Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕКСИКИ, КАК ЖИВОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕКСИКИ, КАК ЖИВОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО / МЕКСИКА / ДЕНЬ МЕРТВЫХ / КОНВЕНЦИЯ / КОКОПА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Симинюк А.Э.

В статье приводятся примеры нематериального культурного наследия Мексики, включенных в список наследия ЮНЕСКО, и обращается внимание на их ценность. Рассматриваются шаги, предпринятые Мексикой с целью сохранения нематериального культурного наследия.The article gives examples of the intangible cultural heritage of Mexico, included in the UNESCO heritage list, and draws attention to their value. The steps taken by Mexico to preserve the intangible cultural heritage are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕКСИКИ, КАК ЖИВОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Основными функциями являются защита, передача и развитие нематериального культурного наследия посредством исследований, архивирования, выставок, представлений, образовательных программ, поддержки мастеров нематериального культурного наследия.

Фонд стремится предоставить всесторонний опыт нематериального наследия в историческом и культурном контекстах путём показа соответствующих работ, артефактов и записей. Для более глубокого понимания нематериального наследия, расположенного в Корее и за рубежом, проводятся тематические выставки весной, специальные выставки зарубежного нематериального культурного наследия осенью и специальные выставки корейского нематериального наследия, которые были включены в представительный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Чтобы повысить осведомленность общественности о сохранении нематериального наследия, они стремятся создать стратегическую систему, которая защищает и передает нематериальное наследие от поколения к поколению в местных общинах. Защита нематериального наследия во всём мире и усиление поддержки его передачи.

Фонд охраны нематериального наследия вдохновляет чувство национальной самобытности среди зарубежных корейских общин и способствует самостоятельным усилиям по распространению и передаче нематериального наследия в зарубежных странах путём проведения зарубежных курсов и программ пригласительного обучения, ориентированных на корейские общины-экспатрианты

Благодаря такой политике традиционное культурное наследие Кореи не только сохраняется и развивается, но создаются условия для изучения и постижения его этнографического многообразия и самобытности всеми заинтересованными в этом сторонами со всего мира.

Пристатейный библиографический список:

1. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб: Изд-во СПбГУ, 2009. 890 с.

2. Yang Jongsung. Cultural protection policy in Korea: intangible cultural values and living national treasures. International Jimondang. Seoul; Edison, VIII, 2003, 166 p.

3. Deacon H. The subtle power of intangible heritage: legal and financial instruments for the protection of intangible heritage. // Council for Research in the Humanities. №10. 2004. P. 21 - 80,

4. Si^-ii Ф^^на корейском). [Электронный ресурс] URL: http://www.cha.go.kr/english/search_plaza_new

5. «Республика Корея». ЮНЕСКО. Нематериальные культурные ценности: [Электронный ресурс] URL: https://ru.zahn-info portal .de/wiki/Intangible_Cultural_Property_(South_Korea)

6. Yang Zhongsun. Korea UNESCO Asia-Pacific Cultural Center. Cultural protection policy in Korea: intangible cultural values and living national treasures. Jimoondang International, Seoul. №3 2003. P. 40-45.

7. The Law on the Protection of Cultural Heritage of the Republic of Korea N° 13249. [Электронный ресурс] URL: http://www.law.go.kr/lsEfInfoP. do?lsiSeq=169514

8. The Law on the Preservation of Cultural Values of the Republic of Korea [Электронный ресурс] URL: http://www.law.daum.net/precedent/law_view.asp

9. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/

10. Kim Ch. Policy on Cultural Heritage of the Republic of Korea // International Scientific Symposium of the Korean National University of Cultural Heritage, 2014. № 27. P. 46 - 61

11. Марков В.М. Республика Корея, традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Владивосток: ДВГУ, 1999. 449 с.

12. Han M. The Year of Jeju Folklore // Reviving the Cultural Heritage of Nature's Paradise, South Korea, Jeju, 2012. P. 15-25

13. Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] URL: https://ru.unesco.org/

14. 121Jj (на корейском). Администрация культурного наследия (Южная Корея, Сеул). 2008. [Электронный ресурс] URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/SS~f

15. Howard K. Living Human Treasures from a lost age: current issues in cultural heritage management. Academy of Korean Studies: Seongnam, 2002. 171 p.

Симинюк А.Э.

студентка Зкурса бакалавриата Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕКСИКИ, КАК ЖИВОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация: В статье приводятся примеры нематериального культурного наследия Мексики, включенных в список наследия ЮНЕСКО, и обращается внимание на их ценность. Рассматриваются шаги, предпринятые Мексикой с целью сохранения нематериального культурного наследия.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, ЮНЕСКО, Мексика, день мертвых, конвенция, Кокопа.

TO THE QUESTION OF THE PRESERVATION OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF MEXICO AS A LIVING HERITAGE OF HUMANITY

Annotation: The article gives examples of the intangible cultural heritage of Mexico, included in the UNESCO heritage list, and draws attention to their value. The steps taken by Mexico to preserve the intangible cultural heritage are considered.

Key words: Intangible cultural heritage, UNESCO, Mexico, day of the dead, convention, Cocopa.

Во второй половине 20 века судьба объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мирового сообщества. Угроза исчезновения многих форм культуры важных не только с точки зрения исторической ценности, но и для определения этнонациональной принадлежности народа потребовала широкого обсуждения этой трудности и выработки ряда значимых международных документов. Е.А. Самоделова отмечает: «Скоротечное исчезновение явлений духовного наследия в эпоху постмодернизма, мировой глобализации и массовой культуры сподвигло международное сообщество обратиться к проблеме его сохранения» [1, с. 63].

Л.В. Мурзакина отмечает, что потеря языка и традиционной культуры равносильна исчезновению самого народа [2, с. 96]. Могут продолжать существовать целые группы малых народностей, но потеря ими традиционных культурных особенностей приведет к растворению и поглощению этих народов, потере идентичности.

В виду этой угрозы важно сохранить не только культурные памятники прошлого в музеях и архивах. Необходимо сохранить нематериальные объекты культуры, такие как «устные традиции и способы выражения, в том числе язык и его диалекты; исполнительские искусства, в том числе актёрская игра, музицирование, пение, танцы и прочее; праздники, ритуалы, обряды и обычаи, относящиеся к семье, природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами» [2, с. 64; 3]. Более того, нематериальное культурное наследие включает в себя не только объекты наследия, но, как отмечает Самоделова Е.А., также «способы наследования и социальные механизмы передачи традиции» [1, с. 64]. Нематериальные объекты культуры неустойчивы и подвержены изменению во времени и, под влиянием таких процессов, как глобализация, индустриализация, урбанизация и им подобных, в итоге, подвержены риску потери изначального содержания и полному исчезновению.

Особенность нематериальных объектов культуры в том, что они являются связующим звеном между прошлым и настоящим - в них живет прошлое, потому оно называется «живым наследием» [4, с. 1]. Примером тому служит Мексика - «колыбель древних цивилизаций Нового Света» [5]. В современной культуре Мексики причудливо переплелось культурное наследие нескольких исторических эпох - древние цивилизации Майя и Ацтеков, средневековая культура Испании через завоевания испанских конкистадоров, а также культура молодого соседнего государства - Соединенных Штатов Америки.

Ценность культурного наследия Мексики для всего мира очевидна и подтверждена включением в списки ЮНЕСКО 34 культурных объектов Мексики [6] и 10 объектов нематериального наследия [7].

В качестве примера, назовем два из них. В 2008 году в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был включен праздник коренных народов, посвященный умершим (Dia de los Muertos). Это одно из самых зрелищных и веселых событий в году. Радостный настрой этого праздника связан с тем, что согласно национальным верованиям в этот день умершие родственники приходят в гости. В семьях готовятся их встречать, как долгожданных гостей, приготовляя праздник. В столице и по городам проходит праздничный карнавал. Этот праздник яркий пример живого наследия - пример того, как в современном живет прошлое. В нем наблюдается причудливое сочетание древних языческих индейских традиций с традициями римо-католической церкви. Изначально по ацтекскому календарю праздник отмечался в конце июля/начале августа. Позже под влиянием Церкви праздник перенесли на 1 и 2 ноября, когда во всем католическом мире празднуется день всех святых и день всех усопших. Сегодня все католики-мексиканцы празднуют эти католические праздники, но по древней индейской языческой традиции. В Мексике даже католические церкви строили на месте языческих храмов. И сегодня мексиканцы, приходя в храм на индейско-католический праздник, молятся в католическом храме, построенном на месте языческого храма и из камней, которые были стенами языческого капища [8].

Другой пример живого наследия - Мексиканская кухня — одна их трех национальных кухонь в мире (наряду с французской и японской), первая включенная в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2010 году. Особенность этой кухни - это сочетание местной и привнесенной культуры индейских и испанских блюд, славящихся своей чрезвычайной остротой. Одним из столпов, на которых стоит мексиканская кухня, является лепешка тортилья, которую пекут из кукурузной или из пшеничной муки. Еще одна основа мексиканской кухни — перцы чили (название переводится с индейского языка «науатль» - красный). Сегодня в Мексике

насчитывают более ста видов перца чили, которые готовят как закуску или приправу самыми разными способами. В Мексике любят пришедшее от индейцев майя блюдо кочинита-пибиль (сосктЫа р1ЪИ) - свинину, жаренную в банановых листьях. Мексиканский шоколад — это лакомство было изобретено именно в этой стране — его название происходит от ацтекского слова хосоШ1 [9].

С целью сохранить нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия, которая стала первым международным инструментом обеспечения правовой основы для защиты этого наследия.

Мексика ведет активную политику в этой сфере. В том числе предпринимает различные усилия для сохранения и популяризации не только мексиканских традиций, которые включены в перечень нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, но всего широкого спектра этого наследия из богатой культуры страны.

Согласно Конвенции, каждому государству предписывается принять необходимые меры для обеспечения охраны нематериального культурного наследия на своей территории, составить и регулярно обновлять перечень объектов нематериального культурного наследия, создать органы по охране нематериального культурного наследия и научные учреждения по его изучению.

В связи с этим, после присоединения к Конвенции 2003 года, Мексика прилагает дополнительные усилия по реализации положений Конвенции. Для того, чтобы механизмы обозначенные в этой Конвенции стали действовать, Мексика включает необходимые нормы в национальное законодательство.

В 2007 году Национальный автономный университет Мексики запустил образовательную программу высшего образования для подготовки специалистов в области нематериального культурного наследия [10].

С 2008 года проводится инвентаризация элементов нематериального культурного наследия. Результаты работы комиссии официально опубликованы [11].

В 2010 году создана Национальная комиссия по нематериальному культурному наследию ^№0). Целью данной Комиссии является укрепление стратегий и механизмов охраны такого наследия. В состав комиссии включены важные государственные институты (Национальный совет по культуре и искусству, Национальный институт антропологии и истории, Национальный институт изящных искусств, Главное управление народных культур, Национальная комиссия по развитию коренных народов, и др.), что указывает на серьезное отношение государства к этой задаче.

На национальном радио готовятся специальные информационные и образовательные программы; в Мексике проводятся международные конференции; в школах ввели преподавание нового предмета «Всемирное наследие в руках молодежи»; к образовательным программам различных ВУЗов страны добавляются предметы из сферы нематериального культурного наследия[11].

В 2016 году принят Общий закон о культуре и культурных правах, который создал возможности для защиты нематериального культурного наследия страны [10].

Мексика первая создала Центр искусств коренных народов, в частности, народа Тотонак Веракруса. Этот центр включен в список ЮНЕСКО как лучший пример сохранения нематериального наследия. Структура центра представляет собой традиционное поселение, состоящее из домов-школ, где каждый "Дом" специализируется на одном из видов тотонакского искусства для обучения учеников гончарному делу, текстилю, живописи, искусству врачевания, традиционным танцам, музыке, театру, кухне и др.. причем обучение происходит на тотонакском языке [12].

Е.А. Самоделова обращает внимание на весьма существенный момент для сохранения живого наследия: «Главное условие воспроизведения объектов нематериального наследия как части культурного наследия — присутствие живых «носителей традиции» и посредников, наличие механизмов ретрансляции от поколения к поколению» [1, с. 64]. Юнзо К. также утверждает: «Суть духовного культурного наследия состоит в том, что оно передается живыми людьми и воспринимается также живой аудиторией. Поэтому попытки мумификации духовного культурного наследия в целях его сохранения опасны риском его обесценивания» [13, с. 168]. Исходя из этого Мексике необходимо предпринять особые усилия для сохранения вымирающих малых племен и увеличения их численности.

Яркий пример живого наследия - индейское племя Кокопа. У этого племени не было своей письменности, чтобы сохранять исторические и относящиеся к культуре сведения [14]. Вся информация передавалась из поколения в поколение устно. Племя Кокопа - ветвь древнего народа Апачи, принадлежащее к древней языковой группе народов Юма [15], и в настоящее время проживающее на севере Мексики и в южной части штата Аризона. Кокопа - один из самых малочисленных на сегодняшний день коренных американских народов. Уильям Келли сообщает, что во второй половине XIX века племя Кокопа насчитывало около 1500 человек, разбросанных по мексиканской части дельты реки Колорадо [16]. В 2015 году численность Кокопа составляла

1207 человек, причем 27,9% из них старше 65 лет [17, с. 6]. А вот носителей языка Кокопа, признанного ЮНЕСКО исчезающим, в общей сложности около 500 [18], а по другим данным и того меньше [19], и те старше 50 лет [20, с. 316].

Для сохранения племени Кокопа необходимо улучшить условия их жизни. СМИ обращают внимание на проблему Кокопа, угрожающую существованию племени, в которой они борются с правительствами США и Мексики, ограничивающих доступ племени к воде [21]. Для сохранения языка Кокопа необходимо организовать обучение детей языку этого племени.

Отчасти, как предлагает Т.Н. Варламова, для обеспечения жизнеспособности «живых культурных проявлений» может помочь перевод их в материальную форму, например, в виде нот, аудио- и видео- записей [22, с. 35]. Также было бы полезным, для привлечения внимания общественности, туристов и более широкому освещению в СМИ проводить выставки, карнавалы, издавать теле и радио программы, подготовить печатный материал в виде буклетов и брошюр, для распространения и сохранения ценностей нематериальной культуры отдельных малых особенно исчезающих народностей.

Пристатейный библиографический список:

1. Самоделова Е.А. Современный фольклор как нематериальное культурное наследие (к постановке проблемы). // Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (Москва, Российская Федерация). 2016. С.63 URL: https://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik/2016_2/vestnik_li_2016_2_007_samodelova.pdf, свободный. Дата обращения 29.11.2022.

2. Мурзакина Л.В. Популяризация эвенкийского языка в Баунтовском эвенкийском районе: история, проблемы и пути решения. // Теоретические и методические аспекты преподавания эвенкийского языка и культуры в условиях модернизации образования: материалы всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы преподавания эвенкийского и сойотского языков в условиях модернизации образования» (Улан-Удэ, 22-23 мая 2018 г.) / науч. ред. Е. Ф. Афанасьева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018.

3. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. URL: https://mobz.cc/bikhr. Дата обращения 29.11.2022.

4. Живое наследие и образование. Опубликовано Специализированным учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Париж, Франция. 2019. URL: https://ich.unesco.org/doc/src/46212-RU.pdf. Дата обращения 29.11.2022.

5. Мексика. // Энциклопедия кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/MEKSIKA.html. Дата обращения 29.11.2022.

6. World Heritage Convention. World Heritage List. URL: https://whc.unesco.org/en/list/. Дата обращения 29.11.2022.

7. Browse the Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of good safeguarding practices // UNESCO. Intengible Cultural Heritage. URL: https://ich.unesco.org/en/lists. Дата обращения 29.11.2022.

8. Ормачева И. Монахи. Кто они? // Ступени. №3 (31). 2008. URL: https://mobz.cc/a5ee. Дата обращения 29.11.2022.

9. Кухня как достояние ЮНЕСКО. // Top flight. URL: https://mobz.cc/gqlu. Дата обращения 29.11.2022.

10. Periodic reporting on the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. Mexico. // UNESCO. Intengible Cultural Heritage. 2011. URL: https://mobz.cc/rftqez. Дата обращения 29.11.2022.

11. Inventario del patrimonio cultural inmaterial. URL: https://mobz.cc/szgh8. Дата обращения 29.11.2022.

12. Decision of the Intergovernmental Committee: 7.COM 9.2. UNESCO Intangible Cultural Heritage. URL: https://ich.unesco.org/en/decisions/7.COM/9.2. Дата обращения 29.11.2022.

13. Юнзо К. Инициативы по защите нематериальных объектов культурного наследия // Всемирный доклад по культуре 2000+. - М., 2000. Цит. по Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности. // Философия, социология и культурология. URL: https://mobz.cc/fd8j67. Дата обращения 29.11.2022.

14. Cocopah Indian Tribe Facts. // Native American Indian Facts. URL: https://mobz.cc/nur. Дата обращения 29.11.2022.

15. Березкин Ю.Е., ИНДЕЙЦЫ / Березкин Ю.Е., Борисов Г.Б., Дзибель Г.В., Истомин А.А., Лисовой В.И., Табарев А.В., Тишков В.А. // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2008163. Дата обращения 29.11.2022.

16. William H. Kelly. Cocopa Ethnography. Tucson, AZ: University of Arizona Press. 2022. URL: https://kurl.ru/eLLeX. Дата обращения 29.11.2022.

17. Thomas Combrink. Demographic Analysis of the Cocopah Tribe Using 2011-2015 American Community Survey Estimates. Arizona Rural Policy Institute, Northern Arizona University. URL: https://mobz.cc/r5xy. Дата обращения 29.11.2022.

18. Желиховская М., Пограничное состояние, или Текс, мекс и индейцы// «Вокруг света» N° 4, апрель 2020. URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/330875/. Дата обращения 29.11.2022.

19. Cocopah language// Wikipedia. 5 November 2022. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Cocopah_language. Дата обращения 29.11.2022.

20. Тропою слез и надежд: (Книга о современных индейцах США и Канады) / В.Г. Стельмах, В.А. Тишков, С.В. Чешко.— М.: Мысль, 1990.— с. 166-167.

21. Топ 10: Исчезающие культуры // Сайт Pressa.tv. 2014. URL: https://mobz.cc/s0k0o9. Дата обращения 29.11.2022.

22. Варламова Т.Н., Иванова И.Ю., Сохранение и использование культурного наследия (Охранные технологии в социально-культурной сфере) // Учебное пособие для студентов, вузов, обучающихся по специальности «Культурология». Москва, 2013. URL: https://studfile.net/preview/4646182/page:35/. Дата обращения 29.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.