Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЮСТА РОССИИ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЮСТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / информационное общество / регистры нормативных правовых актов / Свод законов / Министерство юстиции / artificial intelligence / information society / registers of normative legal acts / Code of Laws / Ministry of Justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенов Сергей Васильевич

В статье рассмотрены новые функции и задачи, а также приоритетные направления развития системы правовой информации Министерства юстиции. В исследовании выявлено, что с помощью новых технологий искусственного интеллекта, использование которых предусмотрено в Государственной программе «Юстиция», возможно создание Свода законов Российской Федерации. Во-первых, ИИ должен обладать возможностью использовать все распределенные на федеральном, региональном и местном уровне базы данных правовых актов и сопутствующих им материалов (заключений, результатов экспертиз, научно-методических материалов и т.д.), что схоже с технологиями облачной обработки данных. Во-вторых, ИИ должен выявлять коллизии и противоречия в правовых нормах и дефинициях, содержащихся в нормативных правовых актах всех уровней и направлений деятельности. В-третьих, ИИ должен анализировать правоприменительную практику и судебную статистику применения конкретных правовых норм. И, наконец, при решении важной государственной задачи мониторинга правоприменения ИИ должен синтезировать (давать рекомендации) по конструированию правовых норм в процессе совершенствования и разработки нового законодательства (в широком смысле этого термина). Свод законов предполагается создать в машиночитаемой форме, с признанием официального статуса актуализированной редакции входящего в него нормативного правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIA

The article discusses new functions and tasks, as well as priority directions for the development of the legal information system of the Ministry of Justice. The study revealed that with the help of new artificial intelligence technologies, the use of which is provided for in the State Program "Justice", it is possible to create a Code of Laws of the Russian Federation. Firstly, AI should be able to use all databases of legal acts and accompanying materials (conclusions, examination results, scientific and methodological materials, etc.) distributed at the federal, regional and local levels, which is similar to cloud data processing technologies . Secondly, AI must identify collisions and contradictions in legal norms and definitions contained in regulations at all levels and areas of activity. Thirdly, AI should analyze law enforcement practice and judicial statistics on the application of specific legal norms. And finally, when solving the important state task of monitoring law enforcement, AI must synthesize (make recommendations) on the construction of legal norms in the process of improving and developing new legislation (in the broad sense of this term). The Code of Laws is expected to be created in machine-readable form, with recognition of the official status of the updated version of the normative legal act included in it.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЮСТА РОССИИ»

7. Der Umsetzungsplan E-Government // URL: https://www.amministrazionedigitalesvizzera.ch/application/files/4316/4554/6943/Umsetzungsplan_2022_DE.pdf (дата обращения: 29.08.2023)

8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в ред. от 17.02.2023 № 28-ФЗ) // Портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102354386 (дата обращения: 30.08.2023)

9. Zákon с. 539/2008 Z. z. Zákon o podpore regionálneho rozvoja // URL: https://www.zakonypreludi.sk/zz/2008-539 (дата обращения: 30.08.2023)

10. Gecíková I., Papcunová V. Using of strategic management tools in conditions of local self-government in Slovakia // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 110. pp. 969-978.

11. Harnessing Digital - The Digital Ireland Framework. From Department of the Taoiseach. Published on 1 February 2022, Last updated on 22 August 2023 // URL: https://www.gov.ie/en/publication/adf42-harnessing-digital-the-digital-ireland-framework/ (дата обращения: 30.08.2023)

12. King S. F. Citizens as customers: Exploring the future of CRM in UK local government // Government Information Quarterly. 2007. Т. 24. №.1. С. 47-63.

13. Mu R., Haershan M., Wu P. What organizational conditions, in combination, drive technology enactment in government-led smart city projects? // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Т. 174.

14. Швецов А. Н. «Цифровое» неравенство российских городов и регионов: методы оценки и политика выравнивания // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. №3 (35). C. 51-63.

References and Sources

1. Pittaway J. J., Montazemi A. R. Know-how to lead digital transformation: The case of local governments // Government information quarterly. 2020. Т. 37. №. 4.

2. Government Transformation Strategy // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/590199/Government_Transformation_Strategy.pdf (25.08.2023)

3. The Federal Cloud Computing Strategy // URL: https://www.doi.gov/cloud/strategy#:~:text=The%20Cloud%20First%20Policy%20was,before%20making%20any%20new%20investments (27.08.2023)

4. Digital Transformation programme. URL: https://www.local.gov.uk/digital-transformation-programme (27.08.2023)

5. Digital Government // URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/omb/egov/digital-government/digital-government.html (28.08.2023)

6. E-Government-Strategie Schweiz 2020-2023 // URL: https://www.amministrazionedigitalesvizzera.ch/application/files/3016/3636/7600/E-Government-Strategie-Schweiz-2020-2023_D_def.pdf (29.08.2023)

7. Der Umsetzungsplan E-Government // URL: https://www.amministrazionedigitalesvizzera.ch/application/files/4316/4554/6943/Umsetzungsplan_2022_DE.pdf (29.08.2023)

8. Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» of 28.06.2014 No. 172-FZ (as amended from 17.02.2023 No. 28-FZ) // Legal Information Portal. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102354386 (30.08.2023)

9. Act No. 539/2008 Coll., the Act on Support for Regional Development. URL: https://www.zakonypreludi.sk/zz/2008-539 (30.08.2023)

10. Gecíková I., Papcunová V. Using of strategic management tools in conditions of local self-government in Slovakia // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 110. pp. 969-978.

11. Harnessing Digital - The Digital Ireland Framework. From Department of the Taoiseach. Published on 1 February 2022, Last updated on 22 August 2023. URL: https://www.gov.ie/en/publication/adf42-hamessing-digital-the-digital-ireland-framework/ (дата обращения: 30.08.2023)

12. King S. F. Citizens as customers: Exploring the future of CRM in UK local government // Government Information Quarterly. - 2007. - Т. 24. -№. 1. - С. 47-63.

13. Mu R., Haershan M., Wu P. What organizational conditions, in combination, drive technology enactment in government-led smart city projects? // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Т. 174.

14. Shvetsov A. N. Digital inequality of Russian cities and regions: methods of assessment and equalisation policy // Contours of global transformations: politics, economics, law. 2014. №3 (35). C. 51-63.

ЧУРИКОВА АННА ЮРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра информационного права и цифровых технологий, Саратовская государственная юридическая академия (a_tschurikova@bk.ru).

CHURIKOVA, ANNA Yu. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Information Law and Digital Technologies, Saratov State Law Academy (a_tschurikova@bk.ru).

УДК 342.6:004.8 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-84-89

СЕМЕНОВ С.В.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЮСТА РОССИИ

Ключевые слова: искусственный интеллект, информационное общество, регистры нормативных правовых актов, Свод законов, Министерство юстиции.

В статье рассмотрены новые функции и задачи, а также приоритетные направления развития системы правовой информации Министерства юстиции. В исследовании выявлено, что с помощью новых технологий искусственного интеллекта, использование которых предусмотрено в Государственной программе «Юстиция», возможно создание Свода законов Российской Федерации. Во-первых, ИИ должен обладать возможностью использовать все распределенные на федеральном, региональном и местном уровне базы данных правовых актов и сопутствующих им материалов (заключений, результатов экспертиз, научно-методических материалов и т.д.), что схоже с технологиями облачной обработки данных. Во-вторых, ИИ должен выявлять коллизии и противоречия в правовых нормах и дефинициях, содержащихся в нормативных правовых актах всех уровней и направлений деятельности. В-третьих, ИИ должен анализировать правоприменительную практику и судебную статистику применения конкретных правовых норм. И, наконец, при решении важной государственной задачи мониторинга правоприменения ИИ должен синтезировать (давать рекомендации) по конструированию правовых норм в процессе совершенствования и разработки нового законодательства (в

широком смысле этого термина). Свод законов предполагается создать в машиночитаемой форме, с признанием официального статуса актуализированной редакции входящего в него нормативного правового акта.

SEMENOV, S.V.

THE POSSIBILITY OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIA

Key words: artificial intelligence, information society, registers of normative legal acts, Code of Laws, Ministry of Justice.

The article discusses new functions and tasks, as well as priority directions for the development of the legal information system of the Ministry of Justice. The study revealed that with the help of new artificial intelligence technologies, the use of which is provided for in the State Program "Justice", it is possible to create a Code of Laws of the Russian Federation. Firstly, AI should be able to use all databases of legal acts and accompanying materials (conclusions, examination results, scientific and methodological materials, etc.) distributed at the federal, regional and local levels, which is similar to cloud data processing technologies . Secondly, AI must identify collisions and contradictions in legal norms and definitions contained in regulations at all levels and areas of activity. Thirdly, AI should analyze law enforcement practice and judicial statistics on the application of specific legal norms. And finally, when solving the important state task of monitoring law enforcement, AI must synthesize (make recommendations) on the construction of legal norms in the process of improving and developing new legislation (in the broad sense of this term). The Code of Laws is expected to be created in machine-readable form, with recognition of the official status of the updated version of the normative legal act included in it.

Построение информационного общества в нашей стране характеризуется возрастающей ролью внедрения искусственного интеллекта (далее - ИИ) при организации доступа к информационным ресурсам через сеть Интернет. В настоящее время множество научных публикаций сотен авторов посвящены анализу этого понятия и выработано достаточно рекомендаций по его совершенствованию [1, 2]. По моему мнению, искусственный интеллект -это, прежде всего, программный код, исполняемый на конкретной аппаратной платформе (компьютерной технике). Данный программный код на языке высокого уровня (например, С++) реализует авторский алгоритм поведения некой информационной системы искусственного интеллекта, имеющей возможность накапливая данные (например, система распознавания лиц), обучаться в процессе выработки решения [3].

В условиях развития информационного общества роль Минюста России в обеспечении граждан, организаций и органов публичной власти достоверной и актуальной правовой информацией приобретает особое значение, а возможность внедрения ИИ повышает уровень максимального охвата и интеллектуальной обработки всех направлений законопроектной и правоприменительной деятельности.

Полномочия Минюста России в 2023 году существенно расширены. Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 г. № 10 [4] утверждено новое Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.10.2023 № 750), в соответствии с которым Минюст России решает определенные государственные задачи, в том числе традиционно занимается систематизацией законодательства. Я думаю, что при нынешнем руководстве Министерства юстиции мы еще увидим добавление в его уставной деятельности новых государственных функций и задач.

Государственная программа Российской Федерации "Юстиция", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (в ред. от 16.12.2021 № 2322) [5], в том числе предусматривает создание широкого спектра правовых сервисов и ресурсов, ориентацию на развитие и широкое применение информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта (курсив автора).

Изучая задачи и полномочия Министерства юстиции как органа федеральной исполнительной власти, имеющего многовековую историю, я пытался выявить самую важную составляющую деятельности Минюста, которая на протяжении веков была значимой и для Российской империи, и для Советского Союза и, наконец, существенна и для современного развития нынешнего российского государства. И пришел к выводу, что и в XIX, и в XX, и сейчас в XXI веке это деятельность по систематизации законодательства, конечным результатом которой является создание Свода Законов. Это было сделано под руководством М.М. Сперанского в XIX веке для Российской империи, под руководством В.И. Теребилова в XX веке для Советского Союза, и это должно быть сделано в XXI веке для Российской Федерации. И я считаю, что для этого Минюст имеет возможность использовать технологии ИИ.

Кстати хочу напомнить, что в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1998 № 170

«О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» [6]. Минюст России (Крашенинников П.В.) подготовил и направил в Администрацию Президента проект структуры Свода законов Российской Федерации и другие необходимые материалы. Согласно приказа Минюста России главную роль в исполнении данного указа выполнял отдел Свода законов и систематизации федерального законодательства (Л.В. Филатова) Департамента правовой информатизации (А.В. Морозов) [7].

Я считаю, что создание Свода законов в машиночитаемой форме с использованием технологий ИИ возможно в ближайшее время и у Министерства юстиции есть для этого все необходимые условия. В составе Минюста России находится уникальное учреждение Научный центр правовой информации, обладающее кадровым потенциалом с огромным опытом, современными аппаратно-программными средствами, информационными технологиями обработки и предоставления правовой информации. И что очень важно отметить, что информационные ресурсы НЦПИ надежно защищены от угроз в сфере информационной безопасности [8].

По моему мнению, нормативной базой для организации деятельности по созданию Свода законов в машиночитаемой форме также является Указ Президента Российской Федерации 20.05.2011 №2 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» [9], в котором, по мнению исследователей, Минюсту отведена значительная роль и даны существенные полномочия [10].

В настоящее время Минюст России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, проводит работу по систематизации нормативных правовых актов указанного уровня. Назрела насущная необходимость в создании федеральной государственной информационной системы, интегрирующей все базы данных правовой информации в единое информационно-правовое пространство, с использованием для обработки правовой информации технологии ИИ.

К сожалению, пока законодательно не урегулировано использование актуализированной версии нормативного правового акта. Актуализированная версия имеет справочный характер, а официальный статус придан только первоначальному исходному тексту правового акта, размещенному на государственной платформе.

Важно также отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 584-р (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 1002) утвержден перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам [11]. В их число входит Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации.

Это еще один аргумент в поддержку идеи создания федеральной государственной информационной системы, информационные ресурсы которой необходимы для реализации конституционного права граждан на информацию, обеспечения должностных лиц, органов публичной власти и муниципальных образований актуальной и достоверной правовой информацией.

В указанной информационной системе с использованием технологий ИИ должна быть организована круглосуточная работа по анализу и экспертизе законодательства для выявления коллизий и противоречий правовых норм и дефиниций, и что самое главное, создана основа для интеллектуальной систематизации правовых актов с созданием совершенного механизма мониторинга правоприменения с потенциальной возможностью синтеза новых правовых норм. Это как раз то место приложения программного обеспечения под названием «искусственный интеллект» [12].

Во-первых, ИИ должен обладать возможностью использовать все распределенные на федеральном, региональном и местном уровне базы данных правовых актов и сопутствующих им материалов (заключений, результатов экспертиз, научно-методических материалов и т.д.), что схоже с технологиями облачной обработки данных. Во-вторых, ИИ должен выявлять коллизии и противоречия в правовых нормах и дефинициях, содержащихся в нормативных правовых актах всех уровней и направлений деятельности. В-третьих, ИИ должен анализировать правоприменительную практику и судебную статистику применения конкретных правовых норм. И, наконец, ИИ должен синтезировать (давать рекомендации) по конструированию правовых норм

в процессе совершенствования и разработки нового законодательства (в широком смысле этого термина) [13].

Структурно федеральная государственная информационная система, безусловно включающая, прежде всего федеральное законодательство, которое обрабатывается и размещается на портале parvo.gov.ru коллегами из ФСО России [14], должна включать в себя также и следующие базы данных правовой информации:

1. Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (около 60 тыс. актов) ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)

[15].

Процесс использования ИИ при государственной регистрации нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

2. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (около 1,5 млн. документов) ведется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 №2 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 26.12.2016 № 707) [16].

В развитие этого Указа принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения «О порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2018 № 327) [17]. Я считаю, что применение технологий ИИ при проведении правовой экспертизы для анализа содержания нормативного правового акта субъекта Российской Федерации территориальным органом Минюста России позволит существенно повысить качество принимаемых актов и повысить не только уровень законодательства субъектов, но и уровень качества федерального законодательства.

3. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (около 13 млн. документов) ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 № 1391) [18].

Огромная проблема в квалифицированных юридических кадрах, создающих и актуализирующих базу данных правовых актов своего муниципального образования может быть решена с применением ИИ в качестве вспомогательного средства при решении этой важной государственной задачи. А обработка правовых актов при помощи ИИ с устранением коллизий и противоречий должна повысить качество законопроектной деятельности муниципальных образований.

Упомянутая выше федеральная государственная информационная система также важна и для обеспечения информационной безопасности государства, в условиях нарастающей активности кибератак на информационно-правовые ресурсы органов публичной власти и муниципальных образований, а также известных коммерческих структур распространителей справочных правовых систем, подверженных еще и угрозам финансов-экономических кризисов.

В результате Минюст имеет все полномочия, информационные ресурсы и технологии, которые в сочетании с возможностями ИИ, позволяют создать машиночитаемый Свод законов Российской Федерации, наладить механизм его актуализации и на его основе построить эффективную систему мониторинга правоприменения, а также разработку и совершенствование законодательства Российской Федерации всех уровней и направлений деятельности.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, я считаю необходимым применить технологию ИИ для создания Свода законов в машиночитаемой форме, что позволит:

- на основе Свода законов сформировать в России единое информационное пространство;

- гарантировать конституционное право на информацию, обеспечить доступ пользователей к актуализированным нормативным правовым актам в машиночитаемой форме;

- придать официальный статус актуализированным редакциям нормативных правовых актов в машиночитаемом виде.

В ближайшие десятилетия на смену последовательным двузначным кремниевым компьютерам должны прийти квантовые [19] с параллельными вычислениями и существенно большими характеристиками объема оперативной памяти и быстродействия, что резко повысит эффективность систем ИИ и позволит их применять для решения задач большой сложности и размерности. Думаю, что Министерство юстиции не останется в стороне и будет применять эти системы для решения важных государственных задач.

Систематизация законодательства и создание Свода законов в машиночитаемой форме это только одна из задач Минюста России, при решении которой возможно использование ИИ. Сложнейшие задачи в деятельности входящих в состав Министерства юстиции служб (ФСИН, ФССП Минюста России), экспертная деятельности, методическое руководство и организация деятельности адвокатуры и нотариата, регистрация общественных объединений и многие другие направления деятельности Минюста также содержать возможности по использованию ИИ для решения важных государственных задач.

Литература и источники

1. Морозов А.В. Искусственный интеллект: понятие и особенности правового регулирования. Монография. М.: ООО «Технолоджи-3000», 2021. 132 с.

2. Карцхия А.А. Искусственный интеллект как средство управления в условиях глобальных рисков // Мониторинг правоприменения. 2020. № 1 (34). С. 45-50.

3. Семенов С.В. Анализ состояния правового регулирования в сфере деятельности систем искусственного интеллекта // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7 (223). С. 134-138.

4. Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 г. № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 09.10.2023 № 750). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"» (в ред. от 16.12.2021 № 2322). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023).

6. Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1998 № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

7. Морозов А.В. История правовой информатизации Минюста России // Правовая информатика. 2020. № 2. С. 92-99.

8. Карцхия А.А., Макаренко Г.И., Сергин М.Ю. Современные тренды киберугроз и трансформация понятия кибербезопасности в условиях цифровизации системы права // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 3 (31). С. 18-23.

9. Указ Президента Российской Федерации 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

10. Морозов А.В. История и перспективы развития системы мониторинга правоприменения Минюста России. Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 11-18.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 584-р (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 1002). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

12. Карцхия А.А., Макаренко Д.Г. Правовые аспекты статуса и рисков искусственного интеллекта // Труды Десятой Междунар. науч.-техн. конф. «Безопасные информационные технологии» (3-4 декабря 2019 г.). М.: МГТУ, 2019. С. 167-171.

13. Морозов А.В. Бионические конструкции человеческого сознания как основа построения ЭВМ будущего // Будущее российского права: концепты и социальные практики. V Московский юридический форум. XIV Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 ч. Часть 4. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 82-89.

14. Модели правового регулирования в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2020. 254 с.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

16. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2016 № 707). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023)

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения «О порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2018 № 327). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2023).

19. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104-114.

References and Sources

1. Morozov A.V. Iskusstvennyj intellekt: ponyatie i osobennosti pravovogo regulirovaniya. Monografiya. M.: OOO «Tekhnolodzhi-3000», 2021. 132 s.

2. Karckhiya A.A. Iskusstvennyj intellekt kak sredstvo upravleniya v usloviyah global'nyh riskov // Monitoring pravoprimeneniya. 2020. № 1 (34). S. 45-50.

3. Semenov S.V. Analiz sostoyaniya pravovogo regulirovaniya v sfere deyatel'nosti sistem iskusstvennogo intellekta // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2023. № 7 (223). S. 134-138.

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.01.2023 g. № 10 «Voprosy Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii» (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 09.10.2023 № 750). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 g. № 312 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii \"Yusticiya\"» (v red. ot 16.12.2021 № 2322). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

6. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14.02.1998 № 170 «O merah po povysheniyu effektivnosti raboty, svyazannoj s formirovaniem Svoda zakonov Rossijskoj Federacii». // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

7. Morozov A.V. Istoriya pravovoj informatizacii Minyusta Rossii // Pravovaya informatika. 2020. № 2. S. 92-99.

8. Karckhiya A.A., Makarenko G.I., Sergin M.Yu. Sovremennye trendy kiberugroz i transformaciya ponyatiya kiberbezopasnosti v usloviyah cifrovizacii sistemy prava // Voprosy kiberbezopasnosti. 2019. № 3 (31). S. 18-23.

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii 20.05.2011 № 657 «O monitoringe pravoprimeneniya v Rossijskoj Federacii». // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

10. Morozov A.V. Istoriya i perspektivy razvitiya sistemy monitoringa pravoprimeneniya Minyusta Rossii. Monitoring pravoprimeneniya. 2020. № 2 (35). S. 11-18.

11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04.2006 № 584-r (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.12.2010 № 1002). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

12. Karckhiya A.A., Makarenko D.G. Pravovye aspekty statusa i riskov iskusstvennogo intellekta // Trudy Desyatoj Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Bezopasnye informacionnye tekhnologii» (3-4 dekabrya 2019 g.). M.: MGTU, 2019. S. 167-171.

13. Morozov A.V. Bionicheskie konstrukcii chelovecheskogo soznaniya kak osnova postroeniya EVM budushchego // Budushchee rossijskogo prava: koncepty i social'nye praktiki. V Moskovskij yuridicheskij forum. XIV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Kutafinskie chteniya): materialy konferencii: v 4 ch. Chast' 4. M.: RG-Press, 2018. S. 82-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Modeli pravovogo regulirovaniya v global'nom informacionnom obshchestve: monografiya / pod obshch. red. T.A. Polyakovoj. Saratov: Amirit, 2020. 254 s.

15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.08.1997 № 1009 «Ob utverzhdenii pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii». (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.02.2023 № 218). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.08.2000 № 1486 «O dopolnitel'nyh merah po obespecheniyu edinstva pravovogo prostranstva Rossijskoj Federacii» (v red. Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.12.2016 № 707). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023)

17. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.11.2000 № 904 «Ob utverzhdenii Polozheniya «O poryadke vedeniya federal'nogo registra normativnyh pravovyh aktov sub"ektov Rossijskoj Federacii» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 26.03.2018 № 327). // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

18. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10.09.2008 № 657 «O vedenii federal'nogo registra municipal'nyh normativnyh pravovyh aktov» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.11.2018 № 1391). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).

19. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Pravovoe regulirovanie kvantovyh kommunikacij v Rossii i v mire // Gosudarstvo i pravo. 2022. № 5. S. 104-114.

СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - соискатель кафедры правового обеспечения государственного управления и экономики, Юридический институт, Российский университет транспорта (МИИТ) (sergej-gossluzhba@yandex.ru). SEMENOV, SERGEY V. - applicant for the Department of Legal Support of Public Administration and Economics, Law Institute, Russian University of Transport (MIIT) (sergej-gossluzhba@yandex.ru).

УДК 342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-89-93

БАТОВА О.С.

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

Ключевые слова: конституционное право, юриспруденция, учебная дисциплина, гражданственность, система права.

В соответствии с ФГОС ВО «Юриспруденция» и ФГОС ВО «Правоохранительные органы» учебные дисциплины «Конституционное право» и «Конституционное право России» относятся к обязательным дисциплинам образовательных программ, которые студенты (курсанты) изучают на младших курсах. Задача преподавателя высшей школы не только составить рабочую программу дисциплины (модуля) таким образом, чтобы выделенные на обучение часы охватывали все содержание курса, но и реализовать воспитательные цели. В статье выделены ключевые положения, которые должны быть в первую очередь усвоены, представлен авторский подход по применению практико-ориентированных методик, направленных на формирование гражданственности у обучающихся.

BATOVA, O.S.

ON THE ISSUE OF THE CONTENT AND METHODS OF TEACHING CONSTITUTIONAL LAW IN RUSSIA Key words: constitutional law, jurisprudence, academic discipline, citizenship, the legal system.

In accordance with the Federal State Educational Standard for Higher Education «Jurisprudence» and the Federal State Educational Standard for Higher Education «Law Enforcement Agencies», the academic disciplines «Constitutional Law» and «Constitutional Law of Russia» are among the compulsory disciplines of educational programs that students (cadets) study in junior years. The task of a higher school teacher is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.