Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционное право / юриспруденция / учебная дисциплина / гражданственность / система права / constitutional law / jurisprudence / academic discipline / citizenship / the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батова Оксана Сергеевна

В соответствии с ФГОС ВО «Юриспруденция» и ФГОС ВО «Правоохранительные органы» учебные дисциплины «Конституционное право» и «Конституционное право России» относятся к обязательным дисциплинам образовательных программ, которые студенты (курсанты) изучают на младших курсах. Задача преподавателя высшей школы не только составить рабочую программу дисциплины (модуля) таким образом, чтобы выделенные на обучение часы охватывали все содержание курса, но и реализовать воспитательные цели. В статье выделены ключевые положения, которые должны быть в первую очередь усвоены, представлен авторский подход по применению практико-ориентированных методик, направленных на формирование гражданственности у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONTENT AND METHODS OF TEACHING CONSTITUTIONAL LAW IN RUSSIA

In accordance with the Federal State Educational Standard for Higher Education «Jurisprudence» and the Federal State Educational Standard for Higher Education «Law Enforcement Agencies», the academic disciplines «Constitutional Law» and «Constitutional Law of Russia» are among the compulsory disciplines of educational programs that students (cadets) study in junior years. The task of a higher school teacher is not only to draw up a work program for the discipline (module) in such a way that the hours allocated for training cover the entire content of the course, but also to realize educational goals. The article presents the author's approach to the use of practice-oriented techniques aimed at developing citizenship among students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ»

19. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104-114.

References and Sources

1. Morozov A.V. Iskusstvennyj intellekt: ponyatie i osobennosti pravovogo regulirovaniya. Monografiya. M.: OOO «Tekhnolodzhi-3000», 2021. 132 s.

2. Karckhiya A.A. Iskusstvennyj intellekt kak sredstvo upravleniya v usloviyah global'nyh riskov // Monitoring pravoprimeneniya. 2020. № 1 (34). S. 45-50.

3. Semenov S.V. Analiz sostoyaniya pravovogo regulirovaniya v sfere deyatel'nosti sistem iskusstvennogo intellekta // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2023. № 7 (223). S. 134-138.

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.01.2023 g. № 10 «Voprosy Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii» (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 09.10.2023 № 750). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 g. № 312 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii \"Yusticiya\"» (v red. ot 16.12.2021 № 2322). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

6. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14.02.1998 № 170 «O merah po povysheniyu effektivnosti raboty, svyazannoj s formirovaniem Svoda zakonov Rossijskoj Federacii». // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

7. Morozov A.V. Istoriya pravovoj informatizacii Minyusta Rossii // Pravovaya informatika. 2020. № 2. S. 92-99.

8. Karckhiya A.A., Makarenko G.I., Sergin M.Yu. Sovremennye trendy kiberugroz i transformaciya ponyatiya kiberbezopasnosti v usloviyah cifrovizacii sistemy prava // Voprosy kiberbezopasnosti. 2019. № 3 (31). S. 18-23.

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii 20.05.2011 № 657 «O monitoringe pravoprimeneniya v Rossijskoj Federacii». // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

10. Morozov A.V. Istoriya i perspektivy razvitiya sistemy monitoringa pravoprimeneniya Minyusta Rossii. Monitoring pravoprimeneniya. 2020. № 2 (35). S. 11-18.

11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04.2006 № 584-r (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.12.2010 № 1002). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

12. Karckhiya A.A., Makarenko D.G. Pravovye aspekty statusa i riskov iskusstvennogo intellekta // Trudy Desyatoj Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Bezopasnye informacionnye tekhnologii» (3-4 dekabrya 2019 g.). M.: MGTU, 2019. S. 167-171.

13. Morozov A.V. Bionicheskie konstrukcii chelovecheskogo soznaniya kak osnova postroeniya EVM budushchego // Budushchee rossijskogo prava: koncepty i social'nye praktiki. V Moskovskij yuridicheskij forum. XIV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Kutafinskie chteniya): materialy konferencii: v 4 ch. Chast' 4. M.: RG-Press, 2018. S. 82-89.

14. Modeli pravovogo regulirovaniya v global'nom informacionnom obshchestve: monografiya / pod obshch. red. T.A. Polyakovoj. Saratov: Amirit, 2020. 254 s.

15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.08.1997 № 1009 «Ob utverzhdenii pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii». (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.02.2023 № 218). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.08.2000 № 1486 «O dopolnitel'nyh merah po obespecheniyu edinstva pravovogo prostranstva Rossijskoj Federacii» (v red. Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.12.2016 № 707). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

17. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.11.2000 № 904 «Ob utverzhdenii Polozheniya «O poryadke vedeniya federal'nogo registra normativnyh pravovyh aktov sub"ektov Rossijskoj Federacii» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 26.03.2018 № 327). // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

18. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10.09.2008 № 657 «O vedenii federal'nogo registra municipal'nyh normativnyh pravovyh aktov» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.11.2018 № 1391). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

19. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Pravovoe regulirovanie kvantovyh kommunikacij v Rossii i v mire // Gosudarstvo i pravo. 2022. № 5. S. 104-114.

СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - соискатель кафедры правового обеспечения государственного управления и экономики, Юридический институт, Российский университет транспорта (МИИТ) (sergej-gossluzhba@yandex.ru). SEMENOV, SERGEY V. - applicant for the Department of Legal Support of Public Administration and Economics, Law Institute, Russian University of Transport (MIIT) (sergej-gossluzhba@yandex.ru).

УДК 342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-89-93

БАТОВА О.С.

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

Ключевые слова: конституционное право, юриспруденция, учебная дисциплина, гражданственность, система права.

В соответствии с ФГОС ВО «Юриспруденция» и ФГОС ВО «Правоохранительные органы» учебные дисциплины «Конституционное право» и «Конституционное право России» относятся к обязательным дисциплинам образовательных программ, которые студенты (курсанты) изучают на младших курсах. Задача преподавателя высшей школы не только составить рабочую программу дисциплины (модуля) таким образом, чтобы выделенные на обучение часы охватывали все содержание курса, но и реализовать воспитательные цели. В статье выделены ключевые положения, которые должны быть в первую очередь усвоены, представлен авторский подход по применению практико-ориентированных методик, направленных на формирование гражданственности у обучающихся.

BATOVA, O.S.

ON THE ISSUE OF THE CONTENT AND METHODS OF TEACHING CONSTITUTIONAL LAW IN RUSSIA Key words: constitutional law, jurisprudence, academic discipline, citizenship, the legal system.

In accordance with the Federal State Educational Standard for Higher Education «Jurisprudence» and the Federal State Educational Standard for Higher Education «Law Enforcement Agencies», the academic disciplines «Constitutional Law» and «Constitutional Law of Russia» are among the compulsory disciplines of educational programs that students (cadets) study in junior years. The task of a higher school teacher is

not only to draw up a work program for the discipline (module) in such a way that the hours allocated for training cover the entire content of the course, but also to realize educational goals. The article presents the author's approach to the use of practice-oriented techniques aimed at developing citizenship among students.

Как учебная дисциплина, конституционное право решает важные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, представляя систему теоретических знаний, практических умений и навыков, которые с помощью различных форм учебных занятий (лекций, семинаров) и методик преподавания осваиваются обучающими. Как справедливо замечает А.Н. Казанник, содержание курса (научные положения) определяются соответствии с учебной программой и методическим обеспечение [1, с. 5].

Учебные программы разрабатываются преподавателями вуза самостоятельно, и количество тем и их названия, которые образуют единую систему учебной дисциплины «Конституционное право», достаточно сильно варьируются в разных высших учебных заведениях юридического профиля. Как отмечает ряд ученых-конституционалистов, курс «Конституционного права» должен иметь единообразное закрепление в структуре образовательных программ и государственный механизм обеспечения единства подходов, связанных с изучением основ конституционного строя [2, с. 5]. В свою очередь, полагаем, что не следует учебную дисциплину «Конституционное право России» унифицировать для всех вузов России под единый стандарт как учебник, к примеру, по новейшей истории. Конституционное право, как учебный курс, многогранен. Он преподается в разных объемах и решает разные задачи для специалитетов, которые в настоящее время, готовят кадры для систем правоохранительных органов и судебной системы, и для направления подготовки «Юриспруденция» уровня бакалавриат. Система учебного курса достаточно динамична, так как сама отрасль конституционного права подвержена изменениям в ходе конституционных реформ [3, с.7].

В качестве основных тем, которые образуют систему курса можно выделить следующие

блоки:

1. Теоретико-правовые основы изучения Конституционного права России, имеющие доктринальное значение: понятие, предмет, метод, принципы, источники, нормы, ответственность, правоотношения; история конституционализма в России, юридические свойства и функции конституции.

2. Конституционные положения, которые вытекают из содержания Основного закона, и как правило имеют наименования, схожие с названием глав Конституции РФ.

В настоящее время развита система модульного обучения, при которой изучение курса «Конституционное право» разбивается на отдельные части, связанные однородным предметом. К таким модулям (подсистемам) относят курсы: «Парламентское право», «Избирательное право», «Система органов публичной власти», «Законодательный процесс» и др.

За развитие системы учебной дисциплины отвечает наука конституционного права, в недрах которой вырабатывается терминология, классификации, теории, новые институты.

Преподавание конституционного права в высших учебных заведениях как юридического, так и неюридического профиля, требует от педагога высшей школы не только реализации образовательной цели, но и, в первую очередь, воспитательной - это повышение правовой культуры, вовлеченность студентов и курсантов на участие в выборах и создание доверия к процедурам формирования органов публичной власти всех уровней.

Избирательное право является центральным институтом конституционного права России, и для его изучения подходит такая современная методика как педагогический дизайн, который позволяет определить потребности обучающихся, приоритетные цели и задачи образовательного процесса, а также апробировать и эмпирически обосновать результативность выбранной стратегии обучения и максимально быстро, точно и эффективно передать знания обучающимся [4, с. 4]. Вопросы избирательного права и процесса студенты (курсанты) юридических вузов, как правило, изучают в курсе «Конституционное право» или «Конституционное право России», иногда в учебных планах ООП предусмотрены самостоятельные учебные дисциплины: «Избирательное право», «Избирательный процесс», а обучающиеся неюридических направлений подготовки и специальностей в курсе «Правоведение».

Как правило, учебная дисциплина «Конституционное право» преподается на первом и (или) втором курсах, в связи с этим, большинство обучающихся еще не были избирателями в реальной

действительности, поэтому на практическом занятии при проектировании методик преподавания избирательного права предусматривается применение игровых технологий (моделирование жизненных ситуаций). Игровые технологии позволяют повысить мотивацию обучающихся и носят практико-ориентированный характер, что необходимо современному юридическому образованию. Задачами ролевой игры является формирование и закрепление целостных и взаимосвязанных знаний и представлений о понятиях избирательного права, порядке проведения выборов; подготовка к осуществлению активного избирательного права в реальной жизни; развитие креативного и логического мышления и навыка аргументации.

Первый этап - подготовительный, на котором определяются основные участники, их права и обязанности, при этом преподаватель должен четко довести информацию, что главное условие проведения игровой образовательной технологии - это соблюдение норм избирательного законодательства, особенно требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ [5].

Участники образовательной игры «Выборы»:

1. кандидаты в Президенты (или в депутаты федерального (регионального) парламента);

2. доверенные лица кандидатов (наблюдатели на выборах);

3. члены участковой избирательной комиссии в количестве не менее 5 человек (из ее состава должен быть выбран председатель, секретарь, а также определены лица, которые обеспечат голосование вне помещения для голосования);

4. лицо или лица, обеспечивающие охрану общественного порядка во время выборов;

5. избиратель, который по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования;

6. представители средств массовой информации;

7. избиратели - граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

До проведения игрового занятия следует осуществить проверку знаний с помощью тестовых заданий, которые могут быть подготовлены на различных образовательных ресурсах. В качестве личного опыта подготовки тестов использовались:

1) (Русский Моос11е) - это среда электронного обучения, позволяющая создавать учебные курсы и организовать учебный процесс;

2) образовательная платформа Joyteka (https://joyteka.com/ru);

3) конструктор тестов Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com).

Второй этап - основной. В рамках данного этапа сама игровая модель выборов также делится на отдельные блоки.

I. Предвыборная агитация.

Кандидаты (как правило, не более трех) выступают со своей программной речью, им помогают доверенные лица. Выступление может быть проиллюстрировано презентацией или видеороликом (снятым заранее). На выступление каждого кандидата отводится не более 7 минут, потом предоставляется время для ответов на вопросы избирателей. Избирательная комиссия имеет право в случае грубых нарушений правил предвыборной агитации выносить предупреждения или отстранять кандидатов от участия в выборах. Представители СМИ фиксируют весь ход избирательной кампании.

II. Процедура голосования.

На этой стадии активное участие отводится членам избирательной комиссии, которые заранее готовят основные документы для проведения выборов:

1. бюллетени для голосования с указанием кандидатов и сведений о них;

2. список избирателей;

3. бланк протокола избирательной комиссии.

При проведении процедуры голосования доверенные лица кандидатов становятся наблюдателями, которые осуществляют наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирательной комиссии.

В ходе голосования, каждый обучающийся - избиратель приходит на импровизированный в избирательный участок (подготовленный в учебной аудитории), получает у члена избирательной

комиссии бюллетень и реализует свое право в условиях максимально приближенно к реальным с учетом требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

III. Подведение итогов выборов.

Члены избирательной комиссии и наблюдатели после проведения голосования уходят для подсчета голосов и оформления протокола в другую аудиторию. После подсчета голосов, председатель избирательной комиссии доводит информацию до всех участников образовательной игры.

Во время проведения игровой педагогической технологии «Выборы» преподаватель не является активной стороной, а фиксирует все этапы с учетом, определённых правил и требований законодательства.

Третий этап. Подведение итогов. Рефлексия. Учитывая, что это игровая и командная технология, необходимо отметить роль каждого. Преподаватель может поинтересоваться, что было сложным, как изменилось представление обучающихся к проведению выборов и т. д.

Представители средств массовой информации с учетом времени на подготовку, доводят до сведения обучающихся, принимавших участие в игровой технологии, результаты своей деятельности в форме презентации с фото или видео. Представляется, что игровое моделирование является весьма перспективным направлением в развитии обучающих технологий в сфере высшего образования, так как несмотря на свою кажущуюся простоту, оно требует от организаторов основательной теоретической подготовки, наличия хотя бы минимального практического опыта участия в моделируемом процессе, четкой организации планируемых мероприятий и значительных временных затрат [6].

В качестве отработки цифровых навыков для обучающихся разработаны кейсы «Цифровые технологии и выборы», направленные на освоение и закрепление навыков работы с информацией, размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ (http: // www.cikrf.ru/).

На практических занятиях курсанты и студенты работают с цифровыми сервисами ЦИК РФ где обучаются навыкам:

- поиска своего избирательного участка по адресу места жительства;

- получения информации о включении в список на избирательном участке, участке референдума;

- использования процедуры подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и др.

Кейс-метод подходит для отработки практических навыков. В рамках проведения практико-ориентированных занятий семинарского типа данный метод успешно зарекомендовал себя при изучении темы «Органы публичной власти Российской Федерации».

Образовательная цель кейса - сформировать представление об элементах цифрового государства в РФ и информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи:

- развитие навыков анализа практических ситуаций;

- развитие навыков работы с информацией, размещенной на официальных сайтах и порталах органов государственной власти и местного самоуправления;

- развитие навыков поиска, извлечения и анализа информации официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;

- формирование умений поиска информации по заданным критериям мониторинга с использование инструментов официальных сайтов

- формирование навыков поиска, извлечения и анализа официальной информации, сопоставления взаимосвязанной информации.

На практическом занятии обучающиеся разбиваются на малые группы по 4-5 человек. По условиям кейса обучающиеся должны проанализировать информацию, размещенную на официальных сайтах органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7].

После отведенного времени (около 40 минут) каждая команда осуществляет публичную защиту результатов своего исследования.

Рассмотренные методики позволяют вовлечь обучающихся не только в образовательный процесс, но и получить навыки участия в процедуре выборов, а также возможность ориентироваться в поиске информации на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, иметь представление о системе и структуре органов власти.

Данные подходы могут быть использованы при изучении институтов конституционного права (составной части дисциплины «Правоведение) в неюридических вузах, а также в старших классах общеобразовательных организаций при изучении тем по конституционному праву в курсе «Обществознания».

Литература и источники

1. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.

2. Кабышев С.В. О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 2. С. 2-7.

3. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.

4. Асанов С.А., Акименко Г.В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. 2020. № 8(44).

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

6. Гусева О.Ю. Методика проведения ролевой деловой игры по дисциплине «Конституционное право» со студентами высших учебных заведений водного транспорта // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 170-172.

7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

References and Sources

1. Konstitucionnoe pravo: universitetskij kurs: uchebnik: v 2 t. / S.V. Arbuzov, T.V. Berezhnaya, I.A. Volod'ko i dr.; pod red. A.I. Kazannika, A.N. Kostyukova. M.: Prospekt, 2015. T. 1. p. 432.

2. Kaby'shev S.V. O paradigme konstitucionnogo prava Rossii v novy'x istoricheskix realiyax // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2023. № 2. p. 2 - 7.

3. Bezrukov A.V. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yusticinform, 2015. 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Asanov S.A., Akimenko G.V. Pedagogicheskij dizajn i pedagogicheskoe proektirovanie kak effektivnye tekhnologii organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze //Dnevnik nauki. 2020. № 8(44).

5. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 31.07.2023) // SZ RF. 2002. № 24. St. 2253.

6/ Guseva, O. Yu. Metodika provedeniya rolevoj delovoj igry' po discipline «Konstitucionnoe pravo» so studentami vy'sshix uchebny'x zavedenij vodnogo transporta / O. Yu. Guseva // Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2013. № 36. p. 170-172. 7. Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya: federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ // SZ RF. 2009. № 7. St. 776.

БАТОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России BATOVA, OKSANA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State Legal Disciplines, Faculty of Law, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia (oksana.batova77@mail.ru).

УДК 349.1:342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-93-96

ЛАЗАРОВ А.А.

СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (СКОРИНГ): ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Ключевые слова: социальное кредитование, государственное управление, права человека, публичное право, социальное рейтингование, социальный скоринг, система социального кредита, большие данные, искусственный интеллект.

Стремительное развитие информационных технологий открывает человечеству занавес новых возможностей и рисков. Помимо правовых вопросов необходимо учитывать этические аспекты, так как общество должно быть всесторонне готово к той реальности, которая ждет нас в ближайшем будущем. В статье собраны основные этико-правовые вопросы, возникающие при применении социального кредитования (скоринга) в государственном управлении. Показано, что скоринговый рейтинг может быть образован за счет больших данных, на основе этого рейтинга искусственный интеллект может принимать решения, а собранный системой цифровой портрет может стать основой формирования аватара метавселенной. Обоснован вывод о том, что в контексте отмеченных процессов права и свободы человека и гражданина должны быть поставлены во главу угла.

LAZAROV, A.A. SOCIAL SCORING: ETHICAL AND LEGAL ISSUES

Key words: social scoring, public administration, human rights, public law social credit system, Big Data, artificial intelligence.

The rapid development of information technology opens a curtain of new opportunities and risks for humanity. In addition to legal issues, it is necessary to take into account ethical aspects, since society must be fully prepared for the reality that awaits us in the near future. The article collects the main ethical and legal issues that arise when using social lending (scoring). It is shown that a scoring rating can be formed using

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.