Научная статья на тему 'Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет'

Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2195
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ГАНДБОЛ / НАЧИНАЮЩИЕ СПОРТСМЕНЫ 11-12 ЛЕТ / PLAYING SPORTS / SPEED AND PRECISION OF MOVEMENT / GANDHI-BALL / YOUNG ATHLETES AGED

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киприянов В. А., Худяков Г. Г., Кожевникова И. Ю.

Предложена методика развития скоростных и координационных качеств, благоприятно влияющая на физическую подготовленность начинающих спортсменов-игровиков 11-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киприянов В. А., Худяков Г. Г., Кожевникова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the speed and accuracy of movements from the beginning of sportsmen 11-12 years

The author's team of the methodology of development of high-speed and coordination qualities, a positive impact on physical fitness beginners sportsmen 11-12 years.

Текст научной работы на тему «Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 74.58

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ИГРОВИКОВ 11-12 ЛЕТ

В.А. Киприянов, Г.Г. Худяков, И.Ю. Кожевникова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Предложена методика развития скоростных и координационных качеств, благоприятно влияющая на физическую подготовленность начинающих спорт-сменов-игровиков 11-12 лет.

Ключевые слова: игровые виды спорта, быстрота и точность движений, гандбол, начинающие спортсмены 11-12 лет.

Актуальность. Современные спортивные игры предполагают высокий уровень подготовки игроков, способных на высоких скоростях максимально долго играть в быстром и рваном темпе [3,

6, 8]. Проводить игру в таком стиле - значит играть на максимально возможных приделах человеческих сил, как физических, так и психических. Гандбол, не отставая от общей динамики развития игровых видов спорта, с каждым годом становится атлетичнее и быстрее [2, 6]. Гандболисты будущего, помимо высокого уровня владения мячом, тактической выучки, развитого игрового мышления, должны обладать высокой скоростью бега и точностью «работы с мячом» [5, 7, 8]. Анализ современной научно-методической литературы, обобщение передового опыта и данные спортивной практики показывают [1, 3, 7, 9], что именно подростковый возраст является самым благоприятным периодом для развития этих качества. Однако вопросы учета в практической деятельности благоприятных сенситивных периодов развития скоростных и координационных качеств в тренировочном процессе юных гандболистов решены далеко не полностью. Актуальность данного исследования вызвана наличием имеющихся противоречий между значимостью быстроты и точности движений квалифицированных гандболистов и недостаточным уровнем развития этих качеств у юных гандболистов в практике современного спорта.

Объем, материалы и методы исследования. Ставя цель, связанную с совершенствованием методики воспитания быстроты и точности движений у начинающих гандболистов 11-12 лет, исследуя структуру подготовленности спортсменов, специализирующихся в гандболе, и изучая в ней физическую подготовку начинающих гандболистов, мы решали следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы развития быстроты и точности движений у игровиков.

2. Выявить факторы, влияющие на развитие быстроты и точности движений у квалифицированных гандболистов.

3. Разработать и определить эффективность применения методики развития быстроты и точности движений у начинающих гандболистов 11-12 лет.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение современной научно-методической литературы и передового практического опыта; педагогическое наблюдение и тестирование [4]; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Все исследования и педагогический эксперимент проводились на базе СДЮСШОР по гандболу № 13, г. Челябинск. Были сформированы экспериментальная (п = 16) и контрольная (п = 14) группы мальчиков в возрасте 11-12 лет. Показатели физического развития в двух группах были однородными. Контрольная группа занималась по традиционной программе СДЮСШОР [10], экспериментальная группа - по предложенной нами методике. Педагогический эксперимент позволил нам выявить различия в степени развития быстроты и точности движений юных спортсменов путем сравнения тестовых показателей. На протяжении всего эксперимента мы следили за правильностью и точностью выполнения наших заданий.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям:

1) возможность выполнения с максимальной скоростью;

Проблемы двигательной активности и спорта

Таблица 1

Примерный план тренировочного занятия экспериментальной группы гандболистов за месяц с понедельной дозировкой

Содержание Дозировка по неделям ОМУ

1 2 3 4

1. Разминочный бег по заданию 800 м 1000 м 1200 м 1000 м Пульс =130 - 140 уд./мин

2. ОРУ и упражнения на гибкость

3. СБУ, те же, что и в прошлый месяц, но изменяя скорость выполнения и амплитуду движения

4. Ускорения: - с низко опущенной головой; - с наклоном головы назад; - в удобном положении. 1) Бег с низкого старта из различных положений по отношению к направлению: - лицом вперед, спиной вверх; - правым боком; - левым боком. 2) Бег змейкой с различной скоростью и амплитудой. 3) Эстафетный бег: - бег по скамейке с двумя набивными мячами в руках; - бег змейкой, огибая кубики; - перепрыгивание барьеров; - «челночный бег» 3^10; - прыжки через скамейку с бросками мяча в цель; - и другие варианты 2 раза 2 раза 2 раза 15 м 3 раза 3 раза 3 раза 2 раза 2 раза 1 раза 15 м 3 раза 3 раза 3 раза 3 раза 3 раза 1 раза 20 м 3 раза 3 раза 3 раза 2 раза 2 раза 3 раза 15 м 4 раза 3 раза 3 раза Ускорения со скоростью 80-90 % от максимальной. Можно определять победителя. Поделить на команды. Следить за правильностью и точностью выполнения.

5. Упражнения на гибкость

6. Упражнения на равновесие

7. Упражнения на дыхание

8. Заминочный бег 200 м 300 м 400 м 300 м

Примечание. ОМУ - общие методические указания; ОРУ - общие развивающие упражнения; СБУ -специальные беговые упражнения.

2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

3) во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений.

Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

Результаты и их обсуждение. Проведя анализ научно-методической литературы и обобщая передовой практический опыт, мы пришли к выводу о необходимости применения метода вариативного упражнения для развития быстроты и точности движений юных гандболистов на начальном этапе обучения. Для этого нами была разработана методика тренировочных занятий, куда были включены упражнения с различными вариантами выполнения базовых элементов техники и сприн-

терского бега в меняющихся условиях модельных ситуаций (табл. 1).

Перед началом эксперимента мы провели первое тестирование у контрольной и экспериментальной групп. Результаты были обработаны при помощи традиционных методов математической статистики. После окончания эксперимента было проведено второе тестирование, также у двух групп. Результаты были занесены в таблицу. Затем произвели расчет критерия t для сравнения двух выборочных средних связанных выборок (в экспериментальной и контрольной группах). Также нами определялись темпы роста результатов в каждой группе. Далее, используя вычисленные данные, был проведен анализ результатов эксперимента по каждому тесту (табл. 2 и 3).

Бег на 30 метров

Сравнение средних арифметических значений х первого и второго тестирования в экспериментальной группе показало существенность различий, так же как и в контрольной группе. Темп рос-

116

Вестник ЮУрГУ, № 28, 2012

Киприянов В.А., Худяков Г.Г., Кожевникова И.Ю.

Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет

Таблица 2

Динамика развития быстроты в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента

Вид упражнения До эксперимента (х ± 5) После эксперимента (х ± 5) Темпы роста, % Р

Бег на 30 м, с 6,1 ± 0,3 5,7 ± 0,3 7 < 0,05

Бег на месте 36 ± 3 39 ± 2 8,3 < 0,05

Бег на 60 м, с 9,1 ± 0,4 8,7 ± 0,4 7,5 < 0,05

Прыжок в длину с места, м 161 ± 5 167 ± 5 5,4 < 0,05

Теппинг-тест 67 ± 6 75 ± 5 12 < 0,05

Таблица 3

Динамика развития быстроты в контрольной группе до и после педагогического эксперимента

Вид упражнения До эксперимента (х ± 5) После эксперимента (х ± 5) Темпы роста, % Р

Бег на 30 м, с 6,1 ± 0,4 6,0 ± 0,4 1,6 < 0,05

Бег на месте 35 ± 4 35 ± 4 0 0

Бег на 60 м, с 8,9 ± 4,0 8,8 ± 3,0 4,3 < 0,05

Прыжок в длину с места, м 167 ± 4 167 ± 3 0 0

Теппинг-тест 69 ± 6 70 ± 5 1,4 < 0,05

та результатов экспериментальной группы составил 7 %, а контрольной - 1,6 %.

Бег на месте

В экспериментальной группе во втором тестировании выявлено улучшение результатов, тогда как в контрольной группе они, по сравнению с первым тестированием, не изменились. Темп роста результатов в экспериментальной группе равен

8.3 %, а в контрольной - 0 %.

Бег на 60 метров

Обнаружено достоверное различие в результатах второго тестирования между контрольной и экспериментальной группами. Темп роста результатов экспериментальной группы выше, чем в контрольной (7,5 и 4,3 % соответственно).

Прыжок в длину с места

При обнаруженном достоверном различии в экспериментальной группе в результатах первого и второго тестирований темп роста равен 12 %. Различия между средними арифметическими величинами х контрольной и экспериментальной групп второго тестирования статистически достоверны.

Выводы

1. Достоверное улучшение скорости бега у юных гандболистов в экспериментальной группе равно 7 % против 1,6 % в контрольной группе.

2. Рост показателя частоты движений составил 8,3 % в экспериментальной группе против

4.3 % в контрольной группе.

3. По результатам эксперимента было выявлено, что представленная методика развития скоростных качеств на основе использования метода вариативного упражнения достаточно эффективна, что свидетельствует о благоприятном воздействии упражнений на быстроту и точность движений на физическую подготовленность начинающих спортсменов.

Литература

1. Антипов, А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: автореф. дис. ... канд. пед. наук/А.В. Антипов. - М., 2002. - 22 с.

2. Апокин, В.В. Стимулируемое развитие быстроты у детей 9-10 лет с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля / В.В. Апокин. - Сургут: Сургут. гос. ун-т, 2004. - 145 с.

3. Власов, В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега детей младшего и среднего подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Власов. - М.: РГУФК, 2007. - 21 с.

4. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх: учеб.-метод. пособие /М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Совет. спорт, 2010. - 333 с.

5. Губа, В. П. Морфологические исследования в спорте / В.П. Губа. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. -120 с.

6. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры в системе спортивно ориентированного физического воспитания: учеб.-метод. пособие: в 2 т. /Ю.Д. Железняк. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - Т. I. - 60 с.

7. Основы управления подготовкой юных спортсменов /под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 2002. - 218 с.

8. Портных, Ю.И. Спортивные игры / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -320 с.

9. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: ФиС, 2003. - 328 с.

10. Швыков, И.А. Гандбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1 и 2 годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / И.А. Швыков. -М.: Просвещение, 1986. - 18 с.

Поступила в редакцию 27 мая 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.