Научная статья на тему 'К вопросу о двадцатилетии Конституции РФ: завоевания и перспективы'

К вопросу о двадцатилетии Конституции РФ: завоевания и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
363
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИИ РСФСР / ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абакумов Денис Васильевич

В статье исследуется история конституционного развития в России. Автор выявляет основы действующей Конституции РФ. Автором рассмотрены поправки в Конституцию РФ. В результате сделан вывод о значимости профессионального сообщества и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

20-th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation: Achievements and Perspectives

The article analyses history of the Constitutional development of Russia. The author designates the basics of the current Constitution of the RF. The author enumerates amendments to the Constitution of the RF and makes the conclusion about significance of this document for the citizens, professional community and the state

Текст научной работы на тему «К вопросу о двадцатилетии Конституции РФ: завоевания и перспективы»

НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

К вопросу о двадцатилетии конституции РФ: завоевания и перспективы

Абакумов Денис Васильевич

Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и административного права Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: [email protected]

Denis Vasilyevich Abakumov

Candidate of Science (Law) Head of the Constitutional and Administrative Law Chair of the Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: [email protected]

УДК 342.41

20-th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation: Achievements and Perspectives

В статье исследуется история конституционного развития в России. Автор выявляет основы действующей Конституции РФ. Автором рассмотрены поправки в Конституцию РФ. В результате сделан вывод о значимости современной Конституции для граждан, профессионального сообщества и государства.

Ключевые слова и словосочетания: Конституция РФ, Конституции РСФСР, изменения Конституции, Российская Федерация.

The article analyses history of the Constitutional development of Russia. The author designates the basics of the current Constitution of the RF. The author enumerates amendments to the Constitution of the RF and makes the conclusion about significance of this document for the citizens, professional community and the state.

Key words and word-combinations: the Constitution of the RF, the Constitution of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, amendments to the Constitution, Russian Federation.

2013 год - год празднования двадцатилетия принятия Конституции РФ. Что это за событие и насколько важным оно представляется для юристов, в частности, и граждан страны, в целом.

Немного исторического экскурса. В референдуме 12 декабря 1993 года участвовало более 58миллионов зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 миллиона (58,43 %) проголосовали «за» принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчетах, о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, введенные проектом новой Конституции.

Потребность в новой конституции, как показывает мировой опыт, возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада или образование нового государства, изменение формы правления и/или политического режима. В российской истории насчитывается несколько конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.

Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года пятым Всероссийским съездом Советов. Это был переходный период от капитализма к социализму. Суть основного закона заключалась в правовом закреплении диктатуры пролетариата. Всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах, становилось главным носителем власти, тем самым была оформлена система представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности. Объявлялись незаконными привилегии или преимущества, и на этом основании - угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Идеологизированная направленность Конституции проявлялась очень ярко, например, в лишении избирательных прав слоёв населения, признанных непролетарскими: духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 года, отличалась смягчением политической и экономической обстановки в стране, происшедшей в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самобытность - и теперь Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную. Эта Конституция оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России, подробно регламентировалось устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, система органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательная процедура, бюджетные права РСФСР, государственная символика.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. В этой Конституции провозглашалось завершение строительства основ социализма, закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР, суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года, в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, воплощала несостоятельную концепцию построения развитого социализма и социалистического общенародного государства. В качестве идеологии признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем -капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалируют марксистская идеология и социалистические идеи.

Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма. В соответствии со статьей 8 Конституции РСФСР трудовые коллективы должны были воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статьи 20, 45 и 49 Конституции РСФСР о коммунистической идеологии и о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распада СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монополии КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма и принципа разделения властей.

Проект новой конституции разрабатывался Конституционной Комиссией и Совещанием и был готов в начале ноября 1993 г. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "социалистическая" и "советская", что означало отстранение от социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, равноправие всех форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией «разделения властей» проводилась

Nation Construction and the Matters of Public Administration

реорганизация институтов государственной власти, учреждались институты Президентства и Конституционного Суда РФ, расширялись права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Конституция 1993 года отразила качественные изменения государства. Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического. Таким образом, идеологическая "начинка" ярко выраженная в предыдущих конституциях была заменена определениями, которые не несли идеологическую нагрузку, а имели окраски, свидетельствующие о приверженности одному общественно-политическому учению.

Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического многообразия.

Система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

Серьезно изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение понятия государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности. Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

Изменилась система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, то теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

На конституционном уровне закрепились новые основы статуса личности, исходя из международно-признанных категорий «прав и свобод человека и гражданина». При этом на первый план выдвигались нормы, обеспечивающие личную свободу человека.

Еще одна часть конституционных новшеств фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права.

Конституционно оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ, так и национально-государственные образования -автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне.

Сначала предпринимаются шаги по созданию парламента в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем, на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах.

Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ.

В интересах развития активности населения и его управления делами местных территорий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную основу

На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые, прежде всего, в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства.

По своему содержанию и структуре Конституция 1993 года схожа с традиционными конституциями

современных демократических государств, которые стремятся обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве.

Одной из особенностей современной Конституции РФ является стабильность, то есть неизменность основных положений конституции при изменяющихся социально-политических условиях данного общества. Она является одним из главных условий стабильности всего конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции обеспечивается специальными юридическими механизмами, например, порядок внесения изменений и пересмотра Конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. Долгое время российская Конституция относилась к числу особо жестких. Однако в ее текст все-таки были внесены изменения.

Принятые изменения можно условно подразделить на две группы: формальные (связанные со статьей 65) и реальные (меняющие содержательную сторону Конституции). В статью 65 Конституции были внесены изменения касающиеся смены названия регионов в силу объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации [1] и простого переименования [2].

Существенными изменениями в Конституцию нужно признать изменения внесенные Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6 и 7-ФКЗ, вносящие изменения в сроки деятельности Президента РФ и Государственной Думы.

В июне этого года Президент РФ объявил о новом изменении Конституции РФ, влекущем объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда, что объясняется необходимостью обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления [3].

В завершении хотелось бы отметить важность даты празднования 20-летия Конституции РФ. В рамках данного события запланировано множество мероприятий, среди которых торжественные (встреча Президента с судьями Конституционного Суда; пленарное заседание Государственной Думы Федерального Собрания; награждение государственными наградами лиц за особые заслуги в деле защиты конституционного строя, в становлении правового государства и гражданского общества, в становлении конституционализма и правовой культуры), и научные мероприятия (международная конференция "Современный конституционализм; вызовы и перспективы"; круглый стол, посвященный вопросам конституционализма в России в рамках Ш-го Международного Петербургского юридического форума; совместное проведение XIV международно-практической конференции юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и международной научно-практической конференции "Кутафинские чтения" МГЮА им. О.Е. Кутафина), а также направленные на популяризацию Конституции: всероссийский урок Конституции РФ в образовательных заведениях с участием, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления; вручение текста Конституции Российской Федерации всем гражданам, достигшим избирательного возраста и впервые осуществляющим свое избирательное право; всероссийские олимпиады школьников и студентов на тему 20-летия Конституции; подготовка и выдача в эфир отдельных выпусков программ, посвященных Конституции РФ и многое другое.

Резюмируя сказанное, можно с уверенностью отметить, что главные завоевания демократии и вектор развития правового государства незыблемо закреплены в основном документе страны.

Библиографический список

1. Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. №2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Камчатский край. / Российская газета № 4119 от 15 июля 2006 г.

2. Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. №841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ. // Российская газета N151 (3265) от 30 июля 2003 г. РИА Новости // иЯЬ: http://ria.ru/society/20130621/944918601. html#ixzz2fgylz43x.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.