ренной силы может возникнуть бурная вегетативная реакция, и потребоваться длительный период восстановления.
Использованный подход способствует своевременному выявлению ранних симптомов дезадаптации для предупреждения развития предпатологических и патологических состояний у юношей-игроков в настольный теннис. Полученные данные могут быть положены в основу индивидуального подхода при составлении персонифицированной программы восстановления игроков в настольный теннис, предпочитающих определенный стиль игры, и использованы для оптимизации учебно-тренировочного процесса.
ВЫВОДЫ
1. Вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы у спортсменов-игроков в настольный теннис с защитным стилем игры в условиях смоделированного стресса характеризуется тенденцией к уменьшению частоты сердечных сокращений (на 30%), уменьшению величины соотношения фактического и должного минутного объема крови на 17,8% при сохраненной сократительной способности миокарда, что, в целом, указывает на преобладание в регуляции парасимпатического звена.
2. У спортсменов-игроков в настольный теннис с атакующим стилем игры вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы в условиях смоделированного физического стресса характеризуется тенденцией к повышению уровня систолического артериального давления на 5%, снижению величины диастолического давления на 8% и увеличению пульсового давления на 18,8%, что в целом указывает на преобладание симпатического звена.
3. Спортсмены-игроки с атакующим стилем игры, имеющие нарушения вегетативной реактивности по гиперсимпатикотоническому типу, с избыточным обеспечением деятельности и удлиненным периодом восстановления, являются группой повышенного риска по развитию синдрома дезадаптации и нуждаются в индивидуальном подходе при составлении персонифицированной программы восстановления.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2013.
УДК 796.1/.3
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В ходе исследования обосновывается концепция формирования игровой спортивной деятельности юных спортсменов на начальном этапе подготовки в игровых видах спорта. Экспериментальные данные подтверждают, что эффективность обучения игровой (спортивной) деятельности может быть существенно повышена путем активизации психической деятельности игроков. Научная новизна предлагаемого подхода заключается в попытке внести коррекцию в теорию и методику спортивной тренировки в игровых видах спорта. Интегрирование полученных научнопрактических результатов исследования в традиционную методику, основывающуюся на закономерностях теории обучения двигательным действиям и успешно применяющуюся в неигровых видах спорта, может качественным образом изменить сложившуюся систему подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта, выраженного в изменении самого характера обучения тактико-техническим приемам.
Ключевые слова: игровая деятельность, виды деятельностей, юные спортсмены, этап начальной подготовки, игровые виды спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p78-83
CONCEPT OF THE GAMING ACTIVITY FORMATION IN SPORTS GAMES
Yuri Mihailovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The study substantiates the concept of forming the game sports activities for young athletes at the initial stage of training in team sports. Experimental data suggest that the effectiveness of the training game (sports) activities can be significantly improved by enhancing the mental activity of the players. Scientific novelty of the proposed approach is to try to make a correction to the theory and methodology of sports training in team sports. The integration of the obtained theoretical and practical research results in the conventional methodology that is based on the laws of the theory of learning to the motor actions and successfully applied in a non-team sports, can qualitatively change the current system of training of the sports reserve in team sports, expressed in changing the very nature of the tactical and technical training techniques.
Keywords: game activity, activities, young athletes, initial phase of training, playing sports.
ВВЕДЕНИЕ
Игра, как социально-биологическое явление, в своем историческом развитии постоянно приковывала внимание большого количества исследователей, пытавшихся изучить ее феномен с позиций различных областей междисциплинарного знания, до сих пор оставляет за собой право считаться до конца непознанной. В теории и методике физического воспитания и спорта игра достаточно фундаментально изучена как средство, метод и специфическая форма организации упражнения, она основное дидактическое средство.
Целью нашей работы явилось изучение содержания категории «игровая деятельность» в спортивных играх и разработка концепции ее формирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение поставленной цели потребовало организации серии педагогических экспериментов, которые были проведены в рамках нескольких этапов в период с 1987 по 2012 год. В них приняло участие 2026 спортсменов разного возраста и квалификации, тренеры, специалисты по отдельным видам спортивных игр. 686 юных спортсменов прошли полный курс экспериментальной методики организации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На бытовом уровне, а зачастую и в кругах специалистов в области физической культуры и спорта, игровую деятельность отождествляют с понятием «игровая спортивная (соревновательная) деятельность и связывают ее только со спортивными играми. Часто можно услышать вопрос: «А какая еще в спортивных играх может быть деятельность, кроме игровой?». Рассматривая игру с позиции теории деятельности, наблюдается разнообразие, разнохарактерность, а иногда противоречивость той совокупности видов деятельностей, которые обеспечивают ее целостность. Здесь, в первую очередь, следует обратить внимание на отношения психической и физической деятельностей, составляющих главное содержание самой игровой спортивной деятельности.
Долгое время мнение о преимуществе физической деятельности в подготовке спортсменов игроков было определяющим. В основном с этим соглашались, т.к. направленность учебно-тренировочного процесса на развитие двигательных качеств обеспечивало быстрый и самое главное достойный результат. Однако с возрастанием конкуренции на международной арене практически все тренеры, обладая общепринятыми или собственными методиками, научились выводить спортсменов на высокий уровень их физи-
ческих кондиций. И тогда в спортивный результат начали вмешиваться другие факторы. К ним можно отнести тактико-технический, сенсомоторный, интеллектуальный, а в последнее время личностный, связанный с проявлением характера и морально-волевых качеств. В этой связи возникает проблема поиска новых источников внутренних резервов спортсменов в стремлении подняться на качественно другой уровень овладения игровой деятельностью. Такой резерв видится в интегрировании знаний накопленных в психологии, физиологии, морфологии и т.д. в теорию и методику тренировки в спортивных играх.
Подготовка спортсменов игроков, где главный акцент делается на развитие моторных способностей при обучении игровой спортивной деятельности, на сегодняшний день не отвечает требованиям спорта высших достижений. Очень часто при обучении избранной игре тренеры «натаскивают» юных спортсменов на овладение игровыми приемами. В результате чего, спортсмен отлично выполняет игровой прием на тренировке и недостаточно уверенно в игровой обстановке. Причина видится, прежде всего, в не корректном применении на практике основополагающих принципов различных научнотеоретических концепций. В частности речь идет о теории учебной деятельности, о теории функциональных систем, теории поэтапного формирования умственных действий, теории обучения двигательным действиям. Данные концепции хорошо вписываются в процесс подготовки спортсменов в не игровых видах спорта и, вместе с тем, недостаточно адаптированы к игровым видам спорта, имеющим свою специфику.
В нашей работе сделана попытка преодолеть это противоречие на основе научно обоснованного методологического базиса, главное положение которого заключается в преимущественном совершенствовании психической деятельности, чем физической. Специалисты в области психологии отмечают, что психические процессы всегда «идут» впереди процесса обучения. Сегодня совершенно очевидно, что физическая деятельность по отношению к психической выполняет соподчененную функцию. Взяв за основу указанную соподчененность, следует подходить к формированию игровой спортивной деятельности со стороны первичности развития психических процессов и воспитания необходимых черт личности игроков. Совершенствование психических процессов может наиболее эффективно решаться только с использованием самой игровой деятельности. Концептуальная модель формирования игровой спортивной деятельности включает три уровня овладения.
На первом уровне обеспечивается формирование ориентировочной основы игровой деятельности при помощи специальных комплексов игр, изучения типовых игровых ситуаций, освоения ситуационной техники, и приобретение опыта рефлексивного анализа результатов собственных действий. Только после достаточно качественного формирования ориентировочной основы игровой деятельности переходят ко второму уровню -«игровая спортивная деятельность».
В игровой спортивной деятельности главенствующее положение принадлежит исполнительскому компоненту. Высокий исполнительский компонент - это качественная игровая деятельность и это соответствующий спортивный результат. Его содержание составляет тактико-техническая подготовка спортсмена, а его определяющей стороной -тактико-технический комплекс. Перейти на третий уровень суждено далеко не всем спортсменам, т.к. он определяется умением импровизировать в игре, говоря другими словами, демонстрировать игровое мастерство.
Разработанная методология формирования игровой деятельности юных спортсменов на начальном этапе подготовки значительно обогащает существующую теорию и методику тренировки и открывает совершенно новые «ветви» научного познания игровых видов спорта. Новизна предлагаемого подхода заключается в разработке и внедрении целостной концепции обеспечивающей эффективность формирования игровой спортивной деятельности юных спортсменов в учебно-образовательном процессе избранного
вида спортивной игры. Она включает:
1. Трехуровневую структуру формирования содержания игровой деятельности, на основе доступных алгоритмов обучающего материала: ориентировочного, исполнительского, творческого, которые стимулируют познавательную активность юных игроков, помогают развивать компетенцию тактико-технических действий в игровых видах спорта в целом.
2. Использование компонентно-элементной структуры психической и физической деятельности юных игроков в процессе овладения игровой спортивной деятельностью.
3. Создание на учебно-тренировочных занятиях коммуникативно-
ориентированного пространства, основой которого является формирование тактического плана-замысла и технического решения двигательной задачи через изучение типовых игровых ситуаций и освоения ситуационной техники.
4. Применение активного обучения в специально созданных типовых игровых ситуациях, моделирующих будущую игровую спортивную деятельность с использованием психолого-педагогического механизма овладения игровыми приемами.
5. Включение в реальное диалогическое общение через освоение новых знаний всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов, эффективно влияющих на овладение игровой спортивной деятельностью. В данном случае на основе личностно-развиваемых контактов в системе «игрок-игрок» и «игрок-тренер» осуществляется взаимосвязанное обучение в сотрудничестве.
В исследовании отражены основные теоретические положения проведенной экспериментальной работы заключающиеся: в обосновании сущности и содержания категории - «игровая деятельность» спортсменов игроков и ее место в системе спортивной подготовки; в разработке концепции формирования игровой спортивной деятельности юных спортсменов в игровых видах спорта; в обосновании психолого-педагогических условий организации учебно-тренировочного процесса юных игроков на начальном этапе подготовки; в разработке личностно-дифференцированной методики в специальноориентированном пространстве с учетом рефлексии собственного опыта для обучения игровым приемам юных спортсменов в игровых видах спорта; в теоретическом обосновании алгоритма формирования игровой (спортивной) деятельности в процессе многолетней подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта на основе трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, исполнительского и творческого.
Прикладное значение полученных результатов определяется тем, что использованы концептуальные положения эффективности формирования игровой деятельности юных спортсменов на начальном этапе подготовки. Разработан алгоритм формирования игровой спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Структурированы виды деятельностей, активизирующие психомоторный механизм спортсменов игровиков, включая интеллектуальную и креативную стороны их подготовки. Разработаны и обоснованы:
1. Методика формирования творческих способностей юных игроков на основе использования интеллектуальных и подвижных игр.
2. Сенсорно-двигательная программа формирования умения дифференцировать мышечные усилия при выполнении тактико-технических действий керлингистов.
3. Методика повышения эффективности игровой деятельности юных спортсменов на основе развития их познавательного компонента.
4. Методика обучения индивидуальным защитным действиям спортсменов игроков на основе их типологических особенностей.
5. Методика обучения ситуационной технике игровых приемов юных спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная в исследовании методологическая концепция процесса овладения игровой деятельностью юных спортсменов на начальном этапе построена на формировании, в первую очередь, ориентировочной основы этой деятельности и усвоении игровых приемов и действий в типовых игровых ситуациях. Полученные экспериментальные данные подтверждают, что эффективность обучения игровой (спортивной) деятельности может быть существенно повышена путем активизации психической деятельности игроков. Научная новизна предлагаемого подхода заключается в попытке внести коррекцию в теорию и методику спортивной тренировки в игровых видах спорта. Интегрирование полученных научно-практических результатов исследования в традиционную методику, основывающуюся на закономерностях теории обучения двигательным действиям и успешно применяющуюся в не игровых видах спорта, может качественным образом изменить сложившуюся систему подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта, выраженного в изменении самого характера обучения тактико-техническим приемам. Предлагаемая новая концепция формирования игровой спортивной деятельности в полной мере решает эту научно-теоретическую и практическую проблему.
ЛИТЕРАТРА
1. Макаров, Ю.М. Этап предварительной подготовки в спортивных играх : монография / Ю.М. Макаров. - Великие Луки : [б.и.], 1993. -117 с.
2. Макаров, Ю.М. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин ; С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : Изд-во «Олимп», 2008. - 119 с.
3. Макаров, Ю.М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. -СПб. : Изд-во «Олимп», 2009. - 92 с.
4. Макаров, Ю.М. Обучение защитным действиям с учетом личностных качеств баскетболистов 16-18 лет : монография / Ю.М. Макаров, Ал Тай Хусейн. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лема», 2012. - 157 с.
5. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Физическая культура" / Ю. М. Макаров [и др.] ; под ред. Ю. М. Макарова. - Москва : Академия, 2013. - 270 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат).
6. Макаров, Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие : монография / Ю.М. Макаров. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лема», 2013. - 237 с.
REFERENCES
1. Makarov, Y.M. (1993), Stage of preparation in sports: monograph, publishing house “VLIPC”, Velikie Luki.
2. Makarov, Y.M. and Churkin A.A. (2008), Didactic aspects of the initial tactical training in sports: manual, publishing house "Olympus", St.-Petersburg.
3. Makarov, Y.M. (2009), The content and focus of the pedagogical influences on the initial stage of training in sports: manual, publishing house "Olympus", St.-Petersburg.
4. Makarov, Y.M. and Tai Al Hussein (2012), Education protective actions, taking into account personal qualities basketball players 16-18 years: monograph, publishing house "Lema", St.-Petersburg.
5. Makarov, Y.M. (2013), Theory and methods of basic sports. Outdoor games: textbook, publishing house "Academy", Moscow.
6. Makarov, Y.M. (2013), Fun activities in sports. Cognition, systematic, development: monograph, publishing house "Lema", St.-Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2013.
УДК 372.212
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Наталия Александровна Фомина, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Содержание статьи посвящено обоснованию нового понятия в области адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Им является музыкально-двигательная деятельность. Авторы приводят ее определение. В статье содержится экспериментальный материал, раскрывающий суть ее двигательной и музыкальной составляющих. Так основными средствами ее педагогического воздействия являются упражнения координационной направленности. Их сочетание с ритмическим и эмоциональным содержанием музыки позволяет оказывать положительное воздействие на психофизическое состояние детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: музыкально-двигательная деятельность, дети с задержкой психического развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p83-88
IMPORTANCE OF THE MUSICAL MOTOR ACTIVITY FOR THE PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL CHILDREN WITH
MENTAL RETARDATION
Svetlana Jurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Alexandrovna Fomina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
Content of the article is devoted to the justification of the new concept in the field of adaptive physical education of the pre-school children with mental retardation. It is a musical and motor activity. The authors give its definition. This article provides the experimental data, revealing the essence of its music and motor components. Therefore, the main means of its pedagogical impact are the exercises with coordinating orientation. Their combination with rhythmic and emotional content of the music can have a positive impact on the pre-school children with mental retardation.
Keywords: musical-motor activity, children with mental retardation.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения развивающе-коррекционного потенциала физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной в современных научных исследованиях в области физической культуры [1]. Однако, из поля научного зрения упускается такая значимая составляющая педагогического процесса как содержание и характер двигательной деятельности.
В положениях современной методологии деятельность выступает как основание образовательного процесса [2]. В соответствии с этим, образовательная деятельность