Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАКОН О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ / ИНФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРОКИ АГИТАЦИОННОГО ПЕРИОДА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтун Ольга Андреевна, Терещенко Наталия Дмитриевна, Нетишинская Любовь Федоровна

В статье исследуются вопросы совершенствования института предвыборной агитации в современных условиях развития конституционно-правовых и организационных основ функционирования органов публичной власти, а также рассматриваются социальные и информационно-технологические факторы, влияющие на формы и методы проведения предвыборной агитации, вопросы юридической ответственности за нарушение норм, регламентирующих данную стадию избирательного процесса. Новизна статьи состоит в том, что анализируются новеллы правового регулирования проведения предвыборной агитации, установленные после принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который определяет новый этап в развитии российского избирательного законодательства и сделан вывод об обоснованности и целесообразности внесенных изменений в соответствующие нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INSTITUTE OF PRE-ELECTION CAMPAIGN IN CONDITIONS OF CONSTITUTIONAL CHANGES

The article examines the issues of improving the institution of election campaigning in modern conditions of development of the constitutional, legal and organizational foundations for the functioning of public authorities, as well as social and information technology factors that affect the forms and methods of conducting election campaigning, issues of legal liability for violation of norms governing this stage of the electoral process. The novelty of this study lies in the fact that it analyzes the novelties of the legal regulation of the election campaign, established after the adoption of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority", which defines a new stage in the development of the Russian electoral legislation and a conclusion is made about the validity and expediency of the changes made to the relevant norms.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

7. Rekomendacii Komiteta ministrov Soveta Evropy CM/Rec (2009) 1 gosudarstvam-uchastnikam Soveta Evropy po elektronnoj demokratii i poyasnitel'naya zapiska. Prinyaty Komitetom ministrov 18 fevralya 2009g. na 1049-m sobranii zamestitelej ministrov. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.cikrf.ru/international/recommend.doc (data obrashcheniya: 02.09.2021).

ЛУКЬЯНОВА ДАРЬЯНА ДМИТРИЕВНА - аспирант кафедры конституционного, административного и уголовного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал (Россия, г. Орел) (2010913@rambler.ru).

ОГНЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного, административного и уголовного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал (Россия, г. Орел).

LUKYANOVA, DARYANA D. - Ph.D. student, Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management - branch (Russia, Orel) (2010913@rambler.ru).

OGNEVA, ELENA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management - branch (Russia, Orel) (ogneva-elena@yandex.ru ).

УДК 342.849.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-63-67

КОВТУН О.А., ТЕРЕЩЕНКО Н.Д., НЕТИШИНСКАЯ Л.Ф.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Ключевые слова: конституционное развитие, закон о поправках к Конституции РФ, органы публичной власти, избирательное законодательство, информационное обеспечение выборов, информирование выборов, предвыборная агитация, информационные технологии, сроки агитационного периода, юридическая ответственность.

В статье исследуются вопросы совершенствования института предвыборной агитации в современных условиях развития конституционно-правовых и организационных основ функционирования органов публичной власти, а также рассматриваются социальные и информационно-технологические факторы, влияющие на формы и методы проведения предвыборной агитации, вопросы юридической ответственности за нарушение норм, регламентирующих данную стадию избирательного процесса. Новизна статьи состоит в том, что анализируются новеллы правового регулирования проведения предвыборной агитации, установленные после принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который определяет новый этап в развитии российского избирательного законодательства и сделан вывод об обоснованности и целесообразности внесенных изменений в соответствующие нормы.

KOVTUN, O.A., TERESHCHENKO, N.D., NETISHINSKAYA, L.F.

IMPROVING THE INSTITUTE OF PRE-ELECTION CAMPAIGN IN CONDITIONS OF CONSTITUTIONAL CHANGES

Key words: constitutional development, law on amendments to the Constitution of the Russian Federation, public authorities, electoral legislation, information support for elections, informing elections, election campaigning, information technology, terms of the campaign period, legal responsibility.

The article examines the issues of improving the institution of election campaigning in modern conditions of development of the constitutional, legal and organizational foundations for the functioning of public authorities, as well as social and information technology factors that affect the forms and methods of conducting election campaigning, issues of legal liability for violation of norms governing this stage of the electoral process. The novelty of this study lies in the fact that it analyzes the novelties of the legal regulation of the election campaign, established after the adoption of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority", which defines a new stage in the development of the Russian electoral legislation and a conclusion is made about the validity and expediency of the changes made to the relevant norms.

Предвыборная агитация, являющаяся важнейшей стадией избирательного процесса, выступает гарантией реализации гражданами Российской Федерации их конституционных прав на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Институт предвыборной агитации в российском избирательном праве в начальный период своего становления включал незначительное количество правовых норм. С принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] на законодательном уровне стал формироваться качественно новый институт информационного обеспечения выборов, включающий нормы, регламентирующие информирование избирателей и предвыборную агитацию, который прошел несколько этапов своего становления. Как отмечает С.А. Авакьян: «Избирательное законодательство нацеливает соответствующих участников избирательного процесса, прежде всего на обеспечение граждан достоверной и объективной информацией о выборах» [11, с. 277]. С момента принятия вышеуказанного федерального закона, нормы избирательного права,

регламентирующие предвыборную агитацию, постоянно развивались, дополнялись новыми положениями. Продолжают они совершенствоваться и в современный период конституционного развития российского государства, конституционно-правовых основ организации государственной и муниципальной власти.

Исследование института предвыборной агитации в настоящее время обоснованно и приобретает актуальный характер в связи с проведением в России конституционных преобразований, принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1], который направлен на усиление конституционных начал в формировании и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединенных в единую систему публичных органов власти.

Законодатель определяет предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов или против них). Посредством агитации происходит формирование политико-правового сознания электората, повышается активность их участия в процедуре голосования и, в конечном счете, агитация влияет на выбор избирателями народных представителей. Поэтому, нормы избирательного права, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации, должны предусматривать эффективные формы и методы ее проведения, учитывать социальные реальности и общественные интересы, практику широкого использования информационных технологий, достижения науки и техники, что будет способствовать усилению демократических начал в избирательных отношениях, обеспечит объективность и последовательность избирательной кампании, истинное народное представительство.

Нормативное закрепление информационного обеспечения выборов, выделение относительно самостоятельных групп правовых норм, определяющих правила проведения информирования избирателей и предвыборной агитации, было обусловлено участием в избирательном процессе значительного круга субъектов, применением новых форм и методов предвыборной агитации, расширением той информации, которая может быть или должна быть доведена до сведения избирателей, необходимостью установления требований и ограничений к данной информации. По мнению отдельных авторов, «предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума является субинститутом института информационного обеспечения избирательного (референдумного) процесса, представляющим собой совокупность правовых норм, регламентирующих порядок агитационной деятельности в период избирательной кампании, кампании референдума» [12, с. 75].

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] внес ряд изменений в федеральные законы о выборах, об информации, информационных технологиях и о защите информации, касающихся порядка проведения предвыборной агитации, а также в нормативные акты, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение правил агитации.

Прежде всего, следует отметить, что расширены методы предвыборной агитации, которая теперь может проводиться посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалах. Законодателем был дополнен и урегулирован информационный ресурс, используемый при проведении предвыборной агитации, такой как «информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет»», а «выпуск» и «распространение» печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов был заменен на «изготовление» и «распространение» указанных материалов.

Одновременно Центральная избирательная комиссия РФ наделена правом устанавливать особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов, с учетом требований российского законодательства o выборах. Соответствующие избирательные комиссии в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией РФ, вправе обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов,

изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3] и постановление Центральной избирательной комиссии РФ «О порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах» [9] урегулировали процедуру обращения соответствующими избирательными комиссиями в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и последовательный порядок действий указанного федерального органа исполнительной власти после такого обращения соответствующей избирательной комиссии с представлением о пресечении распространения агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований избирательного законодательства РФ.

15 июня 2021 года Центральная избирательная комиссия РФ и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает обмен сведениями в период подготовки и проведения выборов, а также взаимодействие при обращениях избирательных комиссий с представлением о пресечении распространении в Интернете агитационных соглашений, изготовленных или распространяемых с нарушением законодательства [10].

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [4] были расширены и ужесточены санкции за нарушение правил предвыборной агитации. Так, увеличен штраф для граждан, должностных лиц, юридических лиц за агитацию вне агитационного периода и в местах, где её проводить запрещено законодательством о выборах, за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо за размещение этих материалов на объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] установил определенные требования для кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом.

Агитационный материал должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

В случае участия в совместном агитационном мероприятии данной категории кандидатов их выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.

В размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах, во всех агитационных материалах кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента

лицом, или избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах такого кандидата или кандидатов, в том числе в составе списка кандидатов, должна помещаться информация об этом в обязательном порядке.

Законодатель конкретизировал срок с которого начинается агитационный период на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по одномандатному избирательному округу для кандидата, выдвинутого в порядке самодвижения и кандидата, выдвинутого политической партией. В первом случае агитационный период начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а во втором, со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию необходимых документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 43 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6]. Сложная ситуация, связанная с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызвала необходимость обеспечить безопасность избирателей, обусловила целесообразность проведения голосования в течение нескольких дней. Одновременно возник вопрос о сроке прекращения предвыборной агитации при проведении многодневного голосования.

По общему правилу проведение предвыборной агитации прекращается в день, предшествующему дню голосования. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] было установлено, что, если избирательная комиссия, организующая выборы, примет решение о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, то в этом случае агитация прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

Анализ современных норм российского избирательного законодательства, регламентирующих предвыборную агитацию как стадию избирательного процесса, позволяет сделать вывод о поступательном реформировании института предвыборной агитации с учетом развития информационных технологий, социальных условий, повышения политической активности электората, более активного участии граждан в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивая тем самым конституционные основы народовластия. Совершенствование избирательного законодательства позволяет обеспечить условия для соблюдения всеми участниками избирательного процесса правовых норм, регулирующих предвыборную агитацию, дает возможность пресечь действия недобросовестных участников избирательных кампаний, использующих информационные избирательные технологии, нарушающие российское законодательство о выборах.

Вместе с тем, многочисленные изменения избирательного законодательства, регламентирующего общественные отношения, в том числе в сфере предвыборной агитации, не исключают возможности возникновения на практике спорных вопросов [13, с. 26].

Литература и источники

1. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149 (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 09.03.2021 г. № 37-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 09.03.2021 г. № 43-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru

6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 22.02.2014 №20 - ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20.04.2021 г. № 91-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.2021 г. N 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru

9. О порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах: Постановление ЦИК РФ от 16 июня 2021 г. № 10/84-8 // Вестник ЦИК России. 2021. № 6.

10. Соглашение о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий, организующих выборы в органы публичной власти федеральных территорий, и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий

и массовых коммуникаций, ее территориальных органов // Официальный сайт ЦИК РФ: http://www.cikrf.ru/activity/docs/agreements/government/soglashenie-sluzhba-po-nadzoru.php (дата обращения 13.10.2021 г.)

11. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2-т. М., 2014. Т. 2.

12. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. М., 2007.

13. Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Роль Конституционного Суда РФ в формировании института информационного обеспечения выборов // Очерки новейшей камералистики. 2015. № 4.

References and Sources

1. O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i firnkcionirovaniya publichnoj vlasti: Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot

14.03.2020 g. № 1-FKZ // SZ RF. 2002. № 24. St. 2253.

2. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 12.06.2002 g. № 67-FZ // SZ RF. 2002. № 24. St. 2253.

3. Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 g. № 149 (s izm. i dop., vstup. v silu s

20.03.2021 g.) // SZ RF. 2006. № 31. CH. 1. St. 3448.

4. O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: Federal'nyj zakon ot 09.03.2021 g. № 37-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru

5. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 09.03.2021 g. № 43-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru

6. O vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 22.02.2014 №20 - FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru

7. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 20.04.2021 g. № 91-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru

8. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.04.2021 g. N 115-FZ // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru

9. O poryadke obrashcheniya izbiratel'nyh komissij s predstavleniem o presechenii rasprostraneniya v informacionno-telekommunikacionnyh setyah, v tom chisle v seti «Internet», agitacionnyh materialov, informacii, narushayushchih zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii o vyborah i referendumah: Postanovlenie CIK RF ot 16 iyunya 2021 g. № 10/84-8 // Vestnik CIK Rossii. 2021. № 6.

10. Soglashenie o poryadke vzaimodej stviya Central'noj izbiratel'noj komissii RF, izbiratel'nyh komissij sub"ektov RF, izbiratel'nyh komissij municipal'nyh obrazovanij, izbiratel'nyh komissij, organizuyushchih vybory v organy publichnoj vlasti federal'nyh territorij, i Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij, ee territorial'nyh organov // Oficial'nyj sajt CIK RF: http://www.cikrf.ru/activity/docs/agreements/government/soglashenie-sluzhba-po-nadzoru.php (data obrashcheniya 13.10.2021 g.)

11. Avak'yan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebnyj kurs: ucheb. posobie: v 2-t. M., 2014. T. 2.

12. Bol'shakov S.V., Golovin A.G. Informacionnoe obespechenie vyborov i referendumov v Rossijskoj Federacii. M., 2007.

13. Kovtun O.A., Tereshchenko N.D. Rol' Konstitucionnogo Suda RF v formirovanii instituta informacionnogo obespecheniya vyborov // Ocherki novejshej kameralistiki. 2015. № 4.

КОВТУН ОЛЬГА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета (Olgakovtyn@rambler.ru)

ТЕРЕЩЕНКО НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета (tereshenko23@mail.ru)

НЕТИШИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина (lfn2020@mail.ru). KOVTUN, OLGA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Kuban State University (Olgakovtyn@rambler.ru).

TERESHCHENKO, NATALIA D. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Kuban State University (tereshenko23@mail.ru).

NETISHINSKAYA, LYUBOV F. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law of the Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin (lfn2020@mail.ru).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-67-71

ЛЕОНОВ Д.В.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРИНЯТИЕ

НЕПРАВОМЕРНЫХ АКТОВ

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, правовой акт, защита прав и свобод граждан.

Статья посвящена исследованию проблемы законодательной регламентации юридической ответственности должностных лиц за принятие актов, нарушающих права физических и юридических лиц. Автор предлагает установить административную ответственность для должностных лиц, по чьей вине были приняты правовые акты, признанные вступившим в законную силу судебным решением незаконными и нарушающими права и свободы граждан и организаций. Показано, что привлечение виновных должностных лиц к административной ответственности может существенно упростить дальнейшую защиту прав граждан в порядке гражданского судопроизводства В таком случае у гражданина будет веское доказательство нарушения его имущественных и (или) личных неимущественных прав неправомерным актом, принятым должностным лицом. Более того, если факт административного правонарушения со стороны должностного лица будет установлен судом, в гражданском судопроизводстве он может быть признан преюдициальным, что существенно упростит восстановление физическим или юридических лицом своих прав.

LEONOV, D.V.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF OFFICIALS FOR THE ADOPTION OF UNLAWFUL ACTS Key words: administrative responsibility, official, legal act, protection of the rights and freedoms of citizens.

The article is devoted to the study of the problem of legislative regulation of the legal responsibility of officials for the adoption of acts that violate the rights of individuals and legal entities. The author proposes to establish administrative responsibility for officials, through whose

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.