2005. - 512 с.

2. Макаров, Ю.М. Этап предварительной подготовки в спортивных играх / Ю.М. Макаров ; ФОК «Спортивные игры», ВГИФК. - Великие Луки : [б.и.], 1993. - 120с.

3. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Осипенко ; Смоленская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Смоленск, 2006. - 137 с.

4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ

С.Л. Мамонтов, Г.Е. Журавский

Целью профессионального отбора является определение пригодности человека к работе по избранной специальности путем выявления лиц, которые по своим индивидуальным качествам соответствуют требованиям конкретной профессии. Для достижения этой цели предусматривается оценка специальных данных, уровня общеобразовательной подготовки, состояния здоровья кандидатов и их способностей к конкретной профессии.

В настоящее время интенсивно разрабатываются организационные и методические основы профессионального отбора. Совершенствуются общеобразовательный и социальный его виды, отбор по медицинским показателям; начинает все шире использоваться психофизиологический отбор. В условиях быстрого научно-технического прогресса резко возросли требования к психофизиологическим показателям различных специалистов, как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных Силах. Поэтому дальнейшее развитие профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.