ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
113
2013. Вып. 4
Правоведение
УДК 342.5
М.А. Мокшина, С.М. Барамидзе
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ
Определяется роль действующей Конституции РФ, рассматриваются ее достоинства и некоторые проблемы, связанные с необходимостью изменения ряда положений Конституции РФ в целях совершенствования законодательства РФ.
Ключевые слова: роль и значение Конституции РФ, функции Конституции РФ, конституционная реформа.
20-летний юбилей Конституции РФ - знаменательное событие для нашей страны.
Не оправдались прогнозы ученых и политиков, которые предрекали Конституции РФ недолгую жизнь. Если Конституцию РФ сравнить с советскими конституциями, то можно сказать, что она пережила первую союзную Конституцию 1924 г., а по времени действия среди всех российских конституций занимает второе место после Конституции РСФСР 1937 г., которая просуществовала до 1978 г.
И сегодня, спустя двадцать лет, очень важно оценить значение Конституции РФ, ее соответствие современной эпохе, то, как реализуются основополагающие принципы Конституции, необходимо ли проведение конституционной реформы. Всероссийским центром изучения общественного мнения проводились социологические исследования, в ходе которых были заданы такие вопросы: насколько россияне знакомы с Конституцией РФ, какое влияние на жизнь страны она оказывает, можно ли вносить в нее изменения. Были сделаны следующие выводы: представление о содержании Конституции есть у большинства россиян (77%), 18% читали этот документ, 59% знакомы с ее положениями, 22% не представляют себе содержания Конституции РФ. По мнению большинства россиян (63%), Конституция РФ оказывает влияние на жизнь страны, и прежде всего она поддерживает порядок в деятельности государства (30%), гарантирует права и свободы граждан (26%), является для Президента РФ средством, позволяющим держать в повиновении Думу (7%).
Число сторонников изменения Конституции РФ за последние 12 лет (с 2000 по 2012 г.) несколько сократилось: с 53% до 45%, а число сторонников ее сохранения незначительно увеличилось: с 35% до 43%.
43% россиян считают, что Конституция не должна меняться постоянно, изменения в Конституцию РФ должны вноситься в редких, исключительных случаях1.
Прежде чем говорить о достоинствах и недостатках действующей Конституции РФ, следует отметить, что любая Конституция - это особый юридический документ, который регулирует наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни, обеспечивает политическую, экономическую, социальную целостность государства. Конституция является единственным документом, который содержит нормы всех отраслей права.
В теории конституционного права роль и значение Конституции определяются через функции, различные проявления ее назначения.
К функциям Конституции РФ относятся: учредительная, юридическая, политическая, идеологическая, организационная и др.
Как учредительный документ Конституция РФ выполняет учредительную функцию: отражает российские реалии, которые сложились на момент принятия Конституции, и определяет новые задачи, стоящие перед государством и обществом. Таким образом, данная функция Конституции РФ проявляется в установлении и юридическом оформлении основ конституционного строя, статуса личности, системы и принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридическая функция состоит в том, что Конституция РФ - это Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Она является основой новой правовой системы, определя-
ем.: Конституция России: менять или не менять? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2012. Декабрь. №2186. URL: http://wciom.ru/index.ph.p?id=459@uid=113463
2013. Вып. 4
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ет главные направления развития законодательства. И впервые ст. 15 Конституции РФ закрепила положение о том, что Конституция имеет прямое действие.
Как политический документ Конституция РФ осуществляет политическую функцию, которая выражается в том, что Конституция РФ - документ, оформляющий основы внутренней и внешней политики государства.
Как идеологический документ Конституция выполняет идеологическую функцию, которая проявляется в выражении отношения к той или иной идеологии. Конституция РФ оказывает непосредственное влияние на духовную жизнь общества. Суть идеологической функции выражена в ст. 13 Конституции РФ, которая признает в Российской Федерации идеологическое многообразие, запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной и общеобязательной, а также разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция РФ - систематизирующий документ. Она выполняет организационную функцию, которая проявляется в упорядочении важных общественных отношений. Конституция РФ устанавливает систему основ общественных отношений, взаимосвязей человека, коллектива, государства и общества.
Конституция РФ, безусловно, сыграла важную позитивную роль в становлении и укреплении нового российского государства и общества.
В ней закреплены общественные ценности и принципы, определяющие развитие российского государства и общества: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; принцип разделения властей; правовое, социальное, федеративное государство; верховенство права, политическое и идеологическое многообразие.
Конституция РФ определила принципы экономической системы: признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; единое экономическое пространство; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности.
Особое значение имеет гл. 2 - «Права и свободы человека и гражданина», положения которой соответствуют международным стандартам.
Часть 2 ст. 17 Конституции РФ закрепляет такой важный принцип, как неотчуждаемость основных прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция РФ закрепила и форму правления - президентско-парламентская республика. Нормы Конституции РФ определяют систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Глава 3 Конституции РФ посвящена вопросам федеративного устройства и особенностям взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Федеративное устройство государства основано на таких принципах, как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Конечно, все достоинства Конституции РФ в одной статье невозможно рассмотреть. В целом можно сказать, что на основе Конституции РФ 1993 г. были проведены основные реформы в нашей стране.
Вместе с тем следует остановиться и на некоторых правовых проблемах, которые в Конституции РФ либо совсем не решены, либо решены не достаточно четко и определенно.
Как отметил Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «особая важность Конституции состоит в том, что она является "несущим каркасом" пирамиды права. Если этот каркас ослаблен или хотя бы на время сломан - вся законодательная система повисает в воздухе и затем превращается в аморфную, недееспособную и противоречивую "правовую кашу". А потому для России, которая еще далеко не взяла "барьер" массового устойчивого правосознания, подрыв Конституции оказывается одной из наиболее серьезных угроз государственного существования»2.
2Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие общества / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2004. С. 13.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
К вопросу о совершенствовании Конституции РФ
115
2013. Вып. 4
Часть 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Но на практике реального народовластия не существует в силу его правовой необеспеченности. Например, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ называет референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа. «Но, спрашивается, что это за высшее проявление, если поправкой Федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации определено, что предметом референдума не могут быть вопросы, отнесенные к исключительному ведению соответствующих федеральных государственных органов. Такое регулирование позволяет отказать народу в праве оценить необходимость какого-то федерального закона, поскольку принятие таких законов надо считать исключительной компетенцией палат Федерального Собрания»3.
Далее следует отметить, что федеральный конституционный закон не устанавливает перечень вопросов, которые выносятся на референдум в обязательном порядке.
Анализ избирательного законодательства показывает, что назвать его стабильным нельзя. Следует согласиться с позицией, высказанной в юридической литературе, что для придания стабильности избирательной системе РФ необходимо ввести в Конституцию РФ специальную главу «Избирательная система Российской Федерации».
Представляется, что Конституция РФ должна содержать положения, четко определяющие статус такого субъекта, как народ Российской Федерации, и гарантии народовластия.
Конституция РФ провозгласила права и свободы человека высшей ценностью. Их признание, защита и соблюдение - обязанность государства. Но процессы, происходящие в современной России, не всегда способствуют реализации этого принципа, причиной тому — низкий уровень ответственности государственных органов и должностных лиц за реализацию прав и свобод человека и гражданина, отсутствие развитых механизмов конституционно-правовой ответственности, существенный дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина и др.
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» по своему содержанию шире, чем ее название. В связи с этим она должна носить следующее название: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Разделение государственной власти предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из ветвей власти, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие4.
Но ч. 1 ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Таким образом, в систему органов государственной власти включен и Президент РФ. Он координирует эти органы, стоит над всеми тремя ветвями власти. Возникает проблема несоответствия в системе сдер-жек и противовесов, крен в сторону исполнительной власти. А это не соответствует принципу разделения властей. Помимо этого, наблюдается тенденция расширения полномочий Президента в части формирования ряда высших органов государственной власти РФ, ее субъектов и даже научных центров. В частности, ему предоставлено право предлагать кандидатов на посты Председателя Конституционного Суда и его заместителей, а также Председателя Счетной палаты и его заместителей, право на роспуск законодательного органа субъекта РФ, на отрешение от должности главы субъекта РФ.
В такой ситуации представляется необходимым принять федеральный конституционный закон, в котором следует детально определить круг нормотворческих полномочий Президента РФ. Кроме того, необходимо усилить контрольную функцию парламента. В этом контексте по предложению Президента РФ в 2008 г. в Конституцию РФ были внесены поправки, обязывающие Правительство РФ ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом; в 2005 г. был принят Федеральный закон «О парламентском расследовании», а в 2013 г. - «О парламентском контроле». Но на практике парламент пока не стал сильным органом, осуществляющим контрольную функцию.
3 Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия /отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 17.
постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996 . №4. Ст. 409.
2013. Вып. 4
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
До сих пор не решена проблема разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Причиной тому, на наш взгляд, являются нормы Конституции РФ (ст. 71, 72), поскольку в ст. 72 часто повторяются положения ст. 71.
Части 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ закрепляют принцип равноправия субъектов РФ. Но и юридически, и фактически субъекты РФ имеют разный правовой статус (республики имеют свою Конституцию - согласно ч. 2 ст. 66, право на установление своего государственного языка - согласно ч. 2 ст. 68). Поэтому возникает необходимость уточнения правового статуса субъектов РФ.
Подводя итоги, можно сказать, что Конституция РФ не является совершенным документом, поскольку не решены некоторые принципиальные вопросы. Но многие базовые положения Конституции РФ могут еще долго использоваться, так как она создана с перспективой роста.
В.В. Путин на встрече с судьями Конституционного Суда в 2012 г. отметил: «Основной закон -это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации»5.
Поступила в редакцию 12.06.13
M.A. Mokshina, S.M. Baramidze
To a question of improvement of the Constitution of the Russian Federation
In the present article the author defines a role of the existing Constitution of the Russian Federation and its advantages, and shows some problems connected with the need to change a number of provisions of the Constitution to improve the Russian legislation.
Keywords: role and value of the Constitution of the Russian Federation, function of the Constitution of the Russian Federation, constitutional reform.
Мокшина Маргарита Анатольевна кандидат юридических наук, доцент
Барамидзе Светлана Михайловна, кандидат юридических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Mokshina M.A.,
candidate of law, associate professor Baramidze S.M.,
candidate of law, associate professor Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
5 См.: Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с судьями Конституционного Суда РФ 12 декабря 2012 года. URL: http://www.Kremlin.ry/news/17119