Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ'

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ / УК РФ / НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ / БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ / VOTING RIGHTS OF CITIZENS AND THE RIGHT TO PARTICIPATE IN THE REFERENDUM / CRIMINAL CODE / ILLEGAL ISSUANCE AND RECEIPT OF BALLOT PAPERS / BALLOT PAPERS IN THE REFERENDUM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Царев Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются нормы статьи 142.2 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; анализируются составы данных преступлений, предлагаются пути их законодательного совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Царев Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL ISSUANCE AND RECEIPT OF A BALLOT PAPER, BALLOT PAPER IN A REFERENDUM

The article deals with the norms of article 142.2 of the criminal code, establishing criminal liability for illegal issuance and receipt of ballot papers, ballot papers for voting in a referendum; analyzes the composition of these crimes, suggests ways of their legislative improvement

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ»

OS4 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО ^D

Царев Сергей Анатольевич,

студент 2 курса магистратуры Юридического факультета

Московского государственного областного университета, e-mail: UVarnike@ rambler.ru

Научный руководитель: Николаева Юлия Валентиновна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Юридического факультета Московского государственного областного университета

e-mail: UVarnike@ rambler.ru

12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Аннотация. В статье рассматриваются нормы статьи 142.2 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; анализируются составы данных преступлений, предлагаются пути их законодательного совершенствования.

Ключевые слова: избирательные права граждан и право на участие в референдуме, УК РФ, незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Tsarev Sergey Anatolyevich,

2nd year master student Law faculty of Moscow state University

regional University

Scientific adviser: Nikolaeva Yuliya Valentinovna, doctor of law, associate Professor, Professor of criminal law Department Law faculty of Moscow state University regional University

ON THE ISSUE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL ISSUANCE AND RECEIPT OF A BALLOT PAPER, BALLOT PAPER IN A REFERENDUM

Annotation. The article deals with the norms of article 142.2 of the criminal code, establishing criminal liability for illegal issuance and receipt of ballot papers, ballot papers for voting in a referendum; analyzes the composition of these crimes, suggests ways of their legislative improvement.

Key words: voting rights of citizens and the right to participate in the referendum, the criminal code, illegal issuance and receipt of ballot papers, ballot papers in the referendum.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

УДК - 343 ББК - 67.52

Вопросы проведения выборов в Российской Федерации, в том числе проблемы, связанные с законодательным обеспечением избирательного процесса, приобретают особую актуальность в связи с выборами Президента Российской Федерации, а также ряда высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе Губернатора Московской области в сентябре 2018 г

Уголовное законодательство, как и все избирательное законодательство, включая законодательство субъектов Российской Федерации, постоянно видоизменяется. Это проявляется в том, что с момента введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации, с 1 января 1997 г, в статьи, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение избирательного законодательства, вносились изменения и дополнения более 20 раз. В 2017 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 249-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» [7] Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 142.2 «Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме». До внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме была предусмотрена лишь в ст. 5.22 КоАП РФ. Криминализация данного деяния свидетельствует об усилении охраны общественных отношений в сфере установленного порядка избирательного процесса государством.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[5] для участия в голосовании на выборах (референдумах) каждый избиратель (участник референдума) получает бюллетень и голосует лично. Голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. Аналогичные положения содержатся в Федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» [4], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

[6], «О референдуме Российской Федерации» [8], а также в законах субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах [1].

Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования

на референдуме являются тяжкими посягательствами на политические права граждан и влекут за собой ответственность, в том числе и уголовную. В статье 142.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Определенный интерес представляют данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по ряду преступлений, которые с позиции непосредственного объекта (установленных порядок осуществления избирательного процесса) могут быть объединены в одну группу. Так, с 2011 г. по июль 2017 г. по ст. 141 УК РФ было осуждено 26 человек; по ст. 141.1 УК РФ - 4; по ст. 142 УК РФ - 50; по ст. 142.1 УК РФ - 38 [10]. В связи с непродолжительным сроком функционирования статистических данных по ст. 142.2 УК РФ нет.

Представленные данные свидетельствуют, что количество преступлений в ходе выборов, скорее, носит исключительный характер по причине их высокой степени латентности и в связи с тем, что зачастую предварительное следствие имеет финишный характер и не развивается дальше. По мнению некоторых авторов, это объясняется тем, что уровень правовой культуры участников электорального процесса, а также особенности ментальности сотрудников правоохранительной системы и судей приводят к тому, что данные преступления просто не оцениваются должным образом и считаются малозначительными [2].

Анализ ст. 142.2 УК РФ свидетельствует о том, что в одной статье законодатель закрепил два самостоятельных преступления. Одно из них - в ч. 1 данной статьи, другое - в ч. 2.

Учитывая содержание признаков объективной стороны преступлений, признаки которых закреплены в ч. 1, ч. 2 ст. 142.2 УК РФ, можем заключить, что объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с реализацией свободного волеизъявления и соблюдения прав избирателей и лиц, участвующих в референдуме, в том числе и порядок проведения выборов и референдумов в соответствии с действующим законодательством.

Предмет преступления выступает конструктивным признаком в обоих составах - избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, характеризуется совершением альтернативных действий: выдачей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме либо выдачей гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Следует отметить, что избирательное законодательство предусматривает возможность совершения отдельных избирательных действий лишь определенными участниками избирательного процесса. Это влечет за собой ограничение субъектов преступлений в указанной сфере.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, специальный и прямо указан в уголовном законе - член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума. Следует отметить, что субъект преступлений рассматриваемого вида определен не четко. В связи с этим, с учетом бланкетности диспозиций соответствующих частей в ст. 142.2 УК РФ уяснить содержание этого обязательного элемента состава преступления можно только путем толкования норм избирательного законодательства.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выделяет два вида членов избирательной комиссии, комиссии референдума:

а) член избирательной комиссии с правом решающего голоса;

б) член избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом ко -миссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права выдавать и подписывать бюллетени. Таким образом, совершить преступление может только член избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Субъект преступлений, предусмотренных в ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи, общий. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает общественную опасность своих действий, характеризующихся выдачей избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, и желает совершить эти действия. Специальная цель рас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

сматриваемого преступления предполагает: а) возможность проголосовать вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования; б) выдачу гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Представляется, что цели рассматриваемого преступления требуют уточнения. Незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме может осуществляться и в целях достижения определенного результата на выборах.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции данной нормы действий вне зависимости от наступления последствий.

В части 2 ст. 142.2 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он нарушает закон, получает в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования.

Мотивы и цели этого преступления не указаны в диспозиции рассматриваемой нормы, поэтому квалифицирующего значения не имеют.

Содержание предусмотренного в ч. 3 ст. 142.2 УК РФ признака совершения данного преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой определяется в ст. 35 УК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в нем участво-

вали не менее двух лиц, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Под организованной группой, согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ, следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он нарушает закон, и желает совершить данные действия. Мотивы и цели этого преступления не указаны в диспозиции рассматриваемой нормы, поэтому не влияют на квалификацию.

Выделить признаки группы лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 142.2 УК РФ, по предварительному сговору, и организованной группы можно исходя из общего понятия соучастия в преступлении как умышленного совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного преступления, приведенного в ст. 32, 35 УК РФ.

Особый интерес представляют санкции рассматриваемой статьи.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

По части 2 ст. 142.2 УК РФ - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

По части 3 ст. 142.2 УК РФ - штраф в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Существующая конструкция санкций ст. 142.2 УК РФ представляется неоправданной. Например, в ряде статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение иных конституционных прав (за совершение преступления лицом

с использованием своего служебного положения) - нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 137 УК РФ), - предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Следует признать, что многие недостатки в правоприменительной практике являются следствием несовершенства законодательства. И перед нами встает задача - совершенствовать законодательство, в том числе и уголовное. Проблем много.

В первую очередь стоит назвать проблему кодификации избирательного законодательства, в том числе, на уровне субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что наши законы дублируют нормы федерального законодательства. Это осознанное решение - изложить в одном нормативном правовом акте все нормы, как областные, так и федеральные. В результате мы получаем один объемный документ, дающий ответы на все без исключения вопросы о деятельности избирательных комиссий. Это удобно для правоприменительной работы. Практика других субъектов Российской Федерации показывает эффективность избирательного законодательства региона в одном кодифицированном документе. Не секрет, что избирательные кодексы приняты и в Москве, имеются они и у наших соседей - во Владимирской области, в Тверской области и в других регионах [9, с. 133-139]. Вопрос о разработке избирательного кодекса рассматривается и на федеральном уровне [3]. Поскольку в ч. 1 ст. 142.2 УК РФ субъект специальный, целесообразно в санкции указанной статьи предусмотреть в качестве одного из альтернативных видов наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Список литературы:

[1] Закон Московской области от 06.07.2012 № 98/2012-ОЗ (ред. от 07.02.2018) «О выборах Губернатора Московской области» // СПС «Консуль-тантПлюс».

[2] Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Памфилова поддержала идею Избирательного кодекса // кйр8://,^^^поуауа§а2е1а.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

ru/news/2016/11/24/126878-glava-tsik-pamfilova-vystupila-za-prinyatie-zapreschayuschego-rezkoe-izmenenie-vybornogo-zakonodatelstva-kodeksa.

[4] Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http:// www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[5] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[6] Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 05.02.2018) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дата обр. 05.02.2018).

[7] Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 249-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 02.08.2017. № 169.

[8] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[9] Царев С.А., Забелина Е.П. О некоторых аспектах избирательного законодательства Московской области // Сборник выступлений V Международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития избирательной системы», ИКМО.

[10] http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

Spisok literatury:

[1] Zakon Moskovskoj oblasti ot 06.07.2012 № 98/2012-0Z (red. ot 07.02.2018) «O vy'borax Gubernatora Moskovskoj oblasti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Kolyushin E.I. Vy'bory' i izbiratel'noe pravo v zerkale sudebny'x reshenij. M., 2010 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Pamfilova podderzhala ideyu Izbiratel'nogo kodeksa // https://www.novayagazeta.ru/ news/2016/11/24/126878-glava-tsik-pamfilova-vystupila-za-prinyatie-zapreschayuschego-rezkoe-izmenenie-vybornogo-zakonodatelstva-kodeksa.

[4] Federal'ny'j zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ «O vy'borax prezidenta Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.12.2017) // Oficial'ny'j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http://www.pravo.gov. ru (data obr. 05.02.2018).

[5] Federal'ny'j zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.12.2017) // Oficial'ny'j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http:// www.pravo.gov.ru (data obr. 05.02.2018).

[6] Federal'ny'j zakon ot 22.02.2014 № 20-FZ «O vy'borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy' Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.02.2018) // Oficial'ny'j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http://www.pravo.gov. ru, (data obr. 05.02.2018).

[7] Federal'ny'j zakon ot 29 iyulya 2017 goda № 249-FZ «O vnesenii izmeneniya v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 02.08.2017. № 169.

[8] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 28.06.2004 № 5-FKZ «O referendume Rossijskoj Federacii» (red. ot 18.06.2017) // Oficial'ny'j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http:// www.pravo.gov.ru (data obr. 05.02.2018).

[9] Carev S.A., Zabelina E.P. O nekotory'x aspektax izbiratel'nogo zakonodatel'stva Moskovskoj oblasti // Sbornik vy'stuplenij V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya izbiratel'noj sistemy'», IKMO.

[10] http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.